Т. н. Византия новые результаты и выводы

В.Т.Поляковский
Традиционный информационный блок о т.н. византийской империи при его рассмотрении  методами естественных наук:  новые результаты и новые выводы

С посвящением моей св.памяти тете
Поляковской Маргарите Адольфовне,
профессору УрГУ
Условные обозначения:
ВО– вероятный оригинал (вероятные оригиналы)
ВР – версия реконструкции
РМЕШ  – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)

Предисловие
Уважаемые читатели ! Дорогие друзья !
Последнюю каплю жидкости в котле, приведшая к бурному вскипанию мук творчества у автора этих строк, упала на него совсем недавно, при посещении форума «Хронология». Там в посте от 19 дек 2024 авторства участника форума по нику «Воля», по фамилии и имени Геннадий Воля  ([1]), речь шла о том, что
«википедия уже, как минимум на трёх языках написала, что Иероним Вольф, который придумал (забегая вперед: «переименовал» - ВП) Византию, был психически болен (?? - ВП), при чём был болен всю свою жизнь, даже, когда Византию придумывал  тоже был». Со ссылками на вики-статью о нем ([2]).
Это привлекло внимание автора этих строк. Дело в том, что, с одной стороны,  ее история выглядела весьма интригующе, и при всем при том, что последний отрезок ее истории непосредственно перед т.н. ее падением, приписываемого 1453 г., как-то более-менее может претендовать на попадание на период хоть какой-то хронологической надежности. Остальные – едва ли, о них по этой причине мы даже не заикаемся об их рассмотрении. Интересно другое: если там уже идет первая половина XV века, то это уже должно быть хоть какое-то делопроизводство и хоть какие-то актовые архивы. А если речь заходит об этих актовых архивах, то хранение всех актовых архивов т.н. византийской империи приписывается горе Афон, а точнее – монастырям, на ней находящихся. Разумеется, для того, чтобы разобраться в том, что там есть и чего там нет, нужен отдельный исследовательский проект. А пока рабочее подозрение автора этих строк состоит в том, что документов, относимых к XII веку и ранее, нет вообще, так как 1204 году приписан погром Константинополя крестоносцами, а большинство документов датировано в относительной хронологии, т.е. в годах правления того или иного правителя, или не датировано вообще.
Таким образом, при наступлении времен мало-мальски мирных подобный источниковедческий проект по инициативе и при участии представителей российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук (или: просто российской междисциплинарной естественнонаучной школы, РМЕШ) вполне себе возможен. Может быть, он сведется к визитам на саму гору и, сейчас принадлежащую Греции, и в монастыри, ее окружающие, а, может быть, к чуть более подробному ознакомлению с традиционными изданными  источниками, в том числе литературными, той эпохи, а также работами исследователей-византинистов, где такой вопрос уже в какой-то мере освещен. Пока представители этой школы хоть как-то, с пиаровски максимально возможной и допустимой степенью громкости, заявляют о своих достижениях ([3]), а также пытаются дать ответ на максимальное количество вопросов, ответы на которые можно получить путем применения в исторических исследованиях методов естественных наук. В ряде их произведений, в частности, в книге «Как возникла глобальная хронология» ([4]) содержится немало ответов на вопросы происхождения разных эр летосчисления, а статья «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([5]) регулярно, раз примерно в три-четыре года, по мере накопления нового материала, обновляется, обрастая новыми подразделами.
Можно, к слову, вспомнить еще относительно недавнюю предшественницу этой статьи работу автора этих строк «Мифологема т.н. римской империи: а если тайны ее корней разгаданы?» ([6]). Можно бросить взгляд на содержание этой статьи с точки зрения сопоставления Греции и Италии, как страны более восточной и страны более западной, в качестве первого пункта конкретизации рассуждений, а еще подвергнуть некоему рассмотрению самого г-на Иеронима Вольфа в качестве второго пункта конкретизации рассуждений.
Можно рассмотреть еще несколько характерных вещей, приписанных этой самой Византии. И в свете рассмотренного получить возможность получить некие новые результаты и прийти к новым выводам. И результаты данного рассмотрения изложить в виде статьи. С как можно более каноничным названием, к примеру, «Традиционный информационный блок о т.н. византийской империи при его рассмотрении  методами естественных наук:  новые результаты и новые выводы». Который и положим в качестве заголовка статьи.
При этом автор этих строк считает своим долгом напомнить, что, как уже писалось в «Как возникла глобальная хронология» ([4]), рубеж хронологической достоверности приходится примерно на XIV век, а для отдельных регионов на более поздние эпохи.
И… немаловажный личный момент. Тетя, а еcли чуть подробней - двоюродная сестра отца автора этих строк, волею судеб носительница той же фамилии, что и он, профессор истории Уральского государственного университета, (сейчас - Уральского федерального университета, УрФУ, г.Екатеринбург) Маргарита Адольфовна Поляковская, свою жизнь посвятила именно Византии. Она написала по этой теме много работ и книг, некоторые из которых даже были изданы на иностранных языках*. А ее биография дана в википедии ([7]).
* - к примеру, ее книга о византийских интеллектуалах была переведена на сербский, где вышла под названием «Портреты византийских интеллектуалов» ([8])).
Весьма ретивый племянник ее вниманию при ее жизни представил ряд своих работ. Со стороны тети был замечен некий интерес, и не было замечено каких-либо серьезных возражений. И поэтому, видимо, статью посвящать ей можно.

Основная часть статьи
А вот и основная часть статьи. Давайте еще раз воспроизведем чуть выше сформулированные цели и задачи: изложить новые результаты и новые выводы, по итогам рассмотрения  методами естественных наук традиционного информационного блока о т.н. византийской империи.
И… путь весьма прозрачен, путь весьма банален: берем текст за текстом, нарратив за нарративом, изучаем. Стоп, но это отнюдь не всегда безопасно с точки зрения достоверности, ибо нарративы сами по себе весьма легко сочинить, а без опоры на акты, т.е. на массивы актовых источников, они вполне себе способны создать мифологему... как автором этих строк уже отмечалось в его работах иных, к примеру, в той же науч-поп версии его диссертации «Как возникла глобальная хронология» ([4]).
Но не все же, разумеется, пропало: ведь можно, просто взглянуть на такую страну, как Россия, где носители и выразители мысли общественно-политической очень любят употреблять выражение «византийский стиль правления» в смысле «вертикальный общественный контракт». Почему любят – это другой вопрос, может быть, потому, что путем отсыла к древности укрепить уважение к власти, а, может быть, и сразу нагнать страх на особо пугливых. А может быть, потому, что понятия горизонтального и вертикального общественного контракта не очень хотят помещать в российское образовательное поле. Как, по крайней мере, у автора этих строк сложилось впечатление.
Именно Византии приписывается возникновение и оформление православия как антипода католичеству. Такая точка зрения присутствует в православном учении. Здесь нужно отметить, что европейские протестанты, а также их североамериканские собратья также время от времени рассматривают свое учение как антипод католичеству.
А… точка зрения самих католиков по данному вопросу? Как у автора этих строк сложилось впечатление, руководство церкви католической в наше время не очень любит думать о том, что в мире есть кто-либо кроме них. Они предпочитают думать о аспектах жизни духовно-нравственных, самосовершенствовании, оптимальной адаптации к окружающему миру и о максимальной пользе ему. При этом ни протестантов, ни православных они антиподами себе не считают. А если на все взглянуть с точки зрения догматики, с точки зрения проповедуемых ими учений, то последние выглядят таким образом, что серьезные различия в их учениях найти весьма тяжело.
Правда, католическое руководство любит другое: вспомнить те времена, когда именно католической церкви выпадало решать задачи мирового масштаба в области политики, науки и просвещения, будучи на тот момент и ООН и ЮНЕСКО в одном лице. Как это случилось, к примеру, с григорианской реформой календаря в 1582 г., которая была утверждена именно папой римским. Но это мелочи жизни.
Если вернуться ко взгляду на Россию, то вся версия о появлении православия на Руси согласно ТИ выглядит таким образом, что в далеком IV веке возникла Восточная римская империя со столицей в Константинополе – втором Риме, как возникла идеологема и как он был назван представителями местной церковной верхушки. 1054 году приписывается разделение церквей, 1453 году – захват турками-магометанами Константинополя. Через некоторое время жизнь под турецким игом стала невыносимой, то возникла потребность появления еще одного «священного города», еще одного Рима. И волею судеб эта роль выпала Москве, на тот момент – столице московского княжества, с которой до сих пор связывается идеологема «третий Рим». О чем написано немало.
Итак, Россия в роли преемницы, в роли получателя эстафетной палочки православия от т.н. Византии. Согласно ТИ. Правда, в состав ТИ-шного блока на тему православия входит еще легенда о крещении Руси киевским князем Владимиром, когда он при выборе различных религиозных систем выбрал именно православную, которая ему показалась «краше». При этом это датируется годом под номером 988, лежащим на хронлогической оси ранее года 1054, которому приписывается разделение церквей. По этой причине весь ТИ-шный информационный блок выглядит как легенда, не лучшим образом сочиненная, что порождало и порождает на основании достижений естественнонаучной школы создать несколько лучшую версию реконструкции (ВР). Тем более, что в ее распоряжении есть такая вполне себе формальная и строгая вещь, как логический формализм реконструкции истории человечества ([9]).
Результаты применения этого логического формализма к моменту в истории религии, имеющего непосредственное касательство к теме статьи, отражены в работе автора этих строк «Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г.» ([10]). Там дается обоснование этой гипотезы, основанной на сочетании традиций счета лет от новой эры, или, как это принято в церковных кругах, от Рождества Христова (РХ), с традицией счета лет от сотворения мира (СМ). А также по ее итогам дается некий хронограф.
На эту гипотезу было бы очень интересно посмотреть в сочетании с вышеупомянутым информационным блоком об Иерониме Вольфе как открывателе и издателе большого количества письменного материала по этой самой т.н. византийской империи ([2]).  Но сперва хотелось бы немного об общей диалектике процесса становления хронологии и религиозных систем.
Автор этих строк во многих своих работах уже показывал тесную взаимозависимость вопросов религии и хронологии. К уже упоминаемым «Как возникла глобальная хронология» ([4]) и «Мифологема т.н. римской империи: а если тайны ее корней разгаданы?» ([6]) здесь можно еще добавить «О вполне возможных хронологических аллегориях Евангелия, и что за ними могло бы стоять» ([11]), и, разумеется, «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([5]). А еще первую книгу историко-географической «рыцарской» серии под названием «Рыцари Эллады» ([12]).
Для того, чтобы говорить о какой-то хронологии, т.е. о счете времени, нужно мало-мальски разобраться с астрономическими измерениями, т.е. с измерениями таких важных событий года, как солнцестояния и равноденствия. Для этого очень желательно как можно более ясно следить за движением Солнца в моменты  рассвета и заката. А для этого нужны удобные точки для измерения – одиноко стоящие горы и отсутствие облачности, ибо именно они дают хорошие условия для наблюдения, которые позволяют видеть Солнце еще на несколько градусов под горизонтом. И очень желательно, чтобы вершин этих гор не были покрыты снегом – иначе бы наблюдатели просто быстро бы замерзли.
Таким условиям удовлетворяют далеко не все естественные вершины, в частности, под большим сомнением находятся что Альпы, что Карпаты, а по причине частой облачности под сомнение ставится фактически вся Средняя Европа, хоть та для мировой цивилизации дала немало. А одно из первых положительных решений, что вообще приходит в голову - это крупнейшие вершины островов. Если, разумеется, до них можно добраться.
А из одиноко стоящих гор, хоть как-то удовлетворяющих нашим условиям, и, к тому же, весьма ценимых в фольклоре, можно назвать и египетский Синай, и гору Сленжа (;l;;a) в Нижней Силезии, и, возможно, вулканы Везувий с Этной в Италии. Это – рабочая версия, это можно несложно проверить путем панорамных снимков.
На последние из них налагалось бы жесткое условие: вулканы обязательно должны быть в спокойном состоянии. Высота подходит, высота не очень маленькая. Но если полного удовлетворения условий нет, то астрономы просто были бы обречены искать что-то получше.
Может быть, на роль «гор получше» претендовали бы горы из соседней не очень далекой страны – Греции. Помимо сплошных массивов, что покрывают почти всю территорию страны, там еще есть две легендарных горы – Олимп и Афон. Какой вид открывается с их вершин – сказать трудно, так как автор этих строк там еще не был. Хоть это и входит в его планы. Но их вид на фотографиях в целом, а также окружающая физическая карта местности, интригуют. К тому же Греция омывается Эгейским морем с невообразимым количеством островов. Правда, до них нужно еще доплыть, а для этого нужны суда, а для судов доски, а для досок бревна и пилы, а для пил полотно. А для полотна металл, а для металла руда с умением выплавки из нее этого самого металла. Схема Давиденко, одним словом, изложенная в тех же «Рыцарях Эллады» ([12]).
Может быть, имело место следующее: некий предварительный цикл измерений, признанный мало-мальски годным, был сделан на территории Италии, а некое его доведение до ума, до совершенства, было решено провести после необходимых астрономических измерительных работ на территории Греции. На основании этих «итальянских» измерений было склепано нечто предварительное, без высоко поставленной планки, (рабочая версия – традиционный римский календарь в десять месяцев, о чем, кстати, автор этих строк пишет в своей работе «Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды» ([13])).
В любом случае, именно территории Греции приписано открытие четырехлетнего олимпийского цикла в 1461 день, т.е. установление мало-мальски точной продолжительности солнечного года в сутках. Из мало-мальски тематичных работ автора этих строк еще можно упомянуть «Тайны возникновения эры Олимпиад» ([14]), а также еще одну, «без последних вбитых гвоздей», тематически касающуюся скорее общей реконструкции событий, а не непосредственно разгадки тайны т.н. византийской империи, «Александр Македонский. Попытка наиболее вероятной реконструкции» ([15]).
О самой горе Афон можно прочесть и составить хотя бы общее преставление в статье эллинистки А.А.Марковой «Афон и его святыни» ([16]).
Таким образом, даже если строить ВР истории человечества, невзирая на все несовершенство ТИ, мимо Греции пройти нельзя. Если гипотеза, связанная  измерениями, проводимыми на Афоне, окажется правомочной, то можно вполне себе о нем говорить, как об одном из первых в истории человечества научных центров, а, может быть, даже академгородков. В любом случае, вокруг него вертелась некая весьма кипучая деятельность с привлечением некоторого количества средств. И его обитатели вполне себе были вправе заявить о достижении чего-то более совершенного, чем их западные коллеги.
А с точки зрения всяческих идеологем, которые человечество время от времени склонно рождать, и некой мифопоэтики, которая также человечеству  присуща, это могло выглядеть так, что вслед за образом Рима как «города», почти «мира» (вариации на латинские темы «Orbis - Urbis») мог возникнуть еще такой образ, как «Новый город» (а ведь Неаполь! - ВП).
А мифопоэтика могла поиграть с и другими понятиями. В результате этой игры сначала в чьем-то воображении, а затем и на карте мог появиться некий «постоянный город» (Константинополь). И с этим городом мола быть связана «вторая древность» - «Византия». И этот «постоянный город» был основан в месте, географически несколько более роскошном, чем Рим итальянский: в том проливе, где Черное море как раз переходит в Мраморное.
Вот так мы с вами, дорогие читатели, и вышли на мифопоэтику.  И вот мифопоэтика помогла нам дать ответ на вопрос, о корнях, об истоках информационного блока, а, может быть, даже мифологемы т.н. византийской империи. И тем самым цели и задачи статьи где-то даже можно считать отработанными.
Двигаемся дальше. Если то, что происходило то ли на горе Олимп, то ли на горе Афон, то ли и там и там и еще где-то, считать неким научным проектом тех лет, то любой научный проект имеет ярко выраженную точку завершения. Ярко выраженный момент, когда можно смело сказать: да, научный проект отработан.  Это один аспект.
Теперь другой аспект. Константинополь открывает путь в Черное море. Черное море указывает путь частично на север, частично на восток, частично на северо-восток. Европейцы искали оптимальный путь в страны пряностей, и один из планов  смелых был проложить его через северо-восток. Первые потуги к этому начались аж через девятнадцать лет после возвращения спутников Магеллана. О чем у автора этих строк в «Рыцарях Гипербореи» ([17]), а еще «Свет Северо-Востока, или секретное плавание в Арктике в XVI веке» ([18]). Может быть, для реализации сих планов смелых мифопоэтика могла быть запущена еще раз, чтобы на сей раз был создан «город великой миссии», «город великого Мосоха»? То есть третий Рим?
Вот и третий Рим…
Одна тонкость. Можно бросить взор на работу автора этих строк «Александр Македонский. Попытка наиболее вероятной реконструкции» ([15]). Там четко показывается, что вероятный оригинал (ВО) начала походов Александра Македонского, или Александра Великого, приходится ровно на 1453 год. А его смерть – на 1462. При этом во всех без исключения источниках по т.н. взятию Константинополя турками в роли неоспоримых союзников турок указываются генуэзцы.  Да, генуэзцы.  И именно они тогда, в 1453 г. им оказались победителями. И… напрашивающийся вопрос: а кто же оказался в роли побежденных? Можно ли таковых поискать среди представителей другой итальянской области?
И такая итальянская область находится быстро: Венеция. Республика на островах. В XV веке они теряют свои позиции в Греции – может быть, они предпримут игру на ином геополитическом поле? Тем более, что перед ними северная страна бескрайняя.
А на этом позвольте повториться: в основном тему раскрытия тайн  мифологемы т.н. византийской империи можно считать раскрытой концептуально завершенной. И, в порядке выполнения обещания, даем небольшой рассказ об Иеронима Вольфе. Согласно статье о нем в википедии ([2])

Иероним Вольф
Годы жизни: 1516 – 1580. Указанная статья о нем в википедии ([2]) автору этих строк оказалась не слишком длинной, в известной степени канонической. В первой части было указано, что он был болен и замкнут, а примерно вторую часть автор этих строк воспроизводит с отдельными вырезками и отдельными  комментариями:
«До его времени (т.е. до середины XVI века - ВП) не проводилось различия между античными и средневековыми греческими произведениями, и на самом деле интерес к последним был затемнен интересом к классическим авторам….»
Занятно. Итак, греки к классикам не относились. Классика, между тем, в переводе с латыни – это образец.
«Скорее, интерес был вызван с другой стороны - с целью открытия и объяснения истории, которая привела к завоеванию большей части Восточной Европы османами, которых Вольф видел во время осады Вены. Он сосредоточился в основном на греческой истории и опубликовал свою работу в 1557 году под названием Corpus Historiae Byzantinae, которая представляла собой скорее собрание византийских источников, чем всеобъемлющую историю».
Геннадий Воля, уже в комментариях к той своей публикации, которая и послужила импульсом для написания этой статьи [1], приписал нечто, касающееся издания т.н. византийских авторов:
«В 1557 г. изданы два тома произведений визант. историографии: «Хроника» Иоанна Зонары и «История» Никиты Хониата. Затем - исторические сочинения Никифора Григоры (1561) и Лаоника Халкокондила (1566, только лат. перевод)».
Да, о них было бы неплохо написать отдельные работы. Возвращаясь к википедии:
«… влияние его деятельности в долгосрочной перспективе было огромным, поскольку она заложила основу для будущих работ по истории средневековой Греции. Это упоминание о "византийцах" с тех пор распространилось среди западноевропейских ученых и постепенно заменило название "римский", используемое в Восточной Римской империи, термином "Византийский" для обозначения средневековой грекоязычной литературы Восточной Римской империи».
Так-с… Шарики за ролики, ролики за шарики, вторя классике юмора. А как вообще Рим от Константинополя в предшествующей традиции можно было отличить? И каковы были вообще ассоциации при звучании латинских выражений типа imperia romana?
«Эта замена отражает вражду между Востоком и Западом из-за титула римского императора…. После османского завоевания Константинополя (Стамбула) в 1453 году Мехмед II принял титул Кайзер-и-Рум ("цезарь Рима") и в 1480 году предпринял экспедицию в Италию, которая началась с османского вторжения в Отранто и Апулию (1480-1481) в качестве первой военной операции».
Звучит интригующе. Особенно в свете того, что в работе автора этих строк «О диалектико-цивилизационных аспектах возникновения коневодства, или могут ли достижения естественнонаучной школы что-то сказать о времени возникновения первой в истории человечества кавалерии?» с жаргонным название статьи в пиаре: «лошадки» ([19]) вероятный оригинал одного из конных походов неких завоевателей, рабочая версия – гуннов (или, может  быть, даже венгров - ВП) из междуречья Дона и Хопра на среднерусской возвышенности приходится именно на 1450-1453 гг. Итак, на Европу шел некий завоеватель, который себя, помимо прочего, называл себя еще и римским императором.
Одним из этапов его плана было завоевание также и города Рима. Две османские осады Вены в 1529 и 1683 годах на самом деле были попытками кайзера Рима (по контексту – турецкого султана) подчинить себе Священную Римскую империю, захватив главную столицу последней; первая из этих двух неудачных попыток произошла при жизни Иеронимуса Вольфа (когда ему было семь лет - ВП). Соперничество Османов и Габсбургов и их противоречивые притязания в качестве императоров Рума и Священной Римской империи, возможно, были еще одной причиной, побудившей Иеронимуса Вольфа ввести термин "Византийская империя", чтобы усилить легитимность притязаний императора Священной Римской империи, которые также были признаны папой Римским.
 В XVII веке король Франции Людовик XIV выступил с инициативой собрать все римские труды и пригласил нескольких известных ученых со всего мира принять участие в этой работе. Корпус трудов Иеронима будет использован для дальнейшего развития. Результатом стал огромный "Corpus Historiae Byzantinae" в тридцати четырех томах с параллельным греческим текстом и переводом на латынь».
Кстати, последний раз это было издано в 40-х годах XIX века в виде многотомника, и он в нескольких версиях имеется в московских библиотеках.
«Это издание популяризировало термин "Византийская империя" (который никогда не использовался самой империей на протяжении веков ее существования) и закрепило его в исторических исследованиях».
Итак, Людовик XIV, XVII век. Московское государство только делает первые шаги и учебные заведения  в Москве пока не открыты.  А по Иерониму Вольфу, по сути, все.

А сейчас… Ну что, можно ли сопоставить информационный блок, полученный благодаря знакомству с Иеронимом Вольфом, с другими информационными блоками, уже имеющимися в распоряжении представителей РМЕШ, в частности, теми, что считаются  ее достижениями ([3]), а также с совсем недавними работами?
Здесь на первый план выходит уже упомянутая «Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г.» ([10]), где, помимо прочего, по итогам изложения гипотезы дается некий хронограф. И мы вполне себе в состоянии в этой статье дать очень маленький хронограф, буквально на две записи:
1557 – появление в мировом научном обороте печатного продута под названием Corpus Historiae Byzantinae,
1562 – ВО разделения христианства на католичество и православие

Минутку. Ведь лобовой взгляд на этот микро-хронограф дает совершенно четкую и вполне себе логичную последовательность событий: сперва в мировом научном обороте (а заодно и в научном менталитете) появилось такое как Византия, и фактически тотчас же появилось осознание того, что с этим понятием должна быть связана отдельная, отличная от католической, религиозная система ! Несколько прямолинейно, но, с точки зрения автора этих строк, вполне себе информативно !

Теперь можно немного и кое о чем другом, приписываемом Византии. Начиная с такого явления, как иконоборчество.

Иконоборчество
Здесь мы поступим весьма просто: возьмем статью из Википедии «Иконоборчество в Византии» ([20]) и немного ее проанализируем.
«Иконобо;рчество в Византии — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали изображения святых идолами, а почитание икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)).
В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов.
Однако позднее, в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Седьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года (который было постановлено не считать «вселенским», так как на нём не были представлены все поместные церкви). Императоры Никифор ; Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 года были признаны вновь.
Наконец, в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество православия»).»
Строим вероятные оригиналы самого раннего и самого позднего события.
730 + 5508 = 6238, с ВО в 1238 г., ибо 6238 -  5000 = 1238
843 + 5508 = 6351, с ВО в 1351 г.
Как раз время становления глобальной хронологии ! И, разумеется, можно вспомнить, о том, что за многим из того, что выходило на поверхность как споры религиозные, стояли споры хронологические. И за воздвижением или низвержением того или иного кумира или божества стояло утверждение, или наоборот, упразднение той или иной хронологической системы. Одним из отражений чего было или возвеличивание, или ниспровержение икон.

И.. чуть подробней.
А теперь давайте обратим внимание на то, что т.н. разрушение Константинополя крестоносцами приписывается 1204 году, а вероятный оригинал начала иконоборчества приходится на год 1238, так как, как уже писалось выше, 730 год + 5508 = 6238. А из номера года 6238 мы вполне можем вычесть число пять тысяч как вполне себе вероятное число для переноса событий в прошлое, ибо
«тысяча лет как один день господний»,
Как об этом пишется в Библии, и как это цитируется и в «Как возникла глобальная хронология» ([4]), и в «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([5]).
И при этом с годом 1240 связано начало одной из иудейских эр (автор этих строк в [5] ее называет «скромной», ибо от ее начала до наших дней не прошло и тысячи лет, в отличие от той, начало которой отстоит еще на пять тысяч лет назад, называемую им «роскошной»), а для измерений продолжительности метонова цикла, вполне достаточно двух метоновых циклов общей продолжительностью в 2*19 = 38 лет. Как об этом пишется в упомянутых двух произведениях. Тогда получается весьма занятный хронограф:
1204 – т.н. разрушение Константинополя крестоносцами
1238 – вероятный оригинал начала иконоборчества
1240 – начало одной из иудейских эр
Здесь можно еще получить путем вычитания из года под номером 1240 двух метоновых циклов продолжительностью в 38 лет год под номером 1240 – 38 = 1202 как год вполне вероятного начала измерения двойного метонова цикла. И, разумеется, можно вполне себе допустить, что на тот момент какая-то глубоко предварительная хронологическая система уже была, к примеру, уже упомянутая система на десять месяцев, приписываемая т.н. древнему Риму. Связанная, для конкретности, с некой системой древнеримских божеств. В таком случае, когда уже стало понятно, что торжества истины в измерении метонова цикла не избежать, стало понятно, что старую хронологическую систему можно отменить, что на языке теологии звучало бы как свержение старых божеств. При этом первый удар по этим божествам был нанесен в 1204 году, ибо некие рыцари разрушили «постоянный город», а признание первых результатов на государственном уровне началось именно в 1238 году.


Небольшое, но ехидное дополнение, связанное со львами

Давайте обратим внимание на то, что в цитируемом отрывке об иконоборчестве фигурировало аж три императора по имени Лев. Из них Лев III, согласно его биографии из википедии, был то ли фракийского, то ли армянского происхождения, Лев IV нарицательно именуется Хазаром, а Лев V Армянином. Есть информационный блок еще об императоре Льве I (Великом, года правления 457 - 474), а также еще одном Льве, его внуке, которому присвоен номер II. Так вот этому Льву I приписывается зависимость от римских полководцев аланского происхождения.
И в этой связи давайте проведем некоторые рассуждения. Если в средиземноморских странах распространилось имя «Лев», которое часто символизировало олицетворение силы, то значит, что эти страны уже были знакомы со львом как с животным. И даже как с царем животных.
Зоология нам дает ну просто роскошную и исчерпывающую картину их видов, подвидов, а также историю их обитания. Из статей в википедии ([21], [22]) можно почерпнуть информацию об их многих видах и подвидах, в том числе, и об исчезнувших, и… о недоказанных ! Да, царь зверей был способен обрастать легендами !
В качестве наиболее распространенных в прошлом подвидов там указываются берберский лев, на сегодняшний день считающийся почти исчезнувший, несколько особей которого сохранилось разве что в элитных зоопарках Марокко, ему в качестве ареала обитания приписывалась вся Северная Африка, и восточноафриканский (масайский) лев. Его ареал обитания находится в Восточной Африке, от Эфиопии и Кении до Танзании и Мозамбика.
Есть еще подвид львов, обитающий сугубо в Индии, которому приписывается обитание по всей территории Азии, между Малой Азией и Индией, последнюю включая.
Между тем для нас как для исследователей принципиальна имиджевая компонента данного животного. А она такова, что лев является символом царя зверей. И победа над царем зверей символизирует победу человека над дикой природой. А возможность его перевозить в клетках и содержать в зверинцах символизирует технологические достижения человечества, так как клетка для его перевозки должна быть сделана из самого что ни есть прочного материала. И этот же материал используется при строительстве транспортных средств как материал для инструментов. И его перевозка была бы точно невозможна без соответствующих транспортных средств. А нет перевозки – нет и массового оповещения. Нет массового оповещения – нет и соответствующего образа. Нет соответствующего образа – нет и имени такого для человека.

Что касается человека, который был носителем такого имени, то он в обязательном порядке должен был быть воплощением силы, это более-менее понятно, а во-вторых, для той местности где львы в дикой природе не водятся, т.е. местности вне ареала львов, он должен был бы воплощением человека приезжего ! Причем приезжего с тех земель, где знали и о технологиях мореплавание, и о технологиях металлургии.

Рассуждения правомочны? Мнение читателей?

Небольшой эпилог
Дорогие читатели ! Автору этих строк с вами хочется попрощаться. И попросить об ответах на пару напрашивающихся вопросов:
- раскрыта ли тема
- впечатления от статьи в целом
Заранее благодарен !

Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055

Литература
1. Форум «История и хронология». Автор:  Геннадий Воля. Тема: «А вот вы все сидите себе здесь и не знаете» от 19.12.2024 г., https://forum.chronologia.org/viewtopic.php?t=1020
2. Hieronymus Wolf. https://fr.wikipedia.org/wiki/Hieronymus_Wolf
3. Поляковский В.Т. от имени уважаемого естественнонаучного сообщества при его  невозражении. Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук (или: российской междисциплинарной естественнонаучной школы, РМЕШ), в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. https://www.academia.edu/41453268, https://dzen.ru/a/Xgfoyd-URACuC0On
4. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
5. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
6. В.Т.Поляковский. Мифологема т.н. римской империи: а если тайны ее корней разгаданы? https://www.academia.edu/93929660, https://dzen.ru/a/Y6djcwJkM0kO-LPz
7. Поляковская Маргарита Адольфовна ru.wikipedia.org/wiki/Поляковская,_Маргарита_Адольфовна
8. Margarita Poljakovska Portreti vizantijskih intelektualaca: tri studije / prev. Radivoj Radi;. — Beograd : Evoluta, 2013.
9. Поляковский В.Т. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала. https://www.academia.edu/35598244, https://dzen.ru/a/ZFjdP7x1EVvgaXJm, https://youtu.be/lUyS3nELIv4 - Видеоверсия
10. Поляковский В.Т. Занятная гипотеза о разделении христианства на католичество и православие в 1562 г. https://www.academia.edu/126156010,
https://dzen.ru/a/Z1V7ZhB-9zGW1RuQ
11. Поляковский В.Т. О вполне возможных хронологических аллегориях Евангелия, и что за ними могло бы стоять. https://www.academia.edu/112884711,
https://dzen.ru/a/ZXWIU4mVT1P7B727
12. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М. Леан-Крафт. 2010
13. Поляковский В.Т. Подвиг трехсот спартанцев: разгадка легенды. https://www.academia.edu/42168412, https://dzen.ru/a/ZZWoar_25nM2fkIP
14. Поляковский В.Т. Тайны возникновения эры Олимпиад. https://www.academia.edu/40679402, https://dzen.ru/a/Zd_DL8YDo1EEN2zm
15. Поляковский В.Т. Александр Македонский. Попытка наиболее вероятной реконструкции, https://www.academia.edu/42752476, https://dzen.ru/a/Zk5eWX5GAR3PomEV
16. Афон и его святыни. Составила А.А. Маркова. https://azbyka.ru/otechnik/prochee/afon-i-ego-svjatyni/41
17. Поляковский В.Т. Рыцари Гипербореи. М. "Крафт+". 2015 г. facebook.com/rycari.hyperborei, плей-лист 18. Поляковский В.Т. Свет Северо-Востока, или секретное плавание в Арктике в XVI веке., http://dzen.ru/a/ZmHZZ4qK9i_8I7L3, https://proza.ru/2020/05/26/1352
19. В.Т.Поляковский. О диалектико-цивилизационных аспектах возникновения коневодства, или могут ли достижения естественнонаучной школы что-то сказать о времени возникновения первой в истории человечества кавалерии? Жаргонное название статьи в пиаре: «лошадки». https://www.academia.edu/119774851, https://dzen.ru/a/Zk0m5TRpBy62XgjU
20. «Иконоборчество в Византии». ru.wikipedia.org/wiki/Иконоборчество_в_Византии
21. Лев. https://znanierussia.ru/articles/Лев
22. Берберийский лев. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Берберийский_лев
г.Москва
декабрь 2024


Рецензии