Медитативное чтение главы Приготовления

1  .  01  .  2025  .
Медитативное  чтение  главы   «  Приготовления  «     книги  Гессе   «  Игра  в  Бисер  «  .


 Что   я  могу  предположить  на  место  Игры  в бисер  ?
Несомненно  род мистерии  - то , что  должно изменить  участвующих в ней  . В  мистерии  есть  часть  ,  которая  предлагается  всем  ,  и  несомненно  что  тайная  часть  .
Такого  рода мистерии   я  могу  предположить  , то есть  :
Торжественное  открытие  Парижской  олимпиады  .
Эмблема  олимпиады  -  олимпийский  огонь внутри  золотой  медали  и  ГУБЫ  символа  республики  Марианнны  .
А  талисманы  -  фригийские  колпаки  .
Легендарный  царь  Фригии  - Мидас  , сын  царя  Гордия  и  богини  Кибелы  , матери  богов  . Мистерии  Кибелы  подразумевали  оскопление  мужчин  , сделанные  в её  честь  .
Служители  Кибелы  назывались  галлами  , петухами  .
Введение  культа  Кибелы  в  Рим  произошло                в  204  году  до  н. э . ..  а распространение  этот культ  получил  именно  что  в имперском  Риме  .  Притом  жрецы  Кибелы 
(оскоплённые  )  выписывались  из  Фригии  .
Вкупе  с «  губами  «  Марианны  что  - то  да  означает  .
Торжественное  открытие  собора  Нотр  Дам  де  Пари  .
Символ  восстановления  из пепла  .
Притом  собственно  папа  Римский  , глава  католиков  всей  земли  , на  церемонию  , которая  позиционировалась  как  месса  , не  явился  .  Символические  удары  в  дверь  собора  совершил архиепископ  Франции  .
Что  - то  и это символизирует  .
И  поэтому  я  предполагаю  ,  что сама  по себе 
Игра  в  бисер   -  сценарии  этих  событий  , полных  скрытых символов  .  Даже  открытие  собора  Парижской  Богоматери  совершил   Эммануэль  Макрон  . 
Который  сам  по себе  является  символом  .
Ибо  это имя  - Макрон  , точнее  , Макрин  ,  встречается                в  имперском  Риме  .
Марк  Опеллий  Макрин  -  имя  командира  преторианской  армии  .
Который  пытался  стать императором  .
Попытка  не  увеначалась  успехом  , хотя  он  и правил  .
Символ преторианской  гвардии  - скорпион  .
Ибо  преторианская  гвардия  обрела  необычайную силу                при  императоре  Тиберии  , который  родился  16  ноября  .
А  префект  императорских  гвардейцев  Сеян  был покровителем  Понтия  Пилата  .  Символизм  очень насыщен  такими  вот  как  будто  бы  несвязанными  друг с другом  событиями  .

Поговаривают  ,  что  Макрона  хотят  выдвинуть на  место  главнокомандующего  вновь  организованной  объединённой  армии  Европы  .  Так  что  Макрон  - символ императорского  ,                а  не  республиканского  Рима  .  Должный  желать  императорского величия  .
А  шпиль  Нотрдам  де  Пари  , увеначнный  позолоченным  петухом  , освящённым  архиепископом  Парижа  ,   истинным  золотым  петушком  -  тоже   символичен  .
Серано  , исследователь творчества  Гессе  , писал  : 
  «   РАБОТА  С  СИМВОЛАМИ  -  широко  известный       в  мире    Традиции  МЕТОД  ПЕРЕДАЧИ  ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ  ДОКТРИНАЛЬНЫХ  ПОЛОЖЕНИЙ  . Специфика  СИМВОЛИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ  состоит в  СИНТЕТИЧНОСТИ  ТРАНСЛИРУЕМОГО  ЗНАНИЯ  ,  тогда  как  КОНКРЕТНЫЙ  ТЕКСТ  -  по своей  природе  АНАЛИТИЧЕН  и  уместен  скорее  не  для  трансляции  общих принципов  ,  но  для  ФИКСАЦИИ 
«  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗНАНИЯ  «  .  Основоположник                «  современного  традиционализма  «  Р  .  Генон  также  говорит        о  СИМВОЛИКЕ  как  о  ОПОРЕ  , необходимой  ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ  СОЗНАНИЮ  ДЛЯ  ВОСХОЖДЕНИЯ  К  ВЫСШИМ  СФЕРАМ  .  « 
Вот  так  , символы  как  бы  помогают  человеку  к  высшим  сферам  .  А  не  Слово  .  Ибо  Слово  отвергнуто  .


Что ещё  можно  считать  игрой  в бисер  ?

Например  , ежегодную   обложку  журнала   «  Экономист  «   ,   исполненную  символами  .  Во  главе  которых  в этом  году  изображён  Сатурн  с  его  кольцами  .
Сатурн  - символ  силы  судьбы  .
Ибо  и  сам  Зевс  , и  все  олимийские  боги   подчинены  судьбе  . 
День  Сатурна  -   до сих  пор  в английском  языке  -  название  субботы  .    И  то  ,  что  Бог предложил  евреям  Своё  господство  именно     в  субботу  , говорит  о  том  ,                что  тем  самым  он  вывел       их    из под власти судьбы  .  Начиная  с  Авраама  , который  имел  судьбу  , по  которой                у  него  не  должно  быть детей  .
И  таким  образом  Авраам  стал  «  отцом  народов  «  .
Иисус  Христос  заявляет верующим  в  Него  ,  что  Он  -  Господин  субботы  .  А не  Сатурн  . И власть  судьбы  рушится  для  тех  ,  кто  находится  в  Его  Церкви  по вере  в Него  .

Несомненно  что сам  роман  «  Игра в  бисер  « , чтение  которого  превращается  в  игру  разгадывания  смыслов  ,                тоже    Игра  в Бисер  .
Но не просто так  .  Что  то  должно произойти с  внимательным  читателем  книги  . Какая  то трансформация  .
Какое  - то кардинальное  изменение  .
Не  из  -  за  обещания  спасения   , которое  обещали  древние  мистерии  ,а  из  -за  обещания  с  помощью  угаданных   символов    попасть в  « высшие  сферы  «  , вполне  мифологические   .

Роман    «  Игра  в  бисер  «  наполнен  , как  и  роман  Томаса  Манна       «  Доктор  Фаустус  «  страданиями  по поводу  гибели  культуры  , а  , значит  , и  гибели  цивилизации  .
Не  только  Шпенглер  при  взгляде  на  существующую реальность  содрогался   тому    , насколько  культурный  слой  населяющих   землю  тонок  . 
Первоначально  Орден  в католической  Церкви  создавался    именно  что  для  решения  создавшейся  на  тот момент  задачи  - для  того  ,  чтобы  исправить  положение  и  вернуть контроль
Орден и  Касталия  были  созданы  для  охраны  культуры  именно

А   Касталия  как  раз  охраняет  этот тончайший  слой  ,                не  будучи  в  состоянии  создать  что  - то  новое  .
Изданный   Гессе  роман  был отослан  Томасу  Манну  , который  в  это время  обдумывал  свою собственную  Игру в  бисер  -
роман  «  Доктор  Фаустус  «  .
Эти  два  романа  нельзя  читать  без комментариев  никак  .  Эти  книги  погружаются  в  глубину  веков  , в  те  времена   северного  Возрождения  ,  когда  возникла  легенда  о  Фаусте  .
Когда  Европу  потрясла  эпидемия  сифилиса  .
Темы  Фауста  и  сифилиса  были  как  раз обыграны 
в  «  Докторе  Фаустусе  « .
   Тема  погружения  в  шестнадцатый  век  ,  когда  Томас  Манн  вспоминал в  «  Докторе  Фаустусе  «  о  том  , что в то время  называли  богородицу  «  кормилицей  Юпитера  « .
Описывая  , как  он  это называл  «  мерзостное  выполнение  богопротивной  сделки  «  , описывал  различие  между  просветлённым  и непросветлённым  гением  .
Говоря  о  «  бесспорной  причастности  к  демоническому               началу  «  гения  . 
Описывая  гений  Ницше  в  лице  доктора  Фаустуса                с  сожалением  о  том  , что  «  жестоко  поступила  судьба  ,  высоко  вознесшая  его  и  низринувшая  в   бездну    .  «
И  тот  «  из  тёмной  ночи  перешёл  в  ночь  беспросветную  «
Каким  образом  ? 
«  Этот  ужасный  призрак  вызвал  Достоевский  «  ,                описывая  то  , что  делает  писатель  уровня  Достоевского  :  вызывает  ужасных призраков  , подобно медиуму  .                И  как  говорил  Киплинг  :
«  И  только  пыль  из под исчезающих  сапог  «.

По  словам  Гессе  , Дамиан пришёл к нему  ночью  .
Призрачно  .  Который  сказал  :  «  кто  хочет  родиться  , должен разрушить мир  «  , объясняя  ему  ужасы  войны  .
«  Я  стал  разрушителем  миров  «  -                слова  из  Бхагават  - гиты  ,   которые  у  Ницше  мог  бы  произнести  ИГРАЮЩИЙ  ребёнок  , олицетворение  беспредельной   мировой  стихии   ,  вспоминал  Роберт  ОппенГЕЙМЕР  во  время  первого  испытания  атомной  бомбы  . 

А  психоанализ , собственно  говоря  , это  Игра  с демонами  .
Потому  что  победить  демонов  не получалось  .
И  для  борьбы  с  депрессией  Карл  Юнг  предлагал именно  что  игры  с  демонами  бессознательного  .
С  волком  Гессе  начал сравнивать себя  ещё                до    «  Степного волка  «  в рассказе  «  Волк  «  .
В  романах  Гессе  и  Манна  главенствуют  космический  холод      и  отстутствие  любви  .
И  о романе  Гессе  «  Сиддхартха  «  Артур  Миллер  , американский  классик  сказал  :
«  Сиддхартха  более  действенен  , чем  Новый  Завет  «  .
То  есть  эти  книги    : «  Игра  в  бисер « и  «Доктор  Фаустус  « действенны  .
Они  отнимают  читателей  у  Нового  Завета  несомненно  .
Антихрист  отнимает  ежедневную  жертву  у  Иисуса  Христа 
Бог  указывает  на  действенность  книг  германской  классики  , начиная  с  Гёте  тем  ,  что  напротив  так  называемого               «  дуба  Гёте  «  пахло  горелым  человеческим  мясом  , поскольку  напротив    находились  печи  Бухенвальда  .
Очень выразительная  иллюстрация  .
А  сам  Гёте  сравнивал  Веймар  с  Вифлеемом  .
       О славный Веймар   ! Ты известен всем
Как новый   , европейский Вифлеем   .
Одновременно и велик и мал  ,
                ИГРУ   и мудрость ты в себя вобрал   .
           Благодаря завиднейшей судьбе
      Смогли сойтись две крайности в тебе   .
Так будь   , к добру и к правде устремлен   ,
                Святой игрою страсти окрылен  !

Должно  быть именно в  Веймаре  должен  был  родиться  антихрист  . По  Писанию  «  антихристов  много  « .


Человечеству  был  дан  ещё  один  шанс в  1492  году  ,  после  того  ,  когда  началась  война  против  евреев .
Экзестенциальная  война  - на полное  уничтожение  .
Надо  помнить о том  , что  праобразом  доктора  Фауста  мог  быть  Мартин  Лютер  .  Таким  образом  темы  Фауста                и Лютера  всё  же  были  главными  в  немецкой  культуре  .
ДАНИЭЛЬ ГЕОРГ МОРХОФ
(  1639   —   1691  ) 
Рим покорил весь мир  , а папство Рим сгубило  .
Он силой действовал   , оно коварством било  .
Но Лютер папство смял и пересилил Рим^
Как лезвием меча   , разя пером своим  .
Что боги Греции   , что чудо  -  исполины  ,
Когда перо сильней Геракловой дубины  ?
Борьба   с  Римом  близка  сердцу  германца  .
Со времён  битвы  в  Тевтобурском  лесу  .

Тема  дьявола  -  вообще  была  главной  для  романтизма  .

Лютер  разговаривал  с  дьяволом  грубо  .
И  герой  «  Доктора  Фаустуса  «  -  Ницше  , тоже  груб  .
В  ответ  дьявол  говорит ему  ,  что  не нужно  уже  ставить  печать  на  договор  с  дьволом  .
Этот  знак  -  может  быть  666  - ставится  автоматически 
Когда  принимаются  символы  дьявольские  .
Выглядящие  , впрочем  ,  ангельскими  .

Поскольку   Игра в  Бисер  , созданная  Йозефом  Кнехтом  ,  создана  на  китайском  материале  , то  нелишне  вспомнить  слова  Конфуция  о  том  , что  знаки  и  символы  правят миром  ,    а  не  Слово  и  Закон  .  Да  , знаки  и  символы  встали  на место  Слова  и  Закона  Бога  .  В  «  Демиане  «  герой  обретает                так  называемый  «  знак  Каина  «  .
А  , значит  , и  сам  Герман  Гессе  .
Обретший  проводника  в  тёмный  мир  знаков  и  символов  -   Демиана  ,  или  иначе  - Демона  .
Проводника  в бессознательное  .
У  Карла  Юнга  -  это  Филемон  .
Первоначально   символом  в античном  мире  мог называться                и  билет  на  корабль  (  или  список  , по которому  пассажиров  принимали  на  борт  )  ;  и пароль  , по  которому  бойцы  одной  армии  узнавали  друг  друга  ;  и  даже  документ  ,  разрешающий  вход  или  выход  из  осаждённой  крепости  ;  в  языческой  религии  этим  словом  обозначались  секретные  формулы  , которые  были  известны  только  тем , кто  был  посвящён                в тайны   определённой   языческой  религии  .
 
Таким  образом   путём  своеобразной  игры  со   знаками                и  смыслами  мировой  культуры  и  были  написаны  и                книга   «  Игра в  бисер   «  ,  и    книга   «  Доктор  Фаустус  « .
Потому  что     мировые   войны  были  шоком  для  деятелей  культуры  несомненно  , полагающимися  на  силу  культуры  .                .  В  большинстве  своём  деятели  культуры  отказывались  признать  своё  участие  в  подготовке  войны  прямо  .
Но  и  Гессе  ,  и  Манн  были  классиками  немецкой  литературы  .
Их книгами  зачитывались  те  , которые  вошли  в  войны  .

Кто  такой  доктор  Фауст  ? 
Тот  , который  заключил  сделку    с  дьяволом  .                Гёте  убедительно показал в  своём  произведении  ,  что                «  если  к  правой  цели  ты  идёшь  ,  то  во всех частях  хорош  «  , то есть  будешь спасён  , если  будешь деятелем  культуры  . Дал  тем инлульгенцию  всем  художникам  .
И  Булгаков  в  «  Мастере и  Маргарите  «  обыгрывал  тоже                эту  гётевскую тему  . 

Кнехту же  в  тот момент  ,  когда  мы  продолжаем  чтение  ,                «  удалось  сломить  лёд  , между  ним  и  Дезиньори  установилось  тесное  , живительное  для  обоих  общение  .
Этот  человек  , жиший  много лет  в  покорной  грусти  ,                не  мог  не  признать  правоты  своего  друга  : 
в  педагогическую  провинцию  его  , Дезиньори  , действительно  потянула  тоска  по исцелению  , по светлой  касталийской  весёлости  … Жизнь  Дезиньори  не  была  ни  так  необычна  ,    ни  так  сложна  , как  то  предположил  Кнехт  после  его  первых признаний  .  Плинио  пережил  в  молодости  разочарование  , посрамившее  его  преисполненную  энергии  пылкость  , между  миром  и  Касталией  он  стал  не  посредником  , не  миротворцем  , а  одиноким  , угрюмым  индивидуалистом  ,          не  сумев  соединить  в  одно целое  мирские  и  касталийские  элементы  своего происхождения  и  характера  .                И  тем     не  менее  он  не  был просто неудачником  ,                а  при  всех  провалах  и  поражениях  обрёл  СОБСТВЕННОЕ  ЛИЦО  и  ОСОБУЮ   СУДЬБУ   .
Воспитание  в  Касталии  совершенно  , казалось  ,  не  пошло ему  в  прок  , во всяком  случае  , на  первых  порах  оно не  приносило  ему  ничего  , кроме  конфликтов  , разочарований  и  глубокого  , трудного  для  подобной  натуры  одиночества  ,  отчуждения                от  окружающих  .  И  , казалось  , что  , попав  уж на  этот  тернистый  путь  одиноких  и  неприспособившихся  , он  ещё                и  сам  делал  всё  , чтобы  изолировать  себя  и  усугубить                свои  трудности  .  Так  , ещё  студентом  он вступил                в  непримиримый  конфликт  со своей  семьёй  , прежде  всего                с  отцом  ( который  )  …  как  все  Дезиньори  , был всю  жизнь  столпом  консервативной  , верной  правительству  политики                и  партии  ,  врагом  всяких  новшевств  , противником  каких  бы  то  ни  было  притязаний  со стороны  обездоленных  на  права                и  блага  ,  питал  недоверие  к  людям  без имени  и  положения  , хранил  самоотверженную  верность  старому  порядку  , всему  ,  что казалось  ему  законным  и священным  .
Не  нуждаясь  в  религии , он  был  ДРУГОМ  ЦЕРКВИ  ,  отнюдь                не  будучи  лишён  чувства  справедливости  , доброжелательности  и  охоты  облагодельствовать  и  помочь  , упорно  и  принципиально  противился  попыткам  арендаторов  земли  улучшить   их положение  . Эту  непреклонность  он  логически  с  виду  оправдывал  девизами  и  лозунгами  своей  партии  ,  но на  самом  деле  руководили  им не  убеждения  ,                не  благоразумие  ,  а  слепая  верность  своему  сословию                и  своим  семейным  традициям  , ибо  какое  -  то  рыцарское  представление  о  чести      и  подчёркнутое  пренебрежение  ко всему  , что выставяло  себя  новым  , передовым  и  современным  , были  существенными  чертами  его  характера  .  Этого  человека  его сын  Плинио  разочаровал  , задел  и  ожесточил  тем  , что  , будучи  студентом  ,приблизился  и  примкнул                к  резко  оппозиционной      и  радикальной  партии  .  Тогда                в  старой  буржуазно  -    либеральной  партии  образовалось  левое  ,  состоявшее      из молодёжи  крыло  …                юноша  Дезиньори  , разочарованный  высшим  учебным  заведением  , искавший  какой  -  то  опоры  ,  какой  -  то  замены  уже  изжитой  для  него  касталийской  морали  , какого  - то нового  идеализма  ,  новой  программы  …
Плинио  стойко выдержал  бурю и заявил  отцу  , что не  для  того  он  провёл  10  лет  в  элитных  школах  и  несколько  лет                в  университете  ,  чтобы  отказываться  от собственного  мнения  и  чтобы    какая  -  то  корыстная  клика  земельных  магнатов  навязывала  ему  свои  взгляды  на  государство  , экономику  и  справедливость  …  Он  обрёл  нечто  несомненно  ценное  , какую  - то веру  , какие  - то политические  убеждения  … отвечавшие  его  юношеской  тяге  к  справедливости                и  прогрессу  … изгнание  из привилегированной  касты                и  её  вражду  он  и  умудрялся  переносить  с  какой  - то  фанатической  радостью  мученичества  … Есть натуры  , которые  , заплатив  жертвами  за  какое  - то  положение                в   жизни  , будь  то  служба  , брак  или  профессия  , ухитряются  именно  из  - за  этих  жертв  так  полюбить  его  и так  сжиться  с  ним  , что  оно  становится  их  счастьем  и  их  удовлетворяет  .  С  Дезиньори  было иначе  .  Он  , правда  , оставался   верен  своей  партии  и  её  вождю  , своей  политической  ориентации  и  деятельности  , своему  браку  , своему  идеализму  , однако  современем  всё  это стало                для  него  столь  же  сомнительно  , сколь сомнительно  стало  всё  его  бытие  вообще  . Политический  и  мировоззренческий  энтузиазм  молодости  угас  , бороться  во  имя  своей  правоты  оказалось  так  же   мало  отрадно  , как  страдать  и  приносить  жертвы  из  упрямства  , к  этому  прибавились  опыт                и  отрезвление  и  профессиональной  деятельности  …
Сынок  Тито  уже  вскоре  стал поводом  для  борьбы                и  дипломатии  , для  соперничества  и  ревности  ,                и  постепенно  этот  непомерно  избалованный  обоими  родителями  мальчик  привязался  к  матери  и  сделался                её  сторонником  …  Кнехт  завоёвывал  и  укреплял  доверие  Плинио  собственной  откровенностью  и  искренностью  ...
В  рамках  чёткой  иерархии  жизнь  ,  полная  успехов                и  признания  ,  и  всё  же  весьма  суровая   требовавшая  жертв  и довольно  одинокая  …  понимал  он  тягу  Кнехта  к  молодёжи   ,  к  юным  , ещё  не  испорченным  воспитанием  ученикам  ,                к   скромной  деятельности  без  блеска  и  вечной  необходимости  представительства  ,  к  деятельности  , например  , латиниста  или  учителя  музыки  в  какой  -  нибудь  школе  низшей ступени  .  И  вполне  в  стиле  кнехтовского    метода  врачевания  и  воспитания  было  то  , что  он  не  только  располагал  к  себе  этого  пациента  своей  большой  откровенностью  , но  и внушал  Дезиньори  ,  что  тот может  помочь  и  сослужить  службу  ему  , Кнехту  , чем  и  правда  побуждал  того  к  такого  рода  попыткам  Плинио  , и  в  самом  деле  мог  быть  во многом  полезен  магистру  , не  столько                в главном  вопросе  , сколько  для  удовлетворения  его  любознательного интереса  ко всяческим  подробностям  мирской  жизни  .  Почему  Кнехт  взял  на  себя  нелёгкую  задачу  -  заново  научить  грустного  друга  своей  юности  улыбаться                и  смеяться  , и  играло  ли  тут  вообще  какую  -  либо  роль   соображение  , что  тот  отплатит  ему  услугой  за  услугу  -        мы  не  знаем  …  Дезиньори  позднее  рассказывал  :
«  пытаясь  уяснить себе  , как  умудрился  МОЙ  ДРУГ  КНЕХТ   воздействовать  на  такого  разочарованного  и  замкнувшегося    в  себе  человека  , как  я  , вижу  всё  явственнее  , что дело  тут  было  по  большей  части  в  КОЛДОВСТВЕ  и  ещё  , должен  сказать  ,  в  ПЛУТОВСТВЕ  .  Он  был  куда  большим  ПЛУТОМ  , чем  то  подозревали  его  близкие  , ПОЛНЫМ  ИГРЫ  ,  полным  остроумия  , полным  ХИТРОСТИ  ,  полным  РАДОСТИ  ОТ  КОЛДОВСТВА  ,  от ПРИТВОРСТВА  ,  от неожиданных  исчезновений  и   появлений  .  Думаю  ,  что  при  первой  моей  встрече  с  касталийской  администрацией  он  уже  решил  поймать  меня  и  подвергнуть  своему  влиянию  , то есть оживить  и  привести  в  лучшую  форму  .  Во всяком  случае  ,                с  первого  же  часа  он  старался  расположить  меня  к  себе  .
Почему  он  это  делал  , почему  обременил  себя  мною  ,   сказать  не  могу  .  Думаю  , люди  его склада  делают почти                всё  бессознательно  ,  как бы  рефлекторно  ,  они  чувствуют  ,  что   стоят  перед какой  - то  задачей  ,  слышат  , что их зовут   на  помощь  , и  идут  на  зов  не раздумывая  .  Он нашёл  меня  недоверчивым  и  нелюдимым  , отнюдь  не  готовым  броситься    к  нему  в  объятья  или  тем  более  просить  о  помощи  ;                он нашёл   меня  ,  такого открытого  ,  такого  общительного  когда  -   то  своего  друга  , разочарованным  и  замкнутым  ,                и  ,  по видимому  , эта  преграда  ,  эта  немалая  трудность                как  раз  и  подзадорила  его  .  Он  не  отступался  ,  как я  не  топорщился  , и  он  добился  чего  хотел  . При  этом  одним                из  его приёмов  было представлять  наши  отношения  основанными  на равенстве  , как  будто  моя  сила  соответствовала  его силе  , моё  значение  его  значению  ,      моей    потребности  в  помощи  - точно такая  же  потребность    с  его стороны  .  В  первом  же  продолжительном  разговоре        он намекнул  мне  , что чего  - то  подобного  моему  появлению  ждал  , ждал  даже  с  тоской  ,и  , постепенно  посвящая  меня  затем  в  свой  план  оставить  службу  и  покинуть  Провинцию  , всегда  давал  понять  , как  рассчитывает  он  при  этом                на  мои  советы  , на  мою  поддержку  ,  на  моё  молчание  , поскольку   у  него нет никаких  , кроме  меня  ,  друзей  вне Касталии  и  никакого  опыта  мирской  жизни  …  это сильно  помогало  ему  завоевать  полное  моё  доверие  и   в какой                - то   мере  отдавало  меня  в  его руки  ;  я  верил ему  вполне  .   
Но   позднее  …   я  не  мог сказать  , действительно                ли  и в  какой   мере  он  чего  - то  от меня  ждал  и  была                ли  его манера  пленить  меня  невинной  или  дипломатичной  , наивной  или  хитроумной  , искренней  или  искусственной                и  лукавой  .  Слишком  велико  было  его  превосходство  надо мной  и  слишком  много  добра  делал  он  мне  ,   чтобы                я  вообще  посмел  вникать  в  это  . Во всяком  случае  , вымысел  , будто  его   положение  похоже  на  моё  и  он  так  же  нуждается  в  моём  сочувствиии  и  моих  услугах  , как  я                в  его  услугах  и  его сочувствии  , я  считаю  сегодня  просто  любезностью  , приятной  лестью  , которой  он меня  опутал  ;    не  могу  , однако  ,  сказать  , в  какой  мере  его игра  со мной  была  сознательной  , обдуманной  , намеренной  и  в какой  мере  , несмотря  ни  на  что  , наивной  и  естественной  . 
Ибо  магистр  Йозеф   был   ВЕЛИКИЙ  ХУДОЖНИК  ;  с одной  стороны  , он  настолько не  мог  противостоять  стремлению  воспитывать  ,  оказывать  влияние  , исцелять  ,  помогать  ,  развивать  , что   средства  становились  ему  почти  безразличны  ;   с  другой  стороны  , не  способен  был  делать                и  самое  малое  дело  без полной  самоотдачи  . Несомненно  только  , что  тогда  он взялся  за   меня  как  друг  ,  как  великий  врач  и  руководитель  , что  он  больше  не  отпускал меня                и  в  конце  концов  настолько  оживил  и   вылечил  , насколько  это  вообще  было возможно   .  И  вот что  примечательно                и  вполне   в  его  духе  :  делая  вид  , будто ему  нужна  помощь  для  ухода  со службы  , спокойно  и  порой  даже  одобрительно  выслушивая  мои  часто грубые  и  наивные  критические  замечания  , больше  того  , мою ругань и  брань  по  адресу  Касталии  , борясь  за  то  , чтобы  освободиться  от неё  самому  ,  на  самом  деле  он  всё  - таки  заманил  и привёл в меня  в  неё  снова  , вернул  к  медитации  , воспитал  и  переделал  касталийской  музыкой  и  сосредоточенностью  , касталийской  весёлостью  , касталийской  храбростью  , превратил меня  ,  который  , несмотря  на  свою  тягу  к  вам  , был  таким  некасталийцем   и  антикасталийцем  , вновь в  одного  из  нас  ,    а  мою  несчастную  любовь  к  вам  в  любовь  счастливую  ?  «
Так  говорил  Дезиньори  , а  у  него  были  , надо  думать  , основания  для  восхищённой  благодарности  …
  Нет  , истинным  и  уж  подавно  образцовым  касталийцем  Дезиньори  не  стал  .  Но  то  ,  что  Кнехт  поставил  себе  целью  , ему  удалось  вполне  побороть  упрямство  и  горькую  тяжесть  печали  Плинио  ,  снова  влить  в  эту  ранимую                и  оробевшую  душу  гармонию  и  весёлую  бодрость  ,                заменить ряд  его    вредных  привычек  благотворными  …     ради  почётного  гостя  Кнехт  пустил  в  ход  все  силы  вальдцельского  и  орденского  аппарата  , на  какое  - то   время  он  даже  послал  к  нему  в  дом  инструктора  по медитации            из  Гирсланда  , резиденции  правдения  Ордена  , для  постоянного  контроля  над  его  упражнениями   …
Кнехт  навещает  Плинио  в его  доме  и  увидел  его  жену                и  сына  , вокруг    «  которого  здесь  , видимо  ,  всё  вертелось  , и  который  , видимо  , научился  у  матери  надменно  - властному  , довольно  унизительному  тону  в обращении  с  отцом  .
Вообще  -  то  ко всему  касталийскому  здесь  относились  холодно  и  недоверчиво  , но  мать  и  сын  недолго сопротивлялись  обаянию  магистра  ,  в  чьём  сане  было                для  них  вдобавок  что  - то таинственное  , священное                и  легендарное  …  Между  ним  ( Дезиньори  )  и  женой  царил  тон  мягкой  , осторожной  , немного  боязливой  ,  как  бы  ходящей  на  цыпочках  вежливости  ,  которым  жена  владела  с  куда  большей  непринуждённостью  , чем  муж  . С  сыном  он силился  держаться  по  товарищески  , что мальчик  иногда  , видимо  ,  обращал  себе  на  пользу  , а  иногда  заносчиво  отвергал  …
Одно    наблюдение  сделал  Кнехт  :  изрядная  доля  вновь обретённой  весёлости  опять сошла с  лица  Плинио  …
В  гирсландском  доме  правления  Ордена  уже  совсем  почти  ,  казалось  , сбросил  с  себя  уныние  и  грусть  ,  в  собственном  доме  снова  окрутался  тенью  и  вызывал  осуждение                и  одновременно  жалость   .  Дом  был прекрасен                и свидетельствовал  о  богатстве  и  избалованности  …
(  Кнехт  )  почувствовал  ,  что в  этой  красоте  комнат                и  предметов  есть  даже  что  - то  от  заклинания  ,                от  оборонительного  жеста  и  что  эти  комнаты  , вазы                и  цветы  окружали  и  сопровождали  жизнь  ,  которая  тосковала  по    гармонии  и  красоте  , но не  могла  достичь  их  иначе                чем  в  культе  такого отложенного  окружения  …
Послал  к  своему  другу  инструктора  по медитации  .
Проведя  день  в  удивительно  тяжкой  и  напряжённой     атмосфере  этого  дома  ,  Кнехт  узнал  кое  - что  ,                чего  вовсе       не  жаждал  узнать  …  Этим  первым  визитом  дело не  кончилось  , за  ним  последовало  много  других  ,                что  привело  к  беседам  о  воспитании  и  о  юном  Тито  …  после  того  как  порвали  с отцом  Плинио  и  со всеми  традициями   этого  древнего  рода  …  значит  ,  её  мужа  ,                …   наследия  боготворимого  ею  когда  - то  отца  -                всего  этого  было мало  , чтобы  придать  её  жизни  смысл                и  ценность  , сделать  это мог  только  её  ребёнок  .
И  она  предпочитала  , чтобы  этот  ребёнок  рос  в  скверных                и  вредных  условиях  , сложившихся  в   её  доме  и  в  её  семье  ,  тому  , чтобы  разлучиться  с  Тито  , ему  же  на  благо  …  магистру  ,  чьи  авторитет  и  влияние  в  доме  Дезиньори  возрастал  от  раза   к  разу  …  случилось  это  году                на  шестом  или  на  седьмом  его  магистерства  …                вобрал в  свою сознательную  жизнь  и  в  свои  мысли  без всякого страха  …  владела  им  мысль  о  предстоящем  уходе  с  поста       и  из  Провинции  - владела  порою так  , как  узником  - вера                в  освобождение  , а  порою  и так  ,  как тяжелобольным  -                предчувствие  смерти  . В  том  первом  разговоре                с  вернувшимся  товарищем  юности  Плинио  он впервые  облёк  эту  мысль в  слова  … чтобы  этим  первым  признанием  вслух  приобщить  к  своему  новому  пробуждению  , новому  мировосприятию  другого  человека  , дать  им  впервые                какой  - то  выход  , какой  -  то  первый  толчок  к  претворению                в  жизнь  …  дружба  эта  была  для  Кнехта  мостом   к  внешнему  миру  и  его полной  загадок  жизни  …  своего  друга  Тегуляриуса     магистр  посвятил  в свою  тайну  и  в  свой  план  побега  довольно  поздно  …  Как  сделать  желание  тихонько                сбежать   из Вальдцеля  и  от магистерского  чина понятным                и  приемлемым  для  такого  человека  как  Тегуляриус  ?  …                его  как  и  Плинио  , он  хотел  по возможности  не  только  посвятить  в  свою тайну  , но  и  сделать   своим  помощником      и  сообщником  …  хотя  бы  в  его  , Фрица  , воображении  …
Мысли  Кнехта  насчёт  грозящей  касталийству  гибели  были  , конечно  ,  давно  известны  его  другу  настолько  ,  насколько                он  ,  Кнехт  , хотел  делиться  ими  ,  а  тот способен  был впустить  их в  себя  …  ему   было  , казалось  , приятно  , даже  забавно  представить себе  , что вот  магистр  швыряет  начальству  свой  сан  , стряхивает  со своих  ног  прах  Касталии      и  выбирает  себе  жизнь  по собственному  вкусу  .   Как  индивидуалист  и враг  всяческих  норм  Тегуляриус  был всегда                на  стороне  одиночки  , а  не  начальства  …  Оставив                его      в   убеждении  , что речь  идёт  о  пощёчине  начальству                и  щелчке     по  чиновной  косности  ,  он отвёл  ему  в  этой  выходке  роль  сообщника  , соучастника  и  созаговорщика  .
Решено  было  составить  такое  ходатайство  перед  администрацией  от имени  магистра  , где  излагались  бы  все  причины  ,  по  которым  тот  уходит  в  отставку                и  подготовить  текст  этого  ходатайства  должен  был                в  основном  Тегуляриус  .  Прежде  всего  Фрицу  следовало  усвоить  историческую  концепцию  Кнехта  , его   взгляд                на  возникновение  , развитие  и нынешнее сотояние  Касталии  ,  затем  собрать исторический  материал  и  обосновать                им  желания  и  предложения  Кнехта  …  Ему  , упрямому  индивидуалисту  , доставляли  какое  - то  особое  , жестокое  удовольствие  эти  занятия  , дававшие  ему  возможность    указать  бонзам  и  иерархии      на  их недсотатки                и  сомнительные  достоинтсва  или  хотя  бы  подразнить их  …
Кнехт  …  был  полон  решимости  сбросить  оковы  теперешнего  своего положения  и освободиться  для  задач  , его  ,  как  он  чувствовал  , ждавших  ,  но  понимал  , что ему  не  удастся                ни  одолеть  администрацию  разумными  доводами  , ни  свалить  часть  неизбежных тягот  на  Тегуляриуса  …  эту  борьбу  придётся  мне  взять на  себя  . Но пускай  пока  Тегуляриус  поупражняется  в  остроумии  !  …  Мне  нужна  простая  , естественная  задача  , нужен  человек  , которому  я  нужен  , -  вот чего  я  ищу  …  (  Дезиньори  )  : 
Самое  трудное  -  это мои  отношения  с  сыном  . Он  избалован    и  дерзок  , он поставил  себя  в  доме  в  особое  , привилигегированное  положение  , ему  легко  было  добиться  этого  в  те  годы  , когда  его  , ещё ребёнка  , всячески  ублажали  и  мать  , и  я  . Затем  он  решительно  взял  сторону  матери  , и все  средства  воздействия  на  него  были  постепенно  отняты  у   меня  .  Я  смирился  с этим  …                я  был  бы  очень  доволен  , если  бы  за  Тито  ,  у  которого             и  в  школе  не  всё  идёт  гладко  , вязлся  какой  -  нибудь  заботливый  учитель  и  воспитатель  …  по  душе  ли  тебе  такая  задача  ?  …   Кнехт  улыбнулся  и  протянул  ему  руку  .
- Благодарю  тебя  , Плинио  . Лучшего  предложения  я  и  желать  не  могу  …  -  И  ты  веришь  ,  …   что  чего  -  то  добьёшься              от  Тито  ?  -   …   почему  же  нет  !  он  пошёл  в  вас  обоих  ,             он  благороден  и  одарён  , не  хватает  лишь гармонии     между  тем    и  другим  . Пробудить  в  нём  желание  этой  гармонии  , вернее укрепить   его  и  наконец  сделать  сознательным  -       вот моя  задача  ,и  я  за  неё  охотно  возьмусь    …
Теперь  Йозеф  Кнехт  знал  ,  что  оба  его  друга  , каждый                по  своему   заняты  его  делом  …  Тегуляриус  , убеждённо  презиравший  историю как науку  , попался  на  удочку  и  с головой  ушёл  в  историю  военной  эпохи  .  Великий  труженик  в  играх  , он   с  возраставшим  аппетитом  собирал  характерные  анекдоты  той  эпохи  и  накопил  их   так  много  ,  что  его  друг  , которому  эта  работа  была  представлена  через  несколько  месяцев   , не  оставил  в  тексте  и десятой  их части  …
Тито  …  довольно кичливо  заявил магистру  , что  он  хочет  ,   чтобы  тот  обращался  к  нему  на  «  ты  «  , поскольку  все  ,                в  том  числе  и  учителя  его  школы  , говорят ему  «  вы  «  . 
Кнехт  самым  вежливым  образом  поблагодарил  его                и  извинился  , сказав  , что в  его  , Кнехта  , Провинции  учителя  обращаются  на  «  ты  «  ко всем  ученикам  и  студентам  ,  даже  вполне взрослым  …   Как  то  Тито остановился  перед  домом  и  сказал  :  -  Это  герб  Дезиньори  ,  а  это  вот наше  старое  родовое  гнездо  , дом  принадлежал  нашей  семье  триста  лет  .  А  мы  живём  в  безликом  ,  зауряднейшем  доме  только  потому  , что после  смерти  деда  отцу  взбрело                в  голову  продать  этот  прекрасный  , почтенный  особняк                и  построить  себе  дом  по моде  …  Вы  можете  это понять  ?...
-  продажа  и  потеря  этого  дома  никому  не причинила  столько  боли  ,  сколько ему  самому  .  У  него  был  тяжёлый  конфликт      с  отцом  и  семьёй  … продажа  дома  . Ею  он  хотел  дать  пощёчину  , бросить вызов  семейной  традиции  , отцу  ,  всему  пошлому  и  всякой  зависимости  …  Семья  разочаровала  его  ,  она  послала  его  в  наши  элитные  школы  ,  чтобы  он воспитывался  там  по нашему  , а  , потом  , когда  он вернулся  , встретила  его  такими  задачами  ,  требованиями  и  притязаниями  , к  которым  он  никак  не  мог  быть  готов  ...  история  с  продажей  дома  показывает  , какая  могучая  сила   -  конфликт  между  отцами  и  сыновьями  , эта  ненависть  ,                эта  перходящая  в ненависть  любовь  …
Кнехт  открыл  пианино  , убедился  , что  оно настроено  ,                и  сыграл  пассаж  из  Скарлатти  в  темпе  анданте  , взятый  им  в  те  дни  за  основу  очередного  упражнения  в  игре  в  бисер  …  начал  коротко  объяснить   ему  примерный  ход такого упражнения  , разложил  музыку  на  её  звенья  , показал      некоторые  применимые  к  ней  виды  анализа  и  намекнул                на  пути  перевода  музыки  на  иероглифы  Игры  .
Впервые  Тито  увидел  в  магистре  не  гостя  , не  учёную  знаменитость  ,  которую  не  любил  , потому  что  она  задевала  его самолюбие  , -  он впервые  увидел  Кнехта                за  работой  , увидел  человека  , который  изучил  какое  -  то очень  тонкое  и  точное  искусство  и мастерски  его  демонстрирует  , искусство  , о смысле  которого  он , Тито  , мог  только  догадываться  ,  но  которое  , видимо  ,  требовало  от человека  полной  самоотдачи  .  Кроме  того  ,  его  самолюбию  польстило  , что  его  считают  достаточно    взрослым   и  умным  , чтобы  заинтересоваться  такими  сложными  вещами  …  «
   Кнехту  «   хотелось  оставить  в  образцовом     состоянии    все  области  своих  дел … Ему  хотелось  оставить                в  образцовом  состоянии  все  области  своих  дел  .                Этой  цели  он  достиг  …   как трудно  бывает  заменить его  хотя  бы  на  несколько  часов  или  на  один  день  !  …  одновременно  отмечал  ,  как  уже  оторвалась  и  отдалилась  его  душа  от всего  этого  , как  перестала  его  пленять  и  радовать  вся  прелесть  этого  хорошо  продуманного  мирка  .  Он  смотрел на  Вальдцель    и  на  своё  магистерство  уже  почти  как  на  что  - то оставшееся  позади  , на  поприще  , которое  он  прошёл  , которое  многому  его  научило  и  многое  дало ему  , но  уже          не  рождало  в  нём  новых сил  и  не  звало  его  больше  к  новым  делам  . И  во время  этого  медленного  разрыва  и  прощания  ему  становилось  всё  яснее  , что истинная  причина  его  отчуждения  и  желания  уйти  -  это вовсе  не  сознание  грозящих  Касталии  опасностей     и  не  тревога  за  её  будущее  , а  просто  какая  -  то  оставшаяся  на  пустой  и  незанятой  часть  его самого  ,                его  сердца  , его  души  , часть  , которая  теперь  предъявила  свои  права  и  хотела  осуществиться  .
Он  ещё раз  тщательно  изучил  тогда  устав  Ордена                и  увидел  ,   что  его  уход  из  Провинции  , в  сущности  ,                не  такое  уже  трудное  , почти невозможное  дело  ,                как  представлялось  ему  вначале  .  Уйти  со своего поста                по  требованию  совести  он  был  волен  , выйти  из  Ордена  очень тоже  , обет  давался  не  на  всю  жизнь  ,  хотя  члены  Ордена  очень редко  осуществляли  это право  , а  члены  высшей  администрации  ни  разу  не  прибегали  к  нему  .  Нет  ,                не  из  -  за  строгости  закона  казался  ему  этот  шаг  таким  трудным  ,  а  из –за  самого  духа  иерархии   , из –за  преданности  и  верности  братству  в  его  , Кнехта  , собственном  сердце  . Слов  нет  , он  не  собирался  улизнуть  тайком  , он  готовил  , чтобы  обрести  свободу  ,  обстоятельное  прошение  , над  которым  младенец  Тегуляриус  .  Но  он  не  верил  в  успех  этого  прошения  …  «  .
  В  то  же  время  «  недавно  умер  отец  Иаков  …  «  .


Рецензии