Фрагменты. Знакомые Пушкина заграницей

Киселев Николай Дмитриевич (1802—1869) в  январе 1824 года поступил на службу в Министерство иностранных дел и в 1826 году с князем Меншиковым был отправлен в Персию. В это время молодой дипломат считался завидным женихом.

Пушкин тогда был влюблён в Анну Оленину. Она же ждала предложения от Киселёва, чтобы его принять, о чём писала в дневнике.

Пушкин дружески общался с ним в 1828 г. и по-дружески желал ему иное:
"Ищи в чужом краю
здоровья и свободы,
Но север забывать грешно,
Так слушай: поспешай карлсбадские пить воды,
Чтоб с нами снова пить вино".
(Вписано Пушкиным под автопортретом Пушкина в записную книжку Киселёва, в день отъезда Киселева за границу).

И, конечно, он пил карлсбадские воды.
В 1833—1837 годах несколько раз выезжала на лечение в Карлсбад, жила в Берлине, Мариенбаде Александра Осиповна Смирнова (Россет).
В 1837 г. в Париже Николай Михайлович Смирнов служил в русском посольстве. К этому времени относится её знакомство с Н.Д.Киселёвым, перешедшее во взаимное увлечение.

В 1844 году в Париже «Кися» стал предметом увлечения А.О.Смирновой, если верить Анне Олениной: «это была самая нежная привязанность иронической Смирновой (Россет) за всю её жизнь».

Известие о гибели Пушкина застало Смирновых в Париже. Из письма А.О.Смирновой П.А.Вяземскому:
"Я также была здесь оскорблена, и глубоко оскорблена, как и вы, несправедливостью общества. А потому я о нем не говорю. Я молчу с теми, которые меня не понимают. Воспоминание о нем сохранится во мне недостижимым и чистым. Много вещей я имела бы вам сообщить о Пушкине, о людях и делах; но на словах, потому что я побаиваюсь письменных сообщений".

По поводу первых двух родов Смирновой Пушкин писал жене: «Смирнова родила благополучно, и вообрази: двоих. Какова бабенка, и каков красноглазый кролик Смирнов? — Первого ребёнка такого сделали, что не пролез, а теперь принуждены на двое разделить. Сегодня кажется девятый день — и слышно, мать и дети здоровы».

Первый ребёнок - мальчик, мертворождённый (октябрь, 1832).

Весной 1837 года у Александры Осиповны в Париже умерла от кашля дочь, Александра Николаевна (18.06.1834 — 17.03.1837), близнец, похоронена на Пер-Лашез. Александра Осиповна переехала во Флоренцию, потом в Дюссельдорф и, наконец, в Баден-Баден. Умерла в Париже в 1882 году, 7 июля, 73 лет.

Вторая дочь-близнец, Ольга Смирнова, записала со слов уже немолодой матери воспоминания «Записки Александры Осиповны Смирновой», добавила кое-что от себя. Ольга Николаевна пыталась издать их в России. В 1893 году в журнале «Северный вестник» выходит этот огромный труд, написанный на французском языке, затем он был издан отдельной книгой. В том же году, 13 декабря, Ольга умерла в Париже.

8 июня 1855 года  Киселёв Николай был вновь отправлен чрезвычайным посланником и полномочным министром к дворам римскому и тосканскому; на этом посту он оставался до 1864 года, когда был назначен представителем России при короле объединённой Италии; последний пост Киселёв занимал до самой своей смерти в 1869 г., продолжая пользоваться полным расположением Александра II.

В 1863 году, в 61 год, Николай Киселёв связал себя узами брака с 33-летней вдовой, графиней Франческой Торлони (1830—1902). От первого брака у неё был сын Клемент (1852—1899).
10 ноября 1863 года в Париже он расстался со славой донжуана. По словам современницы, донна Франческа была красавицей, её классические черты и высокий прямой стан так и просились под резец скульптора, чтобы запечатлеться в мраморе.

Скончался Киселёв от «разложения крови» 29 ноября 1869 года, 67 лет, во Флоренции. Похоронен в московском Донском монастыре рядом с братом Павлом. Детей он не имел, но среди его племянников были влиятельные при Александре II деятели Дмитрий, Николай и Владимир Милютины.

P.S.
Рисорджименто (Национально- освободительное движение) на шесть лет сделало Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865—1871 годы) — вслед за Турином и до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима. Этот период и статус оставили свой след: была снесена часть исторического центра («чрева» города) с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. На этом месте (нынешняя Площадь Республики) был задуман помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Осуществить этот проект успели лишь после утери городом столичных функций: к 1887 году и позднее на нынешней площади о бывшем еврейском квартале напоминают лишь такие названия, как кафе «Пашковски» и кинотеатр «Гамбринус».

В 1837 г. возникла идея устройства кладбища внутри крепостных стен Базилики Святого Миния на горе (внутри монастыря Сан-Миниато-аль-Монте (итал. Basilica di San Miniato al Monte). Аббатство Сан-Миниато - одно из пяти аббатств во Флоренции, столицы Тосканы.

P.S.
"Судьба Евгения хранила", а Александр Сергеич не оставлял планов побега заграницу. Будь он посдержаннее в молодые годы, не попади в разряд неблагонадёжных, жил бы во Флоренции, в Париже, да и везде, куда бы его определили.


Иллюстрация: вид на Флоренцию и кладбище при Сан-Миниато-аль-Монте.


Рецензии