Прогулка на Радужное

  Снег проседал и скользил под лыжами. Мягкая оттепель оголила многие зимние тропки лесной чащобы. Рядом с высокой песчанкой на самых болотах стоит большой дом. Живёт в нём старый дорожный мастер. Я к нему частенько захожу, когда бываю в этих глухих местах. Лес тут подступает вплотную к картофельному полю. Называется это местечко Гладкие Лужки. Если свернуть здесь по дороге влево, то попадёшь в деревню Пошехонец. Ещё в лесу, при подходе к ней, слышен многоголосый лай - в Пошехонце расположен большой собачий питомник служебного собаководства. Дома в этой деревне очень просторные, с не по-деревенски большими окнами, с невыветрившимся запахом смолы в комнатах.  Ещё через несколько километров пути редким лесом - небольшая деревенька Малые Мещёры, расположившаяся на одном из притоков реки Совки - Хась, как её называют местные жители. Откуда такое название не знает никто... Пойдёшь по тропинке, что вьётся вдоль крутого берега заросшего кондовым еловым лесом, выйдешь к старому, полуразвалившемуся мосту. Тропка сбегает к нему, продираясь в густой полутёмной чаще леса. Летом, когда яркое солнце слепит глаза, чудный пейзаж открывается окрест. А зимой тут величаво и торжественно. В обрамлении вековых лип с упругими ветвями, опушённых снежным кружевом, примостился крепкий бревенчатый дом.(Когда-то тут стоял, очень вид его был важным, величественным.) А вдоль реки, делающей крутую излучину - пролегает скошенный луг с небольшими стожками сена, торчавшими из-под снежного наста. Дом стоял тут в гордом одиночестве, а называется местечко Радужное. Жил здесь круглый год лесник, а летом небольшую комнатушку в доме занимали рабочие-подсочники, промышляющие живицу.
  Бывалые люди говорят, что в старину здесь было охотничье имение какой-то графини. Ещё и сейчас можно найти остатки деревянного водопровода, который вёл от мощного ключа с водой, похожей на серебро. Такой вкусной воды не приходилось пить никогда. Летом 2019 года нас впервые ею угостили, когда мы с дедом Матвеем пришли туда на прогулку. Даже Дэни был удивлён, скосил на меня свой карий глаз от восторга! 
  За домом лесника огромная поляна, со всех сторон охваченная стеной глухого леса. Она словно разрезана надвое липовыми аллеями. Странно видеть в этой глухомани, среди леса, прекрасные аллеи, созданные руками человека. 
  Зимой, прямо по кромке леса, на раскидистые берега слетаются огромные тетеревиные стаи. Глубже в дебрях, похожих на тайгу, прячутся тяжёлые сторожкие глухари. Волчий и рысий след по свежей пороше здесь так же обычен, как и заячий где-нибудь на деревенском капустном поле.

  История этого местечка меня заинтересовала. Листая старые книги местной библиотеки можно найти много интересного. В 1862 году тут располагалась мыза Радужная, при реке Рябушке, с двумя дворами и тремя жителями. Но надо учесть тот факт, что женщин тогда не считали при переписи, человек - это был только мужчина в старых книжных приказах. В другой из книг указано, что Радужная принадлежала дворянину Барятину. Рядом были владения купца Мясоедова, графа Строганова, артиста императорских театров Кшесинского, действительного статского советника Кардавина. А деревня Никулино, которой теперь уже нет, принадлежала турецкому подданному князю Блоку.
  Зыбкая тропинка вдоль узкой и быстрой речушки ведёт от Радужного к озеру Волынец. Здесь много таких лесных озёр... Речушка Рябушка очень мелкая, вся перегороженная упавшими стволами берёз и елей. В грибную пору узкие полоски леса вдоль неё сплошь усеяны грибами всех сортов - их здесь никто не собирает.
  А вот озеро Волынец большое, но довольно мелкое. А рыбы тут - видимо не видимо! Очень тёмный, почти чёрный окунь, и хищная щука - основная добыча рыболовов. Но не каждый рыболов найдёт в себе мужество пройти глухим лесом столь длинную и трудную дорогу. Даже если огромен азарт!
  Обычное рыбацкое правило соблюдать тишину на этом озере не действует. Рыба идёт на шум. Когда-то здесь рыбу разводили и подкармливали, сыпали в воду корм, шумели. Вот и выработался условный рефлекс.
 Где-то совсем рядом в нескольких километрах, (но я туда никогда не забиралась, потому что не пройти), лежит легендарное по обилию рыбы небольшое озерко Литвинино, совсем труднодоступное из-за зыбкой трясины и потому особо привлекательное. Осенью, скрытые от постороннего взгляда густыми зарослями прибрежной куги, ночуют там большие стаи гусей.
  Вязко под лыжами, снег проседает, скользит, тянет с тропинки куда-то в сторону, так и грозятся скинуть с пути разлапистые кряжистые ветви низкорослых деревьев.   Пробираюсь дальше вдоль оврага. Этот предновогодний выходной особенно пустынный и безлюдный в этих местах. Редкая птица перелетит с ветки на ветку, всколыхнёт над головой прилипший снежный пласт, просыплет его на тропинку ажурным кружевом.
  Я вспоминаю, как мы с дедом Матвеем несколько лет назад так же зимой шли вечерним лесом на лыжах не торопясь, пошли по снежной целине знакомой тропой. Светила луна, мороз был лёгкий, не злой. Мы шли, прислушивались к лесным шорохам, думали, что скоро услышим лай собаки, когда подходили к домику лесника. Постучим в замороженное окошко, он откроет нам, а мы посидим с ним за самоваром, обменяемся новостями. Но собака так и не залаяла... Какое-то смутное беспокойство овладело мной и дедом Матвеем. Они были с этим лесником давними приятелями, и вот он хотел меня тоже познакомить с этим добрым человеком. Мы заторопились, не разбирая дороги, съехали с крутой горки на лёд озера. Перед нами раскинулась залитая лунным светом поляна. Но дома не было. Лишь торчали два шеста со скворечниками, отбрасывая на снег длинные голубые тени...

  Я добиралась теперь на Волынец другой дорогой. Там где было когда-то лесничество - голо и неприютно. Кордон Радужное... А название сохранилось, как и светлые воспоминания местных жителей о старом добром леснике.
  Обратно вернулась в Исаковск, когда совсем стемнело, дорога перестала просматриваться, дальние городские огоньки светились ровным, матовым светом. У дома Аллы Львовны я сняла лыжи, поставила их в подъезд старого двухэтажного деревянного барака на восемь квартир. Вот и Дэни мой выскочил меня встречать. Интересно, пойдёт он гулять на ночь глядя? Но нет, тронул лапой мокрую лужицу, окунул морду в рыхлый снег, отфыркнулся и... побежал обратно в тёплый уют, под низкий потолок к коту Юсику под бочок!
 
 29.12.24. (Очерк).


Рецензии
Очень интересно написано о Радужном мызе. О прошлом и настоящем. Н самое главное
это о воде. Пить такую вкусную воду, это чудо!
Это моя мечта. С теплом,

Галина Поливанова   11.01.2025 19:54     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное за отзыв и внимание к данной теме!!!
Всех благ Вам и новых впечатлений!!!)))

Ольга Азарова 3   19.01.2025 12:26   Заявить о нарушении