Школьные годы моего малыша

Школа построена в 1936 году, в годы второй пятилетки, по сталинским разумным канонам. Школа втиснута в существовавший издревле сосновый бор так, что добрая треть её корпуса с восточной стороны погружена в него, западная и северная части окружены сквером и ботаническим садом, а центральная, солнечная сторона - это комбинация пришкольной площади, клумб, подстриженных кустарников во главе с памятником А.С.Пушкину, копии известной скульптуры Опекушина.

Ни звуки от потока проезжающих вдалеке машин по центральной улице, ни какие - либо другие звуки не проникают на территорию школы, ввиду её отдалённости от их источников. Вход в школу ведет пояс из восьми ступеней, через широкую площадку к массивным дубовым стеклянным дверям, довольно тяжёлым, так что малышей приходится сопровождать.

После череды дверей открывается громадный холл. Слева - раздевалка для девочек, справа - для мальчиков и рабочее место дежурного вахтёра. На входные двери и входящих учеников с противоположной стороны смотрит огромное зеркало, в массивной тёмно - коричневой раме. Каждый из вошедших, поневоле видит себя в зеркале, от обуви до макушки, на фоне других учеников и строгого холла.

  Справа от зеркала лестница вниз на цокольный этаж, ещё правее, на второй.

Слева от зеркала - тяжёлая дверь кабинета Директора. Между дверью директора и зеркалом - приступочек - место штрафника, тяжко провинившегося школьника. Очень заметное место.

Слева - стеклянное ограждение с лёгкой дверью - пространство младших классов, включающее туалетные комнаты, недоступные для посторонних.

Справа по открытому коридору: кабинеты физики и электротехники, библиотека, помещения для занятий по домоводству, обширные столярная и металлообрабатывающая мастерские, а также квартира директора школы с отдельным входом - земская традиция старой России.

О втором этаже следовало бы рассказать подробнее. Высоченные потолки, со старыми массивными люстрами. Широкие коридоры. Огромные деревянные окна.

Очень удобная, любимая многими поколениями выпускников, школа.

Урок чистописания. Неторопливо прохаживаясь вдоль школьной доски и иногда заглядывая в тетради учеников первых парт, Полина Афанасьевна чётким, поставленным голосом медленно диктует текст. На каждой парте стоят чернильницы - непроливайки, в которые ученики обмакивают перьевые ручки и тщательно пишут продиктованные слова и каждую буковку, выдерживая нажим и наклон.

 Внимание! Вместо текста, вихрастый пострел, неторопливо и тщательно обводит контуры военного судна, мачты и трубы, орудия и надстройку крейсера, расположившегося в тетради по чистописанию, на развороте страниц.

Прозвенел звонок. Учительница попросила сдать тетради.
 На следующий день, получив тетрадь с проверки, вихрастый мечтатель не без интереса, открыл.
 Посреди страницы, ниже ватерлинии крейсера, красовалась красная аккуратная единица.

 Далее - неуд за четверть, домашние взыскания, злобный взгляд Полины Афанасьевны.

Апрельские дни. Из соснового бора, из сада и из сквера, в верхние открытые форточки больших окон, плывут духовитые волны пробуждающегося леса.

Родная речь. Урок чтения посвящён дню рождения вождя мирового пролетариата, Владимира Ильича Ленина.

 Полина Афанасьевна, медленно идёт между партами, чётко и громко читает передовицу Пионерской Правды о жизни юного Володи Ульянова.
Её взгляд останавливается на парте нашего пострела, где лежит лицевая страница Пионерской Правды с портретом Владимира Ильича.

 Этот маленький негодяй заканчивает обрисовку свиного пятачка и колечек на усах. Козлиные рожки и длинную бородку он уже нарисовал.

Полина Афанасьевна сгребла газету одной рукой и впилась в ухо ученика другой. С негодующими всхлипами повела за ухо нашего героя к директору.

Директор, выслушал жалобы учителя про прежние нескончаемые грехи и нынешние поступки, что - то негромко сказал и попросил вернуться в класс.

Они сидели и молчали. Огромное помещение с рядами стульев давило тишиной и неизвестностью. Потом прозвенел звонок. Директор, грузный высокий мужчина, подошёл, большой тёплой ладонью погладил голову провинившемуся и сказал:

- "Иди".

Больше "Пострел" не досаждал Полине Афанасьевне.




 


Рецензии