Тайна жизни и смерти
Читая чудесные откровения Корана, не трудно заметить, что одним из часто повторяемых истин Аллаха (хвала Ему!), является создание человека из глины или праха. Целые столетия люди не понимали, что за эта истина, которая так часто повторяется. Лишь в настоящее время стало известно, что физическое тело человека состоит из тех же составных частей, что и наша земля. Вероятно, по этой причине зародилось изречение, что человек дитя земли. И что интересно, человек не только состоит из тех же органических веществ, что и земля, но и питается от этого праха, а в конечном итоге, чтобы превратится в него. Да, следует признаться, что наши знания в этой области очень малы, поэтому весь этот процесс развития и становления всего сущего является для нас тайной. Даже независимо от наших желаний и стремлений мы не в силе постичь даже малую часть истины, которая известно Всевышнему Аллаху.
Здесь следует отметить, что в области создания человека Коран обладает более точными информациями, чем современная наука. И все же, что об этом говорит нам Коран. Перед тем как начат сотворение человека, Великим Творцом производится подбор сырья, первым из которых является гончарная глина, или глина звучащий как фаянс. Далее, в суре 37:11 говорится, что человек сотворен из липкой глины, а это напоминает нам о другом составляющем, а именно о воде, которая и сделала это вещество липкой. Даже наука подтверждает, что из числа существующих жидкостей только вода обладает особыми свойствами для зарождения и поддержания жизни, о чем также напоминает нам информации Корана суры 24:45 «И сотворил Аллах всю живность из воды». Интересный перевод мы находим у В. Пороховой, где арабское слово «вода» в ее комментарии отмечено как «животворная влага». По моему это более точная формулировка, так как она передает то состояние о чем говорится в Коране, которая, в свою очередь отражает научное свойство протоплазмы. А протоплазма, как нам известно состоит из воды и органических элементов, и является физической основой любой живой клетки растительного и животного мира. Именно протоплазма является единственной формой материи, в которой проявляется все феномены жизни, где скрывается одна из особенностей тайны появления жизни и рода человеческого с различными генетическими данными. А самой главной тайной, в которой скрыта сущность человеческая, и которая является конечной стадией сотворения – это одухотворение зародыша, после чего тело приобретает жизненно важные свойства. Именно после этого величественного мгновения, когда Аллах (хвала Ему!), вдохнул в человека от Своего Духа, он приобрел не только волю и знание, но и стал превыше других Его творений. Параллельно с созданием человека в Коране также упоминаются ангелы и джины. На основании этих информаций нам становится известно, что ангелы созданы из света, а джинны из огня или вернее говоря из пламени, то есть из бестелесной стихии. Вероятно, по этой причине и ангелы и джинны обладают эфирно – вещественными свойствами, которая и определяет их невидимость. А, читая суру 15:29 мы окончательно убеждаемся, что человек является единственным творением Аллаха (хвала Ему!), который несет в себе Его задатки. И человек удостоился этой чести не спроста. Этот жест Великого Творца говорит о том, что человек является особо избранным существом и участником грандиозного плана в построении первого этапа вечной жизни будущего. Поэтому земная жизнь, которого удостоились мы, является благодатным даром Аллаха (хвала Ему!). Даже в этом акте кроется определенная тайна. И если мы, как следует, рассмотрим этот вопрос, то увидим, насколько ничтожны шансы появления на свет какой-либо личности.
В каждый цикл в яичниках женщины созревает несколько яйцеклеток, из которых по большей части лишь одна получает возможность стать началом новой жизни и превратиться в эмбрион, старательно закрепляющийся в уютной матке для дальнейшего развития. Мужской организм производит значительно больше половых клеток: в каждой порции спермы здорового мужчины содержится около 200 миллионов сперматозоидов, из которых принять участие в оплодотворении сможет только один. Если учесть, что каждая клетка сперматозоида несет в себе определенный генетический код, то каждое соединение сперматозоида с яйцом матери привело бы к созданию определенного индивидуума. За время жизни мужчины, его половые органы могут произвести, по осторожным подсчетам, ошеломляющее количество – 500 млрд. и боле зародышевых клеток, а яички женщин – около 17 тысяч клеток или яиц, хотя из этого числа у женщин созревают только 400. Эти приведенные данные являются лишь частицей из существующих знамений Аллаха (хвала Ему!), но, к большому сожалению человек, так глубоко вник в мирские дела, что не желает замечать их. Но, нам не следует забывать, чем была эта презренная капля жидкости, если бы не созидательная творчество Аллаха (хвала Ему!), которая способна на любое чудо творения. Ярким примером сказанному является оплодотворение яйцеклетки, после чего начинается процесс преобразования зародыша. Во время развития, которого человек приобретает свою форму, и у него начинают функционировать жизненные важные органы, а в завершении наступает заключительная стадия, а именно одухотворение зародыша от Его Духа, после которого человек приобретает необходимую душу контролирующее все его физическое тело. Но это вовсе не принижает значимость тела. У Джалаладдина Руми говорится: “Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает все. Тело перед морем души — капля. Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели”.1
Немаловажны определения Аристотеля, по мнению которого душа или личность представляет собой форму, действительность или функцию тела; душа – неотъемлемый спутник тела, мало того она есть сама жизнь тела. Душа тела, - пишет философ, - это то же самое, что зрение для глаза. Тело и душа – вместе, однако они отдельны друг от друга, как воск и отпечаток от него. Основным питанием человеческой души является духовность. Чем выше духовность, тем чище становится его душа, а самым лучшим средством для этого является покаяние и молитва. Обращаясь к людям, посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Скажите, если бы у порога любого дома протекала река и каждый из вас купался в ней пять раз ежедневно, остался бы он грязным?”2 А это подобно пяти молитвам, посредством которого Аллах стирает прегрешения. Только так можно очистить душу и облегчить жизнедеятельность нашего тела. Нет такого человека, который подвергался психическим переживаниям, физической боли или болезням. Именно такого рода состояния главным образом оказывает негативное влияние на душу. А что касается зла, которое творит человек, то он наносит себе больше вреда, чем другим. Так как каждый мерзкий поступок оставляет отпечаток на душе, а в Судный День его душа будет свидетельствовать против самого себя.
Добро творящий - для души своей благодеяет,
Творящий зло - вершит к погибели ее, -
И никогда к Своим рабам
Несправедливым твой Господь не будет.
(Фуссилат, сура 41:46).
Если же человек творить зло, то тем самым причиняет себе вред, потому что грехи влекут за собой зло, а зло влечет наказание, как при жизни, так и после смерти. Также следует нам знать, что все наши действия контролируется душой, а в Судный День все наши органы будут свидетельствовать против нас. “Когда же наконец они его достигнут, свидетелем против них за все их прегрешенья предстанут слух, и зрение и кожа! И своей коже они скажут: “Что ж против нас свидетельствуешь ты?” на что она ответит: “Аллах мне речь внушил, Он – Тот, кто все (земное) речью одарил. Он создал вас первоначально, К Нему лежит и ваше воскресенье”” (сура 41:20-21). Похожим образом говорится в суре 36:65, где даже и руки и ноги будут свидетельствовать против нас. Аллах (хвала Ему!) вдохновляет своих рабов на совершение благих дел и избегание злодеяний, дабы люди могли извлечь пользу из добра. Одним словом каждая душа будет держать ответ за все свои деяния, которые он творил. И каждому телу присуще своя душа, и тут нет места инородным существам, о чем утверждают некоторые дельцы. В данном случае разговор идет о злых духах.
Вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. На основе знахарства возникает вера в духов и богов-целителей. Эти образы являются олицетворением магических приёмов знахаря. Часто в образе бога-целителя присутствуют и другие черты. Особенности представлений о целительной силе у различных племён проявлялись обычно разных приёмах лечебной магии: в африканских племенах важную роль в обрядах врачевания играла вербальная составляющая (заговоры, заклинания), тогда как у других племён она обычно уходила на задний план, в австралийских племенах важную роль играли снадобья и мази, призванные успокоить духа болезни или почтить бога-целителя, в американских племенах была широко распространена контактная магия.3 Образы богов-целителей нашли своё отражение в более поздних формах религии. Один из даосских богов Китая, Яован – «князь врачевания»; у древних ацтеков в пантеоне был Иштлилон, целитель болезней. Египетский бог Хонсу, ассоциировавшийся с месяцем, в то же время чтился и как бог-целитель; Асклепий в Древней Греции, первоначально бог-покровитель Эпидавра, являлся также богом-покровителем врачей. У черкесов известен бог-покровитель кузнецов, он же и бог-целитель. Как и ведовство, знахарство является устойчивой формой религии, постепенно смешиваясь с другими верованиями, оно не теряет своей самостоятельности, сохраняя первоначальный характер. У русских, как и у австралийцев, у китайцев, как и у бушменов, практика знахарства сохраняется как сплетение народно-медицинских средств с заговорами и колдовством.4
Во всех Святых Писаниях присутствуют откровения о наличии демонов и бесов вселяющие в тела человека, где также указаны методы избавления от них. И лишь только в Коране не имеется каких-либо информаций об этих существах. Согласно Корану, джинны созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела, обладают разумом и относятся к скрытым, таинственным существам Аллаха. Слово джинн в исламских первоисточниках стоит рядом со словом инс — «ответственные за свои поступки люди». Оба эти понятия выражаются арабским словом сакалайн. Ученые-богословы считают, что сакалайн включает и невидимых человеком ангелов и шайтанов. Джинны жили на земле еще до сотворения Адама, обычно враждебны людям. В Коране джинны упоминаются несколько раз в сурах – 6:112, 128-130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14 и нигде не говорится о вселении злых духов в тела людей. Из откровений Корана также узнаем, что среди джиннов есть праведные (мусульмане) и отступники, которые служат Сатане, известные, как шайтаны. “…Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: „Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу.” (сура 72:1-2).5 А что касается Сатаны, то он был избран Аллахом, чтобы наущать верующих. Он был обязан сбит людей с праведного пути и в его функцию не входило поселение в телах слабовольных или душевнобольных людей. Мы о нем знаем то, что является врагом человека.
Не Я ли заповедал вам, Адамовы сыны,
Не поклоняться Сатане, -
Ведь он ваш враг заклятый.
Меня вы почитать должны, -
Таков путь истинный.
Увлек он множество людей от праведной стези, -
Ужель вы этого не поняли еще?
(Йа-син, сура 36:60-62).
Ас Саади пишет: “Этими словами Аллах будет укорять нечестивцев за неверие и многочисленные грехи, каждый из которых является повиновением или поклонением сатане. Аллах предостерег Своих рабов от явного врага самым совершенным образом и поведал людям обо всем, к чему он призывает, а также об ужасных последствиях повиновения сатане. Господь повелел людям поклоняться только Аллаху, выполнять Его предписания и остерегаться грехов. Он разъяснил, что поклонение и повиновение Аллаху, а также неповиновение сатане, является прямым путем. Однако нечестивцы не соблюли завета с Аллахом и не прислушались к Его заповедям. Более того, они избрали Сатану своим покровителем, и он ввел их в глубокое заблуждение. Поэтому в Судный день Аллах скажет этим грешникам”.6
Первые учения о злых духах или демонах восходит к культовым верованиям тюркских и мидийских племен, а также древним верованиям Вавилона и Ближнего Востока. Впоследствии, по сложившимся обстоятельствам это учение проникло в иудаизм, потом в христианство, где нашло широкое распространение, и далее проникло в ислам. Первые описания одержимости были описаны в шумерских текстах за 2000 лет до н.э. Древние шаманы изгоняли нечистую силу при помощи заговоров. В индуизме и буддизме также существуют аналогичные ритуалы. Интересно проводится ритуал изгнания злых духов в буддизме. Сначала буддийский монах пытается вывести духа из тела мирным путем, уговаривая его покинуть тело. Если это не удается сделать, то прибегают к помощи специальных обрядов с мантрами-заклинаниями. Вышедший из тела злой дух заключают в закрытый короб и сжигают. Последователи зороастризма, митраизма и культовых религий Ближнего Востока представляли демонические силы с рогами, копытами и хвостами, обладающими явными признаками зла. И здесь интересен тот факт, что все эти представления и вид этих демонов можно увидеть в Святых Писаниях иудаизма. Иудаизм предполагает существование «диббука» злых духов, поделенных на легионы и всячески наносящих вред человеческому роду. «Диббук» считается «обнажённым духом» - это душа скверного человека, не нашедшая после смерти покоя, и желающая занять любое свободное тело. В иудаизме бесов также называют мазиким (нечистая сила). Они бесплотны, но обладают способностью принимать человеческий облик. Однако их все же можно распознать по копытам на ногах. Правда, есть бесы, предпочитающие петушиные лапы. Бесы бывают женского и мужского пола, а «руководит» ими падший ангел Асмодей. Относительно природы возникновения демонов есть несколько предположений. Одно из них заключается в том, что их произвел колдовством Асмодей. Согласно другому жизнь демонам дали Адам и Ева. Если верить российскому публицисту Боруху Горину, число бесов постоянно растет. Бесы вечны, они не умирают, их количество постоянно увеличивается, – объясняет Горин.7
Христианский ритуал, который помогает изгнать из человека разную нечисть, и вернуть его к нормальной жизни, называется экзорцизмом. Споры по поводу того, могут ли демоны вселяться в людей, ведутся много лет. Есть люди, считающие экзорцизм шарлатанством. Почти все учёные и врачи со скептицизмом относятся к подобным ритуалам, находя большое количество объяснений подобному поведению. Учёные уверены, что нет никаких демонов, и экзорцизм является выдумкой, а человек, зачастую, просто имеет серьезное психическое расстройство – демономание. Фрейд считал, что демономания – это невроз, при котором больной самостоятельно создает себе Сатану, и он является следствием подавления желаний. Многие психологи уверены, что изгнание духа, это не больше, чем самовнушение.8
Врач психолог Дон Елена в статье ««Все болезни от нервов» или когда пациенту клиники нужен психолог?» пишет: “Как правило, сложно выделить какую-то одну основную причину, а большинство специалистов по психосоматике сходятся на том, что психические факторы влияют на все физиологические процессы в организме. В раннем детстве психика и тело связаны неразрывно, и, хотя по мере развития и взросления эта связь ослабевает, в периоды сильных стрессов или эмоциональных потрясений, или же в связи с недостаточно развитой способностью разделять эмоциональные и соматические процессы, у взрослых также будут возникать психосоматические заболевания…Данные процессы легко объяснимы и с биологической точки зрения. Сильные переживания сопровождаются выработкой надпочечниками гормона кортизола и адреналина. В результате этого усиливается кровообращение, концентрация внимания и организм может мобилизовать все ресурсы, чтобы убежать от тигра или победить его. Сложность в том, что нам давно уже не нужно никого побеждать физически, а длительный стресс, которому мы регулярно подвергаемся, может оказывать крайне негативное влияние на организм. Кортизол в организме участвует в белково-углеводном обмене, влияет на жировой обмен и уровень холестерина, подавляет клеточный и гуморальный иммунитет; адреналин и норадреналин вызывают сужение и спазм сосудов, повышение артериального давления, ускорение кровотока, усиление минутного и ударного объема сердца, возникают мышечные спазмы и выброс соляной кислоты в желудочно-кишечный тракт. Все это организм длительно выдерживать не в состоянии, и реагирует на это «поломками»”.9
В отличие от ислама, христианский институт богословии до сих пор настаивает на реальном существовании злых духов и демонов, но христианские протестанты, как и мусульмане склонны понимать их символически. Но этого было достаточно, чтобы некоторые дельцы-шарлатаны манипулировали над простым людом.
Согласно христианскому учению, человек всегда и везде окружен демонами, угрожающий его душе, и избавится от них или нейтрализовать их злокозненное действие может только Церковь. По христианским представлениям лишь только священнослужители церкви своими молитвами, заклинаниями, реликвиями и специальными культовыми действиями способны изгнать злых духов и демонов. В Новом Завете злые духи или демоны представлены как бесы. Бесы – это враждебные человеку сущности (разумные и коммуникабельные), которые в наглую вселяются в тело человека, и тем самым нарушают его здоровую жизнедеятельность. Такого рода представления объясняется тем, что это учение является необходимой частью социальной доктрины Церкви, возводящей корни человеческих бедствий к сверхъестественному сатанинскому источнику. И все эти представления были позаимствованы из прежних религий и верований.10
Как нам известно, источником зла в христианстве является первородный грех, а с помощи учения о демонах Церковь хочет оправдать наличие в мире зла, якобы допущенным Всемогущим Господом. Поэтому как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете можно увидеть откровения, свидетельствующие о существовании злых духов, демонов и ведьм. Веру в демонов и злых духов можно увидеть в работах еврейского историка Иосифа Флавия. Но до этого иудейские священнослужители, чтобы согласовать учение единобожия с политеистическими верованиями, и исходя из этих соображений, низвели языческих богов на степень демонов и злых духов. Но прочитав откровения Евангелии и Послания Павла, становится ясно, что учение о демонах вовсе не отвергается, а был избран к ней более осторожный подход В первом Послании к Тимофею апостол Павел пишет: “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступит некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” (Гл.4 ст.1). А в откровении Иоанна говорится: “Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей Вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя” (Ин. 16:14). И здесь явно проглядывается негативное отношение к культовым учениям о демонах, но, несмотря на это, оно была взята на вооружение, так как христианская идеология, построенная Павлом, нуждалась в этом учении. И это объяснялось тем, что в учении о демонах присутствовало элементы запугивания, имеющее огромное значение в выполнении функции контроля над верующими.
Более охватывающее описание об этих существах, можно увидеть в Евангелии от Марка. Например: “Один человек, живший на кладбище, был одержим злым духом, который заставлял его совершать дикие поступки. Люди связывали его цепями, чтобы усмирить его, но он разрывал цепи” (Марк 5:1-4). Впоследствии, учение о демонах стал неотрывной частью религиозного нравоучения христианства, где человек рожденный в грехах, стал союзником дьяволу – источнику и носителю зла.
В отличие от христианства в исламе зло не является органическим свойством человека, а следствием извне. И этим существом, подстрекающего человека на дурные поступки, является Сатана. В данном случае все зависит от веры и воли человека. Поэтому личная ответственность постоянно подчеркивается как основной принцип ислама. Коран также дает нам знать, что лишь неверие порождает зло.
Те, кто не верует, в гордыне пребывают
И супротив стоят (и Богу, и пророку).
(Сад, сура 38:2).
Корень всего зла и неверия заключена в надменности и гордости. В особенности это касается иудеев и христиан, утверждающие, что они находятся в более привилегированном положении, чем мусульмане. Относительно данной ситуации в Коране говорится:
(И здесь) ни ваши притязанья,
Ни притязания людей, кто обладает Книгой,
(Аллахом приняты не будут).
Кто зло творит, тому воздастся тем же,
И не найдет он, кроме Бога,
Ни покровителя и ни помощника себе
(Ан Нисаа, сура 4:123).
“Иудеи и христиане, - пишет Сайид Кутб, - утверждали, что они являются детьми и любимцами Бога. Они даже зная, что грешат утверждали следующее: “Огонь коснется нас лишь на несколько дней…” А иудеи и доныне утверждают, что они – «избранный» Богом народ. Эти мысли также могли прийти в голову кому-нибудь из мусульман. Они, как и иудеи могли бы подумать, что они самый лучший народ из всех народов, и потому Аллах посмотрит сквозь пальцы на их прегрешения. Эти слова призваны объяснить всем, что решающим фактором являются исключительно собственные деяния. Все подлежит одной мерке, а именно совершать добрые деяния и полностью предаться Аллаху”.11
Таким образом, христиане, подобно иудеям, представив себя как обладателем истинного Писания, полностью восприняли культовые учения о демонах, о чем свидетельствует откровения Евангелий и Послания Павла. Не смотря на отсутствие каких-либо информаций в Коране о власти демонов, нашлись даже авторитетные богословы, которые уверовали в это учение.
Ты обратил внимание на тех,
Кто (лживо) утверждает, что поверил в то,
Что (ныне) послано тебе
И до тебя ниспослано (другим)?
Они желают обращаться за судом к Тагуту,
Тогда как им повелено не веровать в него;
И хочет Сатана их сбить с пути
И в заблуждение увлечь как можно дальше.
(Ан Нисаа, сура 4:60).
“Как ни странно – пишет Сайид Кутб, - но такие люди утверждают, что веруют в ниспосланное пророку и предыдущим посланникам, хотя одновременно с этим опровергают это утверждение своим поведением. Они обращаются за судом к демонической силе (Тагут), не имеющее порядка, не мерило черпающее из Писания. Тем самым этой силе приписываются божественные свойства. А это происходит не по назначению или из чувства неясности, лицемеры действуют осознанию, точно зная, что им запрещено обращаться к Тагуту”.12
По исламским понятиям для истинно верующего козни Сатаны очень слабы. Сатана или Дьявол не обладает какой-либо властью кроме наущения. Поэтому Аллах (хвала Ему!), повелевает нам сражаться с теми, кто превозносят эти существа.
Те, кто уверовал, воюют на пути Господнем;
Кто не уверовал, воюют на пути Тагута.
Воюйте же с друзьями Сатаны, -
Слабы его коварные потуги!
(Ан Нисаа, сура 4:76).
Здесь с ясностью говорится, что козни Сатаны до той степени слабы, что не способны навредить человеку. Но в случае игнорирования Господних повелений, то эти эти слабые козни Сатаны могут серьезно навредить ему и в этом положении им не ждать помощи от Аллаха. О чем свидетельствует следующее откровение Корана:
Когда же все решится, Сатана им скажет:
«Ведь обещанье Истины вам дал Аллах,
Давал вам обещание и я,
Но в нем я обманул вас,
И власти не было над вами у меня:
Я только звал вас, ну, а вы
(По доброй воле) отозвались.
А потому меня не попрекайте,
Вините только лишь себя.
Я не могу ничем помочь вам,
И вы не можете мне помощь оказать.
Я отрекаюсь от того, что раньше
Меня вы в соучастники (Аллаху) возвели.
Для злотворящих - истинно, мучительная кара».
(Ибрахим, сура 14:22).
По Корану зло не является независимым тайным фактором бытия. Оно – последствие того, что человек подпадает под власть своих собственных моральных слабостей и при этом «отказывается от истины», и в конечном итоге подпадает в зависимость Сатаны. Другими словами, сила отрицательного принципа, которую символизирует шайтан, не существует само по себе – она рождается только тогда, когда человек сам решает поступать дурно.13
Борьба за дело Аллаха (хала Ему!), является одним из важных элементов жизни человека, так как она главным образом служит для освобождения людей от угнетения и от зависимости преступающих все границы дозволенного. Также для истинно верующего борьба за дело Аллаха – это установление господства законов Аллаха (хвала Ему!). Именно таким путем можно установить мир и социальное равноправие. Но существуют общества и люди, которые игнорируют всю эту истину, мало того они не только оправдывают существования злых духов, но и служат злу.
Но для неверных все равно,
Увещевал ты их иль нет, -
(В Аллаха) не уверуют они.
(Аль–Бакара, сура 2:6).
“Безверие – пишет Йусуф Али, - значит намеренный отказ от веры, противоположный ошибочному представлению об Аллахе, которое противоречит искреннему желанию познать истину. Там, где существует подобное желание, милость и милосердие Аллаха укажут правильный путь. И все же это правильное руководство не сможет стать действенным, если натолкнется на намеренный отказ, что, разумеется, возможно, вследствие свободной воли человека. Последствием такого отказа является в этом случае отмирание духовных способностей – они станут не восприимчивыми к высшим влияниям”.14 Но если человек будет строго придерживаться Господних наставлений и запретов, то он с легкостью сможет избежать этих пороков. В особенности, когда мы уже знаем, что, находясь под наущением Сатаны, мы также подвержены испытанию земных трудностей. В этом случае нам следует знать следующее: “И если Сатана к злу тебя склоняет, ищи спасения у Аллаха. Ведь Он один Всеведущ и Всесущ!” (сура 41:36). А что касается злых духов и демонов, то в Коране об их власти, и вообще об их существовании не сказано ни единого слова. Но, к большому сожалению, некоторые последователи ислама, подражая христианам, стали строить новые представления об этих существах. Следует отметить, что в оформлении мусульманского представления свое влияние оказало доисламские культовые представления арабов. К примеру, во времена невежества арабы считали, что имена людей обладают определенной силой, с помощью которого можно обмануть злых духов и даже напугать их. Вера арабов в злые духи был до той степени велик, что этому последовали даже после прихода ислама. Когда умер «меч Аллаха» Халид ибн Валид, то женщины его племени услышав эту весть, дабы оградить его душу от злых духов, отрезав свои волосы, повесили их на палках вокруг его могилы. И что интересно подобные суеверия сохранились до наших дней. Большее огорчение охватывает человека, когда некоторые богословы, ссылаясь на суру 46:28 стараются привить культовые учения о демонах в истинную религию Аллаха.
В отличие от других Писаний, Коран с ясностью доводит до сведения, что причиной всех человеческих несчастий и страданий является отсутствие его богобоязненности, а также духовная пустота его души. А чтоб быть счастливым как в этой жизни, так и вечной жизни будущего, человек кроме веры в Аллаха и в Судный День, должен быть стойким и терпеливым. Ярким примером сказанному может, послужит жизненный путь пророка Аййуба (библ. Иов). “И вспомни раба Аййуба. Вот воззвал он к Господу своему: “Коснулся меня Сатана страданием и наказанием”” (сура 38:41). В комментариях Ибн Касира говорится: “Всевышний Аллах упоминает о Своем рабе и посланнике Aййубе (мир ему!), и о том, как Он испытал его здоровьем, богатством и детьми. Аллах поразил его тело многочисленными болезнями, так что здоровым у Аййуба (мир ему!) было только сердце. Аллах не оставил ему в целом мире ни одного лекарства, которое бы помогло ему излечиться от болезни. Аййуба (мир ему!) поддерживала его жена, которая уверовала в Аллаха и Его посланника. Она подрабатывала служанкой и на протяжении почти восемнадцати лет кормила своего мужа и ухаживала за ним. До этого Аййуб (мир ему!) был очень богатым человеком, и у него также было много детей. Но, когда он лишился своего богатства и детей, все друзья и родственники отвернулись от него, кроме его жены. Она не отходила от него ни утром, ни вечером и отлучалась только по необходимости работать (как мы уже упоминали, она подрабатывала) служанкой, а после работы незамедлительно возвращалась к нему. Когда его болезнь затянулась, дела пошли хуже, и не было больше сил, Аййуб (мир ему!) воззвал к Господу миров:
(И Мы поставили ему на службу)
Кое-кого из (воинства) шайтанов,
Что для него (за жемчугом) ныряли
И кроме этого другие делали дела.
И Мы над ними были стражем.
- И Аййуба,
Когда он к Богу своему воззвал:
"О Господи! Меня беда постигла, -
Но Ты ведь милосердный из милосердных!"
(Аль Анбиййа, сура 21:83).
В этой суре Аллах сказал: “Помяни Нашего раба Аййуба (Иова). Он воззвал к своему Господу: “Сатана причинил мне вред и мучения!””. Под «вредом» здесь понимаются телесные страдания, а к «мучениям» относятся потеря богатства и детей.15 Слова данного откровения «коснулась меня Сатана» некоторые толкователи понимают как «одержимый злыми духами», но согласно откровениям Корана, у шайтана нет иной власти, кроме власти обольщения. Сатана не полубог, а также и не «князь мира сего», как считает евангелист Иоанн и все христиане, а также последователи оккультных верований. И они забыли простую истину, что Сатана является лишь обычным существом, сотворенным Аллахом. Как противник и враг человека, и в его функцию входит обольщение человека и сбивание его с истинного пути Аллаха, а именно нашептывать человеку зло и искушать его земными страстями. Но он не обладает таким полномочием, чтобы по своему желанию селился в души других людей и управлять ими, а также мучит их посредством болезней и страданий. А в данном случае нам следует знать, что каждое человеческое тело имеет своего хозяина, и им является их душа, поэтому тут нет места инородным существам. В данном случае история с пророком Аййубом – это напоминание об испытании, которому подвергаются все. Наравне с этим Аллах (хвала Ему!), напоминает нам о Своем Милосердии, для тех, кто проявляет терпение и стойкость. Лишь в этом случае Аллах (хвала Ему!), заступается за Своих рабов. “Господь ведь – истинно Аллах, Кто небеса и землю сотворил в шесть дней, и после утвердился на престоле, чтобы править всем, что Он явил, и нет соизволенья. Таков Аллах Владыка наш! Служите же Ему, - ужель об этом вам не поразмыслить” (сура 10:3). Все люди обладающей властью и богатством радуются, и даже горды своими достижениями, но они не представляют, что в этой земной суете самые трудные испытании ожидают именно их. Так как эти блага даровано им, чтобы они узнали, сделало богатство и власть их высокомерными, безнравственным и жестоким. А в Судный День эти дары возвысят их перед Создателем или опустят на дно Ада. По мудрости Своей Аллах (хвала Ему!), испытывает также бедностью и несчастьями, чтобы посмотреть, проявить ли человек стойкость и терпение или падет духом и поддаться искушению Сатаны. И чтоб в конечном итоге остаться в выигрыше, человек должен беречь себя от земных пристрастий, не заблуждаться ни при успехах и ни при не удачах, так как наша земная жизнь лишь испытание, которую следует достойно перенести. А конец всему этому наступает с приходом смерти. “Всякое живое существо вкусить смерть. И Мы злом и добром испытываем вас. И к нам вы будете возвращены” (сура 21:35).
Читая Библию относительно состояния человека после смерти, проглядывается неопределенность и сомнение. К примеру, в откровениях пророка Иова (Аййуба) якобы говорится: “Если человек умрет, то будет ли он снова жить?” или “Оставь, - сетует Иов, - отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду, - и уже не возвращусь, - в страну тьмы и сени смертной, где нет устройства, где темно как самая тьма” (Иов 10:20-21). И это не единичный случай, почти во всех Книгах Ветхого Завета проходит идея уничтожения личности во время смерти. В особенности отрицание существования потустороннего мира можно увидеть в Книге Екклезиста: “Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздания, потому что память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более чести во веки ни в чем, что делается под солнцем. Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим…Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей. Все, что может делать рука твоя, по силам делай, потому что в могиле куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Еккл. 9:5-7), или другое откровение “…Нет у человека преимущества над скотом, потому что все суета. Все идет в одно место, все произошло из праха и все возвратится в прах” (Еккл. 3:19-20). В данном случае, прочитав цитаты из Книги Екклезиста, с уверенностью можно заявить, что эти слова не могут быть Господними, и здесь явно проглядывается человеческая рука. И эта рука не какого-то священнослужителя, а рука анархиста, искушенной земной страстью. Но тут интересен другой факт, а именно каким образом священнослужители Храма могли включить эти политеистические суждения написанного в 3 веке до н.э. в список Святых Писаний? Относительно данного случая в Коране говорится: “Средь них есть и такие, кто весть Писания своими языками искажают, стараясь убедить вас в том, что таковы слова Господни. “Сие – от Бога”, - говорят они. Но это вовсе не от Бога! Они возводят против Бога эту ложь и сами ведают в душе об этом” (сура 3:78). Такого рода Писания, подобно Книге Екклезисте, в решении религиозных вопросов, наоборот заводит человека в тупик или делает их вероотступниками. Характерные случаи присуще не только иудаизму и христианству, но и буддизму и индуизму. И единственным изобличителем всех этих искажений и добавлений, является Коран, Но, не смотря на это, среди мусульман находятся такие, которые не оценивают истинную религию Аллаха должным образом и готовы пожертвовать ею ради ничтожных земных благ. Следует отметить, что древнегреческая философия своими информациями намного превосходит библейское учение о загробном мире и бессмертии. Проблема и тайна смерти была одним из главных стимулов исследования греческих философов. О чем свидетельствует одна из изречений Сократа: “Философия это размышление о смерти”. Защита Платоном бессмертия находит свое лучшее и полное выражение в его диалоге «Федон», где Сократ отстаивает наличие вечной жизни у души по многим основаниям. На основании выводов своего учителя философ утверждает, что самый благородный образ жизни – это своего рода умирание, и он рад, когда его душа освободится благодаря смерти. Далее философ приходит к выводу, что все противоположности порождают друг друга, и как за жизнью смерть, так и за смертью должна следовать жизнь.16
Знакомясь с другими не менее известными греческими философами, лишний раз убеждаемся в том, насколько иудейские богословы удалились от Господних истин. Дабы наставить их на истинный путь Господь посылал к ним Своих пророков. Одним из них был праведник Иисус сын Марйам. Он пришел, чтоб оградить сынов Исраиля от всех искажений и добавлений, допущенными фарисеями и саддукеями. Книжники были бессильны перед критикой пророка Иисуса, и они были очень озабочены этим.
Не смотря на ясные разъяснения, и на строгие предупреждения последователи Иисуса сын Марйам подражая иудейским книжникам, до той степени исказили, заповеди своего учителя, что впоследствии относительно установления религиозных и жизненно важных вопросов не смогли прийти к единому решению. Вероятно по этой причине традиционная христианская позиция по поводу промежуточного состояния после смерти, противоречив. К примеру в Посланиях Павла говорится: “…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его” (1 Кор. 2:9). Находясь в зависимости от такой идеологии целый ряд религиозных мыслителей, вынужден отрицать какие бы то виды состояния от смерти до воскресения на Суд. Эта традиция продолжалось в последующие годы, в особенности она усилилось во время становления и распространения христианства
Институт Церкви, соглашаясь с выводами ряд медиумов, стали строить новые учения о смерти и о промежуточном состоянии после смерти. Но и здесь появились некоторые разногласия. Одни служители церкви стали заявлять, что воскресение после смерти – это чудесное событие, зависящее от специального вмешательства Бога. А другие стали утверждать, что Бог действует на основании закона, чем чуда. И таких примеров можно привести множество. Данная противоречивость исходит из того, что Библия не обладает конкретными информациями относительно состояния после смерти, а также о Дне воскресения. В отличие от других сект христианства, протестанты проповедуют иное учение, близкой к исламским представлениям. В начале XIX века эта идея была представлена в трудах Сэмюэля Дрю. Он утверждал, что в естественном теле имеется зародыш, медленно зреющий и готовящий в могиле воскресающее тело. Как семя должно быть зарытое на какое-то время, чтобы взойти полным совершенной жизни, так и человеческой тело должно быть схоронено до Судного Дня. Также христиане – протестанты придерживаются того же мнения, что душа со дня смерти тела, до Дня воскресения спит или находится в бессознательном состоянии. Все эти заявление протестантов, которая была поддержана европейскими медиумами. Это идея вдохновило некоторых служителей Ватикана, и они выдвинули более совершенную идею, где признавалось существование промежуточного состояния между материальным миром и Судным Днем. И после физической смерти это форма становится телом вечного духа, которому нужно орудие для собственной индивидуализации для осуществления отдельного существования и обретения личности. Подтверждение этой идеи можно увидеть в работах доктора Фосдика. “Бессмертие, - заявляет он, - это только движение дальше и дальше. Вечная жизнь – значит жизнь, столь сияющая по своему значению, что имеет смысл двигаться дальше с этой жизнью. Бессмертие есть чистое продолжение существования. Вечная жизнь есть качество опыта”.17
Что интересно идеи современных христианских теологов и выводы доктора Фосдика находит свое подтверждение в исламских учениях. И это является доказательством того, что Коран единственная Книга, где имеется необходимое количество информаций о смерти, загробном мире, Судном Дне и о конечном состоянии после воскресения. “И это – Книга, что как дар благословенный Мы ниспослали свыше (вам) так следуйте же ей. И гнева Господа страшась (благочестивы будете в ближней жизни), чтобы (в другой) помилованы быть” (сура 6:155). Здесь говорится о Коране, содержащем в себе всю полноту и сущность всех откровений веры, которые были возвещены человечеству прежде последнего пророка. Мовлана Ислахи указал на то, что понятие «мубарак» в Коране часто используется в связи дождем. Мысль, которая стоит за этим, такая как дождь, которая пробуждает мертвую землю к жизни. Так Коран вызывает нравственное и духовное пробуждение, и люди, бывшие духовно и нравственно мертвыми, вновь воскресают к жизни.18
Коран – это единственная Святое Писание, который не подвержен искажению, так как он снизошел с Истиной. “Мы в Истине Коран послали и в Истине нисшел он свыше...”(сура 17: 105). Эта благословенная Книга была ниспослана тогда, когда человечество находилось в заблуждении. И он был ниспослан в нужное время, так как все человечество жаждал Руководства к спасению. Оно подобно желанному письму с доброю вестью. Обычно человек получившее желанное письмо, побыстрее хочет его открыть и прочесть. Коран подобен желанному письму, которая ниспослана не только арабам, но и всему человечеству. Поэтому это желанное письмо, которого с нетерпением ожидало человечество, и ради благодарности обязан прочесть ее каждый, и естественно, ответит на нее должным образом. А для выполнения этой обязанности мы одарены всеми необходимыми качествами.
И лишь Аллах владеет Сокровенным неба и земли,
Его решенье о (приходе) Часа -
Мгновенье ока иль еще быстрее.
Аллах, поистине, над каждой вещью мощен!
Аллах извел вас из утробы ваших матерей
Лишенными любого знанья,
Он дал вам слух и зрение, познание и чувства[37],
Чтоб вы могли быть благодарны.
(Ан Нахль, сура 16:78).
Аллах (хвала Ему!), одарил нас слухом, зрением органами чувств, чтобы мы могли быть Ему благодарны, но на самом деле Он не нуждается в этом. Эти качества, которыми он нас одарил всего лишь средство, помогающее нам добиться великих достижений во благо человечества, а самое главное, чтобы мы могли видеть чудесные знамения Аллаха, которое окружает нас повсюду. И в этом деле должен усердствовать каждый, так как жизнь, которой мы одарены занимает сравнительно короткий период времени, и если учесть, что смерть может наступить преждевременно, то мы должны строить свой жизненный путь таким образом, чтобы не испытать угрызение совести в конце ее. “Из благ, что Мы вам даровали, благотворите до того, как смерть настигнет вас и не придется вам сказать:
Из благ, что Мы вам даровали,
Благотворите до того, как смерть настигнет вас,
И не придется вам сказать:
«Владыка мой, коль Ты мне дашь короткую отсрочку,
Я буду в милостыни щедр и праведным (приду к Тебе)».
Но ни одной душе Господь не даст отсрочки,
Когда придет назначенный черед.
Он знает все, что делаете вы!
(Их совесть нечиста),
И каждый вскрик им кажется враждебным.
Они - враги, и опасайся их, -
Так пусть падет проклятие Аллаха!
О, как обмануты они (в своих надеждах)!
(Аль Мунафикун, сура 63:10-11).
Все сущее, что окружает нас, создано с единственной целью, чтобы облегчить нашу земную жизнь. И все доброе, чем мы наслаждаемся в этой земной жизни, идет от Аллаха (хвала Ему!), и наш долг давать часть от этого своим близким, так как каждый великодушный поступок – есть богослужение. Мы также не должны медлить с добрыми намерениями или откладывать их на будущее. Смерть может застигнуть нас внезапно, и тогда нам уже не будет позволено просит отсрочки. Каждый миг нашей нынешней жизни требует доброго поступка.19 Нет такого человека, который не мечтал бы о долголетней жизни. Но к большему сожалению малое количество людей думает о смерти и о воскресении на Суд. “Всякая душа вкусить смерть, потом к Нам вы будете возвращены” (сура 29:57). “В исламе смерть, - пишет Дарйабади, - является таким же естественным феноменом, как и жизнь, причем она представляет собой неизбежное явление физической жизни, как это имплицируется словом «душа». Смерть была известна на земле задолго до появления человека, она никоим образом не связана с «первородным грехом»”.
Профессор К.Дж. Кейзер в своем очерке «Значение смерти» пишет: “Временная конечность жизни имеет существенное значение для ее ценности; и, если бы она была процессом бесконечной продолжительности, она была лишена тех ценных вещей, которые заставляют нас стремиться к увековечению себя…Все священные ценности, которые делают жизнь бесценным даром нежно взращивается во всепроникающие ощущений временной конечности. Смерть – это не трагедия жизни; это ограничение жизни, существенно важное для ее благости; трагедия состоит в том, что, если бы не было смерти, жизнь была лишена ценности”. Давать жизнь, потом посылать смерть, чтобы снова пробуждать к жизни, на основании Сафвал аль-Байан считается шестым доказательством Всемогущества Всевышнего Аллаха.20
Смерть отделяется от жизни непреодолимым барьером, который в Коране обозначен словом «барзах» («преграда»). И человек, переступивший этот барьер, уже не принадлежит к этого миру, и относятся к существам промежуточного состояния, которое продлится до Судного Дня.
Не смотря на ясные указания и предупреждения Корана (см. сура 2:24), большинство людей или сомневаются или не верят в существовании разумной жизни после смерти.
Как вам не веровать в Аллаха?
Вы (изначально) были жизни лишены[20].
Затем Он одарил вас ею.
Со временем Он повелит вам умереть,
Чтобы потом опять вернуть вас к жизни,
И вновь потом к Нему вы возвратитесь.
(Аль Бакара, сура 2:28).
Внимание большинства людей направлено на материальный мир, и это все больше удаляют их от восприятия истины Аллаха (хвала Ему!). Но Коран призывает своих верующих поразмыслить о своей жизни, чтобы они осознали, что вся их жизнь зависит от воли Аллаха (хвала Ему!). Он есть Тот, кто дает жизнь, призывает жизнь и в День Суда по Его указанию вновь восстанут в более совершенном виде.
В свое время посланником Аллаха (с.а.с.), было указано необходимые установления и обычаи, начиная с кончины человека до его захоронения, выполнение которых отражены в хадисах аль-Бухари и Муслима. Не смотря на детальное описание этих предписаний, которому строго должны следовать каждый верующий, в некоторых регионах мусульманского мира совершаются пышные поминки, на организацию которого уходит целое состояние. А те кто не в состоянии выполнит все это, вынуждены брать деньги в долг или открыть кредит в банке. И все они идут на этот шаг из-за невежества, но есть тип людей, которые поступают так из-за тщеславия. И каковы бы не были намерения их, перед Господом они друзья Сатаны. “Поистине расточители – братья шайтанов, а шайтан неблагодарен своему Господу”(сура 17:27). Всякая приветливость великодушие и готовность помочь определяется нашими средствами. Нет смысла только давать, чтобы показаться великодушным. Многие семьи разоряются из-за чрезмерных затрат на свадьбы, похороны и на поминки или из угоды друзьям и родственникам. Эта заповедь никому не было так нужна, как нынешним мусульманам. Расточители не просто глупы, но приравнены к нечестивым. Верховный нечестивец – шайтан пал из-за своей неблагодарности Аллаху. Так что, кто расточает дары Аллаха и злоупотребляет ими, неблагодарен Ему.21 Среди этих невежд находятся такие, которые устраивают пышные поминки в святой месяц Рамадан, а именно в то время, когда правоверные мусульмане соблюдают пост. Пост был предписан людям, чтобы они были благодарны своему Создателю, а также, чтобы они были богобоязненны, и в нужное время могли укрощать свои страсти к материальному имуществу. И те, кто в этот месяц устраивают пышные поминки, они те, которые выступают от лица лицемеров или еще хуже, они те, кто намеренно уклоняет людей с пути Аллаха. “И тратят нечестивые свое добро, чтоб уклонит людей с пути Аллаха, но предстоит им скоро издержать его. Потом же их охватить скорбь и сожаленье; и вслед за тем – им побежденным быть! И будут собраны неверные в Аду” (сура 8:36). Все усилия, власть, способности и затраченные средства обернуться им не в прок и в конечном итоге они окажутся в проигрыше. И чтоб отличить добро от зла, мы не только должны знать заповеди Корана, но и должны оповещены о Сунне пророка, где указаны значимые нам предупреждения и наставления. А в данном случае в сахихе хадисе говорится, что траур по усопшему должно соблюдаться три дня, и в течении этого срока родственники и близкие обязаны накормить семью покойного. Во время панихиды запрещается причитание с нанесением себе увечий. А что касается могил, над которым невежды воздвигают статуи или ставят на них мраморные и гранитные плиты, то они однозначно запрещены Шариатом. Могила должна быть простым, без всяких строений. А примером сказанному служит могила посланника Аллаха (с.а.с.), и его сподвижников. И чтоб укрепить свою веру убежденность нам следует больше знать о смерти. Поэтому подытожим эту тему знаменитым изречением в философии «Сократ человек и следовательно он смертен». Наравне с этим существует не менее известное изречение «Сократ бессмертен». Ответ на эту противоречивость можно найти в «Диалоге» Платона, где Сократ подтверждает свою физическую смерть, а бессмертие относит к его душе. Смерть – это неизбежный процесс, и все люди без исключения испытают ее, и лишь Аллах (хвала Ему!), неподвластен ей, так как Он создал ее. “Ты ведь смертен, и они смертны” (сура 39:30). Пророки тоже не избавлены от физической смерти, не говоря о избранных Господних творениях. Все люди умрут, хорошие и плохие, но не следует забывать, что существует жизнь после смерти.
Алиев Рафик шейх Гюльбала оглы.
г. Ширван, сентябрь 2021 г.
Список литературы:
1.Джалаладдин Руми. «Поэма о скрытом смысле» Пятый дафтар, стр. 2.
2.Аль Бухари Мухтасар хадис № 528.
3.Сущность и виды религиозного культа. https://works.doklad.ru/view/5
-pHGAtfJWQ/all.html.
4.«Древнейшие культы: возникновение, характеристика и отражение в последующих
религиозных представлениях человека»
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=10205.
5.Джинны. https://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/jinn.
6.Ас Саади. https://quran-online.ru/36:61.
7.Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка
проблемы. https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-oderzhimost-kak-
predmet-psihologicheskogo-analiza-postanovka-problemy.
8.Экзорцизм. Миф или реальность? или "об одержимости демонами". https://dzen.ru/a/YOcAmgilqESmrO5v.
9.««Все болезни от нервов» или когда пациенту клиники нужен психолог?»
https://www.major-clinic.ru/news/opinions/nerves/.
10.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Бесы.
11.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 2-я брошюра, Часть 5, Стр. 340.
12.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 2-я брошюра, Часть 5, Стр. 203.
13.Мухаммад Асад. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag
Handel GmbH ISB3\926575-74-3В. 2-я брошюра, Часть 5, Стр. 309.
14.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 1-я брошюра, Часть 1, Стр. 7.
15.Ибн Касир. https://quran-online.ru/38:41.
16.Корлисс Ламонт. «Иллюзия бессмертия». Глава 2.
17.Корлисс Ламонт. «Иллюзия бессмертия». Глава 10.
18.Сиддики. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 3-я брошюра, Часть 8, Стр. 585.
19.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 10-я брошюра, Часть 28, Стр.2675.
20.Корлисс Ламонт. «Иллюзия бессмертия. Глава 27.
21.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 1-я брошюра, Часть 1, Стр.22.
Свидетельство о публикации №224123101548