Взгляд на классику. Равновесие добра и зла
Меня, как и любого ценителя литературы, очень часто заставляют задуматься над разными вопросами те или иные прочитанные книги, и одной из таких книг является моя любимая - "Мастер и Маргарита". Так уж вышло, что я имею привычку выделять для себя наиболее яркие эпизоды в книге и стараюсь понять, какую жизненную проблему может раскрыть данный эпизод.
И, возвращаясь к упомянутому ранее роману "Мастер и Маргарита", я хочу поразмышлять над вопросом о добре и зле, поднятом когда-то его автором. Если ты, мой читатель, готов, то желаю приятного прочтения!
***
Глава 29. «Судьба Мастера и Маргариты определена"
«Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего, – менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость?
– Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.
– Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
– Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.
– Но тебе придется примириться с этим, – возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, – не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, – в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
***
Разговор Воланда и Левия Матвея является моим любимым эпизодом в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и раскрывает вечную проблему борьбы добра и зла.
Булгаков на страницах своего романа создал крайне противоречивого персонажа, который олицетворяет зло, но наравне с этим совершает и благие поступки. Воланд предстаёт перед читателями как повелитель Тьмы или Сатана, однако его действия направлены преимущественно на то, чтобы наказывать несправедливость, жадность, глупость, и другие человеческие пороки, заставляя людей платить по заслугам. Воланд как будто совершает зло во имя добра, выступая судьёй для встречающихся ему москвичей.
И на протяжении всего романа Воланд создаёт у меня впечатление неразгаданной силы. Мне хочется разделять его поступки на "хорошие" и "плохие", считать его "добрым" или "злым" персонажем. Но ровно до того момента, пока не случается его разговор с Левием Матвеем, который поднимает в романе очередную проблему - противостояние добра и зла.
Воланд убеждает читателей в том, что невозможно, чтобы на земле существовало одно добро, невозможно, чтобы все живые существа были наделены только светом. Ведь каждый человек совершает в жизни что-то неправильное, аморальное или неблагородное, и это не значит, что он только "плохой", или только "хороший". Он просто человек, созданный несовершенным, и ему свойственно поступать по-разному в тех или иных ситуациях.
Также само нельзя разделять добро и зло на две отдельные силы, ведь они существуют в равной борьбе, как весы, тем самым являются взаимосвязанными.
Если бы не было зла, люди навряд ли бы ценили искренние поступки, благие намерения, помощь и другие проявления доброты. Противостояние добра и зла, на мой взгляд, способствует развитию жизни. В случае существования лишь одной из этих двух сил в жизни был бы застой, и картина мира никак бы не менялась. А вот равная борьба как раз и способствует прогрессу, жизнь постоянно меняется в зависимости от того, насколько много света или тени падает на нашу жизненную тропу.
Таким образом, я думаю, Воланд подразумевал то, что не существует абсолютного добра или абсолютного зла, и мечтать лишь о "хорошем" бессмысленно и глупо. Нужно принимать жизнь с разных сторон, иметь силы видеть её и в свете, и во тьме, в белых и чёрных тонах, в радости и печали, в счастье и боли, в улыбках и слезах. Видеть и добро, и зло.
31 декабря 2024 г.
Свидетельство о публикации №224123101627
Добро - величайшая редкость.
Чем старше человек, тем острее тоска по дефициту добра.
Елена Гвоздева 11.01.2025 10:53 Заявить о нарушении