Создание человека
Перед тем, как начать ознакомление с откровениями касательно создания человека, хочу напомнить, что весь текст откровения Книги Коран посланным Всевышним Аллахом записан из уст Мухаммада (с.а.с.), и порядочность, в отличие от других Святых Писаний, составлена под его строгим контролем.
Мы, истинно, послали Книгу
(Как руководство людям)
И будем, истинно, блюсти ее сохранность.
(Аль Хиджр, 15/9).
Коран – единственное Писание записано при жизни Пророка непосредственно с его слов, за тысячу триста лет своего существования не претерпело ни малейшего изменения и стало «материально ощутимым» свидетельством, или, скорее, Господним знамением истинности Слова. Сохранность Священного Корана была декретирована Всевышним Аллахом, что говорит о несомненной единственности Писания, лишенного любого вторжения человеческого фактора, сохранность которого Господь возложил на Себя.1
В этой работе использованы в основном айаты, содержащие в себе научные информации, а также ссылки на достижения современной науки. И для подтверждения истинности послания Господнего Писания, от образованного человека требуется лишь открыть и прочесть Священную Книгу Коран – буквально означающее «чтение».
Читай (и возгласи)!
Во имя Бога твоего, Кто сотворил -
Кто создал человека из сгустка.
Читай! Господь твой - самый щедрый!
Он - Тот, Кто (человеку дал) перо и научил письму,
А также обучил тому, что он не знал.
Но нет же! Преступает все пределы человек,
(Аль Аляк, 96/1-8).
Арабское слово обозначающее «учить» и «знать», имеют один корень. Вместе со словом «калам» (тростниковое перо) рождается полная гармония слов, обозначающих «писать», «читать», «изучать книги», «исследовать», как слово «знание» обозначает науку, знание себя и духовное понимание. Проповедование или чтение про себя или вслух означает не только обязанность возвещать наилучшим образом Откровения Аллаха, что является миссией пророка, но и обязанность, распространения и сеяния истины всеми, кто способен ее прочесть и понять.2
После сотворения Солнца, Земли и всей Вселенной, Всевышний Аллах приступил к созданию живого организма и последнего творения – человека. Одной из важных особенностей Земли, отличающей его от других планет солнечной системы, является присутствие в нем огромных масс воды в свободном состоянии. Почти три четверти поверхности Земли (70,8%) занято мировым океаном. Из 510 млн.кв.км. площади планеты на акваторию океана приходится свыше 361 млн.кв. км, а на сушу – 149 млн.кв.км. В наше время все научные источники едины во том что вода является основным элементом живой материи и наравне с этим ученые утверждают, что первопричиной, всего живого является океан. Хотя еще это не доказана, но не смотря на это, здесь есть разумное основание, так как это предположение подтверждается следующим откровением Корана.
Он - Тот, Кто создал человека из воды
И учредил ему родство по крови и по браку, -
Господь твой, истинно, могуч!
(Аль Фуркан, 25/54).
Или другое откровение:
Пусть человек подумает над тем, как он был создан!
Он создан из воды, что изливается (струей)
(Ат Тарик, 86/5-6).
Из воды Аллах создал человека, и то, как мужчину и женщину. Родственные связи же создаются или непосредственным происхождением или браком. Возникновение человеческой жизни еще чудеснее возникновения дождя, так как из одной миллиона клеток, соединившейся с другой клеткой, развивается сложная конструкция – человек. Человек ни в коем случае не является забытым, потерянным, незначительным. Так пусть он задумается, откуда он пришел, и что с ним стало: из выливающей влаги образовалось разумное существо с чрезвычайно сложным по строению телом. Это указывает на то, что вне человеческой сферы есть некая сила, которая заставляет бесформенную и не имеющую силы жидкость совершить столь удивительное превращение, после которого принимает такую замечательную форму. Все это несет печать руки Господа, которое охраняет, поддерживает и направляет человека, что приводит к выводу о воскресении мертвых.3
Пока организм жив то его биологический процесс ни на секунду не прекращается, которая осуществляется водою или при непосредственном участии воды. Люди поняли ее животворную роль очень давно. Из тысячи высказываний дошедших до нас приведу лишь следующее. Гуань Чжун, трактат «Гуань-цзы» (VII век до н.э.): “Вода является мерилом всех вещей, источником существования живых существ, основанием положительного и отрицательного, успеха и неудачи…Поэтому говорится: “Вода – это чудо”…Из воды рождается человек. Когда тончайшие «ци» мужчины и женщины соединяется вместе, вода образует зародыш…Поэтому говорится: “Вода источник всех вещей”, все живые существа с нее берут начало. Она рождает прекрасное и безобразное, благородное и низкое, глупое и умное”.4 Осознавая эту истину, каждый мусульманин, перед молитвой омываясь благодарить своего Создателя за прекрасный дар, как символа жизни и чистоты.
Специалисты, изучающие небесные объекты, уверены в том, что определенная часть воды и органических соединений были доставлены на Землю при помощи комет. Эта была одна из версий появления воды на Земле. Но по другой версии, ан Земле находилось достаточно водородных соединений для образования огромного количества воды. Исследователи из Университета Глазго изучили древнейшие породы Земли и выяснили, что вода существовала на поверхности планеты всегда. Жидкость попала на Землю вместе с пылью, из которой была образована планета. Большая часть воды в этой пыли испарилась, но её остатков хватило для формирования океанов.
И извели из животворной влаги всяко живое существо?
Неужто не уверуют они?
(Аль Анбийа, 21/30).
Это действительно так, и это истина должна привлечь наше внимание; хотя ее упоминание в Коране нас и не удивляет, но все же укрепляет наше убеждение в истинности Корана. Ибо мы черпаем нашу веру в абсолютную истинность того, что он утверждает, из убеждения, что с ним согласуются научные теории и открытия. Специалисты, изучающие небесные объекты, уверены в том, что основная масса воды и органических соединений были доставлены на Землю при помощи комет. доставили на Землю воду и органические соединения. К такому утверждению толкает нас следующее откровение, где говорится, что вода была создана задолго до появления Земли . “Он — Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: “Вы будете воскрешены после смерти”, — то неверующие скажут: “Это — не что иное, как очевидное колдовство!””. (сура 11:7). Эти слова Аллаха, что Его Трон был на воде до того, как Он создал небеса и землю и все что в них. Катада сказал: «Ваш Господь сообщает вам, что Его создание началось до того, как Он создал небеса и землю».5 Но, для тех, кто блуждает в подозрениях, хочу предоставить некоторые информации касательно кометы Галлея. С помощью межпланетной автоматической станций «Вега» было установлено, что 80% состава кометы Галлея состоит из воды. Кроме того, с помощью всевозможных наблюдений траекторию полета, ученые увидели, что на фоне мощных спектральных линий водяного пара отчетливо проявляются полосы углекислого газа и других, скорее всего углеводородных примесей. Кометное ядро – это водный лед, в кристаллическую решетку которого внедрились примесные молекул. По мере бурного испарения льда на поверхности скапливается черный пористый слой, обладающий низкой теплопроводностью. Образующийся пар время от времени пробивается через поры оболочки, а если это не удается – взламывает ее. Тогда с поверхности ядра начинает бить мощные газовые струи, увлекающий за собой пылевые частицы. Уникальные данные о составе кометного вещества, собрал пылеударный масс-спектрометр «Пума», который проанализировал химический состав около 2000 каменистых и металлических частиц выброшенным газовыми струями. Они оказались метеоритного происхождения; кальция, железо, кремний, а так же вода и углерод. Советскими учеными также было установлено, что комета Галлея, проходя вблизи Солнца, выбрасывает в космическое пространство миллионы тонн водяного пара. Любопытно, что в таком расходе – около 100 млн. тонн за виток. И эта комета массою около 200 млрд. тонн проживет еще не одно тысячелетие. Все эти факты являются доказательством того, что Аллах способен стереть с лица земли все человечество, и создать его заново в иной планете, для которого, как мы убедились, имеются все ресурсы. Поэтому мы должны быть богобоязненны, чтобы не навлечь на себя гнев Аллаха. Для сравнения можно привести много откровений, где говорится о Господнем даре посланного с неба, которая несет в себе жизнь. Делая эти открытия, ведущие ученые не подозревали, что еще в VII веке в Книге Коран была дана информация о животворной влаге (обладающей информационными сетями), с помощью которого возникла живая жизнь из не живого.6
Ученые считают, что охлаждение Земли произошло около 4 миллиардов лет назад. Для зарождения жизни на нашей планете накопилось достаточное количество органических веществ - аминокислот, азотистых оснований, углеводов, нуклеотидов, жиров. По их мнению, существуют убедительные экспериментальные доказательства того, что при полимеризации аминокислот образуется белковоподобные вещества, обладающие свойствами ферментов и способные объединяться в структуры, напоминающие клетки. Наравне с этим они признаются, что совершенно невероятно, что одновременно и независимо из нуклеотидов (звеньев молекулы ДНК) возник и кодирующий этот фермент ген. Одним словом в настоящее время наука не способна дать окончательного ответа на вопрос возникновения живого организма из неживого. Но, используя специальные данные молекулярной биологии, можно говорит о структуре и степени возникновения о разнообразии начальных форм жизни. С.И. Аксенов в своих исследованиях по адаптации жизни в экстремальных условиях, пришел к выводу, что жизнь продолжает существовать при температуре близкой к кипению воды, переносит значительные понижения температуры, проникает в токсические среды – растворы сулемы, и кислот, «дышит» метаном, аммиаком, угарным газом. Еще более разительна устойчивость жизни к колебаниям среды, если она принимает форму анабиоза, то есть скрытой жизни. Во многих случаях анабиоз сопровождается обезвоживанием живых структур. В такой законсервированном самой природой состоянии, жизнь выдерживает еще более суровые воздействия, сохраняясь при повышении температуры до 170 градусов по Цельсию и при понижении ее почти до абсолютного нуля. И после длительного пребывания в таких условиях опять возможны вспышки жизненных циклов, переход к нормальному функционированию со столь характерным и необходимым для жизни дальнейшим самопроизведением.6 Все эти данные позволяют, предположит, что где-то во Вселенной существует форма жизни, структура кроме белкового, по всей вероятности дополнена кремнием, являющейся более устойчивым к неблагоприятным внешним воздействиям. Поэтому можно представить, что внеземная жизнь является очень разнообразной и сложной по своим функциональным проявлениям.7
А теперь на основании коранических стихов, установленных в цикле последовательности рассмотрим создание человека.
И (вспомни,) как Господь твой ангелам сказал:
«Я человека сотворю из глины,
Звучащей, (как фаянс), и облеченной в форму.
(Аль Хиджр, 15/28).
Коран часто упоминает, что человек создан из «глины» или «праха», причем оба слова относятся как к низкому биологическому происхождению человека, так и к тому факту, что его тело состоит из разных органических и неорганических веществ, которые в другом составе или в элементной форме встречаются повсюду на земле. «Салсал» (глина) придает этому представлению новый масштаб. По мнению большинства языковедов, это слово значит «сухая глина, издающий звук». Поскольку в Коране оно относится только сотворению человека, оно, вероятно, содержит указание на язык, а также на хрупкость его физической природы. Как видно из конструкции фразы, «салсал» вышел из «хама» («темный, влажный ил»), тогда как «маснун», согласно Рази, значит «переменчивый» (по составу) и получившую форму. Я считаю, что это выражение описывает ту биологическую среду, из которой вышла «матрица» физического тела человека в соответствии с замыслом Аллаха о мире.7 В этом айате говорится о намерении Всевышнего Аллаха в создании первого человека (из глины). Это говорит о неограниченной власти, и о том, что Он творит все, что пожелает, и управляет всеми событиями на небесах и на земле. Чтобы выявить какое-то представление о репродукции создания человека, рассмотрим еще одно откровение, который является продолжением предыдущего откровения. "Когда его Я соразмерю от духа Моего в него вдохну падите ниц в поклоне перед ним." (Аль Хиджр, 15/29). Здесь выявляется два аспекта в создании человека: сотворение из глины, где глина, безусловно, метафорична и оживотворена от Духа Господнего. Таким образом, человек обладает двумя сущностями грубовещественным и эфирновещественным духом.8
В научной трактовке о клеточном строении и развитии организма говорится: Основную массу каждой клетки составляет вязкое похоже на слизь полужидкое вещество – цитоплазма. Цитоплазма пронизана огромным количеством разветвленных канальцев, обеспечивающих связь между различными участками клетки.9 Значение первого стиха «когда Я соразмерю», говорит о придании человеку того прекрасного облика, которое существует, по сей день, и значение второй строки «От духа Моего в него вдохну» имеется в виду оживотворение клеток, основным продуктом которого является «глина сложного состава». Имеются специальные образования, которое, подобно органам тела выполняют определенные функции, обеспечивая нормальную жизнедеятельность клетки. В состав, которого помимо воды и очень небольшого количества неорганических солей, входят органические вещества – белки, углеводы и жиры. Поддержание живого состояния любой клетки обеспечивается несколькими ее жизненными свойствами. Одно из них способность превращать энергию из одного вида в другое. Второе свойство клеток – способность строить свое собственное тело. Третье свойство – способность расти и размножаться. В результате, можно обнаружить три первичных зародышевых листка. Вместо первоначальных трех зародышевых слоев появляются разные группы клеток вместе входящее в состав отдельных органов выполняющие определенную жизненные функции. Образование различных тканей и органов – это результат четвертого свойства клеток – способность специализироваться. В дальнейшем происходит образование скелета тела и в конечном итоге создание самого человека.
Предоставленная теория клеточного развития лишний раз доказывает, что именно из смеси оживотворенной влаги и глины, в которых отражены свойства Аллаха был создан один из прекрасных творений – человек. И это творение считается первой фазой, при котором был создан прародитель всего человечества, а потом Аллах приступает к размножению всего человеческого рода.
Мы сотворили человека
Из глины сложного состава
(Как основателя людского рода).
Потом Мы поместили его каплей
В надежно защищенном месте.
Потом Мы каплю обратили в сгусток
И создали из сгустка (жеваное) мясо,
Которое Мы в кости обратили,
А далее одели эти кости в плоть
И тем произвели его в ином творенье.
А потому благословен Аллах -
Искуснейший из всех творцов!
(Аль Муминун, 23/12-14).
Из этого айата следует, что человеческий род первоначально создан из земли. Но его дальнейшее создание и размножение происходит в соответствии с законом Аллаха из одной-единственной яйцеклетки, которая поселяется в утробе матери, где происходит развитие плода, а именно «в надежном защищенном месте». Согласно Корану, капли семени становится фазой становления человека. Эта истина должна заставить нас задуматься о том, что в малой капле семени таится человек со всеми его составными частями чертами характера.10
Слово «аллак» (сгусток крови) дословно означает «нечто, что крепко держится», описание, прекрасно отражающее созревание зародыша в утробе. Если обратимся к суре 4:1, то здесь большинство классических комментаторов выбирают из множества значений понятие «нафс» («человеческое существо»), предполагая, что здесь оно относится к Адаму. Перевод «нафс» как «живое существо» опирается на понятие «зауджаха» («ее пара»), тогда следует упомянуть, что в связи с живым существом понятие «заудж» («пара»), «один человек из пары» или «партнер». По отношению к людям это понятие означает партнера женщины, а также подругу мужчины. Абу Муслим – согласно одной из цитат Рази интерпретирует предложение как «Он из нее создал пару». «Он сотворил ему пару» (то есть пару по полу) одного вида («мин гинсиха»). Буквальный перевод понятия «минха» как из нее указывает, по всей видимости, в соответствии с текстом на тот биологический факт, что оба пола «произошли» «из одного живого ядра». Слово «иное, другое» творение противопоставляет неординарное сотворение первого человека «Словом» Господним последующей системе репродуцирования человека, единой для всех и подобно изученной и изложенной в исследованиях по эмбриологии. Интересный подход дана в комментариях Абу Ханифа: “Похитив яйцо, из которого вылупился цыпленок, вы должны возвратить только яйцо, а не цыпленка, так как цыпленок – «иное другое творенье» имеющий тело, которое было одухотворено”.11
Почти все уважаемые богословы придерживаясь библейских традиций утверждают, что первым человек, который был сотворен Аллахом был Адам. А из ребра Адама был сотворена Хавва, но эта информация никак не отражает ту действительность, которая предоставлена нам в Коране. Следует отметить, что все откровениях Корана, затрагивающую создания первого человека не упоминается имя Адам. Он упоминается в Коране как первый представитель из рода человеческого сотворенный особенно, а именно одухотворенный особенным методом. “Вот твой Господь сказал ангелам:
Когда его Я соразмерю,
От Духа Моего в него вдохну,
Падите ниц в поклоне перед ним».
(Аль-Хиджр, 15:29)
Великий Творец оказал великий почет Адаму – первому человеку. Он вдохнул в него от Своего духа, придал ему облик и повелел ангелам пасть перед ним ниц. Так как Адам был первым представителем рода человеческого, который был удостоен этой чести, поэтому Адам является первым пророком и духовным лидером рода человеческого.12
Противоречивым является создание Хаввы из ребра Адама. Известный сподвижник пророка Мухаммада (с.а.с.), Зураре ибн Айун при разговоре с Джафаром Садиком (р.а.), сказал, что, люди говорят, будто бы Аллах создал Хавву из левого ребра Адама. Имам заявил: “Хвала Аллаху! Аллах далёк от подобных деяний! Из их слов выходит, что Аллах не может создать жену для Адама из какой-либо иной вещи, кроме ребра? Говорящий эти слова человек создаёт условия для того, чтобы говорили, что некоторые части тела Адама женятся с его остальными частями тела! (будто Адам женится с самим собой)”. Затем Джафар Садик (р.а.), разъясняя этот вопрос, изрёк: “Аллах, создав Адама из глины, повелел ангелам поклониться ему, а затем Он уложил Адама. Далее он создал Еву, и прислонил её спиной Адаму…”13
В данном случае следует отметить, что при оформлении Пятикнижия было допущено ошибка. Самюэль Крамер провёл интересную параллель шумерского мифа с библейским повествованием о райском саде Эдеме, а именно об акте творения Евы из ребра Адама. Как мы знаем, в переводе с древнееврейского «Ева» значит «жизнь» или «дающая жизнь». В мифе, рассказывающем о проступке Энки, одна из заболевших частей его тела – ребро (шумер, ти). Богиня, созданная для исцеления ребра Энки, именовалась Нин-ти, что буквально значит «госпожа ребра». Но в шумерском языке слово «ти» значило также «животворить, давать жизнь». Вообще шумерский язык был богат на односложные слова, и поэтому в нём было немало омонимов. В данном же случае имя Нин-ти могло также означать «госпожа, дающая жизнь». Так в результате игры слов «госпожа ребра» стала отождествляться с «госпожой, дающей жизнь».14 Слово Хавва на арабском имеет корень «хай» – живой. Русский вариант – Ева – также происходит от древнееврейского имени Хавва, что означает «жизнь, живая». Также в древних преданиях существует сказание, что это слово обозначает красновато-рыжий цвет тёмного оттенка. И это говорит о том, что в сотворении Хаввы были использованы иные составляющие. Чтоб окончательно внести ясность в этом вопросе нам необходимо внимательно ознакомиться с информациями Корана о существовании разумных существ, которые жили до сотворения Адама и Хаввы.15
Как известно люди или род человеческий был создан из земли, а джинны были сотворены из огня. В отличие от человека джинны обладают способностями принимать различные формы и образы, а также выполнять самые тяжелые обязанности. Подобно людям джинны поклонялись своему Создателю, были верующими, выполняли повеления и предписания Аллаха (хвала Ему!), «О сонм джиннов и людей! Ужель не приходили к вам посланники из вас самих, что излагали вам знаменья Наши и возвещали вам о встрече Дня сего (сура 6:130). Джинны как и род человеческий делятся по половому признаку. У них есть и мужчины, и женщины. Они заводят семьи, имеют детей, едят и пьют. Живут и умирают. По их мере времени они живут около 60-70 лет, однако по земному измерению они живут около тысячи лет. Целью сотворения джиннов является подвергание испытанию потомков Адама. Даже современная наука располагает фактами наличия таких существ. Все они составляют группу «Homo Habilis» (человек умелый), в отличие от кроманьонцев и современного человека, которые объединены в группу «Ноmо Sарiеns». В силу природных особенностей, несмотря на большие возможности, по умственным способностям и мышлению все эти разумные творения значительно уступают потомкам Адама. Они были обычно слабохарактерны, а действия их неадекватны Они больше были склонны к негативным поступкам. Но при всех этих недостатках, среди них встречаются добродетельные и благочестивые, потомки которых в настоящее время живут среди людей. Однако как у этих разумных существ и потомков Адама есть общая черта: высокомерием и слабым характером.
Из Корана нам известно, что человек - (арабск. аль-инсана) это существо, обладающее волей, разумом (см. сура 2:164) и высшими чувствами (см. сура 2:165), воображением (см. сура 2:31, 2:33). Наравне с этим человек был создан так, что он был склонен преступать границы. Также человек является существом, имеющим слабости и забывчивость. Коран своим аятом сообщает нам эту истину «ибо человек создан слабым по природе» (сура 4:28). Данная слабость начинает проявляться с первых же мгновений появления человека на свет. “Читай, ведь твой Господь — Щедрейший, обучивший вас письменности — обучил человека тому, чего тот не знал. Но нет! Поистине человек преступает границы дозволенного,” (сура 96:6).Человек нетерпелив и всегда хочет опередить события. О чем в Коране говорится: “Человек сотворен нетерпеливым. Я покажу вам Свои знамения, и посему не торопите Меня”. (сура 21:37), а также в Коране говорится: “Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек нетерпелив (араб. аджюлан)”. (сура 17:11).
Для полноты представления о сотворении первых людей и потомков Адама, нам следует познакомится другими откровениям Корана, затрагивающие сотворения тревожного человека.
Поистине, был беспокойным создан человек.
Когда его коснется зло,
Он полон (бесконечных) жалоб;
Когда ж к нему добро приходит,
Становится он скуп (и недоступен).
(Но не такие те),
Кто (перед Господом) в молитве преклонился,
(Аль-Мааридж, сура 70:19-22).
Человек создан неблагодарным. “Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отнимем ее, то он отчаивается и становится отвергающим. Если же Мы дадим ему вкусить милость после коснувшегося его несчастья, то он говорит: «Зло оставило меня в покое». Он начинает ликовать и бахвалиться. И только тем, которые терпели и совершали праведные деяния, уготованы прощение и великая награда”. (сура 11:9-11). Душам свойственна скупость. “... Души охвачены жадностью, но если вы (будете) добродетельны и осторожны, то ведь Аллах (.хвала Ему!) ведает о том, что вы совершаете”. (сура 4:128). Душам Душам свойственна зависть. “Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости?...” (сура 4:54). Или другое откровение. “Воистину, вера в Аллаха - есть покорность (Ему). Те, кому было дано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти между ними. И если кто отверг аяты Аллаха, то ведь Аллах скор в расчете”. (сура 3:19). После того как Адам и Хавва вкусили плодов дерева запрета, им открылась нагота их, и они стали склеивать листья райскими деревьями, чтобы прикрыть свою наготу. И они поняв свою ошибку покаялись.
Они ответили: «Господь наш!
Мы сами погубили наши души!
И если Ты нам не простишь
И Свою милость не окажешь,
Мы понесем, поистине, урон тяжелый».
Господь сказал: «Низвергнитесь отсюда
И будьте во вражде друг другу!
Земля обителью вам станет
И даст потребное для жизни
На срок, (определенный Мной)
(Аль-Араф, сура 7:23-24).
Если бы, говоря: «Низвергнитесь отсюда вместе…», Господь обращался только к Адаму и Хавве, наверняка использовалось бы двойственное число, однако здесь используется глагол во множественном числе, из чего мы можем понять, что Господь здесь имеет в виду не Адама с Хаввой, а сонм людей и джиннов. Об этих творениях Аллах нам сообщает следующее: “Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне” (Сура 51:56). Получается, что еще до сотворения Адама среди людей и джиннов были верующие и неверующие. Джинны-неверующие составляют армию самого известного джинна - Иблиса. после того как взбунтовались их назвали шайтаном, вот почему неверующие джинны называются дьяволами.
По преданию джинны как и люди делятся по половому признаку. У них есть и мужчины, и женщины. Они заводят семьи, имеют детей, едят и пьют. Живут и умирают. По их мере времени они живут около 60-70 лет, однако по земному измерению они живут около тысячи лет. Целью сотворения джиннов является подвергание их испытанию. На что указывает следующий айат Корана.
О люди! Благоговейте пред Аллахом,
Кто сотворил вас из одной души
И от нее же сотворил ей пару.
От них обеих Он рассеял (по земле)
В великом множестве мужчин и женщин.
Благоговейте пред Аллахом,
С чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос,
И чтите родственные связи, -
Поистине, Аллах - над вами страж!
(Ан-Ниса, сура 4:1).
Здесь «Нафс» переводится как 1. «душа», 2. «личность», 3. «человек», «живое существо», 4. «воля». «Минха» («из нее»): здесь я следую конструкции, предложенной имамом Рази.«Мин» тогда значил бы не «часть одного целого» и не «то, что от него происходит», а вид, природу, равенство. Местоимение «ха» относится, конечно же, к слову «Нафс». Библейская история о сотворении Евы из ребра Адама может быть аллегоричной, но мы не должны считать ее существенной для учения Корана.14
Большинство классических комментаторов выбирают из множества значений понятия «Нафс» «человеческое существо», предполагая, что здесь оно относится к Адаму. Однако, Мухаммад Абду отвергает данную аргументацию (Манар IV 323 и далее), оказывая предпочтение значению «человеческий род», «человечество», поскольку данное понятие подчеркивает общее происхождение и братство человечества (что и является основным смыслом указанного айата). Одновременно с этим он не связывает его с библейским преданием о сотворении Адама и Евы. Перевод «Нафс» как «живое существо», опирается на ту же самую аргументацию. Когда речь идет о понятии «Зауджаха» («ее пара»), тогда следует упомянуть, что в связи с живым существом понятие «Заудж» («пара»), «один человек из пары» или «партнер» относится как к мужскому, так и к женскому компоненту пары. По отношению к людям понятие означает партнера женщины (брачного партнера), а также подругу мужчины (супругу). Абу Муслим — согласно одной из цитат Рази —интерпретирует предложение как «Он из нее создал пару», «Он сотворил ее пару» (то есть пару по полу) одного вида («мин гинсиха»), присоединяясь тем самым к вышеприведенному мнению Мухаммада Абду. Буквальный перевод понятия «минха» как «из нее» указывает, по всей видимости, в соответствии с текстом, на тот биологический факт, что оба пола «произошли» «из одного живого ядра».16 Более обоснованные доводы предоставлены в суре аз-Зумар:
Он всех вас создал из одной души
И из нее же сотворил ей пару.
Он ниспослал для ваших нужд
Восемь голов скота попарно.
Он вас творит в утробах ваших матерей,
Сменяя фазы сотворения в трех мраках.
Таков Аллах - Господь и Покровитель ваш!
Ему принадлежит вся власть,
И нет иного божества, кроме Него.
Так почему ж вы так отвращены?
(Аз-Зумар, сура 39:6).
После упоминания о сотворении основателей всего человечества Аллах (хвала Ему!), открыл Своим рабам тайну сотворения всех последующих людей, во главе которого стоит первый пророк и духовный лидер современного человека Адам (мир ему!). «Он сотворил вас из одной души, потом сделал из нее пару» - это не значит, что Аллах сначала создал Адама, а потом Хавву. И здесь речь идет о хронологической последовательности до сотворения Адама.17
Первооткрыватель кровообращения и лейб-медик английских королей доктор медицины Уильям Гарвей на склоне лет занялся самым непостижимым из всех чудес – чудом рождения жизни. В 1651 году он издал книгу «Исследования о зарождении животных», где подытожил тогдашние представления науки по этому вопросу. А представления, как писал Гарвей, были такими: ученые считали, что первоначало жизни – в яйце, а отец лишь вносит действующую силу, заставляющую яйцо пробудиться (эту силу Аристотель называл «психе» - душа). Как считали ученые, из яйца вырастает не только курица, но вообще все живое. С разрешения короля Карла I Гарвей исследовал самок оленя, убитых в королевских угодьях, и якобы эти наблюдения его укрепили во мнении, что все живое происходит из яйца, в том числе млекопитающие. Но что там – в яйце млекопитающих, Гарвей уже не знал и с сожалением признавался: «Первые нити Природы почти всегда скрыты, как в глубокой ночи, и вследствие своей тонкости так же не поддаются остроте ума, как и остроте глаза». Однако в Голландии уже шлифовал свои линзы ученик суконщика Ливенгук, который и придавал глазу остроту, чтобы взглянуть на «первые нити Природы». В 1673 году Ливенгук опубликовал в трудах Лондонского королевского общества первые результаты своих наблюдений. А в ноябре 1677 года сообщил о том, что открыл в сперме «живчиков-анимакулей». То, чего так хотел Гарвей, свершилось: человеческий глаз впервые в истории увидел сперматозоид. В письме секретарю общества, Ливенгук докладывал, что живчики-анимакули снабжены хвостами. И далее: “Потом я нередко наблюдал вещество того же рода [мужское семя] и тотчас же открывал под микроскопом такое множество живых анимакулей, что приходилось их тысячи на одну песчинку… Вскоре мне показалось, что я различаю в телах анимакулей даже отдельные органы… Если тебе, знатнейший муж, покажется, что эти мои наблюдения будут оскорбительны для ученых, я хочу просить тебя, рассмотрев все, сообщить другим только то, что найдешь нужным. Будь здоров, муж ученейший…” А ведь наблюдения Ливенгука действительно не просто повергли Королевское общество в недоумение, а оскорбили, ибо посягали на священный авторитет Аристотеля и Гарвея. Это была полная ломка представлений: до сих пор наука полагала, что «все из яйца», а оказалось, что «все из анимакулей» - в них уже заключен готовый или почти готовый организм. Конечно, сегодня мы знаем, что сперматозоид – это вовсе не зародыш с руками, ногами, головой и всеми органами (эдакий мальчик-с-пальчик). Сперматозоид приносит с собой просто «наследственное вещество отца», а в яйцеклетке скрыта материнская наследственность. И только из оплодотворенного сперматозоидом яйца – зиготы – и развивается зародыш.18
Если на земле и есть «творцы» («пробирковых детей»), то они, лишь дублируют творение Господа, беря за основу «исходный материал», сотворенным Богом, преобразуя его по «схеме» Всевышнего, по законам смены одного состояния другим. При опытах по клонированию учеными используется генетический материал живой клетки, но оплодотворение происходит искусственным способом. О чем в Коране указано, что люди будут пытаться сделать копию Его творений и это принесет множество проблем.
И совращу их с (Твоего) пути,
И возбужу у них (порочные) желанья,
И прикажу обрезать уши у скота[53],
И прикажу творение Господне безобразить!»
Кто Сатану себе в заступники берет, минуя Бога,
Себя на явную погибель обрекает.
(Ан-Ниса, сура 4:119).
В данном айате упоминается слово «йубеттикунне», производное от арабского глагола «беттеке», означающее «обрезать, раскалывать, отрывать». Слово «йугаййирунне» в айате восходит к арабскому глаголу «гаййере», что означает «видоизменять, изменять, изменять первоначальный вид чего-либо». В конце обоих глаголов используется усиливающий суффикс «нун», который придает глаголам значение категоричности. Можно предположить, что выражения 119-го айата Суры «Женщины» предвосхищают попытки человечества по клонированию живых существ. Поразительность ситуации в том, что опыты по клонированию животных совершаются при помощи клеток, взятых из ушей животных. Иными словами, клетки для клонирования добываются точно так, как указано в айате «обрезая уши у скотины».19
Первое клонированное при помощи ДНК взрослого млекопитающее, овца Долли, умерла 14 февраля 2003 года. Долли была калекой из-за вспышки артроза и умерла от рака легких…При создании жизнеспособного зародыша 90% опытов по клонированию заканчиваются провалом… Наряду с низким процентом положительных результатов, частыми последствиями клонирования являются слабая иммунная система клонов, неустойчивость перед любыми вирусами и инфекциями, развитие опухолей и суставных воспалений. Исследования, проведенные в Японии, показывают, что клонированные мыши нежизнеспособны и рано умирают... То, что клонированные животные выглядят здоровыми в раннем возрасте, не означает, что они долго проживут. Известно, что все клоны умирают внезапно. Например, в день, когда умер первый клонированный в Австралии баран, он выглядел вполне здоровым и энергичным. Причины смерти не были выявлены и при вскрытии.20 При опытах по клонированию используется генетический материал живой клетки, но оплодотворение происходит искусственным способом. При этом происходит искажение механизма воспроизводства, созданного Аллахом, проявление раннее не известных болезней, анормальные процесс развития и ранняя смерть. 14 веков тому назад Аллах указал в Коране, что люди будут пытаться сделать копию Его творений и это принесет множество проблем”. В данном случае слова вышеизложенного айата «надежно защищенное место» суры 23/12-14 можно отнести не только материнской матери, но и совсем в иное утробное место, о чем мы не имеем никакого представления. Для последовательности рассмотрим еще одно откровение, где говорится:
Он - Тот, Кто из одной души взрастил вас,
Вас изначально поместив во чреслах мужа,
Потом - в сохранном чреве у его жены.
Так разъясняем Мы знамения Свои
Для тех, кто обладает разуменьем.
(Аль Анаам, 6/98).
По мнению богословов слово «аншаа» значит, проращивать, умножать, развивать продолжения процесса творения. Среди чудес творения Аллаха то, что Он создал всех нас из одного человека, а каждый индивидуум имеет массу задатков и способностей; тем не менее, мы образуем единство. О значении понятия «мустакар» и «мустауда» в этом месте, толкователи Корана придерживаются различного мнения, так как «мустакар» означает в первую очередь «конец процесса»., т.е. момент, когда что-либо достигает воплощения или цели, а «мустауда» - место сохранения.21
Последние работы ученых молекулярной эмбриологии показывают, что формирование живого существа в матке или в яйце связано с очень ограниченным набором универсальных молекул – умных хамелеонов, как их называют за изменчивость, позволяющую им, соединятся с разными клетками, так как нужен там, где нужно, и тогда, когда нужно, для образования мозга, легких и других органов и тканей организма.…И ученые эмбриологи назвали эту молекулу САМ. Как описать молекулу САМ? Представьте себе, что клетка покрыта густой и пышной шевелюрой; ее «волосы», которые проходят через оболочки клетки в наружу, - это нити белков. Их головы получают из вне сигналы, иногда сцепляются с головкой такого же «волоска» другой клетки. Очень скоро было выяснено, что компетентность САМ не ограничивается нервной системы зародыша; ее нашли у всех позвоночных животных, при чем в разных зародышевых тканях. Но тогда получается, что одна молекула способна специфически участвовать в формировании различных органов, как мозг, почки или перья. Каким же образом? А дело в том, что ее ген содержит не менее двадцати экзонов, т.е. ферментов, на которых записана наследственная информация…Ничего не остается, как констатировать: развитие зародыша осуществляется динамичным и пластичным путем с мимолетными взаимодействиями между эмбриональными клетками, которые много перемещаются, мигрируют, на какое-то время связываются с одними клетками, потом окончательно соединяются с другими. Все это благодаря САМ, которые сортируют и направляют это движение клеток, служат одновременно и машинистами, диспетчерами, а также связующим цементом, и скрепляющими болтами, и т.п. Все это сразу, одновременно и во всех мыслимых направлениях и свозах, и поэтому никогда еще не было на нашей планете двух абсолютно одинаковых существ: даже для крошечных круглых червя, и то имеют определенные отличия. Даже у двух абсолютно одинаковых близнецов коре головного мозга различна. Каждый зародыш любого животного на Земле совершенно уникален! Другая характерная особенность САМ состоит в их селективности. Именно поэтому от 50 до 70 процентов клеток зародыша умирает, будучи как бы отброшенными САМ. Поливалентность адгезионных молекул связана также с их плотностью. В зависимости от того, больше или меньше имеется САМ, соединение клеток происходит по-разному и на одной и той же клетке может наблюдаться различное «географическое» расположение САМ. Эти молекулы в аксоне отличны от таких же молекул двидритах, хотя и аксоны и двидриты – отростки одного и того же нейрона. В более общем виде именно сочетание различных САМ вокруг данной клетки придает ей индивидуальность и позволяет соединяться с клетками такого же назначения и образовать именно данный орган, а не какой-нибудь другой. “Гены, которые кодируют САМ, являются, таким образом, генами морфорегуляции, имеющими свою собственную программу клеточной дифференциации, - подчеркивает французский исследователь этого феномена Жан Поль Тьерри, - Именно в этом и состоит огромная биологическая новизна концепции САМ”. Это не противоречит, однако, тому, что две связанные благодаря цементирующему действию САМ клетки могут обмениваться информацией, которая обеспечит их последующее воплощение в клетке кости, мозга и печени.22
Все эти приведенные факты, лишний раз свидетельствуют о том, что Всемогущий и Всевидящий Аллах контролирует развитие человека со времени его зачатия. Он их знает с утробы матери, Он видит все. Он следит за развитием плода, за ростом его членов и развитием его способностей. "Аллах ведь знает, что несет (во чреве) всякая самка, и меру, по которой всем утробам сжимается или расширяться (надлежит) пред Ним все (сущее) – по мере." (Ар Рад, 13/8). Материнское чрево здесь – лишь пример сугубой тайны. Даже мать не знает, что там будет развиваться дитя мужского или женского пола, одно или несколько, родится до срока или в срок. Но самые тайные и невидимые вещи известны лишь Аллаху. Случайностей не бывает. Аллах управляет всеми по справедливой мере, как сказано в последней фразе айата.23
Таким образом, после оплодотворения яйцеклетки наступает индивидуальная жизнь, и человек постепенно приобретает свою форму. У него появляются конечности, начинает функционировать его животная жизнь. А сама жизнь начинается именно после «вдувания от Своего Духа».
Потом Он выровнял его и соразмерил,
От Духа Своего вдохнул,
Дал зрение, и слух, и сердце, -
И все ж как мало благодарны вы!
(Ас Сажда, 32/9).
Аллах (хвала Ему!), вдохнул в Адама от Своего духа и когда он достиг его головы, Адам чихнул и приобрел жизнь. Ангелы сказали ему: «Скажи: «Ал–хамду ли–ллах (хвала Аллаху)!» Так он и сделал. Затем Аллах (хвала Ему!), сказал ему: «Да проявит твой Повелитель милость к тебе». Когда дух достиг его глаз, он увидел райские плоды. Когда дух достиг его желудка, он почувствовал голод. Поэтому еще тогда, когда дух не достиг его ног, он поспешил подпрыгнуть, чтобы сорвать райские плоды. Поэтому Аллах сказал: “человек по природе сотворен нетерпеливым”. (Ал–Анбийя: 37). «Дух» не означает лишь жизнь, а также важное человеческое состояние, которое ему обеспечивает сознание, способность размышлять, отделять, оценивать и принимать решения, чем человек отличается от других существ на земле. Он развивает свою личность и становится достойным стать наместником Аллаха на земле. Аллах называет этот дух Своим собственным, потому что он Ему принадлежит и с Ним связан, как какая-либо вещь связано с ее владельцем, или потому что у духа есть такие свойства, как знание, способность размышлять, воля, способность оценивания и т.д., которые характеризуют человеческие существа, и которые являются отражением свойств Аллаха. Они проистекают не из комбинации материи, а от самого Аллаха. У человека есть знание от знания Аллаха, мудрость – от мудрости Аллаха, а власть от власти Аллаха.24
Относительно создания человека в чреве его матери в хадисе переданным Абдуллахом бин Масудом говорится: “Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха (с.а.с.) сказал нам: “Поистине, каждый из вас сначала формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает там, в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи”. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастлив он будет или злосчастлив, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать благие дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь на одного локтя, и тогда сбудется записанное ему на роду, и станет совершать дела обитателей огня. И точно так же любой из вас может совершать дурное, пока окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбудется записанное ему на роду, и станет он совершать дела обитателей рая”.25
Мозговая деятельность человека, являясь продуктом знания, обладающей телесной, т.е. материальной структурой может познать себе подобное, т.е. материальное, и опять таки в пределах досягаемого, диктуемых жесткими ограничениями, земного пространства и времени. Но человек смертен, смертен его мозг, и смертны продукты его мозговой деятельности, в том смысле, что они служат ему только на земле, всего лишь краткий миг его земного существования. Вечен лишь «Дух», вдохновенный Богом, который, освобождаясь от земной оболочки, или, «временной одежды», обречен, нести ответственность перед Тем, кто близок ему по роду, за все содеянное мозговой деятельности руками того, в теле которого он пребывал. Дух по роду своему не может быть заражен, он пребывает в человеке в так называемых «внутренних ощущениях» в душе его, и только он всегда безошибочно вам подскажет, что истинно, а что ложно, что есть Добро, а что – Зло. «Рух» («дух») принадлежит к непостижимым, священным тайнам Аллаха, которые, кроме него, никто не может постичь. Знание человека по сравнению с Его абсолютным знанием крайне ограничено. Поэтому он не может своим разумом охватить все тайны этого бытия.26
В сахихе Аль-Бухари (4721) сообщается, что ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мы вместе с пророком (с.а.с.), опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шли через посевы Медины, мимо нас прошли иудеи. И некоторые из них стали говорить (другим): “Спросите его о душе”, а некоторые из них говорили: “Не спрашивайте его, ибо что бы он ни сказал, вам это не понравится!” После чего они спросили его (о душе). Пророк ; промолчал, ничего не ответив, и я понял, что он получает откровение. Когда откровение ниспослалось, он сказал: “Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи:: “Они тебя о (сути) Духа вопращают, скажи: “Дух – от веления Владыки моего, и скудно ваше знание о том, что сам дается”” (сура 17:85).27
Многие не задумывались над тем, как появились на свет? Да, в этом есть много удивительного, на вопросы которого в особенности отвечает наука эмбриологии, но надо также признаться, что это не всегда удается, а также нельзя отрицать тот факт, что в коранических откровениях имеется больше назидания, чем в науке эмбриологии.
О род людской!
Коль вы в сомнении о вашем
Воскресении (на Суд),
То рассудите (сами):
Мы создали из праха вас,
Потом из капли (спермы),
Потом из сгустка,
Потом же из куска частью оформленного,
Частью бесформенного мяса, -
(Все это для того), чтоб, ясно разъясняя,
(Вам показать могущество Свое), -
И до назначенного срока
В утробах помещаем то,
Чему желанием Своим Мы назначаем быть.
Потом выводим вас младенцем,
Чтоб дать вам зрелости достичь.
Средь вас есть те, кто умирает (в свое время),
А есть и те, кто, погружаясь в немощь дряхлых лет,
Лишается (всего богатства) знаний,
Которым он владел в былые времена.
(И далее) ты смотришь на безжизненную землю.
Когда ж Мы на нее прольем дождем,
Она вся зашевелится, набухнет
И в парах изведет
Все виды поросли прекрасной.
(Аль Хадж, 22/5).
Сообщается, что Абдуллах ибн Масуд (р.а.) сказал: “Правдивый и достойный доверии посланник Аллаха сказал нам: “Поистине каждый из вас (сначала) формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же – в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух”.28 Комментируя данное откровение, В. Порохова пишет: “С момента появления первых древних рукописей относительно, репродуцирования человека люди неизбежно делали неточные заявления самой разной степени несоответствия истинному положению вещей, и как могло быть иначе, учитывая тот факт, что для полного понимания сложного механизма репродуцирования человеку понадобилось полноценное знание анатомии, изобретение микроскопа, рентгена, ультразвука и, наконец, формирование научного знания, породившего физиологию, эмбриологию, гинекологию, урологию и т.д. Информация Корана на эту тему поражает любого просвещенного в медицине. Так как она доводиться с полным отсутствием, каких – либо погрешностей на эту тему, и здесь (учитывая, что это было начало 7 века н.э.) источник получения ее никак не может быть сведен к человеческому фактору. Причем, учитывая отсутствие каких-либо оптических приборов, к тому же на территории Аравии из уст неграмотного человека, не владеющего элементарными основами научного знания. И так механизм репродуцирования человека по тексту Корана: исходным актом является момент оплодотворения женской яйцеклетки (в фаллопиевой трубе) агентом мужской спермы (С 16 ст. 4 «нутфа» С 75ст.37-38 «мани»- семя, сперма), что изливается (С 86 ст.6) через мочеиспускательный канал, а потому «презренна» (С 77ст.20); более того, сперма – сама по себе уже «смесь» (С 76 ст.2), ибо ее, как установлено совсем недавно, составляют секреции следующих желез: яичек, семенных каналов, простаты и желез мочеиспускательного тракта (желез Купера и Литрэ). Далее Коран указывает на имплантацию оплодотворенной яйцеклетки в матке (С 3 ст.6 «архам» С 22 ст.5) женщины, причем поразительно подробно дается описание внешнего вида эмбриона («аляк») и характер его расположения в «утробе» матери: цвет и конфигурация зародыша наталкивает переводчика на перевод «сгусток (крови)», хотя, естественно, это никоим образом не передает его сущности (С96ст.1-2; С22ст.5 и т.д.),- имплантация происходит как бы «впиванием» зародыша в «жеванную» («мутга») толщу стенки матки (подобно корням растения в почве), откуда он получает все необходимое для роста (С23ст.14; С75ст.38). Далее следует фазы внутриутробного развития плода, описание которых находится в полном соответствии с научными открытиями нашего времени; и не содержит ни единого положения, которое может быть подвергнуто научной критике: после стадии «сгустка» эмбрион проходит стадию «жеваного мяса» («мутга»), за которой следует стадия формирования костного ткани мезенхимы (С23ст.14 «изам» от «азм»), которая покрывается мышечной тканью «ляхм»), Дале Коран описывает появление органов чувств, внутренних органов, образования половых органов и т.д. (С32ст.9; С54ст45-46; С35ст.11, С75ст.39). Важно сравнить эту информацию Корана с теми взглядами по данному вопросу, которые превалировали в те времена, чтобы понять, насколько они были далеки оттого, что изложено в Коране, и лишь в 1651г, более тысячи лет спустя сошествия Корана, Горвей заявил, что «все живое происходит из яйца». А ведь единственно, что требовалось от ученых, это открыть книгу Коран. 9 ноября 1975г. в медицинской академии Парижа состоялась необычная лекция «Физиологические и эмбриологические данные в Коране». Лекцию читал профес. Д-р Морис Букаи, действительный член Академии наук Франции, известный хирург, археолог, антрополог, ученый с мировым именем. Лекция имела беспрецедентный успех, после чего последовало приглашение прочитать ее в Лондонском институте Британского Содружества Нации: “Я должен признать, что не вера в ислам руководило мной в моих первых исследованиях, а поиск истины… К тому времени, как я закончил исследования, я понимал, Коран был ниспослан в откровении пророку… это Писание находиться в полной гармонии с современными знаниями и это соответствие нельзя объяснить человеческим фактором…что, как ни странно, игнорируется западными исламологами, и здесь нет ничего удивительного, для детального анализа этого вопроса требуется знания по многим областям науки, которыми наши исламологи с их узкофилологическим фоном обычно не обладают”.29
Как было указано выше Коран означает – читать. Это вовсе не означает просто читать. Читая откровения этой Книги мы не должны забывать, что вся эта информация исходит от Аллаха, поэтому к ним надо относится с большим вниманием. Есть слова, которые содержат большой смысл, и есть слова, от комментарии которого надо воздержаться. Есть айаты одной суры, комментируется айатом другой суры, или вопрос одного айата с ясностью отвечает айат другой суры. К примеру: “Ты их спроси: Какое из творений Наших труднее было Нам создать. Их или все другое? Ведь Мы их создали из липкой глины”(сура 35:11), а другой айат другой суры отвечает: “Ведь в сотворение земли и неба есть большее усилие и мастерство, чем сотворение людей, но большинство людей не понимают это”(сура 40:57).
Почти менее четырнадцати столетий ученые исламоведы комментируют коранические стихи, которые содержат в себе огромное количество скрытых информаций, не говоря уже о раскрытия значения набора букв, которыми начинаются многие суры Корана. Для убедительности познакомимся еще с несколькими откровениями, информация которых удивить каждого. В суре 39:6 говорится: “…Он вас творит в утробах ваших матерей, сменяя фазы сотворения в трех мраках…”. Еще до недавних времен эти стихи не представляли никакого интереса, и только с развитием медицины стало известно, что под значением стиха «в трех мраках» подразумевается защитные строения: Утроба, матка, мембрана. Следующий стих привлечет внимание не только у верующего, но и материалиста-криминалиста, где в суре 75:4 говорится: “Мы можем его пальцев кончики собрат в порядке совершенном”. Как нам известно, что каждому индивидууму присуще свой отпечаток пальцев, который является неповторимым. Всевышний Аллах в силе восстановить не только все тело человеческое, но и собрать первоначальный отпечаток пальцев.
Способ творения у Аллаха всегда одинаков, будь в отношении души человека или огромных пространств. То, что объединяет человеческую душу и Вселенную, подчеркивается во многих айатах и указывается как замысел Его творения. Все эти приведенные факты являются доказательством того, что вне человеческой сферы есть некая сила, которая заставляет бесформенную и не имеющую силы жидкость совершить стол удивительное превращение, после которого принимает прекрасную форму. Все это несет печать руки Господа, который охраняет, поддерживает и направляет человека, что приводит к выводу о воскресении после смерти.
Рафик шейх Гюльбала оглы
г. Ширван октябрь 2011 г.
Список Литературы:
1.Валерия Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре
15:9.
2.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 10-я брошюра, Часть 30, Стр.2918.
3.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 10-я брошюра, Часть 30, Стр.2878.
4.Журн. Наука и жизнь. 1989, №11.
5.Тафсир аль-Табари, 15/246.
6.Александр Перевозчиков, «Комета Галлея без вуали». Журнал «Техника и
Молодежь», 1986 № 09, стр. 14.
7.В.П. Алексеев. Становление Человечества. Москва, Изд. Политической литературы,
1984. Стр.36.
8.В. Порохова. Перевод смыслов и комментарии. Сура 15:27.
9.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Цитоплазма.
10.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 6-я брошюра, Часть 14, Стр.1598.
11.Валерия Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре
15:29.
12.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 6-я брошюра, Часть 18, Стр.1598.
13.«Мударатуз-завджа» книги «Никах», собрания хадисов «Фуруи-Кафи» т.5, стр.
513.
14.Глава X. Религия и культура Шумера. § 1. Общие замечания о шумерской
цивилизации -putjah-poiska-istiny/10
15.Значение имени Хавва: происхождение, толкование и характеристика человека
https://dzen.ru/b/ZlArfJDFI3FtRWAZ.
16.ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel GmbH
ISB3\926575-74-3В. 2-я брошюра, Часть 4, Стр.262.
17.Мухаммад Асад. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag
Handel GmbH ISB3\926575-74-3В. 2-я брошюра, Часть 4, Стр.262.
18.Уильям Гарвей. Его жизнь и научная деятельность (Энгельгардт).
https://ru.m.wikisource.org/wiki/.
19.Валерия Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре
4:119.
20.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Проект «Геном человека».
21.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 3-я брошюра, Часть 7, Стр.538.
22.Журнал «Наука и Религия», 1990, № 7, стр. 16.
23.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 5-я брошюра, Часть 13, Стр.1103.
24.Аль Маудуди. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag
Handel GmbH ISB3\926575-74-3В. 7-я брошюра, Часть 21, Стр.1979.
25.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 1294.
26.Сайид Кутб. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 7-я брошюра, Часть 21, Стр.1979.
27.Аль-Бухари. 13. Глава: Аят «Они станут спрашивать тебя о духе».
28.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 1294.
29.Валерия Порохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии, Комментарии к суре
22:5.
Свидетельство о публикации №224123101602