Медитативное чтение главы Приготовления
Медитативное чтение главы « Приготовления « книги Гессе « Игра в Бисер « .
Что я могу предположить на место Игры в бисер ?
Несомненно род мистерии - то , что должно изменить участвующих в ней . В мистерии есть часть , которая предлагается всем , и несомненно что тайная часть .
Такого рода мистерии я могу предположить , то есть :
Торжественное открытие Парижской олимпиады .
Эмблема олимпиады - олимпийский огонь внутри золотой медали и ГУБЫ символа республики Марианнны .
А талисманы - фригийские колпаки .
Легендарный царь Фригии - Мидас , сын царя Гордия и богини Кибелы , матери богов . Мистерии Кибелы подразумевали оскопление мужчин , сделанные в её честь .
Служители Кибелы назывались галлами , петухами .
Введение культа Кибелы в Рим произошло в 204 году до н. э . .. а распространение этот культ получил именно что в имперском Риме . Притом жрецы Кибелы
(оскоплённые ) выписывались из Фригии .
Вкупе с « губами « Марианны что - то да означает .
Торжественное открытие собора Нотр Дам де Пари .
Символ восстановления из пепла .
Притом собственно папа Римский , глава католиков всей земли , на церемонию , которая позиционировалась как месса , не явился . Символические удары в дверь собора совершил архиепископ Франции .
Что - то и это символизирует .
И поэтому я предполагаю , что сама по себе
Игра в бисер - сценарии этих событий , полных скрытых символов . Даже открытие собора Парижской Богоматери совершил Эммануэль Макрон .
Который сам по себе является символом .
Ибо это имя - Макрон , точнее , Макрин , встречается в имперском Риме .
Марк Опеллий Макрин - имя командира преторианской армии .
Который пытался стать императором .
Попытка не увеначалась успехом , хотя он и правил .
Символ преторианской гвардии - скорпион .
Ибо преторианская гвардия обрела необычайную силу при императоре Тиберии , который родился 16 ноября .
А префект императорских гвардейцев Сеян был покровителем Понтия Пилата . Символизм очень насыщен такими вот как будто бы несвязанными друг с другом событиями .
Поговаривают , что Макрона хотят выдвинуть на место главнокомандующего вновь организованной объединённой армии Европы . Так что Макрон - символ императорского , а не республиканского Рима . Должный желать императорского величия .
А шпиль Нотрдам де Пари , увеначнный позолоченным петухом , освящённым архиепископом Парижа , истинным золотым петушком - тоже символичен .
Серано , исследователь творчества Гессе , писал :
« РАБОТА С СИМВОЛАМИ - широко известный в мире Традиции МЕТОД ПЕРЕДАЧИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ . Специфика СИМВОЛИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ состоит в СИНТЕТИЧНОСТИ ТРАНСЛИРУЕМОГО ЗНАНИЯ , тогда как КОНКРЕТНЫЙ ТЕКСТ - по своей природе АНАЛИТИЧЕН и уместен скорее не для трансляции общих принципов , но для ФИКСАЦИИ
« ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ « . Основоположник « современного традиционализма « Р . Генон также говорит о СИМВОЛИКЕ как о ОПОРЕ , необходимой ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ ДЛЯ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЫСШИМ СФЕРАМ . «
Вот так , символы как бы помогают человеку к высшим сферам . А не Слово . Ибо Слово отвергнуто .
Что ещё можно считать игрой в бисер ?
Например , ежегодную обложку журнала « Экономист « , исполненную символами . Во главе которых в этом году изображён Сатурн с его кольцами .
Сатурн - символ силы судьбы .
Ибо и сам Зевс , и все олимийские боги подчинены судьбе .
День Сатурна - до сих пор в английском языке - название субботы . И то , что Бог предложил евреям Своё господство именно в субботу , говорит о том , что тем самым он вывел их из под власти судьбы . Начиная с Авраама , который имел судьбу , по которой у него не должно быть детей .
И таким образом Авраам стал « отцом народов « .
Иисус Христос заявляет верующим в Него , что Он - Господин субботы . А не Сатурн . И власть судьбы рушится для тех , кто находится в Его Церкви по вере в Него .
Несомненно что сам роман « Игра в бисер « , чтение которого превращается в игру разгадывания смыслов , тоже Игра в Бисер .
Но не просто так . Что то должно произойти с внимательным читателем книги . Какая то трансформация .
Какое - то кардинальное изменение .
Не из - за обещания спасения , которое обещали древние мистерии ,а из -за обещания с помощью угаданных символов попасть в « высшие сферы « , вполне мифологические .
Роман « Игра в бисер « наполнен , как и роман Томаса Манна « Доктор Фаустус « страданиями по поводу гибели культуры , а , значит , и гибели цивилизации .
Не только Шпенглер при взгляде на существующую реальность содрогался тому , насколько культурный слой населяющих землю тонок .
Первоначально Орден в католической Церкви создавался именно что для решения создавшейся на тот момент задачи - для того , чтобы исправить положение и вернуть контроль
Орден и Касталия были созданы для охраны культуры именно
А Касталия как раз охраняет этот тончайший слой , не будучи в состоянии создать что - то новое .
Изданный Гессе роман был отослан Томасу Манну , который в это время обдумывал свою собственную Игру в бисер -
роман « Доктор Фаустус « .
Эти два романа нельзя читать без комментариев никак . Эти книги погружаются в глубину веков , в те времена северного Возрождения , когда возникла легенда о Фаусте .
Когда Европу потрясла эпидемия сифилиса .
Темы Фауста и сифилиса были как раз обыграны
в « Докторе Фаустусе « .
Тема погружения в шестнадцатый век , когда Томас Манн вспоминал в « Докторе Фаустусе « о том , что в то время называли богородицу « кормилицей Юпитера « .
Описывая , как он это называл « мерзостное выполнение богопротивной сделки « , описывал различие между просветлённым и непросветлённым гением .
Говоря о « бесспорной причастности к демоническому началу « гения .
Описывая гений Ницше в лице доктора Фаустуса с сожалением о том , что « жестоко поступила судьба , высоко вознесшая его и низринувшая в бездну . «
И тот « из тёмной ночи перешёл в ночь беспросветную «
Каким образом ?
« Этот ужасный призрак вызвал Достоевский « , описывая то , что делает писатель уровня Достоевского : вызывает ужасных призраков , подобно медиуму . И как говорил Киплинг :
« И только пыль из под исчезающих сапог «.
По словам Гессе , Дамиан пришёл к нему ночью .
Призрачно . Который сказал : « кто хочет родиться , должен разрушить мир « , объясняя ему ужасы войны .
« Я стал разрушителем миров « - слова из Бхагават - гиты , которые у Ницше мог бы произнести ИГРАЮЩИЙ ребёнок , олицетворение беспредельной мировой стихии , вспоминал Роберт ОппенГЕЙМЕР во время первого испытания атомной бомбы .
А психоанализ , собственно говоря , это Игра с демонами .
Потому что победить демонов не получалось .
И для борьбы с депрессией Карл Юнг предлагал именно что игры с демонами бессознательного .
С волком Гессе начал сравнивать себя ещё до « Степного волка « в рассказе « Волк « .
В романах Гессе и Манна главенствуют космический холод и отстутствие любви .
И о романе Гессе « Сиддхартха « Артур Миллер , американский классик сказал :
« Сиддхартха более действенен , чем Новый Завет « .
То есть эти книги : « Игра в бисер « и «Доктор Фаустус « действенны .
Они отнимают читателей у Нового Завета несомненно .
Антихрист отнимает ежедневную жертву у Иисуса Христа
Бог указывает на действенность книг германской классики , начиная с Гёте тем , что напротив так называемого « дуба Гёте « пахло горелым человеческим мясом , поскольку напротив находились печи Бухенвальда .
Очень выразительная иллюстрация .
А сам Гёте сравнивал Веймар с Вифлеемом .
О славный Веймар ! Ты известен всем
Как новый , европейский Вифлеем .
Одновременно и велик и мал ,
ИГРУ и мудрость ты в себя вобрал .
Благодаря завиднейшей судьбе
Смогли сойтись две крайности в тебе .
Так будь , к добру и к правде устремлен ,
Святой игрою страсти окрылен !
Должно быть именно в Веймаре должен был родиться антихрист . По Писанию « антихристов много « .
Человечеству был дан ещё один шанс в 1492 году , после того , когда началась война против евреев .
Экзестенциальная война - на полное уничтожение .
Надо помнить о том , что праобразом доктора Фауста мог быть Мартин Лютер . Таким образом темы Фауста и Лютера всё же были главными в немецкой культуре .
ДАНИЭЛЬ ГЕОРГ МОРХОФ
( 1639 — 1691 )
Рим покорил весь мир , а папство Рим сгубило .
Он силой действовал , оно коварством било .
Но Лютер папство смял и пересилил Рим^
Как лезвием меча , разя пером своим .
Что боги Греции , что чудо - исполины ,
Когда перо сильней Геракловой дубины ?
Борьба с Римом близка сердцу германца .
Со времён битвы в Тевтобурском лесу .
Тема дьявола - вообще была главной для романтизма .
Лютер разговаривал с дьяволом грубо .
И герой « Доктора Фаустуса « - Ницше , тоже груб .
В ответ дьявол говорит ему , что не нужно уже ставить печать на договор с дьволом .
Этот знак - может быть 666 - ставится автоматически
Когда принимаются символы дьявольские .
Выглядящие , впрочем , ангельскими .
Поскольку Игра в Бисер , созданная Йозефом Кнехтом , создана на китайском материале , то нелишне вспомнить слова Конфуция о том , что знаки и символы правят миром , а не Слово и Закон . Да , знаки и символы встали на место Слова и Закона Бога . В « Демиане « герой обретает так называемый « знак Каина « .
А , значит , и сам Герман Гессе .
Обретший проводника в тёмный мир знаков и символов - Демиана , или иначе - Демона .
Проводника в бессознательное .
У Карла Юнга - это Филемон .
Первоначально символом в античном мире мог называться и билет на корабль ( или список , по которому пассажиров принимали на борт ) ; и пароль , по которому бойцы одной армии узнавали друг друга ; и даже документ , разрешающий вход или выход из осаждённой крепости ; в языческой религии этим словом обозначались секретные формулы , которые были известны только тем , кто был посвящён в тайны определённой языческой религии .
Таким образом путём своеобразной игры со знаками и смыслами мировой культуры и были написаны и книга « Игра в бисер « , и книга « Доктор Фаустус « .
Потому что мировые войны были шоком для деятелей культуры несомненно , полагающимися на силу культуры . . В большинстве своём деятели культуры отказывались признать своё участие в подготовке войны прямо .
Но и Гессе , и Манн были классиками немецкой литературы .
Их книгами зачитывались те , которые вошли в войны .
Кто такой доктор Фауст ?
Тот , который заключил сделку с дьяволом . Гёте убедительно показал в своём произведении , что « если к правой цели ты идёшь , то во всех частях хорош « , то есть будешь спасён , если будешь деятелем культуры . Дал тем инлульгенцию всем художникам .
И Булгаков в « Мастере и Маргарите « обыгрывал тоже эту гётевскую тему .
Кнехту же в тот момент , когда мы продолжаем чтение , « удалось сломить лёд , между ним и Дезиньори установилось тесное , живительное для обоих общение .
Этот человек , жиший много лет в покорной грусти , не мог не признать правоты своего друга :
в педагогическую провинцию его , Дезиньори , действительно потянула тоска по исцелению , по светлой касталийской весёлости … Жизнь Дезиньори не была ни так необычна , ни так сложна , как то предположил Кнехт после его первых признаний . Плинио пережил в молодости разочарование , посрамившее его преисполненную энергии пылкость , между миром и Касталией он стал не посредником , не миротворцем , а одиноким , угрюмым индивидуалистом , не сумев соединить в одно целое мирские и касталийские элементы своего происхождения и характера . И тем не менее он не был просто неудачником , а при всех провалах и поражениях обрёл СОБСТВЕННОЕ ЛИЦО и ОСОБУЮ СУДЬБУ .
Воспитание в Касталии совершенно , казалось , не пошло ему в прок , во всяком случае , на первых порах оно не приносило ему ничего , кроме конфликтов , разочарований и глубокого , трудного для подобной натуры одиночества , отчуждения от окружающих . И , казалось , что , попав уж на этот тернистый путь одиноких и неприспособившихся , он ещё и сам делал всё , чтобы изолировать себя и усугубить свои трудности . Так , ещё студентом он вступил в непримиримый конфликт со своей семьёй , прежде всего с отцом ( который ) … как все Дезиньори , был всю жизнь столпом консервативной , верной правительству политики и партии , врагом всяких новшевств , противником каких бы то ни было притязаний со стороны обездоленных на права и блага , питал недоверие к людям без имени и положения , хранил самоотверженную верность старому порядку , всему , что казалось ему законным и священным .
Не нуждаясь в религии , он был ДРУГОМ ЦЕРКВИ , отнюдь не будучи лишён чувства справедливости , доброжелательности и охоты облагодельствовать и помочь , упорно и принципиально противился попыткам арендаторов земли улучшить их положение . Эту непреклонность он логически с виду оправдывал девизами и лозунгами своей партии , но на самом деле руководили им не убеждения , не благоразумие , а слепая верность своему сословию и своим семейным традициям , ибо какое - то рыцарское представление о чести и подчёркнутое пренебрежение ко всему , что выставяло себя новым , передовым и современным , были существенными чертами его характера . Этого человека его сын Плинио разочаровал , задел и ожесточил тем , что , будучи студентом ,приблизился и примкнул к резко оппозиционной и радикальной партии . Тогда в старой буржуазно - либеральной партии образовалось левое , состоявшее из молодёжи крыло … юноша Дезиньори , разочарованный высшим учебным заведением , искавший какой - то опоры , какой - то замены уже изжитой для него касталийской морали , какого - то нового идеализма , новой программы …
Плинио стойко выдержал бурю и заявил отцу , что не для того он провёл 10 лет в элитных школах и несколько лет в университете , чтобы отказываться от собственного мнения и чтобы какая - то корыстная клика земельных магнатов навязывала ему свои взгляды на государство , экономику и справедливость … Он обрёл нечто несомненно ценное , какую - то веру , какие - то политические убеждения … отвечавшие его юношеской тяге к справедливости и прогрессу … изгнание из привилегированной касты и её вражду он и умудрялся переносить с какой - то фанатической радостью мученичества … Есть натуры , которые , заплатив жертвами за какое - то положение в жизни , будь то служба , брак или профессия , ухитряются именно из - за этих жертв так полюбить его и так сжиться с ним , что оно становится их счастьем и их удовлетворяет . С Дезиньори было иначе . Он , правда , оставался верен своей партии и её вождю , своей политической ориентации и деятельности , своему браку , своему идеализму , однако современем всё это стало для него столь же сомнительно , сколь сомнительно стало всё его бытие вообще . Политический и мировоззренческий энтузиазм молодости угас , бороться во имя своей правоты оказалось так же мало отрадно , как страдать и приносить жертвы из упрямства , к этому прибавились опыт и отрезвление и профессиональной деятельности …
Сынок Тито уже вскоре стал поводом для борьбы и дипломатии , для соперничества и ревности , и постепенно этот непомерно избалованный обоими родителями мальчик привязался к матери и сделался её сторонником … Кнехт завоёвывал и укреплял доверие Плинио собственной откровенностью и искренностью ...
В рамках чёткой иерархии жизнь , полная успехов и признания , и всё же весьма суровая требовавшая жертв и довольно одинокая … понимал он тягу Кнехта к молодёжи , к юным , ещё не испорченным воспитанием ученикам , к скромной деятельности без блеска и вечной необходимости представительства , к деятельности , например , латиниста или учителя музыки в какой - нибудь школе низшей ступени . И вполне в стиле кнехтовского метода врачевания и воспитания было то , что он не только располагал к себе этого пациента своей большой откровенностью , но и внушал Дезиньори , что тот может помочь и сослужить службу ему , Кнехту , чем и правда побуждал того к такого рода попыткам Плинио , и в самом деле мог быть во многом полезен магистру , не столько в главном вопросе , сколько для удовлетворения его любознательного интереса ко всяческим подробностям мирской жизни . Почему Кнехт взял на себя нелёгкую задачу - заново научить грустного друга своей юности улыбаться и смеяться , и играло ли тут вообще какую - либо роль соображение , что тот отплатит ему услугой за услугу - мы не знаем … Дезиньори позднее рассказывал :
« пытаясь уяснить себе , как умудрился МОЙ ДРУГ КНЕХТ воздействовать на такого разочарованного и замкнувшегося в себе человека , как я , вижу всё явственнее , что дело тут было по большей части в КОЛДОВСТВЕ и ещё , должен сказать , в ПЛУТОВСТВЕ . Он был куда большим ПЛУТОМ , чем то подозревали его близкие , ПОЛНЫМ ИГРЫ , полным остроумия , полным ХИТРОСТИ , полным РАДОСТИ ОТ КОЛДОВСТВА , от ПРИТВОРСТВА , от неожиданных исчезновений и появлений . Думаю , что при первой моей встрече с касталийской администрацией он уже решил поймать меня и подвергнуть своему влиянию , то есть оживить и привести в лучшую форму . Во всяком случае , с первого же часа он старался расположить меня к себе .
Почему он это делал , почему обременил себя мною , сказать не могу . Думаю , люди его склада делают почти всё бессознательно , как бы рефлекторно , они чувствуют , что стоят перед какой - то задачей , слышат , что их зовут на помощь , и идут на зов не раздумывая . Он нашёл меня недоверчивым и нелюдимым , отнюдь не готовым броситься к нему в объятья или тем более просить о помощи ; он нашёл меня , такого открытого , такого общительного когда - то своего друга , разочарованным и замкнутым , и , по видимому , эта преграда , эта немалая трудность как раз и подзадорила его . Он не отступался , как я не топорщился , и он добился чего хотел . При этом одним из его приёмов было представлять наши отношения основанными на равенстве , как будто моя сила соответствовала его силе , моё значение его значению , моей потребности в помощи - точно такая же потребность с его стороны . В первом же продолжительном разговоре он намекнул мне , что чего - то подобного моему появлению ждал , ждал даже с тоской ,и , постепенно посвящая меня затем в свой план оставить службу и покинуть Провинцию , всегда давал понять , как рассчитывает он при этом на мои советы , на мою поддержку , на моё молчание , поскольку у него нет никаких , кроме меня , друзей вне Касталии и никакого опыта мирской жизни … это сильно помогало ему завоевать полное моё доверие и в какой - то мере отдавало меня в его руки ; я верил ему вполне .
Но позднее … я не мог сказать , действительно ли и в какой мере он чего - то от меня ждал и была ли его манера пленить меня невинной или дипломатичной , наивной или хитроумной , искренней или искусственной и лукавой . Слишком велико было его превосходство надо мной и слишком много добра делал он мне , чтобы я вообще посмел вникать в это . Во всяком случае , вымысел , будто его положение похоже на моё и он так же нуждается в моём сочувствиии и моих услугах , как я в его услугах и его сочувствии , я считаю сегодня просто любезностью , приятной лестью , которой он меня опутал ; не могу , однако , сказать , в какой мере его игра со мной была сознательной , обдуманной , намеренной и в какой мере , несмотря ни на что , наивной и естественной .
Ибо магистр Йозеф был ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК ; с одной стороны , он настолько не мог противостоять стремлению воспитывать , оказывать влияние , исцелять , помогать , развивать , что средства становились ему почти безразличны ; с другой стороны , не способен был делать и самое малое дело без полной самоотдачи . Несомненно только , что тогда он взялся за меня как друг , как великий врач и руководитель , что он больше не отпускал меня и в конце концов настолько оживил и вылечил , насколько это вообще было возможно . И вот что примечательно и вполне в его духе : делая вид , будто ему нужна помощь для ухода со службы , спокойно и порой даже одобрительно выслушивая мои часто грубые и наивные критические замечания , больше того , мою ругань и брань по адресу Касталии , борясь за то , чтобы освободиться от неё самому , на самом деле он всё - таки заманил и привёл в меня в неё снова , вернул к медитации , воспитал и переделал касталийской музыкой и сосредоточенностью , касталийской весёлостью , касталийской храбростью , превратил меня , который , несмотря на свою тягу к вам , был таким некасталийцем и антикасталийцем , вновь в одного из нас , а мою несчастную любовь к вам в любовь счастливую ? «
Так говорил Дезиньори , а у него были , надо думать , основания для восхищённой благодарности …
Нет , истинным и уж подавно образцовым касталийцем Дезиньори не стал . Но то , что Кнехт поставил себе целью , ему удалось вполне побороть упрямство и горькую тяжесть печали Плинио , снова влить в эту ранимую и оробевшую душу гармонию и весёлую бодрость , заменить ряд его вредных привычек благотворными … ради почётного гостя Кнехт пустил в ход все силы вальдцельского и орденского аппарата , на какое - то время он даже послал к нему в дом инструктора по медитации из Гирсланда , резиденции правдения Ордена , для постоянного контроля над его упражнениями …
Кнехт навещает Плинио в его доме и увидел его жену и сына , вокруг « которого здесь , видимо , всё вертелось , и который , видимо , научился у матери надменно - властному , довольно унизительному тону в обращении с отцом .
Вообще - то ко всему касталийскому здесь относились холодно и недоверчиво , но мать и сын недолго сопротивлялись обаянию магистра , в чьём сане было для них вдобавок что - то таинственное , священное и легендарное … Между ним ( Дезиньори ) и женой царил тон мягкой , осторожной , немного боязливой , как бы ходящей на цыпочках вежливости , которым жена владела с куда большей непринуждённостью , чем муж . С сыном он силился держаться по товарищески , что мальчик иногда , видимо , обращал себе на пользу , а иногда заносчиво отвергал …
Одно наблюдение сделал Кнехт : изрядная доля вновь обретённой весёлости опять сошла с лица Плинио …
В гирсландском доме правления Ордена уже совсем почти , казалось , сбросил с себя уныние и грусть , в собственном доме снова окрутался тенью и вызывал осуждение и одновременно жалость . Дом был прекрасен и свидетельствовал о богатстве и избалованности …
( Кнехт ) почувствовал , что в этой красоте комнат и предметов есть даже что - то от заклинания , от оборонительного жеста и что эти комнаты , вазы и цветы окружали и сопровождали жизнь , которая тосковала по гармонии и красоте , но не могла достичь их иначе чем в культе такого отложенного окружения …
Послал к своему другу инструктора по медитации .
Проведя день в удивительно тяжкой и напряжённой атмосфере этого дома , Кнехт узнал кое - что , чего вовсе не жаждал узнать … Этим первым визитом дело не кончилось , за ним последовало много других , что привело к беседам о воспитании и о юном Тито … после того как порвали с отцом Плинио и со всеми традициями этого древнего рода … значит , её мужа , … наследия боготворимого ею когда - то отца - всего этого было мало , чтобы придать её жизни смысл и ценность , сделать это мог только её ребёнок .
И она предпочитала , чтобы этот ребёнок рос в скверных и вредных условиях , сложившихся в её доме и в её семье , тому , чтобы разлучиться с Тито , ему же на благо … магистру , чьи авторитет и влияние в доме Дезиньори возрастал от раза к разу … случилось это году на шестом или на седьмом его магистерства … вобрал в свою сознательную жизнь и в свои мысли без всякого страха … владела им мысль о предстоящем уходе с поста и из Провинции - владела порою так , как узником - вера в освобождение , а порою и так , как тяжелобольным - предчувствие смерти . В том первом разговоре с вернувшимся товарищем юности Плинио он впервые облёк эту мысль в слова … чтобы этим первым признанием вслух приобщить к своему новому пробуждению , новому мировосприятию другого человека , дать им впервые какой - то выход , какой - то первый толчок к претворению в жизнь … дружба эта была для Кнехта мостом к внешнему миру и его полной загадок жизни … своего друга Тегуляриуса магистр посвятил в свою тайну и в свой план побега довольно поздно … Как сделать желание тихонько сбежать из Вальдцеля и от магистерского чина понятным и приемлемым для такого человека как Тегуляриус ? … его как и Плинио , он хотел по возможности не только посвятить в свою тайну , но и сделать своим помощником и сообщником … хотя бы в его , Фрица , воображении …
Мысли Кнехта насчёт грозящей касталийству гибели были , конечно , давно известны его другу настолько , насколько он , Кнехт , хотел делиться ими , а тот способен был впустить их в себя … ему было , казалось , приятно , даже забавно представить себе , что вот магистр швыряет начальству свой сан , стряхивает со своих ног прах Касталии и выбирает себе жизнь по собственному вкусу . Как индивидуалист и враг всяческих норм Тегуляриус был всегда на стороне одиночки , а не начальства … Оставив его в убеждении , что речь идёт о пощёчине начальству и щелчке по чиновной косности , он отвёл ему в этой выходке роль сообщника , соучастника и созаговорщика .
Решено было составить такое ходатайство перед администрацией от имени магистра , где излагались бы все причины , по которым тот уходит в отставку и подготовить текст этого ходатайства должен был в основном Тегуляриус . Прежде всего Фрицу следовало усвоить историческую концепцию Кнехта , его взгляд на возникновение , развитие и нынешнее сотояние Касталии , затем собрать исторический материал и обосновать им желания и предложения Кнехта … Ему , упрямому индивидуалисту , доставляли какое - то особое , жестокое удовольствие эти занятия , дававшие ему возможность указать бонзам и иерархии на их недсотатки и сомнительные достоинтсва или хотя бы подразнить их …
Кнехт … был полон решимости сбросить оковы теперешнего своего положения и освободиться для задач , его , как он чувствовал , ждавших , но понимал , что ему не удастся ни одолеть администрацию разумными доводами , ни свалить часть неизбежных тягот на Тегуляриуса … эту борьбу придётся мне взять на себя . Но пускай пока Тегуляриус поупражняется в остроумии ! … Мне нужна простая , естественная задача , нужен человек , которому я нужен , - вот чего я ищу … ( Дезиньори ) :
Самое трудное - это мои отношения с сыном . Он избалован и дерзок , он поставил себя в доме в особое , привилигегированное положение , ему легко было добиться этого в те годы , когда его , ещё ребёнка , всячески ублажали и мать , и я . Затем он решительно взял сторону матери , и все средства воздействия на него были постепенно отняты у меня . Я смирился с этим … я был бы очень доволен , если бы за Тито , у которого и в школе не всё идёт гладко , вязлся какой - нибудь заботливый учитель и воспитатель … по душе ли тебе такая задача ? … Кнехт улыбнулся и протянул ему руку .
- Благодарю тебя , Плинио . Лучшего предложения я и желать не могу … - И ты веришь , … что чего - то добьёшься от Тито ? - … почему же нет ! он пошёл в вас обоих , он благороден и одарён , не хватает лишь гармонии между тем и другим . Пробудить в нём желание этой гармонии , вернее укрепить его и наконец сделать сознательным - вот моя задача ,и я за неё охотно возьмусь …
Теперь Йозеф Кнехт знал , что оба его друга , каждый по своему заняты его делом … Тегуляриус , убеждённо презиравший историю как науку , попался на удочку и с головой ушёл в историю военной эпохи . Великий труженик в играх , он с возраставшим аппетитом собирал характерные анекдоты той эпохи и накопил их так много , что его друг , которому эта работа была представлена через несколько месяцев , не оставил в тексте и десятой их части …
Тито … довольно кичливо заявил магистру , что он хочет , чтобы тот обращался к нему на « ты « , поскольку все , в том числе и учителя его школы , говорят ему « вы « .
Кнехт самым вежливым образом поблагодарил его и извинился , сказав , что в его , Кнехта , Провинции учителя обращаются на « ты « ко всем ученикам и студентам , даже вполне взрослым … Как то Тито остановился перед домом и сказал : - Это герб Дезиньори , а это вот наше старое родовое гнездо , дом принадлежал нашей семье триста лет . А мы живём в безликом , зауряднейшем доме только потому , что после смерти деда отцу взбрело в голову продать этот прекрасный , почтенный особняк и построить себе дом по моде … Вы можете это понять ?...
- продажа и потеря этого дома никому не причинила столько боли , сколько ему самому . У него был тяжёлый конфликт с отцом и семьёй … продажа дома . Ею он хотел дать пощёчину , бросить вызов семейной традиции , отцу , всему пошлому и всякой зависимости … Семья разочаровала его , она послала его в наши элитные школы , чтобы он воспитывался там по нашему , а , потом , когда он вернулся , встретила его такими задачами , требованиями и притязаниями , к которым он никак не мог быть готов ... история с продажей дома показывает , какая могучая сила - конфликт между отцами и сыновьями , эта ненависть , эта перходящая в ненависть любовь …
Кнехт открыл пианино , убедился , что оно настроено , и сыграл пассаж из Скарлатти в темпе анданте , взятый им в те дни за основу очередного упражнения в игре в бисер … начал коротко объяснить ему примерный ход такого упражнения , разложил музыку на её звенья , показал некоторые применимые к ней виды анализа и намекнул на пути перевода музыки на иероглифы Игры .
Впервые Тито увидел в магистре не гостя , не учёную знаменитость , которую не любил , потому что она задевала его самолюбие , - он впервые увидел Кнехта за работой , увидел человека , который изучил какое - то очень тонкое и точное искусство и мастерски его демонстрирует , искусство , о смысле которого он , Тито , мог только догадываться , но которое , видимо , требовало от человека полной самоотдачи . Кроме того , его самолюбию польстило , что его считают достаточно взрослым и умным , чтобы заинтересоваться такими сложными вещами … «
Кнехту « хотелось оставить в образцовом состоянии все области своих дел … Ему хотелось оставить в образцовом состоянии все области своих дел . Этой цели он достиг … как трудно бывает заменить его хотя бы на несколько часов или на один день ! … одновременно отмечал , как уже оторвалась и отдалилась его душа от всего этого , как перестала его пленять и радовать вся прелесть этого хорошо продуманного мирка . Он смотрел на Вальдцель и на своё магистерство уже почти как на что - то оставшееся позади , на поприще , которое он прошёл , которое многому его научило и многое дало ему , но уже не рождало в нём новых сил и не звало его больше к новым делам . И во время этого медленного разрыва и прощания ему становилось всё яснее , что истинная причина его отчуждения и желания уйти - это вовсе не сознание грозящих Касталии опасностей и не тревога за её будущее , а просто какая - то оставшаяся на пустой и незанятой часть его самого , его сердца , его души , часть , которая теперь предъявила свои права и хотела осуществиться .
Он ещё раз тщательно изучил тогда устав Ордена и увидел , что его уход из Провинции , в сущности , не такое уже трудное , почти невозможное дело , как представлялось ему вначале . Уйти со своего поста по требованию совести он был волен , выйти из Ордена очень тоже , обет давался не на всю жизнь , хотя члены Ордена очень редко осуществляли это право , а члены высшей администрации ни разу не прибегали к нему . Нет , не из - за строгости закона казался ему этот шаг таким трудным , а из –за самого духа иерархии , из –за преданности и верности братству в его , Кнехта , собственном сердце . Слов нет , он не собирался улизнуть тайком , он готовил , чтобы обрести свободу , обстоятельное прошение , над которым младенец Тегуляриус . Но он не верил в успех этого прошения … « .
В то же время « недавно умер отец Иаков … « .
Свидетельство о публикации №224123101755