С новым ингушским годом!

Г1алг1ай цIай, деза ди !


 АЗ ДАЬКЪАЛВУВЦ ШО КЕРДАЧА Г1АЛГ1Ай  ШЕРЦА! ИРАЗ ХИЛДА ШУН !

Празднование  нового солнечного года, из ингушской (галгайской/жреческой религии) истории(как  историю  кавказского креста,  историю изначальных «крестоносцев»), переняли христиане, особенно христиане-европейцы..со своим  героями-ассами, Кий с  Седого  Кавказа.
 Крест был символом Кавказа, до прихода Исы мир ему( Иисус). В римско-германской традиции галга - крест…… означает, что священный крест олицетворяли с  галга/жрецами, (ингушским) храмовым центром, до христианскую эпоху !
Знаменательно, что все человечество празднует Новый солнечный,  более точный год,  как это было в  древней ингушской религии. Семиты празднуют Новый год по лунному календарю чьи традиции  отразились  на религии.. А человечество  празднует по ингушскому  календарю.
Ингуши имеют право на два праздника, в том числе и  по  традиции.

НОВЫЙ ГОД, РОЖДЕСТВО  СОЛНЦА  ингуши праздновали в один день с ДРЕВНИМ РИМОМ.
------
День этот торжественно справлялся в Римской империи гораздо раньше христианской реформы Константина Великого. Около 273 года император Аврелиан установил на 25 декабря  под названием: Dies Natalis Solis Invicti — Рождество Непобедимого Солнца. Блаженный   Августин  называет 25 декабря  праздником  того, кто    Сотворил солнце,  а не  праздником Солнца.

В прошлом ингуши отмечали Новый год  всем народом. Так и зимний праздник начинался 22 декабря, когда прощались со старым годом, а празднование Нового года вечером 25 декабря. За день до этого ц1ай саг (жрец) извещал о начале праздника, обращаясь поочередно в четыре стороны. Затем во все села шли нарочные с объявлением праздника. Дети, девушки, юноши, мужчины, женщины поздравляли друг друга с началом нового года. Желали друг другу «фар», то есть изобилия. У ингушей в древности было понятие «фарал», что означало благоденствие и изобилие всего. С пожеланием «фар» ходили по дворам. Их одаривали подарками.
К началу праздника 12 юношей шли в лес и приносили деревце из дуба (надж), на котором ещё сохранилась листва. Его водружали на снежный холм, воздвигнутый на краю села. кузнецы били по наковальням молотами, издавая громкие звуки. Юноши несли деревце без остановок и отдыха. Им пытались помешать установить дуб. Шла игровая борьба.
Затем деревце поджигали, Огонь от него несли в очаг каждого дома. Мальчишки жгли костры. Каждая семья старалась иметь под Новый год хорошее дубовое деревце, и в домах ярко горел огонь, исходящий от него.
В ингушских домах стояли столы, щедро накрытые к празднику.
Ингуши верили, что богатый стол – к богатому году. Особо целебными и полезными считались блюда, приготовленные на новом огне. Треугольные лепешки (божольгаш), круглые пироги (тейраш) занимали на столах особое место. Три пирога (кхо1 тейр), нарезанные на четыре части, подобно исходящим лучам, являлись символами солнца в этот праздник, связанный с зимним солнцестоянием.
Возможно, оттого что горит надж (дуб) долго и тепло в зимние декабрьские дни, месяц декабрь назывался у ингушей «наджг1ой бут», а новогодний праздник — «наджг1ой ц1ей». Празднование длилось три дня.
   РОЖДЕННСТВЕНЫЙ ДУБ ИЛИ ЕЛКА
-----------------------------В древней Ингушетии рождественский Дуб, как в Древнем Риме( Галлии, Этрурии, ТАРТАРИИ), затем с принятием христианства в древнем Риме ;  Дуб меняют на Елку  ....
Таким образом, солнечная календарная система ингушей формировалась задолго до появления христианства на Центральном Кавказе.
СЛОВА ПОЗДРАВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕГОДНЯ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ.  и три дня как в прошлом!!.

Ингушское поздравление
«Марх къоабала хилда шун,
Хьийга хало маьлах язъйойла!
Ер ди а, ер шу а
Маьрша доаг1алда!»
«(Марха (эпитет солнца) пусть будет одобренным!
Испытанные трудности
Пусть «запишутся» добром!
И этот день и этот год
Пусть будет мирным (счастливым)!)»
--------
Сравнил как поздравляли наши предки с праздником Солнца, современники забывают о Родине...
------
«Очи дяла! Шу даькъала де, тха марха къоабалде,
тха дезалаш маьрша лелабе 1а, цамогарех лораде 1а,
ялат хьувкъаде 1а, дезал бебабе 1а, тхоаш маьрша леладе 1а,
тха мохк лорабе 1а».
В переводе эта молитва о благополучии звучала так:
«Сделай год благородным, прими наш пост, береги наше потомство, пусть размножится наш скот, пусть год будет мирным, береги нас от болезней, сделай поля урожайными, приумножь потомков наших, береги нас всех, береги нашу Родину».


Часть 2

АЗ ДАЬКЪАЛВУВЦ ШО КЕРДАЧА Г1АЛГ1АЙ  ШЕРЦА !! ИРАЗ ХИЛДА ШУН !

Новый год можно назвать галгайским  (ингушским)  праздником, так как  это традиционный праздник с которым ингуши жили тысячи лет и время доказало правильность солнечного календаря.. (спор между сторонниками солнечного и лунного колендаря сохранилось в ингушском шутливом ингушском  выражении «ала-бала алча», ….так что над этим спором смеялись предки.)
Само правильное произношение слова г1алг1а(ghalgha, галга, халха, колха, калка) раскрывают скрытую историю працивилизации, которая оставила огромный след в истории и сохранилась в разных искажениях(галлско/колхо/хал’да)  одного религиозного  объединения которое объединило первый раз человечество. Ученные историки, богословы отмечают что первым было Единобожие, и что авторитет эпитет  бога Хал/Ал был на уровне единобожия..  Затем случился кризис религии через многобожие  и вновь победило единобожие. К тому что даже ученные признают что в Ингушетии не было пантеона богов, ингуши в самый кризис оставались единобожниками, а учитывая  информацию что Авраам(Ибрахим мир ему) из кист-халха( по семитский халдеи-касдим), можно сказать ингуши хранили религию предков Авраама..чему есть тысячи подтверждении. Ингушетия это храмовый центр Кавказа, первое религиозное объединение из працивилизации, которое воспитало в ингушах коллективную мораль, Эздии -законы, которые в авраамической религии пытался восстановить патриарх Эздра(Узайр)..

PS 
Ингуши по традиции имеют право на Новый год, который на себя позднее притянули христиане. Ингуши свой праздник праздновали три дня, что отразилось на празднике мархаж( ураза-бйрам), ингуши и его празднуют три дня.
31 декабря 2024 года с заходом солнца мусульмане вступили в благословенный месяц Раджаб, означающий приближение Священного Рамадана. Раджаб – седьмой месяц исламского лунного календаря !


Рецензии