Были и легенды Кунгурского вокзала
Началось всё это в 1874 году, когда в обсужденье проекта железной дороги из Перми в Екатеринбург, подали Кунгурские купцы прошенье к царской власти провести этот путь через их торговый град. Да куда им было! Тагильцы оказались быстрее, подкупили кого надо и пошла дорога на север, через их края. Не помог Кунгуру даже магнат Грибушин, поставлявший чай в далёкий Петербург и знавший, по слухам, самого царя. Да только к началу 20 века Горнозаводская железная дорога перестала справляться с потоком грузов, встал вопрос о строительстве новой ветки… И здесь вмещался директор училища Губкина Федор Федорович Скурский, сделавший все расчёты и убедивший самого министра путей сообщения, в том что есть лишь один возможной ход для новой дороги, и лежит он прямо на Кунгур. В 1905 в корабельном сосняке и кунгурской лесостепи запели пилы, застучали лопаты, закипела работа, зазвенели весёлые голоса. К 1909 г. по новой дороге прошёл первый поезд, вот только вокзал оказался не в городе, а далеко за его чертой. Как так вышло ни кто не знает, да только старожилы говорят, что рабочим местные купцы отказались дать причитавшуюся взятку, сказали, что всё должно быть честно. «Честно так честно» - ответили старшины рабочих, и построили вокзал, не там где хотели купцы, а там где было им удобно – в нескольких верстах от Кунгура в сосновом лесу.
Здание вышло у них на славу, ставили его по проекту Игнатия Николаевича Быховца, смешавшего в нём всё: и модерн и эклектику, и национальные мотивы, отсылающие к старинным русским сказкам, к белокаменным царским палатам да причудливым княжьим дворцам. Было когда то в нём два просторных зала, в одном отдыхали с дороги пассажиры первого и второго классов, а в другом, на жёстких лавках теснились пассажиры третьего класса. На площади перед станцией разворачивался мелочный торг, кричали извозчики, завлекая почтенных господ к себе на возки, а меж них сновали карманники… И, бывало, зазевается какой приезжий барин, хвать за карман, а в кармане его кошелька и след простыл. Ведь не зря говорили в народе, «славен Кунгур своими церквами, кабаками, да ворами».
Не отставал по красе от вокзала и рабочий посёлок, кой украшали эклектичная водонапорная башня, резные дома рабочих, мастерские и депо, где в далёком 1917 г. в отряде пленных работал Иосип Броз Тито, коему судьба уготовила стать президентом Югославии в 1945 г.
С этого вокзала в нынешнее время начинается знакомство со старинным купечим городом для гостей пребывающих сюда со всей земли. Памятно это место и для нашего рода. В самое тяжёлое время, в военные годы, начальником железнодорожной станции Кунгур служил мой прадед Чернов Михаил Александрович. Здесь же в посёлке при станции родились мои бабушка с дедушкой. И именно здесь под шёпот корабельных сосен и шум волны Кротовского озера до сих пор стоит и видит грёзы дом второго прадеда – Петра Трофимовича Кощеева. От того-то каждый раз бывая здесь, сердце охватывает странное чувство: вроде не знакомо, вроде не родное, а всё же своё.
Кощеев Д.А. 31.12.2024
Свидетельство о публикации №224123101415