Ав. maar и мнг. xamar. Истоки этнонима
Ни на одной средневековой карте, созданной на основе показаний источников нет этноса МАГIАР-, МАГIАРУЛАЛ и пр вовсе не случайно. Потому что этноса с таким названием и быть не могло. МАГIАР - это мнг. ХАМАР "нос, мыс; что-л. смежное, перегородка ( в комнате); холм, возвышенность"; "носок (обуви)". Насколько нам известно, так у монголов называлась и передовая часть войска.
У Санджеева существует праформа на основе мнг. языков QANg-BAR. Но Санджееву вообще верить нельзя. Это никудышний монголовед и слабый лингвист.
Сюда же ав. HUMER "лицо, персона", ав.диал. ХАМАХ "нос, рыло" и пр. И какое-то невыясненное парамонгольское заимствование в азербайджанском - ГАБАГЪ "передняя, лицевая часть". Ни в одном из тюрк. языков больше нет и азербайджанский - исключение.
Часто встречаемые в древнеуйгурских антропонимах КУМАР ( Кумар Альп, Кумар Арслан, Кумар Барс и т.п.) именно отсюда. Автор немецко-древнеуйгурского словаря пишет, что смысл данного KUMAR неизвестен, но он считает, что эта основа - XMR, возможно, взята из согдийского, но что она означала в согдийском ему также неизвестно.
Перед тем как придти к этому выводу мы долго перебирали и взвешивали имеющийся лексический материал как из нахско- дагъестанских, так и монгольских языков.
В пользу этого говорит и очевидная связь между ав. ХАМАХ, ХУМЕХ и т.п. с халха-мнг. ХАМАГЧЛАХ " продевать кляп, надевать намордник". В ав. диал. ХАМАХ/ ХУМЕХ это как раз не только "нос", но и "рыло, морда (животного), хобот".
Так как в халхаском данная лексема имеет также значение "смежный", то отсюда ещё одно мнг. значение ХАМААТАЙ " имеющий родственные связи", ХАМААТАН "родня, родственник, имеющий родственные связи". И это, конечно же, лакское ХАМАЛИЧУ "родственник".
Весь этот набор лексем даёт то самое значение "смежный", которое представлено в мнг. ХАМАР.
Пытаться что-либо найти типа МАГIАР, МЕГIЕР, МАГIАРУЛАЛ совершенно бесполезно. Такого нигде нет. Есть твёрдое и понятное ХАМАР с однокоренными словами.
А халха-мнг. ХАМРЫН, т.е. ХАМАР в родительном падеже это ав. ГЬОМРОЛ (homrol) "лица" , т.е. ГЬУМЕР/ ГЬОМЕР в род. падеже.
Этноним МНгГЪОЛ ( в халхаском "монггъолъ) имеет именно эту конструкцию, то есть он оформлен на манер ав. ГЬОМРОЛ, где зафиксирован род. падеж.
В ауарском мы видим не одно слово, а целый их сгусток с незначительными фонетическими изменениями HUMER, HEMER, HOMER и т.д. Всё это указывает на важность этой основы в ауарском языке. Причём не на просто важность, а важность, выходящую за рамки обычного.
Далее мы видим, что это мнг. МОЬР "плечо" с параллелями в латинском - HUMERUS " предплечье" и хотаносакское HAMAR " плечо, предплечье". Отметим, что по соображениям профессиональных лингвистов, слово со значением "плечо" может отражаться в других языках как "лицо, лицевая часть". Здесь нам никто возразить не может. В чеченском ав. ГЬУМЕР соответствует сразу два слова - ХЬОМЕ и МАРА. Последнее "нос, мыс".
Поэтому обо всяких "древних магIарулал" можно навсегда забыть и выкинуть их вообще из головы. Это - мнг. ХАМАР.
У нас изложено в предыдущих статьях много на эту тему. Там вы найдёте также и ойратское Синьцзяна ХОЬМОЬОР* "красный угол, почётное место в юрте, предназначенное для гостей". То есть этого "почётного гостя" сажали как бы на "лицевую сторону" юрты.
Можно предположить, что этот этноним подходит к объяснению киммерийцев - ГИМИРАЙА. Но это лишь этнический термин с предположительным переводом Дьяконова и др. как "передовой подвижный отряд".
Грузинское GMIRI соответствует по смыслу мнг. BAATAR, которое и без перевода всем известно. Русское же КУМИР считается от финнского KUMIRTAA "кланяться, поклоняться".
И есть ещё один важный момент в этимологии. Дело в том, что в мнг. традиции почётное место гостя располагалось напротив двери, а это значит на "севере". Гость глядел на юг, т.е. был обращён лицом на южную сторону. У древних греков Kimmerioi - полулегендарный племенной союз, расположенный на севере, причём "туманном". Древние греки также считали, что все земли скифов изначально киммерийские. О киммерийцах практически ничего не известно, кроме того, что они вторглись в Урарту и какое-то время одерживали одну победу за другой на Ближнем Востоке. Российские историки в своих статьях о киммерийцах признают участие северокавказских племён в киммерийских грабительских походах на Ближний Восток и в Анатолию.
Советские историки предпологали, что некоторые российские населённые пункты с названиями типа КОМАР, КОМАРОВО могли иметь отношение в прошлом к киммерийцам.
Подведём итоги
Ав. ГЬУМЕР, диал. хумех, хумах, гьемер
ГЬУМЕР-аб, диал. гьумера "лицевой; лицевая сторона ( предмета, ткани)
Диал. ГЬУМУХ "гора".
Напомним, что апарны также записывали свой этноним арамейском идеограммой, означающей "передний" KDM, ср. ивр. KEDMI "передний, выставленный вперёд, авангардный". То есть пехлевийское ( среднеперсидское) APAR-ABAR в их языке записывалось как арамейское KDM, но читалось не как KEDMI, а APAR/ ABAR.
В ав. диал. ГЬЕМЕР это также "сметана", то есть "сливки, отборная часть, верхний слой кисло-молочных продуктов".
И последнее, голливудский "Коннан Варвар" - это о киммерийцах.
* Халхаское ХОЙМОР "красный угол в юрте, почётное место гостя - напротив двери". Этим почётным гостем у предков ауарского народа и был, вероятно ГЬУМ (hum) - ав. диал. "паук". Ср. чеч. ХЬОМЕ, ХЬОМЕНИГ "дорогие, уважаемые". Кроме того северная сторона вполне может ассоциироваться с сыростью ( и плесенью). Японское GUMONOSU, корейское KUMONOSU - демонический паук- оборотень из этой же темы.
Свидетельство о публикации №224123100394