Православная миссия. Монреаль

ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СЕГОДНЯ.

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
—Св. Матфея 28:19-20

СЕГОДНЯ ЕДВА ЛИ найдется народ, который хотя бы не слышал о христианской вести на своем родном языке, и, даже несмотря на ужасающее отступничество многих проповедников христианства, на каждом континенте есть свидетельства подлинного Православного Христианства. Все "знамения времени" предвещают конец этого мира, всемирное отвержение Христа и воцарение Его подделки, антихриста, и славное, но страшное Второе Пришествие нашего Истинного Господа и Спасителя, которое прервет время скорби для Его избранных. Миссионерская эпоха, начавшаяся с пришествия Христа, похоже, близка к своему завершению.

Великие эпохи миссионерских начинаний тоже, казалось бы, закончились, вспоминаются ли при этом огромные миссионерские труды и плоды святых апостолов или недавний миссионерский порыв Святой Руси, просветившей сибирские народы и дошедшей даже до Китая, Японии, Аляски и Калифорнии. Мы живем в век рассеяния, который также является веком почти всеобщего отступничества, и для верующего человека уже является огромным достижением сохранить верность Святому Православию, не говоря уже о миссионерской деятельности.
Однако Церковь Христова по своей природе – Церковь миссионерская, и она до последнего дня существования этого мира будет призывать людей к той блаженной и вечной жизни, которую можно обрести только через нее. Эпоха апостасии не уничтожает, а лишь создает условия для православной миссии сегодня. Мы живем, по сути, в последнюю миссионерскую эпоху, когда в мире, более искушенном псевдохристианством и лжепророками, чем язычеством, православные христиане призваны свидетельствовать о единственном подлинном Христианстве.

Окончательная жатва еще не наступила. Пшеница и плевелы существуют бок о бок в этом мире, даже в Церкви, и будут окончательно разделены только на Страшном Суде. Для здравого православного сознания наиболее очевидные "плевелы" хорошо различимы сегодня, ибо они собираются вокруг знамени "экуменизма", сознательно отказываясь от истинного ковчега спасения – Святого Православия с его священными традициями, чтобы пойти по пути тысячелетнего "нового века" с его оскверняющим "объединением". Но как плевелы становятся все более очевидными, так и добрая пшеница Христова для глаза веры становится все более заметной и достойной сокровища. ... «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоиль 2:28-32). Этот отрывок относится Церковью к празднику новоканонизированного русского святого праведного Иоанна Кронштадтского, и в нем ярко выражена его роль как святого и пророка последних дней мира. И действительно, тысячи чудес, совершаемых по сей день заступничеством святого Иоанна (ум. 1908) и еще более недавнего греческого святителя Нектария Эгинского (ум. 1920), свидетельствуют о подлинном излиянии Святого Духа в эти лукавые времена, укрепляющем верный остаток православных верующих. Кровь новомучеников от коммунистического ига также питает Церковь последних дней, как кровь святых первого века мучеников питала раннюю Церковь.

Но и у отступничества есть и еще будут свои признаки. Ибо в последние дни восстанут лжехристы и лжепророки и явят великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Св. Матфея 24:24). Великие отступники наших дней неизменно провозглашаются их последователями как провидцы и пророки "нового духа" или "новой Пятидесятницы". Но нам было сказано: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (I Иоанна 4:1). Мы достигли только начала чудес, которые будут твориться Христианской верой и излиянием Святого Духа в наши дни, и поддельные "знамения и чудеса" лжепророков тоже едва начались. Мы не должны переставать "испытывать духов", отличать дела истинного Духа Божия от их подделок.

Православная миссия сегодня, свидетельство подлинного Христианства, действует на всех континентах. С этого номера "Православное Слово" начнет серию репортажей из мест, где действует эта миссия, написанных ее участниками или наблюдателями. Не каждое движение, называющее себя "православным", будет претендовать на включение в эту серию, и, возможно, в нее войдут группы, которые не будут считаться "миссионерскими" в узком смысле этого слова; но в каждом случае критерием отбора будут признаки подлинного Православия: в частности, верность Священному Преданию и действие Святого Духа Божия. Будь то миссия к еще языческим народам, к псевдохристианскому Западу или к православным людям, отпавшим или находящимся под угрозой отпадения от собственной Веры – эти признаки остаются неизменными. Отрывочные рассказы о православной миссии в прошлые века будут дополнять рассказы о такой же миссии сегодня, давая историческую перспективу последней и, возможно, пример для современных миссионеров.


ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ СЕГОДНЯ.

ГРЕЧЕСКАЯ МИССИЯ В МОНРЕАЛЕ.

СТАРОСТИЛЬНЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ ПРИХОД БЛАГОВЕЩЕНИЯ И СВЯТИТЕЛЯ НЕКТАРИЯ.

В одном из бедных районов Монреаля, Канада, на узкой улочке у подножия Мон-Рояля стоит скромная греческая церковь на нижнем этаже старой квартиры.; Мало что отличает его от других зданий на улице – только крест над дверью, маленькая бумажная иконка Благовещения и вывеска на греческом и английском языках: "Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Нектария". Но внутри этого чрезвычайно скромного здания по адресу 4520 Hutchison St. сокрыт неведомый рай. Войдя внутрь, путник внезапно попадает в другой мир. Он переносится в маленькую, темную, похожую на пещеру церковь в каком-нибудь горном или островном селе в Греции; он попадает в неподвластный времени мир истинного греческого православного благочестия.
___
1. На той же улице, в квартале отсюда, скоро будет построено новое здание церкви.


Он с самого начала понимает, что находится не в церкви "Греческой архиепископии Северной и Южной Америки". У священника полноценная борода и нестриженые волосы; хотя вдоль стен стоит несколько стульев, скамей нет; по всей церкви горит множество подвесных масляных лампад перед множеством икон, которые занимают каждый дюйм стены; а прихожане чрезвычайно благочестивы, часто кланяются и крестятся, многие даже постоянно молятся во время службы с шерстяными четками.

Первая икона, которую можно увидеть, войдя в церковь, – это большая фотографическая репродукция известной Плачущей иконы Божией Матери Страстной, которая пользуется в этом приходе особенно глубоким почитанием. На стенах висят большие иконы святых Николая, Спиридона, Параскевы, Герасима Кефалонийского, Космы Аитолийского, Трех новомучеников Митиленских и многих других. Возле иконостаса горят сотни пчелиных восковых свечей на подсвечниках перед двумя чудотворными иконами – Божией Матери "Панагия Портатисса" или "Всех Святых Врата", называемой также "Ивиронская Божия Матерь", и святителя Нектария, Эгинского чудотворца. На чудотворных иконах, которые, несомненно, являются самыми заметными иконами в церкви, каналами Божественной благодати, на которые сразу же обращается внимание, висит множество подношений в память о многочисленных чудесах, произошедших пред ними. Это серебряные руки, глаза, ноги, руки и целые лица (символизирующие части исцеленного человека), а также кольца, Кресты, драгоценные камни и даже наручные часы.

Сколько тысяч молитв было излито перед этими чудотворными иконами в этой скромной маленькой церкви! Бесчисленные исцеления от болезней всех видов и бесчисленные чудеса, связанные с любыми нуждами и трудностями! Несколько приношений можно увидеть и на других иконах, в том числе на иконе святой Парескевы, к которой прикреплено несколько серебряных глаз в память о нескольких чудесах исцеления. Очевидно, что Бог дарует множество благословений тем, кто ревностно отстаивает учение и традиции Святого Православия, "запечатленные кровью мучеников и ночными трудами молящихся и постящихся отцов".

Почему мы называем этот скромный греческий приход "миссионерским"? Потому что он является свидетелем Истины в современном лепете псевдоправославия и экуменизма, представляя собой выдающийся пример нормального греческого благочестия, которое существовало на протяжении веков под руководством и вдохновением Святого Духа, но которого практически не существует в Греческой архиепископии Северной и Южной Америки. В этом приходе Истинное Православие – живое явление. Немаловажно и то, что этот приход ревностно придерживается "старого", или канонического, православного календаря, отмечая все праздники Церкви в те же дни, что и другие верующие православные, придерживающиеся канонического календаря, включая все греческие и арабские церкви Святой Земли, а также монастыри Святой Горы.

Кто составляет старокалендарный греческий приход в Монреале? Благочестивые греческие эмигранты всех званий и возрастов, включая большое количество молодежи, образованные и необразованные, из отдаленных деревень и из больших городов. Их объединяет традиционное благочестие и ревностное отношение к Святому Православию. Хотя некоторые члены прихода были ревнителями старого календаря в Греции, другие, сочувствуя позиции старостильников, были членами приходов нового календарного стиля в Греции, так как во многих местах нет церквей, придерживающихся старого календаря.

Придя в новый мир, благочестивые греки, в том числе и те, кто был членом официальной Церкви новостильной, неизбежно оказываются смущены духовным состоянием греческой архиепископии – неканоническими нововведениями, намеренным пренебрежением к церковным постам, крайне антимонашеским настроем и духом, широким вовлечением в экуменизм, вплоть до сознательного попрания святых канонов (Апостольских 10, 11, 45 и 65) путем совместных молитв с ложным протестантским и римо-католическим духовенством, а также кощунственного допуска таких лиц в алтарь, почти полным отсутствием в храмах традиционного православного благочестия, дерзким безбожием священников и открытым попустительством масонству.; Это не единичные случаи; скорее, они стали правилом, поощряемым и навязываемым сверху.


___
1. См. приложение к этой статье.


Совершенно очевидно, что использование неканонического западного календаря – лишь одно из многочисленных отклонений Архиепископии от Богом данных традиций и устоев вселенского Православия. Это отпадение от истинного Православия, это сознательное отбрасывание векового православного благочестия и священного наследия мучеников, святых Отцов и подвижников – глубоко укоренившаяся болезнь, которая началась при недоброй памяти Мелетии Метаксакисе и значительно ускорилась при нынешнем архиепископе, печально известном и широко разрекламированном Иакове и его предстоятеле, патриархе Афинагоре.

Некоторые благочестивые греки в Америке с горечью переживают отпадение от Божественной Истины, святотатственное разбавление истинного Православия протестантскими и римско-католическими элементами, как по духу, так и по внешней форме, в приходах греческой архиепископии. Другие считают, что их православная совесть не позволяет им признать духовный авторитет патриарха Афинагора и Греческой Архиепископии. Такие греки, естественно, находят, что у них много общего с Русской Зарубежной Церковью, разделяя то же бескомпромиссное Православие, то же традиционное благочестие и антиэкуменистические взгляды. Поэтому они часто обращаются к ней за духовной поддержкой в своей борьбе за сохранение истинного Православия.

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что старокалендарная греческая церковь в Монреале поддерживает тесные связи с Русской Зарубежной Церковью. Ее вдохновитель и духовный лидер, иеромонах Акакий (Нтускос), чья самоотверженная жизнь является вдохновляющим примером для его паствы и всех, кто его знает, был призван в монахи и посвящен в священство Его Высокопреосвященством архиепископом Сантьягским и Чилийским Леонтием, одним из самых высокопоставленных иерархов Русской Зарубежной Церкви, тем, кто давно связан с греческими старостильниками. Архиепископ Леонтий, чье имя всегда поминается о. Акакием на Святых службах и на Великом входе Божественной литургии, часто служит отеческую Божественную литургию в храме о. Акакия во время визитов в Северную Америку. Среди других иерархов, поминаемых о. Акакием на Великом входе, среди живых – архиепископ Аксентий, ведущий иерарх-старостильник в Греции, а среди умерших – высокочтимый архиепископ Акакий, а также блаженный и приснопамятный русский архиепископ Иоанн (Максимович), к которому о. Акакий питает глубокое почтение.

По возведении в священство о. Акакий устроил в своем доме небольшую домашнюю церковь и начал регулярно совершать Богослужения, которые поначалу посещались лишь небольшим кругом родственников и друзей. Однако постепенно, по мере того как о существовании его маленькой церкви становилось известно, на Литургию и другие службы стало приходить все больше и больше верующих, тоскующих по подлинному Святому Православию, которое они знали в Греции.

Однажды, когда приход был еще совсем небольшим, в церкви увидели самого святителя Нектария, возвещавшего о прибытии иконы, которая должна была стать благодатным проводником его чудотворного заступничества. В сентябре был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и во время Божественной литургии из окна в алтарной части о. Акакий мельком увидел пожилого белобородого монаха в греческой камилавке, стоявшего на крыльце церкви, как бы ожидая, когда он войдет. О. Акакий озадачился вопросом, кто бы это мог быть, поскольку в Монреале такого монаха не было, и, подумав, что дверь могла оказаться запертой, через несколько минут попросил женщину, стоявшую в церкви, открыть дверь для монаха. Она выполнила его просьбу, но там никого не оказалось. Монах, которого видели на паперти церкви, также никогда больше там не появлялся, что делает маловероятной возможность того, что он был приезжим из-за границы. Но через несколько минут почтальон принес посылку из Греции, в которой находилась икона святого Нектария. Совершенно очевидно, что таинственный монах был самим святителем Нектарием, так как его лицо в точности совпадало с лицом святого на обретенной и вскоре явленной Чудотворной иконе. И с того самого времени Святитель стал творить удивительное количество чудес среди верующих греков Монреаля.

Несколько лет назад церкви были пожертвованы обширные земли на берегу реки в красивом лесу примерно в 40 милях от Монреаля, и вскоре о. Акакий и его паства своими руками построили там небольшую часовню, освятив ее в честь святителя Нектария, Эгинского чудотворца, и определив ее как место для монастыря, если это будет угодно Богу и святителю Нектарию. Хотя это святое начинание еще не осуществилось, феноменальный рост прихода, относящийся именно к этому времени, а также множество благочестивых молодых людей, принимающих активное участие в жизни церкви, дают основания надеяться и на будущее основание монастыря.

Из небольшой группы, состоящей всего из 12 человек, за несколько лет приход вырос до более чем 800 человек! Каждое воскресенье и праздник маленькая церковь переполнена множеством верующих на длинных Святых службах, которые начинаются с Утрени и Часов в 8:30 утра и продолжаются до самой Божественной литургии, которая завершается около часа дня после горячей проповеди о. Акакия. Каждый год несколько тысяч человек, многие из которых инстинктивно тянутся к традиционному празднованию из другой греческой общины, участвуют в Крестном ходе Великой Пятницы, когда Святую Плащаницу с изображением умершего Спасителя под балдахином из красных и белых роз проносят по улицам с песнопениями, как и в Греции.

Будучи сам иеромонахом, о. Акакий и сейчас соблюдает некоторые монашеские обычаи в своей приходской церкви. Так, в воскресенье Торжества Православия, посвященное победе православных над иконоборцами, совершается служба анафем, на которой провозглашаются анафемы всем ересям – как в монастырских и соборных храмах. Дважды в день о. Акакий совершает в храме Богослужения, а в некоторые великие праздники, в том числе на праздник Пресвятой Богородицы (Успение) и на праздник святителя Нектария 9 (22) ноября, совершаются всенощные службы, которые начинаются с вечерни в 21:30 и завершаются Божественной литургией, которая заканчивается около 5 часов утра.

О. Акакий постоянно посвящает себя служению своей пастве. Здесь часто совершаются крещения, венчания, службы по усопшим. И часто больные приходят помазаться маслом из лампад, горящих перед двумя чудотворными иконами. Не имея машины и, как правило, не имея никого, кто мог бы его подвезти, о. Акакий постоянно передвигается пешком и на автобусе, чтобы выполнять свои многочисленные пастырские обязанности среди своей широко разбросанной по Монреалю паствы. Большую часть времени он проводит, навещая больных в больницах и домах. Как часто после продолжительных Святых служб уставший о. Акакий получает срочный вызов причастить умирающего или помазать больного. И, даже не поев, он спешит в холод и мокрый снег, через полгорода.


О. Акакий с архиепископом Сантьягским (Чилийским) Леонтием и некоторыми членами монреальской паствы.

Всенощные службы с акафистом в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15-28 августа 1967 года. О. Акакий с алтарниками перед Плащаницей Пресвятой Богородицы.



ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ПАНАГИЯ ПОРТАТИССА»,
или Иверская Божия Матерь, Монреаль, 1965 год.
Сегодня Святую икону украшает в три раза большее количество приношений.


К о. Акакию приходит бесконечное число его многочисленной паствы с бесконечным количеством проблем, и для всех у него есть доброе и ободряющее слово, а также материальная помощь, когда она необходима. Есть духовные проблемы и семейные. Многие бедны, а некоторые и вовсе безработные. Другим нужны рекомендации для устройства на работу, а также переводы официальных документов. Помимо всего этого, существуют постоянные административные проблемы и трудности, связанные с церковью и ее борьбой за существование перед лицом фанатичной враждебности, оппозиции и бесконечной клеветы со стороны другой греческой общины. Этим труды о. Акакия не ограничиваются. Он также занимается изготовлением свечей из пчелиного воска в подвале церкви, помогает в школе для детей прихода, и его часто можно увидеть моющим пол в церкви! Часто ему удается поспать всего несколько часов.

Таким образом, о. Акакий, который предпочел бы находиться в тихом монастыре вдали от города и проблем приходской жизни и церковных споров, чувствует себя призванным, по крайней мере в настоящее время, пожертвовать собой в качестве священника-миссионера посреди мира. Не переставая творить добрые дела, о. Акакий является истинным слугой Бога и его верной паствы. Поэтому никого не должно удивлять, что одна благочестивая дама увидела однажды в маленькой темной церкви в Монреале святого, преподобного диакона Николая из храма Трех Новомучеников Митиленских, служившего вместе с о. Акакием у алтаря.

Радуясь о своей пастве, их глубоком благочестии и горячей преданности Святому Православию, о. Акакий рассказывает, что один благочестивый человек был тяжело болен в больнице, и хотя врачи говорили ему, что ему совершенно необходимо выпить немного молока, он отказывался это сделать, потому что это было во время Рождественского поста. Он сдался и принял молоко только тогда, когда сам о. Акакий пришел в больницу и накормил его, заверив, что это не грех, поскольку он болен. "Вот видите, какие у нас люди", – с явным удовлетворением заключает о. Акакий.

Теперь давайте оставим греческий старостильный приход Благовещения и святителя Нектария. Оставим о. Акакия, который стоит здесь, как его чаще всего видят, в старой, выцветшей рясе, накинутом на плечи черном свитере и с потертыми молитвенными четками в руках. Входит одна из его сестер с мужем и годовалым ребенком, и на мгновение о. Акакий улыбается и играет со своим младенцем-племянником. Затем ребенок вдруг становится очень торжественным. О. Акакий тоже становится задумчивым, вопросительным. Он пристально смотрит на ребенка, его голос наполнен беспокойством и благоговением перед неисповедимыми путями и Промыслом Божьим, а также неопределимой уникальностью каждой человеческой судьбы, и он спрашивает: "О Константин, кем ты будешь? Какой будет твоя жизнь? Много света? Много тьмы? Может быть, святым, может быть, не святым. Кто знает, Константин, кто знает? Мы не знаем. Только Бог знает!"

Так и будущее Православия, уникального Тела Христова, в современном мире, особенно на американском континенте, где отступничество среди православных приняло такие ужасающие масштабы, знает только Бог. Однако, если есть тьма, есть и Свет, и мы только что увидели, как ярко Свет может сиять во тьме! Наша Святая Матерь и Царица Небесная, Пресвятая и Приснодева Богородица, воскресшая из мертвых и взятая телом и душой на Небеса Своим Божественным Сыном, да простирает мантию Своего Святого Покрова над всеми, кто остается верным в эти ужасные времена отступничества!

J.G.


Православная позиция в отношении масонства.

Примечание о масонстве: Попустительство масонству со стороны Греческой архиепископии, а также Сирийской и Сербской Церквей в Америке, которые разрешают своим членам вступать в масонские ложи, является главным примером открытого отступничества, преобладающего среди многих православных в Америке. На самом деле Православная Церковь, под водительством Божественной власти и под руководством Святого Духа, Духа Истины, совершенно недвусмысленно осуждает "ложную религию масонства". По словам Блаженнейшего митрополита приснопамятного Антония (Храповицкого), высокочтимого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви: «Всем православным христианам запрещается становиться масонами... Членство в масонской организации несовместимо с православным христианством». Далее он заявляет, что все лица, ставшие масонами, будут считаться недостойными принимать Святое Причастие и что после одного предупреждения их дальнейшее безверие повлечет за собой отлучение от Святой Православной Церкви. Даже Архиерейский Синод официальной Греческой Церкви нового календарного стиля в 1933 году осудил масонство как тайную религию, совершенно отличную, отдельную и чуждую Христианской вере, добавив, что это несомненно доказывается тем, что она имеет свои собственные храмы и алтари... свои собственные религиозные церемонии. Аналогичным образом архиепископ Афинский Хризостом заявил, что все верные чада Церкви должны стоять в стороне от масонства и что все, кто вступил в него, должны порвать с ним все связи, ибо через масонское посвящение они переходят в другую религию. (Полные тексты приведены в книге "Тьма видимая" У. Ханны, Лондон, 1952).


Рецензии