Вера в предопределение
Лишь открыв Книгу Коран и усвоив его чудесные откровения, мы сможем понять скрытость всего бытия, которая была создана неоценимым трудом Великого Творца. В своем многообразии и совершенстве всего, что Он создал, ошеломляет сердце и производит огромное впечатление на разум. Существование столь совершенной гармонии говорит о предварительном планировании и о изумительно точном расчете. Акт творения всего сущего по учению Корана имеет различные аспекты, а понятия, использованные для них, объясняются в айатах суры 2:117, 6:94, 59:24 и 6:98. Слово «Халака» в этих откровениях означает процесс созидания из существующей материи или на основании определенного состояния. Создатель значит «аль-Бари». «Саввара» - означает придавать форму и цвет, чтобы создание соответствовало определенной цели или имел определенный смысл, отсюда имя «аль-Муссавир», то есть «Образователь», ибо этим обозначается совершенные творения.
И Он - Аллах, Творец (Вселенной),
Создатель (совершенного порядка в ней),
Образователь (высших форм и видов), -
К Нему прекраснейшие имена восходят,
И все, что в небесах и на земле,
Хвалу и славу воздает Аллаху,
(Кто безгранично) мудр и велик!
(Аль Хашр, сура 59:24).
Из хадиса переданным аль Бухари и Муслимом нам известно 99 имен Аллаха, но на самом деле количество имен не ограничивается числом 99, потому что Всевышний Аллах имеет неисчислимые совершенные атрибуты и прекрасные имена, сущность которых знает только Он Сам. Также имам Ахмад по цепочке со слов Ма‘киля ибн Ясара передает, что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Кто встретив утро, произнесет три раза: “Прибегаю к Всеслышащему, Всезнающему Аллаху от прогнанного шайтана” и прочтет три последних аята суры «аль-Хашр (Сбор)», к тому Аллах приставляет семьдесят тысяч ангелов, которые станут молится за него до самого вечера. Если в тот день он умрет, то умрет шахидом (мучеником). А кто произнесет это, встретив вечер, то приобретает такую же степень» — хадис, передаваемый со слов одного передатчика. «Гариб (неизвестный”.[Ат-Тирмизи 2922, Ахмад 5/26]
Его созидание бесконечен и совершенен. Живя на этой прекрасной планете, мы видим лишь малую часть Его создания. В мире создано столь совершенно разных животных и всяких мелких тварей, что при виде их, невозможно скрыть свое удивление и восхищение. Сверхъестественные способности и невообразимые свойства их, свидетельствуют о мудрости Создателя и о Его целенаправленности. А для истинно верующего каждый из них является величественным знамением Аллаха (хвала Ему!). И весь этот процесс, который происходит в мире фауны и флоры имеет свое назначение и свою цель, известной лишь Ему Одному. Нам об этом будет известно лишь после Судного Дня, при условии, если удостоимся Его прощения и милосердия. А в данном случае мы можем лишь предположить, что все сверхъестественные способности этих тварей будут применены в создании более сложного и более совершенного человека, в вечной жизни будущего, которое наступит после Судного Дня. Аллах (хвала Ему!), по мудрости Своей не наделил человека теми сверхъестественными способностями, которыми обладают эти твари, но Он вместо этого наделил человека особым разумом и свободой выбора, которого нет у других существ. Независимо от этого перед созидательным трудом Великого Творца все эти творения приносят Ему хвалу. И это обращение должно совершаться обладателями разума, а именно нами, причем в каждое время и при любых обстоятельствах. И чтоб мы не забыли эту истину Аллах (хвала Ему!) обращает наше внимание на бесчисленные другие существа и организмы, которые рассеял Он в обоих мирах и между ними.
И из Его знамений -
Создание небес, творение земли
И живности, что Он рассеял там;
Он мощен их собрать, как скоро пожелает
(Аш-Шура, 42:29).
Слово «дабба» означающее «живые существа» всех видов, которые рассеяны в других планетах нашей Вселенной, говорит о существовании неизвестных нам разумных существ, которые по всей вероятности намного опережают нас своим развитием. И не зависимо от этого, по мудрости Своей, Великий Творец поставил все что создал на службу человека.1 Этим самым Он превознес его над остальными творениями, даже не смотря, что сотворение всего сущего не сравнимо с созданием человека. “Ведь сотворение неба и земли есть большее (усилие и мастерство), чем сотворение людей, но большинство людей не понимают это” (сура 40:57). Небеса и землю, которую осязаем каждый день, кажется для нас обычным и даже незначимым, так как земная суета так заводит нас, что мы даже не хотим думать и понимать величие всего сущего. Если даже задумались бы, то кроме знамений Аллаха ничего другого не заметили, так как наши способности осознания ограниченны. На самом деле человеческое представление о сокровенных знаниях Аллаха очень малы. Но в этом нельзя винит человека, такова воля Аллаха (хвала Ему!). По мудрости Своей Он раскрывает человеку из сокровенных знаний столько, сколько необходимо для его благополучного существования. Поэтому свои наивысшие цели во имя исполнения своих желаний и стремлений он может осмыслить лишь в понятиях конкретной жизни.2
Лишь познакомившись с животным миром, понимаем, что физиологические и чувственные способности человека намного отстают от способностей этих тварей. И объясняется это тем, что работоспособность человеческого мозга в лучшем случае не превышает 10 %. А эта цифра говорит о том, что человек наделен всеми теми же чувствами и сверхъестественными способностями, что и животные, но они запечатаны, и в земной жизни, как бы бездействуют. К примеру, муравьи-кочевники ориентируются на местности по магнитному полю Земли с помощью специального органа, находящегося в головном мозге. Этот природный компас представляет собой микроскопический кристаллик железа или магнетита, магнитного минерала. Обнаружили его в 1990 году бразильские ученые-энтомологи. И таких примеров можно привести тысячами. Если бы все эти способности мозга активизировались у человека, то земное испытание потерял бы свой смысл, так как все предвидели грядущие события или читали мысли другого. Поэтому с уверенностью можно заявить, что человек по своей сущности обладает огромным потенциалом, действия которых ограничены в пределах необходимого, а именно для испытания его сущности в земной жизни.
На небесах и на земле, поистине, знамения для тех,
Которые уверовали (в Бога).
В создании и вас, и всякого живья,
Что Им рассеяны (по всей земле), -
Знамения для убежденных (в вере).
(Аль-Джасия, сура 45:3-4).
Все, существующее во Вселенной, и все формы жизни являются знамениями, от самого малого до большого. Но эти знамения доступны не всем, а лишь верующим, которым вера открывает сердца для познания действительного мира.3
Хочу напомнить, что впервые сокровенные знания, о которых даже не знали ангелы, были открыты родоначальнику человечества Адаму (мир ему!). Впоследствии, а именно в результате искушения Сатаны и его воинства, последующий род человеческий был лишен этих знаний. И это вовсе не говорит о том, что человечество полностью был лишен этих знаний, Он по милости Своей впоследствии предоставлял необходимые знания Своим избранным посланникам. А что касается полного знания сокровенного, то оно известно лишь небесной иерархии, во главе которого стоит сам Аллах (хвала Ему!). “И о Собрании Верховном, где споры между собой ведут они, нет у меня познанья никого. Ведь мне открыто только то, что надлежит увещевать мне ясно” (сура 38:69-70). Всевышний Аллах повелевает Своему посланнику сказать всем, что бы они не сомневались в достоверности его слов или отказывались верить ему. Посланник Аллаха (с.а.с.), говорил: “Знайте, что я не выдумал это учение и не вычитал его в Писании. Я лишь передаю вам откровение моего Господа и не делаю в нем добавок и изменений. Именно это является величайшим доказательством моей правдивости и ярчайшим свидетельством истинности моей религии”. Все, что сотворил Аллах (хвала Ему!), совершенно уравновешено. Каждому созданию отведено особая роль, чтобы они могли выполнять свою миссию, смысл которого известно лишь Ему.
Споры относительно предопределения Аллаха издавна беспокоят мусульманскую общину. В хадисе сказано, что, когда сподвижники пророка (с.а.с.), спорили о предопределении, он вышел к ним и запретил им это. Он сообщил, что именно это препирательство погубило тех, кто были до них. Однако Аллах (хвала Ему!), открыл истину Своим праведным верующим рабам, которые придерживаются справедливости в своих делах и словах, и сообщил, что предопределение Аллаха является мудростью, присущей Господу и отличающей Его от творений.
Вера в предопределение является одним из шести столпов веры и наравне с этим оно относится к сфере «аль-гайбият» (скрытое знание), поэтому вера в него считается особо ценной. А самое главное вера в предопределение является частью таухида, или единобожия. Мусульманские учёные разделяют единобожие на три составляющие: 1-таухид аль-улухийя - признание того, что Всевышний Аллах является Единственным Богом, достойным поклонения. 2-таухид ар-рубубийя - признание того, что Аллах является Единственным Творцом, Царём, Правителем. 3- таухид аль-асма ва-с-сыфат - признание того, что Всевышний Аллах является Единственным, Кто обладает божественными именами и качествами. Предначертание Аллаха (хвала Ему!), имеет свою цель и свое течение, и их не возможно приостановить или изменит, так как абсолютная мудрость Аллаха (хвала Ему!), проявляется в Его постепенно и безупречно продуманном творении. Сотворив человека и возвысив его над остальными творениями, Великий Творец, возложил на него ответственность наместника на Земле. И это притворялось с единственной целью, чтобы испытать его, а именно различить людей ориентирующихся на материальный мир, и людей надеющихся на блаженное будущее духовного мира, которое наступит после Судного Дня, а именно тогда, когда все восстанут перед Господом в ином, более совершенном и в неизвестном нам виде. Отсюда следует вывод, что наша земная жизнь, являясь благодатным даром Великого Творца, имеет свое назначение и смысл. Поэтому жизненный путь каждого человека был заранее предопределен и находится под строгим контролем. Эта истина говорит о том, что для каждого предопределенного пути были предназначены определенные испытания. И в зависимости от того, как вынесет все эти испытания, в Судный День человеку зачитают соответствующий приговор. Сутью создания человека является его испытание, и понимая это, великий пророк Дауд (мир ему!), в своей молитве показывает, как он предан своему Господу: “Господи, Ты испытал и знаешь меня. Сажусь ли я, встаю ли – Ты знаешь; мои мысли понимаешь издалека. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты видишь, и все пути мои знаешь. Нет еще слова на моих устах, но Ты, Господи, его уже знаешь. Ты вокруг меня, и впереди, и позади, и кладешь на меня Свою руку. Ведение Твое удивительно для меня, слишком велико для моего понимания. Куда могу уйти от Твоего Духа? Куда могу убежать от Твоего присутствия? Поднимусь ли на небеса – Ты там, сойду ли в мир мертвых – и там Ты. Взлечу ли на крыльях зари на востоке, поселюсь ли за дальними морями на западе, даже там Твоя рука поведет меня, Твоя правая рука удержит меня. Если скажу: «Тьма сокроет меня, и свет превратится в ночь», даже тогда тьма не темна для Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ты создал все внутренности мои, в материнской утробе соткал меня. Буду славить Тебя за то, что я так дивно устроен. Чудесны Твои дела, душа моя сознает это вполне. Мои кости не были сокрыты от Тебя, когда я был в тайне сотворен, образован в глубине материнской утробы. Твои глаза видели мой зародыш, и в книге Твоей все мои дни были записаны, когда ни одного из них еще и не было. Как дороги для меня Твои мысли, Боже! Как велико их число! Стану исчислять их – они многочисленнее песка. Когда пробуждаюсь, я все еще с Тобой. О Боже, если бы Ты истребил нечестивых! Отойдите от меня, кровожадные! Нечестиво они говорят против Тебя; Твои враги произносят Твое имя напрасно. Как не возненавидеть мне ненавидящих Тебя, Господи? Как не питать отвращение к тем, кто восстает против Тебя? Полной ненавистью ненавижу их; Твои враги и для меня враги. Испытай меня, Боже, и узнай мое сердце; испытай меня и узнай мои помышления. Посмотри, не на опасном ли я пути и веди меня по пути вечному”. (Псалтирь 138 псалом) Учитывая труднодоступность этого религиозного представления, нам понадобится детальное рассмотрение этого вопроса. Таким образом, выделив каждого человека особенным характером и способностью, Великий Творец по мудрости Своей предопределил ему жизненный путь, а также предоставил целенаправленные законы, отраженные в ниспосланных Писаниях. И если человек придерживаясь этих законов, совершая добро и проявляя милость, достойно выдержит все трудности предопределенного пути, то в День воздаяния он получить немыслимую награду. Но, если человек будет пренебрегать законами Аллаха, и будет творить зло, то ему не миновать сурового наказания вечной жизни будущего. Человек волен в своем выборе, так как Аллах (хвала Ему!), одарил его свободой выбора. Именно эта свобода дает ему возможность выбирать или отвергать злые побуждения.
Аллах к вам быть благопреклонным хочет,
Но те, кто следует своим страстям,
Хотят увлечь вас от Него как можно дальше.
Аллах вам хочет облегчить (земное бремя), -
Ведь сотворен был слабым человек.
(Ан-Ниса, сура 4:27-28).
Предоставляя человеку Свои наставления и свободу выбора, Аллах (хвала Ему!), хочет предотвратить возникновения конфликта между человеческим духом и физическими чувствами.
Как разумное существо, человек наделен всеми необходимыми качествами, и по земным меркам, он безупречен, но у него есть определенные недостатки, которые делают его слабым. Одним из которых является непредсказуемостью его характера, которая главным образом выявляется в результате влияния человеческих чувств на его душевное состояние. Этот процесс является ключевым элементом испытания, которому подвергаемся в земной жизни, в результате которого выявляется не только предсказуемость человеческого характера и вообще тайна человеческой природы. И слова данного откровения «сотворен был человек слабым», вовсе не говорит о недостатке физической силы, а наоборот, человек сильнее всех творений Аллаха (хвала Ему!), а в данном случае его слабость говорить о нестабильности твердости духа. А такого рода, ярко выраженные люди с легкостью поддаются искушению шайтана. Только таким образом можно объяснить не предсказуемость человеческого характера, в особенности, когда он попадает в экстремальные ситуации. Но, в независимости от ситуации, Аллаху (хвала Ему!) известно все, о чем человек думает, что делает и даже чем может завершится определенное событие. Подтверждение сказанному можно увидеть в притче Корана приведенной в суре 18:60-82. Ибн Каб рассказал, что слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.), говорил: “Однажды у пророка Мусы спросили: “Кто самый ученый человек в мире?” Муса ответил: “Я”. За это его упрекнул Аллах (хвала Ему!), потому что Муса приписал себе то, что принадлежит лишь Ему. И после чего он открыл Мусе, что у Него есть раб, который знает больше него”.4 По преданию, этого человека звали Хидр (досл. «зеленый»), символизирующее то знание, которое вечным остается зеленным и живым. Он обладал не человеческим знанием, так как он имел доступ к сокровенным знаниям. Во время общения Мусы с этим мудрецом произошло ужасное событие. “Они продолжили свой путь и шли, пока им юноша повстречался. И тут убил его (попутчик Мусы), и (потрясенный Муса, вновь не утерпев) сказал: “Ужель убил ты душу неповинную в убийстве? Ты сотворил дурной поступок”” (сура 18:74). Некоторые толкователи представляют Хидра как пророка, а другие как праведного человека. Но в данном случае его не человеческий поступок говорит о том, что этот мудрый раб Аллаха (хвала Ему!), является или ангелом или не известному нам сверхчеловеческим существом. По этому поводу аль-Маудуди пишет: “Никакой закон не дает права причинить ущерб собственности других или убивать невинного. Мы должны сделать вывод, что Хидр был ангелом или ему подобным существом, не связанным человеческими законами. Вопрос о правомочности поступков ангелов не встает, потому что не имея своей власти, подчиняются лишь воле Аллаха (хвала Ему!). Человек не имеет право нарушать закон, действуя по вдохновению, и ничто не может ссылаться на то, что таинственным образом получил знание о мудрости несправедливого поступка и был побуждаем к нему наитием”.5 В кораническом повествовании, это событие объясняется следующим образом:
Юнец, (которого убил я), -
Его родители благочестивы были в вере,
И мы[43] боялись: он им горе причинит
Своим неверием и непокорством.
(Аль-Кахв, сура 18:80).
Вероятной причиной поступка этого мальчика по отношению своих родителей, могло послужит его физиологическое состояние, ставшей и причиной отрицательного влияния на его духовное воззрение, а в этом состоянии он с легкостью поддался искушению шайтана и творил бы лишь зло. Следует учитывать тот факт что, жизнь одарена человеку Великим Творцом с единственной целью, чтобы испытать его веру и характер. Только путем испытания в земной жизни можно определить истинную сущность человека, на основании которого будет произведен отбор в будущей жизни. Одним словом испытание – проверочный процесс во время которого выявляется верность или ошибки определенного создания. Поэтому этого мальчика можно отнести к не поправимым созданиям не угодному не только Аллаха, но и родителям.
Читая вышеприведенные откровения Корана многие задаются вопросом: Кто такой Хидр, он Ангел или человек? И почему он убил мальчика? Одни богословы говорят что, Хидр это Ангел, а другие утверждают что, он является вечно живым земным существом. Но внимательно читая откровение суры 18:65 можно понять, что Хидр является обычным человеком обученным сверхъестественными знаниями неизвестному такому пророку как Муса. “Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно”(сура 18:65). Некоторые люди ошибочно полагают, что он убил маленького мальчика. Однако это не так. В арабском оригинале айата использовано слово «гулям», которое в трудах языковедов трактуется в разных значениях – слуга, ребёнок, мужчина, достигший совершеннолетия юноша и так далее. В данном айате слову «гулям» больше соответствует значение юноши, который недавно достиг совершеннолетнего возраста. На это указывает также ряд хадисов, имеющихся в мусульманских сборниках. Поэтому нужно ещё раз подчеркнуть, что Хидр убил не маленького мальчика, а совершеннолетнего юношу, обладающего здравомыслием и самостоятельностью. И он убил юношу не случайно, не в порыве гнева и ярости, не потакая своим желаниям. Сделал он это находясь в здравом уме, не испытывая ни малейших признаков сомнения и сожаления, ибо таково было повеление Аллаха – Знающего, Мудрого и Справедливого. Отец и мать убитого юноши были благочестивыми верующими, к которым Аллах (хвала Ему!), питал особое милосердие. Хидру было дано знание того, что в будущем этот неверующий и порочный юноша натворит множество бед и принесёт много страданий своим родителям. Убийство юноши обернулось милостью и для него самого. Ранее было сказано, что он был настолько грешен и упрям в неверии, что не существовало никакой надежды на то, что когда-нибудь его сердце наполнится светом веры. Если бы он прожил долгую жизнь, то наделал бы столько грехов и мерзких деяний, что навлёк бы на себя страшнейшие и сильнейшие адские муки. Умерев от руки божьего пророка в юности, он освободил себя от тех невероятных мук, с которыми мог бы столкнуться.6
И чтоб избежать не желанного конфликта между людьми, именно начиная с детского возраста человек должен знать, что Аллах Един, и именно Он является причиной всего сущего, и чем больше мы будем чтить Его, тем легче мы сможем преодолевать жизненные трудности, которые предписаны нам ради испытания нашей сущности. Но если, игнорируя всю эту истину, человек, обманутый сладостями земных страстей поддаться искушению шайтана, то ему не миновать Господнего гнева. А такого человека не спасут ни власть, ни дети, ни накопленные богатства. Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Поистине Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Из всего, что бы не делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет стараться раб Мой приблизиться ко Мне, делая больше положенного, пока Я не полюблю его, после стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, которой он ходить, и если он попросит у Меня о чем-нибудь, Я обязательно защищу его, и ничто из совершающего Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующей, не желающего смерти, ибо Я не желаю причащения ему зла”” Ибн Хаджар анализируя данный хадис в «Фатх аль-Бари» пишет: “Под близким Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из его повиновения и проявляет искренность в поклонении Ему”.
О да! Поистине, не знать друзьям
Аллаха страха,
Их (никогда) печаль не отягчит.
Тем, кто уверовал (в Него) и был благочестив,
Страшася Его гнева, -
Им радостная весть
И в этой жизни, и в другой, -
Словам Аллаха перемены нет.
Сие есть высшее свершенье.
(Йунус, сура 10:62-64).
Что может быть прекраснее этого предопределения? Как можно после этих обещаний Аллаха (хвала Ему!) отдать предпочтение другой судьбе, конечным итогом которого является позор и разочарование.7
В действительном мире человек наделен разными возможностями и способностями, поэтому каждый по мере своей возможности может, стремится к улучшению своего благосостояния, но в этом мирной суете лучше всего является постижение сущности Аллаха, и построение жизненной пути в соответствии Его воли. И к этому должны следовать в независимости от жизненных трудностей и преследуемых невзгод. Лишь в этом случае вера становится нравственным достижением. А неприятие веры – тяжкой ошибкой. Вера в Единого Аллаха (хвала Ему!), это единственная истина благодаря которой раскрывается необходимые представления о смысле всего творения. Как было указано выше, наше знание о создании всего сущего очень скудны. Являясь самым организованным и развитым существом, у нас отсутствует точное знание даже о нашем организме. Также мы не имеем представления о создании живой материи из мертвой. И что интересно об этом умалчивает и наука. Мы лишь знаем то, что описано в Святых Писаниях, а там говорится, что человек из рода тех, кто вышел из смеси сухой глины и животворной влаги.
Вознамерившись сотворить Адама, Аллах сообщает ангелам о том, что сотворит человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А затем Аллах велел им поклониться Адаму, когда тот примет свой совершенный облик и обретет жизнь.
И (вспомни,) как Господь твой ангелам сказал:
«Я человека сотворю из глины,
Звучащей, (как фаянс), и облеченной в форму.
Когда его Я соразмерю,
От Духа Моего в него вдохну,
Падите ниц в поклоне перед ним»
(Аль-Хиджр, сура 15:28-29).
Наши знания со знаниями Аллаха не сравнимы. Человек обладает только таким количеством, которое он может охватить и использовать. Сюда не относится точное знание духа. Даже физическая природа человека трудно объяснима для ученых. Каждая решенная проблема сразу ставит новую серию других, о которых прежде не подозревали. Знание может расширяться, в пределе своей возможности.8
В Коране имеется определенные информации, тексты которого указывает на то, что до создания человека из глины и животворной влаги, эта материя пережила несколько стадий, о чем мы не имеем никакого представления.
Кто совершенный вид придал всему, что создал,
Из глины начал сотворенье человека,
(Ас-Сажда, сура 32:7).
Здесь человеку предлагается подумать о своем скромном и сложном источнике появления. Его материальное тело является одним лишь комком земли или глины – это второе выражение для праматери. Материя является первой стадией, но она не появилась само по себе, ее создал Аллах.9
На основании коранических откровений можно сказать, что перед тем, как приступить сотворению человека, изготавливаются составляющие, которыми являются глина и животворная влага. И это является начальной стадией, так как здесь происходит соединение праматери из ничего. Во второй стадии происходит соединение глины и животворной влаги, в результате которого образуется сырье сложного состава. Далее Великий Творец приступает к озарению данной смеси Своим Светом, после чего эта смесь превращается в живое сырье – протоплазму. А живая протоплазма способна из вне получать сигналы тем самым реагировать и отвечать на раздражение. В следующей стадии Великий Творец придает живой материи разумную пропорцию человеческого облика. И в последней стадии Он вдувает в него от Своего Духа. Лишь после этого у человека пробуждается жизнь, и он начинает приобретать в себе знание, волю и другие качества. Когда Аллах (хвала Ему!), вдохнул в Адама дух и он достиг его головы, Адам чихнул и приобрел жизнь. Ангелы сказали ему: “Скажи: “Ал–хамду ли–ллах (хвала Аллаху!)””. Так он и сделал. Затем Ангелы сказали ему: “Ярхамукаллах (Да помилует тебя Аллах)”. Когда дух достиг его глаз, он увидел райские плоды. Когда дух достиг его желудка, он почувствовал голод. Поэтому еще тогда, когда дух не достиг его ног, он поспешил подпрыгнуть, чтобы сорвать райские плоды. Поэтому Аллах сказал: “человек по природе сотворен нетерпеливым”. (сура 21:37). Не всем известно, что чиханье – это защитный рефлекс который удаляет верхние дыхательные пути от пыли, слизи и других раздражителей, а также снимает спазму в теле человека. При чихании, сердце останавливается на мили секунду, после чего улучшается ее работоспособность.10 На основании суры 7:189 и других айатов Корана можно сказать, что Адам и его супруг были созданы из одной той же праматери, которое в этих айатах обозначено под словом «навс» («душа»).
Как известно из науки, в глине содержится, почти все химические элементы кроме «духа», в котором и скрыта тайна жизни. Но знание о духе присуще только Аллаху (хвала Ему!), и Он поведал нам об этом лишь немногое. Сообщается, что Ибн Масуд (р.а.), сказал: “Однажды когда мы вместе с пророком (с.а.с.), шли через развалины Медины, и нам повстречалась группа иудеев. Они стали говорит друг с другом: “Спросите его о духе”, а некоторые говорили: “Не спрашивайте его, ибо, что бы он не сказал вам, это не понравится!” Иные же сказали: “Мы обязательно спросим его!” – после чего один из них спросил: “О Абу – ль Касым, что такое дух?” Но, пророк (с.а.с.), молчал, и я посмотрев на него понял, что ему нисходит откровение. Я вынужден был встать между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему, но когда же ниспослание откровения закончилось, он сказал: “Они тебя о (сути) Духа воплощают. Скажи: “Дух от веления Владыки моего и скудно ваше знание о том, что вам дается”” (сура 17:85).” По представленным гипотезами науки и утверждениям теологии «дух» означает не только «жизнь», но и выполняет важные человеческие состояния, а именно в первую очередь обеспечивает сознание – способность размышлять, отделять, оценивать принимать решение. Именно эти качества превозносит человека над остальными живыми существами земли. И это происходит при помощи «внутреннего ощущения», который и определяет его духовность. Аллах (хвала Ему!), называет этот «Дух» Своим собственным, потому что Он одарил его, и Он в конце жизни возвращает его к Себе. «Дух» связан только с Ним. И поэтому у человека есть знание от знания Аллаха (хвала Ему!), определенная мудрость от Его мудрости и власть от Его власти. Одним словом у человека есть все необходимое, чтоб он с достойностью выдержал все земные испытания.11
По мнению Джалаладдина Руми целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью духа —регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная. А возлюбленным для поэта является его Создатель, о чем свидетельствует следующий его стих:
Для влюбленных умирание происходит каждое мгновение;
поистине, умирание влюбленных более, чем одного вида.
Влюбленный получил две сотни жизней
от Души Наставничества
и каждое мгновение он жертвует иной жизнью.
За каждую отданную жизнь он получает десять;
как об этом говорится в Коране: “десять... подобных ему”.12
«Дух» является не только регулятором развития органов человека в зародыше, но и контролирует его, после того как он появляется на свет, и делает его полноценным. Он также доводит до человека необходимые информации, полная трансформация которого происходит в нашем подсознании. Кроме того «дух» фиксирует все информации и события происходящие с нами.
В хадисе переданным имамом Аль-Бухари и Муслимом говорится: "Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в огонь. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в рай". На основании откровений суры Аль-Муминун и достоверных хадисов можно утверждать, что поселение «духа» в тело младенца находящего в чреве своей матери происходит в 120 день его зачатия. Именно после веяния духа начинается процесс не только образования мозга, легких, печени и других жизненно важных органов и тканей человеческого организма, но предопределяется его жизненный путь, в которой он подвергнется к предписанным испытаниям. Об этой истине также свидетельствует наука.
Потом Он выровнял его и соразмерил,
От Духа Своего вдохнул,
Дал зрение, и слух, и сердце, -
И все ж как мало благодарны вы!
(Ас-Сажда, сура 32:9).
Придавая форму человеку, Аллах одаряет его мышцами, органами, нервами и сосудами. В результате человек приобретает прекрасное тело, которое настолько совершенно, что ни один его орган нельзя расположить более удачно и правильно. А затем Аллах отправляет к человеку ангела, который вдыхает в него душу. Так по воле Аллаха бездыханное тело обретает жизнь. А Всевышний Аллах продолжает одарять человека всевозможными благами и наделяет его слухом, зрением и сердцем. И, несмотря на это, люди очень мало благодарят своего Творца и Создателя.13
Как известно, когда сперматозоид отца оплодотворяет яйцеклетку матери, гены отца и матери объединяются, чтобы определить все наследуемые особенности будущего ребенка. У каждого из тысяч генов есть своя особая функция. Гены определяют цвет волос и глаз, рост, форму лица, строение скелета, все бесчисленные детали внутренних органов, мозга, нервов и мышц. В генах записаны не только все физиологические особенности человека, но и тысячи процессов, происходящих в клетках и теле, а также система контроля организма. Например, высокое, пониженное или нормальное давление человека также связано с данными, хранящимися в генах. Когда сперматозоид соединяется с яйцеклеткой и образуется первая клетка будущего человека, вместе с ней появляется и первая копия молекулы ДНК, которая вносит в каждую отделяющуюся клетку шифр человеческой жизни до самого ее конца. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) с химической точки зрения это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков — нуклеотидов. Каждый нуклеотид состоит из азотистого основания, сахара (дезоксирибозы) и фосфатной группы, которая тщательнейшим образом хранится в ядре каждой клетки. Эта молекула, состоящая из генов является своего рода банком всех данных о человеческом организме. Первая клетка, которой мы назвали оплодотворенную яйцеклетку, размножается согласно программе, записанной в молекуле ДНК, начинает образовывать все органы и ткани тела, которые затем превратятся в облик и сформируют человека. Именно молекула ДНК, состоящая из атомов углерода, фосфора, азота, водорода и кислорода, осуществляет координацию всех этих процессов в комплексе. Объемы данных, записанных в молекуле ДНК, повергают ученых в изумление. В одной человеческой молекуле ДНК находится такой объем информации, что им можно заполнить ровно миллион страниц энциклопедии или примерно 1000 книг.14
Если учесть, что структура ДНК была открыта лишь в 1953 году американским биологом Фрэнсисом Криком, то очевидно, что Коран 14 веков назад сообщил человечеству о существовании «генетического планирования».
Сердце или разум, - это центр, куда органы чувств, шлют свои информации, и после их анализа принимается соответствующие решения, которое, в зависимости от духовного настроения реализуется поведением. Если разум являясь одной из форм сознания выражает себя в принципах, идеях и идеалах, то дух являясь сверхъестественным бестелесным невидимым существом позволяет человеку приобрести личностного самоопределения и осмысленного преображения действительности. Доктор Армор в 1991 году обнаружил, что сердце имеет свой «маленький мозг» или «внутреннюю сердечную нервную систему». У него есть своя нейронная сеть или «маленький мозг». Этот «сердечный мозг» состоит примерно из 40 000 нейронов, структурно похожих на нейроны в головном мозге.15
Ссылаясь на суру 16:2, некоторые богословы считают, что слово «дух» относится, прежде всего к Откровению Корана. Другие же ссылаясь на суру 40:15 относят слово «дух» к человеческой душе. Каково не было толкование этого слова, мы однозначно должны знать, что «дух» принадлежит к непостижимым и священным тайнам Аллаха (хвала Ему!). Так как знание человека по сравнению с Его абсолютным знанием крайне ограничено. Поэтому человек не может охватить все тайны этого бытия. Мы лишь можем выдвинуть определенную гипотезу.
Не смотря на видимый прогресс современной науки относительно данного вопроса, они намного отстают от учений греческой философии 5-4 вв. до н.э., как по идее, так и по аргументации. Учение Платона о бессмертии находит свое лучшее выражение в его диалоге «Федон», где его учитель Сократ отстаивает наличие вечной жизни и души по многим основаниям: самый благородный образ жизни – это своего рода умирание, истинный философ рад, когда его душа освободиться от тела благодаря смерти; все противоположности порождаются друг из друга, и как за жизнью всегда следует смерть, так и за смертью должна следовать жизнь; душа остается той же душой в течение жизни, в то время как тело меняется и обновляется; душа не есть функция и гармония тела, и поэтому неспособна существовать без него, ибо душа повелевает телом, в то время как инструмент повелевает гармонией, которую он производить; душа находится в соприкосновении с абсолютными вечными идеями и должна сама быть вечной; душа эта жизнедающая сила и поэтому не может быть никогда подвержена смерти, своей собственной противоположности. Душа, в отличие от тела, является простой и несложной вещью и поэтому неразрушима и не подвержена гибели…Что касается Ветхого Завета, то в нем есть ряд мест, где можно увидеть скептическое отношение к бессмертию и функционирования человеческой души после смерти. В особенности в этом деле выделялись саддукеи, которые представляли собой важную и влиятельную ветвь иудаизма. Они, игнорируя истинные Господние заповеди, сознательно включали свои представления в религиозные учения. Следует отметить, что в учениях некоторых течениях христианства имеются убедительные информации о потустороннем существовании души. На основании концепций предоставленными протестантами, человек – это сложное целое, состоящее из тела, с одной стороны духа или души, - с другой физическое тело. Дух и душа фактически означают одно и тоже по существу и по происхождению, но термин «дух» стал означать более сильную сторону души. При уничтожении тела дух прекращает свою деятельность и шеол (загробного мира) опускается одна душа, которая чрезвычайно ослаблена, поскольку она больше не связана с духом. Поэтому естественно, что душа больше не может свою полную и энергичную жизнь.16
И чтоб расширить свое представление о «духе» продолжим рассмотрение этого вопроса с точки зрения науки. По мнению ученых «дух» - это плазма, представляющей собой ионизированную газообразную материю, в которой положительные и отрицательные заряды равны. А сама материя состоит из частиц квантовой механики, которая, в свою очередь выступает как носитель корпускулярной – волновой природы человека. Об этом говорит трансперсональный опыт, который охватывает чувство «выхода» сознания за рамки обычных пространственных ограничений. Он даже может, относится к ранним фазам жизни плода, зародыша. Этот опыт также свидетельствует о способностях души человека беспрепятственно путешествовать в любом времени и в любом мире. Он даже способен принимать информацию из прошлого или из будущего. Для объяснения удивительных черт трансперсонального опыта следует поближе познакомится с работами С. Грофа (См. Трансперсональная философия ХХ века о человеке. С. Гроф и К. Уилбер). Даже Эйнштейн был убежден, что непредсказуемость и неопределенность в квантовой механике – всего лишь фасад за которым скрывается «разумный» и вполне предсказуемый мир, в котором не нарушаются фундаментальные законы природы. Все эти выводы ученых являются подтверждением истинности коранического представления о сокровенности человеческого «духа», которая является прерогативой Аллаха и находится в строгом подчинении. И мы можем знать о нем в той мере, какой он будет раскрыть нам Великим Творцом.
Всевышний Аллах (хвала Ему!), одарил человека духом, чтоб контролировать его поведение и здоровье, а самое главное фиксировать все его действия. Он дал нам глаза, чтоб мы видели и не были слепы к окружающим событиям. Мы получили уши, чтобы слышали, кто прав в своих речах и не были глухи к лжецам. Мы получили «сердце», которое понимается как душа и разум, чтоб мы могли рассуждать и определять свой жизненный путь. И все эти действия Великого Создателя осуществляется с единственной целью, чтоб человек с достоинством смог выдержать земное испытание, где выявляются его духовность и твердость веры.
Процесс сотворения каждого человека начинается с предопределения, которая выражается в распределении определенной жизненной пути со своими особенностями. И что интересно это предписание было составлено до появления человечества, о чем свидетельствует сура 22:70, 27:75 и т.д. Наравне с этим Аллах (хвала Ему!), одарил человека свободой выбора, которая понимается как способность свободного принятия решений, согласно своей воле. Выбор, которого главным образом зависит от состояния «духа» и понимается как власть над своей судьбой и характером. Еще во времена посланника Аллаха (с.а.с.), относительно Господнего предопределения идолопоклонники Мекки говорили. “Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание.
И скажут те, кто соучастников
(Аллаху) прочит:
«Если б Аллах желал того,
Мы б соучастников Ему не придавали,
(Чего б не делали) и наши праотцы,
И не имели б никаких запретов».
Но столь же лживо рассуждали те,
Которые до них (грешили),
Пока не испытали мощь (Господней кары).
Скажи: «Владеете ли вы
Определенным знанием об этом?
И если да, представьте нам его.
Вы следуете домыслам своим
И строите лишь ложные догадки».
(Аль-Анам, сура 6:148).
Сайид Кутб в комментариях к этому айату пишет: “Они оправдывают волей Аллаха идолослужение своих предков и свое собственное, а также запреты того, чего Аллах не запретил, и утверждают, будто все это Его заповедь, что не имеет под собой ни малейшего. Они говорят, что без Его воли они бы не служили идолам и не устанавливали бы запретов”. Далее автор, обращая внимание на строку «Есть ли у вас какое-либо знание» пишет: “Решающее значение в этой проблеме имеет то, что Аллах не обязал людей выяснять то, что скрыто в Его воле и Его предопределении, чтобы ориентироваться на это, а только поручил им принять к сведению. Свои заповеди и запреты и сообразоваться с ними. Когда они пытаются это делать, Аллах решает вести их по прямому пути и открыть им сердца для ислама. Если бы Аллах хотел, создал бы следующим только верного пути. Но, Он хотел испытать их, дав им способность либо выбрать прямой путь, либо заблуждаться. Он же помогает тому, кто выбирает Его руководство и ведет человека по прямому пути. Того, кто решился пойти путем заблуждений, Он оставляет все глубже увязать в них”.17
Для восприятия истинной сути предопределения в Коране имеется необходимое количество информаций, поэтому никто не вправе жаловаться на предписанные жизненные трудности. Давая ясные указания посредством Корана, Великий Творец хочет показать всем, какой образ жизни следует вести, чтобы оба элемента человеческой природы были гармонично взаимосвязаны и могли целостно развиваться во благо духовного возвышения. Также следует отметить, что именно эти два элемента оказывают непосредственное влияние свободе выбора одного из двух путей, которое предоставляется нам в конце каждого жизненно важного события.
Ужель он думает, никто его не видит?
И разве не дано ему двух глаз,
И языка, и пары губ?
И не указаны два главных направленья
(Добра и Зла)?
(Аль-Балад, сура 90:7-10).
Наш жизненный путь подобно дорогам, которые разветвляются при каждом перекрестке. И в конце каждой дороги перед нами появляются две пути, один из них путь добра, но она крутая и трудная, а другая же легкая и беспечная, но переполненная злом. А выбор одной из них зависит от взаимодействия физиологического состояния и душевного настроя, которая непосредственно отражается на вере.
Скажи: «Каждый ведет себя
По соответствию (душевному) настрою,
И знает лучше ваш Господь
Таких, чей путь прямее».
(Аль-Исра, сура 17:84).
Как было указано выше, что нормальное состояние «духа» выявляется, когда его положительные заряды энергии равны отрицательным. И если оказать на человека физическое или психологическое воздействие, то оно непременно отразится на его душевном состоянии. Именно в экстремальных ситуациях выявляются положительные и отрицательные качества человеческого характера. И это является самым оптимальным вариантом испытания человеческой воли, а самое главное его веры, которое необходимы ему в будущей жизни.
И если Мы позволим человеку
Вкус Нашей милости познать,
Потом же у него ее отнимем,
Глядите, он в отчаянье приходит, -
Неблагодарным становясь, утрачивает веру.
(Худ, сура 11:9).
Только таким образом определяется, истинна сущность человека, на которого возложена огромная ответственность в построении вечной жизни будущего. Поэтому в земной жизни человек подвергается всестороннему испытанию, в результате которого выявляются его особенности, достоинства и недостатки. Отсюда следует вывод, что наша земная жизнь – есть единственное и необходимое средство для испытания, перед построением вечной жизни будущего. “Он – Тот, кто небеса и землю сотворил за шесть дней, и Свой Престол (установил) на водах, чтоб испытывая вас, (узнать) которые из вас в своих деяньях лучше” (сура 11:7). Из суры 40:57 стало ясно, что на создание неба и земли было приложено больше усилий и мастерства, и в отличие от создания человека упиралась на твердые законы природы. А сотворение человека происходило вне применения этих законов. Данное откровение объясняет смысл всего сущего. Слова «(узнать) которые из вас в своих деяньях лучше» также говорит о не предсказуемости человеческого характера Аллах (хвала Ему!), создал небо и землю, чтоб дать людям возможность для жизни. А, создав людей, Он предопределил каждому свой жизненный путь, чтоб испытать их. Он даже возвеличив их, предоставил им наместничество на земле, и по окончанию жизненного пути призовет их к ответу за то, как они пользовались им. Без такой цели творение было бы бессмысленным, поэтому при неудачах и преследуемых нас трудностях не следует нам поддаваться материалистическим воззрениям безбожников. Такого рода выявления главным образом зависит от восприятия нравственных законов, которое является единственным средством творить высшее благо. По Канту высшее благо состоит в соединении добродетели и счастья в одном лице, то есть в счастье точно пропорциональности нравственности. Далее философ отмечает, что счастье – это такое состояние разумного существа, в мире, когда все в его существовании, идет по его воле и желанию…в этом мире нельзя ожидать, что самое скрупулезное выполнение законов нравственности приведет счастье к связи с добродетелью, ибо полное соответствие с моральным законом есть высшее условие высшего блага. Это состояние есть «святость», и оно достижимо только в бесконечном прогрессе, идущем в направлении гармонии с нравственными законами. А этот бесконечный прогресс возможен только при предположении существования блаженной и вечной жизни будущего.18 Мудрость Джалаладдина Руми гласит: “Основная цель рода человеческого заключается в том, что бы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя, а не стремится к безнравственности. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим напитком наполняются лишь чистые сосуды”19
Предопределенность жизни и поведения человека его наказание и спасение в вечности волей Бога, впервые была освещена в Писаниях зороастризма, лишь потом в Книгах Ветхого Завета. Но основательные представления о предопределении были описаны в работах ранее христианских теологов. Среди них в особенности следует отметить труды Тертуалиана, Климента Александрийского, Оригена и Августина. Именно они стали первыми авторами христианского учения о предопределении и свободы воли. Дальнейшее развитие учения об абсолютном предопределении связано с религиозными концепциями фатализма (вера в неотвратимую судьбу). Следует отметить, что эта концепция занимает важное место в религиозном мировоззрении современности. Идеи фатализма отчетливо выражено в кальвинизме, согласно которой люди наделены «свободой воли» и в определенной мере вольны распоряжаться своей судьбой. Но все эти представления кальвинизма, которые совпадают с представлениями ислама, однозначно были отвергнуты как католической, так и православной церковью. Причиной всему была то, что кальвинизм являлся одним из основных течений протестантизма. Поэтому христианская теология пришел к неразрешенному противоречию, так как, отвергая концепцию кальвинизма, Церковь была не в состоянии примирить божественную волю со «свободой воли» человека. И Церковь пришел к окончательному мнению, а именно к тому что, получение благодати человека и его спасение целиком зависит от воли Бога, а также от очищения грехов, которое осуществляется священнослужителями Церкви.
В отличие от других Святых Писаний, Коран более совершенен и содержит больше информаций в понимании учения предопределения. Наравне с этим надо признаться, что этот вопрос является одним из труднодоступных религиозных понятий, поэтому раскрытие и представленные толкования должны соответствовать основным требованиям Корана.
Мы Книгу в Истине тебе послали
Для подтверждения того,
Что прежде из Писания пришло,
Для охранения его (от всяких искажений).
Суди же между ними по тому,
Что ниспослал тебе Аллах,
Не следуй их страстям,
Что в сторону от Истины идут,
Когда она тебе уже предстала.
Мы каждому из вас предначертали
Устав (для жизни) и дорогу (к свету).
И если бы желал Аллах,
Он сделал бы вас всех одним народом,
Но (волею Своей Он хочет) испытать вас
(На верность в соблюдении того), что Он вам даровал.
Стремитесь же опередить друг друга в сотворении благого.
К Аллаху - возвращение вас всех, -
Тогда Он ясно вам покажет
Все то, в чем расходились вы!
(Аль-Маида, сура 5:48).
Благодаря универсальности применения и неизменности текстов, Коран представляет собой вершину Господнего Откровения и открывает окончательный совершенный путь к духовной полноте. Однако эта уникальность коранической вести не исключает для приверженцев прежних вероучений возможности получения милости Аллаха (хвала Ему!). Всеобщее творение является актом Его воли, и, не имея никакого представления о сути всего творения, никто не может Ему указать, как должна распределяться судьбы людей. Поэтому мы должны избегать всяких заблуждений, и в некоем случае нельзя восстать против Его воли, в которое впадали отдельные люди и целые народы, за что они были и погублены. Милостивый Аллах (хвала Ему!), по мудрости Своей желает и выбирает для людей то, чего они заслуживают. “Аллах удел Свой расширяет иль мерой раздает его тому, кого сочтет Своим желаньем. Они же радуются ближней жизни. – а жизнь ближняя в сравнении с другой – (лишь краткая) услада времени земного” (сура 13:26). Он подает все средства для жизни согласно Своему всеобъемлющему замыслу, не глядя на заслуги того или иного лица, и потому чрезмерное материальное благосостояние в этом мире вовсе не говорит о милости Аллаха (хвала Ему!). Наравне с этим ограничение этих средств, вовсе не говорит об ущемлении прав и о не справедливом распределении. И что интересно в этом испытании духовно преуспевающие подвергаются трудностям больше, чем более обеспеченные люди. Вот и вам мудрое желание, так как лишь Ему известно, все сокровенное.
Аллаху, истинно, известно
Все сокровенное небес и тайное земли, -
Поистине, Он знает, что у вас в груди.
(Фатыр, сура 35:38).
Аллаху (хвала Ему!), ведомо все сущее и не только конкретное, но и чувства, намерения, планы и воля человеческого существа. Но Он, предписав человеку определенный жизненный путь, и одарив его свободой выбора, намерен испытать его земной жизнью. А испытать это значит проверить и убедится. Этот постулат я буду вновь и вновь повторять, так как эта истина является сутью создания всего сущего.
По мнению Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Так как размеры реальной свободы определяется ступенью разумного познания. Свобода и необходимость не противоположные понятия. Напротив, они обуславливают друг друга. Противоположностью необходимости является не свобода, а своеволие. Поведение человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него эффектов, основным из которых являются радость, печаль и влечение. До тех пор, пока человек им подчиняется, он несвободен. Проблема человеческой свободы состоит в освобождении от их влияния. Это предполагает ясное и точное познание. Так Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости.20 Все эти выводы Спинозы вполне отвечают коранического представления о свободе выбора. Каждый человек волен решать и избирать свой жизненный путь, поскольку Аллах (хвала Ему!), дал каждому свободу выбора, которая ограничена в определенных пределах известному лишь Ему. Напоминание о том, что «мы можем хотеть только того, чего хочет Аллах» встречается в Коране всегда, и именно в тех местах, где говорится о свободе выбора.
Но не дано вам ничего желать,
Пока Аллах, Владыка всех миров, не повелит вам это.
(Ат-Таквир, сура 81:29).
Аллах (хвала Ему!), дал человеку свободную волю и не намерен его принуждать в принятии решений. Наравне с этим Он предоставил ему законы и наставления, следование которым был оставлен на его усмотрение. Но, Аллах (хвала Ему!), указывает нам на правый путь, и даже не смотря, что этот путь трудный мы обязаны следовать по нему, так как этот единственный путь ведущее в вечную жизнь будущего. И тот, кто избирает иной путь, который кажется ему легким и беспечным, то ему придется держать ответ за этот выбор.
Из всего вышеизложенного можно констатировать, что человек вовсе не робот, а запрограммированная и одухотворенная биомашина с неограниченными способностями, обладающей свободой волеизъявления, но ограничена между выбором добра и зла. Но если бы человеку была предоставлена полная свобода выбора, то он, непременно, стал бы злочинствовать на земле, в конечном итоге возник бы такой хаос, что повлек бы все человечество к всеобщей гибели.
И если б ширил Свой надел Господь
Служителям Своим (в сей жизни),
Они творили бы бесчинства на земле.
Но Он низводит в должной мере -
Той, что (разумною) сочтет, -
Ведь о Своих рабах Он сведущ, видящ (все).
(Аш-Шура, сура 42:27).
Лишь прочитав айаты Корана, мы начинаем понимать, что все события и проистекающие из них следствия, происходят на основании совершенного знания Аллаха (хвала Ему!). От него не ускользает ни один поступок, ни одна причина или доказательства, так как у Него есть Книга, где записано все. “Нет ничего сокрытого на небе и на земле, чего бы не значилось в Господней Книге уложений” (сура 27:75). В суре 20:49, когда Фираун спрашивает у Мусы (мир ему!), о судьбе прежних поколений и о его Господе, то он отвечает: “Эти люди являются слугами Господа, и мне не подобает, судит об их поступках и намерениях. У Него все записи их поступков, и от Него ничего не скрыто. Он один знает, что с ними будет. Что касается тебя и меня, то у нас свое отношение к жизни. Мы должны заботиться о своих целях, а не о конце тех, которые уже стоят перед своим Господом”.
Следует также отметить, что выбор пути добра или зла является ключевым моментом в предопределении очередного пути, которое для одних воспринимается как испытание, а для других как искушение. “Аллах удел Свой ширит тем из слуг Своих, кого сочтет Своим желанием, иль мерой раздает его (по степени свершенного добра в сей жизни), - Аллах ведь, истинно, о всякой вещи сведущ” (сура 29:62). Для большинства людей, богатство, власть и потомки воспринимается, как необходимое украшение этой жизни. Но они не представляют, что все эти дары являются самым опасным испытанием. Так как именно эти дары являются причиной властолюбия, высокомерия, нравственного упадка и неверия. И это вовсе не говорит, что Аллах (хвала Ему!), против приобретения этих даров. Если человек, получивший все эти дары, и в распределении их полагается на Его законы и наставления, а также соблюдает меры предосторожности и оберегает себя от опасностей искушения, то в этом случае эти дары послужат ему многократной наградой в блаженной жизни будущего. Поэтому Аллах (хвала Ему!), дает заблуждаться тому, кто того заслуживает, и ведет того по определенному пути, кто того хочет. И в этом нет никакого принуждения, о чем упорствуют многие.
Питайся всякими плодами,
Летай смиренно по путям,
(Проложенным) твоим Владыкой».
Из внутренностей их питье выходит,
Что различается по цвету, -
В котором врачеванье для людей,
И здесь, поистине, знамение для тех,
Кто размышленьям предается.
(Ан-Нахль, сура 16:93).
В выборе своих действий, человек волен над собой, и что интересно он делает все это без какого-либо притеснения. Но многие утверждают, что выбор добрых и злых поступков и их результаты заранее предопределены и не являются результатом свободы выбора человека. Анализируя данное утверждение Замашхари, так завершает свою мысль: “Если бы было правдой, что Аллах принуждает людей заблуждаться или следовать Своему Руководству к спасению, то почему Он назвал их поступки чем-то, за что они будут привлечены к ответу”.21
Также из откровений Корана становится ясно, что земное испытание главным образом направлено на отбор духовно возвышенных кодов каждого индивидуума, которое будет использовано в построении вечной жизни будущего. Надо отметить, что земному испытанию подвергается не только каждый индивидуум, но и целые народы. “Мы ни одного селения не погубили без того, чтобы не дать ему известного предначертания” (сура 15:4). Как каждый человек, так и определенный народ имеет свой срок существования. И гибель какого-то народа не есть произвольное наказание Аллаха (хвала Ему!), а является следствием выбора этого народа, который всячески отвергал Господние законы.
Свобода выбора, по своей сути позволяет ориентировать волю народа на волю Аллаха (хвала Ему!), и считать обязательным Его всеобщий закон. Но когда народ, удаляясь от этих законов, делая диктатора или неверующего правителя себе кумиром, и боготворят его, то тогда на арену жизни выходит Антихрист (Даджаль). В результате власть над народом переходит воинству Даджаля. И все эти события происходят не спроста, они являются результатом намеренного неприятия истины Аллаха (хвала Ему!). Они подобно курайшитам не желают слушать откровения Корана. “Когда читаешь ты Коран, Мы ставим скрытую завесу между тобой и теми, кто не верит в будущую жизнь” (сура 17:45). В свое время неверие было проявлено иудеями Аравии, за что Аллах удалил их от Своего милосердия. Такого рода действия можно увидеть в откровениях пророка Исайи: “И сказал Он: пойди скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и они свои глаза сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их”(Исайи 6:9). Прошло тысячелетие, но большинство сынов Исраиля не покаялись в своих прегрешениях, поэтому они причислены в список отвергнутых народов. Да, когда-то этот народ был избранным народом, но эта высокая честь была утеряна, так как они исказили истинную религию пророка Мусы (мир ему!), лишь оставив десять заповедей. Поэтому они вовсе не избранный народ как утверждают иудеи, они также не проклятый народ, как утверждают некоторые религиозные течения, они те, которые потеряли Его благосклонность и милосердие.
При виде беспорядков и произвола, которое происходит вокруг нас, мы не должны проявлять нетерпение и даже когда нашему ограниченному разуму кажется, что существует определенная Господняя несправедливость. И во избежание всяких недоразумений и заблуждений нам достаточно открыть Книгу Коран и прочесть необходимые откровения. Одним из таких откровений является следующий айат:
Скажи: «Ничто и никогда нас не постигнет,
Кроме того, что нам предначертал Аллах.
Он - покровитель наш,
И на Него пусть верующие уповают!»
(Ат-Тауба, сура 9:51).
Аллаху (хвала Ему!), известно все, Он знает все душевные переживания, и какой поступок совершит человек в определенном этапе жизненного пути. Аллах (хвала Ему!), так же знает, что он способен удержать себя от ложных соблазнов и искушений, если даже они являются наследственными. По милости Своей Он способен изменит все, даже жизненный путь, но кроме рождения и смерти, которая отражена в Книге Матери.
Аллах из праха сотворил вас,
Из капли спермы (вывел) вас
И разделил вас на два пола.
Лишь с ведома Его и самка носит плод
И вовремя слагает свою ношу;
И только по (Господней) Книге
У долгожителя продлиться может век
Или (мгновенно) оборваться, -
Это, поистине, для Господа легко.
(Фатыр, сура 35:11).
Как уже сказано было об этом в толковании аята: «Аллаху известно, что носит каждая самка, насколько сжимается или расширяется каждая матка. Всякая вещь у Него имеет меру» (сура 13:8). Слова Аллаха: “И не добавляется жизнь ни одному долголетнему, и не сокращается его жизнь, кроме как только по записанному (у Него)” — т.е. некоторой капле суждено прожить долгую жизнь, о чем известно только Аллаху и это уже записано в Хранимой скрижали. Что касается слов: - «и не сокращается его жизнь», то местоимение здесь указывает на людей в целом, потому как, долгая жизнь о которой записано в Хранимой скрижали и о которой ведает Аллах, не может быть укорочена. Ибн Аббас сказал о словах: - “И не добавляется жизнь ни одному долголетнему, - и не сокращается его жизнь, кроме, как только по записанному (у Него). Воистину, это для Аллаха легко”: “Никому не суждено прожить долгую жизнь. Каждый проживает ровно столько, сколько ему предопределено Аллахом и когда завершится предписанный ему срок, он уже не будет продлен. Также никому не суждено прожить и короткую жизнь, ибо она завершается тогда, когда ей было предписано это. Аллах сказал: - «и не сокращается его жизнь, кроме как только по записанному (у Него). Поистине, это для Аллаха легко!». Это означает, что все это содержится в Книге, которая находится у Него”. Абд ар-Рахман в своем толковании пишет: “Одни люди живут сто лет, другие умирают при рождении. В этом и заключен смысл этого аята”. Муджахид сказал: “Это значит, что предопределяется человеку (срок жизни), когда он ещё находится в чреве матери. И для каждого Аллах установил свой срок, который указан в Его Книге”. Согласно другому толкованию, слова: - “Даруется долгожителю долгая жизнь» , означают предписанный ему срок, а слова: - «и сокращается его жизнь”, указывают, что жизнь его постепенно укорачивается — все это известно Аллаху — год за годом, месяц за месяцем, час за часом. Это передал Ибн Джарир от Абу Малика. Бухари, Муслим и ан-Насаи передают, что Анас Ибн Малик сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “ «Пусть человек желающий, чтоб удел его был увеличен, а срок жизни продлен, поддерживает связи со своими родственниками»”. Абу ад-Дарда сообщил, что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “ «Аллах не даст отсрочку душе, когда наступит её срок. Продление жизни — это благочестивое потомство, которым Аллах наделил человека и которое будет молится за него, и их молитвы настигнут их в могиле. Это и есть поистине истинное продление жизни»”. Слова Аллаха: - “Воистину, это для Аллаха легко” — т.е. это не составляет для Него никакого труда. Его знание охватывает все творения, и ничто не скроется от него.
Тайна человеческого рождения, тайна пола, срок жизни и смерти, а также многое другое кажется необъяснимыми. Но все они определяется Аллахом (хвала Ему!), так как только Ему известно их причины и следствия. “Аллах Своим желанием стирает (заветы прошлого, изжившие себя), и утверждает (мудростью те из Своих установлений, что подлежит строгости блюсти). Ведь у Него – Мать Вечной Книги. Покажем ли тебе Мы часть того, чем Мы, увещевая их, им угрожаем, иль упокоим твою душу до того, твой долг – лишь передать им (откровенье), а Нам – призвать их к расчету (их) ” (сура 13:39). По Ибн Аббасу Аллах (хвала Ему!), изменяет в Книге, что хочет, кроме момента рождения и смерти. Мать Вечной Книги это Хранимая скрижаль, на которой Аллах (хвала Ему!), записал предопределения всего сущего. По мнению аль-Маудуди это ответ о ниспослании Корана. Оно было необходимо, потому что прежние Писания были изменены. Поэтому Аллах лишил их силы и велел следовать новому Откровению.22
Рафик шейх Гюльбала оглы.
г. Ширван Август 2014 г.
Список литературы:
1.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 9-я брошюра, Часть 2, Стр. 2319.
2.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 8-я брошюра, Часть 24, Стр. 2260.
3.Аль-Маудуи. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 9-я брошюра, Часть 25, Стр. 2380.
4.Ибн Касир. https://quran-online.ru/18:65
5.Аль-Маудуи. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 5-я брошюра, Часть 15, Стр. 1312.
6.Архив ответов. https://www.islamquest.net/ru/archive/fa894.
7.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 2023.
8.Дарйабади. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 7-я брошюра, Часть 21, Стр. 1978.
9.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 7-я брошюра, Часть 21, Стр. 1978.
10.Когда чихать на всё хотел: мифы и правда о чихании. https://lornii.ru/press
- 11.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 103.
12.Джалал ад-Дин Руми. «Сокровища вспоминания Джалал ад-Дин Руми». Переводы
Леонида Тираспольского. https://www.livelib.ru/book/39664/readpart
-sokrovischa-vspominaniya-dzhalal-addin-rumi
13.Ас-Саади. https://quran-online.ru/32:9.
14.ДНК. Основные понятия. https://propionix.ru/dnk-prokariot-i-eukariot.
15.Феномен сердца. https://annaryzanova.ru/heart-phenomenon.
16.Ламонт Корлисс. «Иллюзия бессмертия», Стр. 9,39.
17.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag
Handel GmbH ISB3\926575-74-3В. 3-я брошюра, Часть 8, Стр. 577.
18.Моральная философия И. Канта. https://brickofknowledge.com/articles/kant.
19.Мудрые высказывания суфийских духовных наставников. https://islam
- 20.Свобода воли: концепция Спинозы в контексте современных аналитических
интерпретаций. https://cyberleninka.ru/article/n/svoboda-voli-kontseptsiya
21.Замашхари. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 5-я брошюра, Часть 14, Стр. 1247.
22.Ибн Касир. https://quran-online.ru/35:11
23. Аль-Маудуди. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag
Handel GmbH ISB3\926575-74-3В. 5-я брошюра, Часть 13, Стр. 1129.
Свидетельство о публикации №224123101315