Нетрадиционные уроки по физической географии

Нетрадиционные уроки по физической географии. М., ТЦ Сфера, 2008. – 140 с.

Настоящее методическое пособие является обобщением авторского опыта преподавания географии в средней школе и представляет собой сборник методических приемов и рекомендаций по подготовке нетрадиционных уроков. Этому способствуют широкое использование методов развивающего обучения и опора на личностно ориентированный подход в преподавании

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово
Все плохое оставим за дверью
Мы с вами — одно целое
Вначале было слово
Войдем в образ
Язык общения с самим собой
Весь мир на ладони
Приз на финише
     «Ура! Опять квадратики!»
Логика плюс связность изложения
Плюс ассоциации
Молчание — золото
Спроси себя сам
Нарисую материк
Путешествие спиной к карте
Зарифмуйте мне Африку
Нехорошо детей обманывать
А теперь учителем буду я!
Возьмет нуждающийся
Практическое приложение
Словарь условных обозначений
Ответы

ВСЕ ПЛОХОЕ ОСТАВИМ ЗА ДВЕРЬЮ
Как нам понять друг друга

Все мы живые люди. У всех нас бывают спады и подъемы настроения. Иногда возникает сильное желание трудиться, познавать, а порой, наоборот, мы не можем заставить себя что-либо делать. Это нормально. Этого не следует бояться. Но в силах самого человека настроить себя таким образом, чтобы любая работа была в радость.

Это касается и учителей, и учеников. Если учитель говорит, что дети плохо себя ведут и с трудом усваивают знания, заниматься с ними — сплошная мука, значит, не был найден подход к детям и такие методы преподавания, которые позволили бы превратить урок из обязательной подачи-приема знаний в непосредственное общение взрослого и маленьких людей.

Возможным это станет при условии взаимоуважения и внимания друг к другу, а это, в свою очередь, возникнет тогда, когда люди станут интересными друг другу. Но заинтересоваться тем делом (в данном случае — уроком), которое вам предстоит делать вместе, оказывается возможным лишь на основе симпатии, взаимной приязни.

Как же нам понравиться друг другу?

Как уйти от стереотипов, навязывающих отношения отчуждения, авторитарности и подавления?

Давайте попробуем слегка прикоснуться к этой теме.

• Внимание! Предлагаем вам задуматься над тем, с чего начинаются наши симпатии и антипатии.

Но как, скажите, полюбить вечно нечесаного с грязными ногтями и рваными тетрадками Петьку, который непрерывно или болтает на уроке или просто спит?! А как испытать нежные чувства к учителю, сравнивающему своих подопечных с разными видами животных, срывающего на своих уроках голосовые связки и постоянно пытающегося доказать, что носителем истины является именно он?

Очень трудно. А ведь мы не всегда такими бываем. Бесспорно, что начинать выстраивание отношений должен учитель, как человек наиболее сведущий в этой области. Дети не только взрослых, себя и то не понимают, а педагог вооружен знаниями и общей, и возрастной психологии.

Дорогие коллеги! Вы слышите, как затих класс в ожидании того, что вы сейчас в него войдете? С чем? С тяжестью на душе из-за вовремя невыплаченной зарплаты? С недовольством из-за скандала с директором? Или с черными мыслями о предстоящем ремонте? Глубоко вдохните перед дверью и сделайте полный выдох, который унесет прочь все ваши тревоги и волнения, вы войдете в класс, любя их всех сразу и каждого в отдельности! А на искреннюю любовь нельзя не ответить взаимностью. Вы и только вы сами включаете в душах ребят программу любви к вам и вашему предмету.

Известный польский сатирик Станислав Ежи Лец как-то высказал мудрую мысль о том, что, изучая микробы в микроскоп, не следует забывать, что и они разглядывают нас с другого конца объектива.

Дети замечают каждое движение вашей души и любое недовольство или раздражение записывают на свой счет. Когда учитель постоянно нервозен, ребенок не может себе этого простить и перестает сам себя любить, у него рождается комплекс неполноценности: я — плохой, а значит — никому не нужен.

Помогите ребенку! Не стесняйтесь говорить о своих чувствах и причинах, их вызвавших, но не заостряйте внимания на том, кто в этом виноват. Важнее другое — как избежать подобных ситуаций и кто из детей или взрослых может способствовать разрешению конфликта.

Подскажите своим ученикам, что им с собою сделать, чтобы всем стало лучше. Обычно они этого не знают так же, как и многие взрослые, хотя на этот счет для последних существует достаточное количество самой различной психологической литературы.

Будьте проводником ребенка в его собственном внутреннем мире, и он несомненно ощутит ваш искренний интерес к себе, а значит, почувствует, что он существует, и для кого-то, независимо от возраста, является личностью.

Самое главное для человека чувствовать себя нужным. Если по каким-то причинам данный ученик на уроке вам не нужен, то помимо своей воли, исполняя вашу программу, он будет всячески разрушать урок, потому что сам он из общения уже выпал.

Слово общение происходит от слова общий. Таким образом, если на уроке общения нет, то люди, собравшись в одном помещении, не делают общего дела, а просто сидят вместе и терпят вынужденный контакт.

Контакт истинный зависит и от учителя, и от учеников. Если Вы с таким положением согласны, можно обсудить этот вопрос с учащимися в доброжелательной, дружеской обстановке. Предлагаем Вашему вниманию примерные направления диалога.

;Знаете, как тяжело бывает одному человеку настроиться на другого и понять его? А ведь все люди такие разные! Представьте теперь, что учитель должен почувствовать каждого ученика в классе, т.е. настроиться сразу на 25 человек! Легко это? Реши сам. Или попробуй, если смелый.

;Поэтому, входя в класс перед уроком, «подумай мысль» о том, что только ты можешь помочь приходящему в класс учителю, а значит, и самому себе. Учителю — вести урок, а себе — поработать и получить как новые знания, так и радость от общения с интересным человеком.

;Но ведь не все учителя интересны, скажешь ты. Конечно. Но только на первый взгляд. Совершенно неповторимый мир чужой души тебе предстоит открыть, если не поленишься.

;Учитель тоже хочет тебе понравиться и получить удовольствие от работы с тобой. А получится это, если ты (именно ты) на уроке будешь этой работе мешать?

;Если тебе до сих пор никто не говорил, что и взрослые ждут помощи от детей, как и дети от них, то, пожалуйста, подумай прямо сейчас, готов ли ты такую помощь оказать. От нее многое зависит и в твоей жизни, и в жизни приходящего на урок учителя.

Как научить детей не бояться оценок

Вы читаете книгу, которая окажет помощь в поиске ответов на многие вопросы. Один из них –  как быстро опросить почти всех учеников за один урок и не один раз, а два-три. Вас перестанет тяготить мысль, откуда взять побольше оценок к концу четверти, чтобы возникла достаточно объемная картина работы за прошедшее время.

Дети же привыкнут к ежеурочной работе и многочисленным проверочным до такой степени, что перестанут бояться контрольных работ. К тому же они научатся быть готовыми к каждому уроку, а оценок у них будет так много, что печальный призрак двоек совсем перестанет их пугать: двойка не означает, что ты — плохой. Двойка указывает на то, что какая-то часть работы выполнена не в соответствии с требованиями, и ее нужно переделать.

У автора в практике пользования теми методами, с которыми вам предстоит познакомиться, довольно часто бывали ситуации, когда у отдельных учеников или учениц все клеточки журнала были заполнены оценками, и еще 3—4 оценки оставалось в запасе (их просто некуда было ставить!).

К примеру, достаточно обычный урок может включить в себя:
—  проверку знаний с помощью программированного опроса,
—  работу с сигнальными загадками;
— проверку подготовленного дома опережающего конспекта параграфа;
—  работу с атласом (составление ассоциативных загадок).

Таким образом, ученик за один урок сможет четырежды услышать оценку своей работы. Однако этот факт не означает, что ему не захочется работать на следующем уроке.

Если вы постепенно познакомите класс со всеми типами работ на уроке и дома (см. ниже), дети научатся самостоятельно выбирать то, что наиболее соответствует уровню их подготовки.
Благодаря этому они быстро привыкают без помощи взрослых отслеживать динамику собственного роста и ориентировать себя на интенсивную работу или на возможный отдых. Хотя трудно припомнить случай, когда бы на уроках географии кто-то захотел отдохнуть, потому что радостное возбуждение от работы «заводит» любого.

При практически ежедневном опросе редко встретишь человека, у которого были бы стабильные оценки. И это нормально! На качество работы влияет все — от изменений погоды до настроения соседа по парте.

При большой плотности опроса на уроках преподаватель, естественно, занят проверкой работ больше, чем в обычной ситуации. Но это поправимо, поскольку можно подбирать такие виды работ, на проверку которых пойдет минимум времени.

Кто-то возразит, что многие оценки при таком положении будут весьма условны. Это не страшно. Мы же того и добивались, чтобы детские души перестали сжиматься от страха: а вдруг спросят? А вдруг двойка? Ну и двойка! Завтра будут три пятерки, и это я сделаю сам! Понимаете? Сам! Мой выбор!

К тому же перед нами стоит иная цель: не задавить ребенка оценками, а научить, в конечном счете, критически подходить к оценке собственных знаний. Только сам человек способен понять, знает ли он материал, и оценить, насколько он его знает.

Особенно благотворно на выстраивание отношения к оценкам влияет то, чтобы на первом этапе общения давать право ученикам отказываться от полученной оценки, если ее уровень их не устраивает. В этом случае появляется шанс переделать работу или остаться без оценки вообще — на выбор.

Надо признаться, что дети редко завышают самооценку, чаще бывает наоборот. Но известны случаи, когда кое-кто из учащихся отказывался и от четверки, самостоятельно повышая планку, которую ему предстояло преодолеть осознанным трудом.

Доверяйте детям, они знают, что, завышая себе оценку, тем самым они понижают свой рейтинг в глазах не только учителя (это не самое главное!), а в глазах своих одноклассников, да и в своих собственных тоже.

Автору довелось столкнуться с ситуацией, когда после прекрасных ответов на уроке и активной работы во время изучения нового материала ученица девятого класса программированную пятиминутную работу написала на тройку. Работа была проверочно-тренировочной, и разрешалось оценки выбирать.

— Катерина, — сказала учитель, — ты устала, такое бывает со всяким. Давай эту тройку ставить в журнал не будем.

Ребята тоже зашумели: факт получения тройки Катей Р. — событие, выпадающее из привычного хода вещей. Все подбадривали ее и уговаривали сказать: «Не ставьте». Катерина согласилась с этим. Однако на перемене она встретила учителя в коридоре и твердо заявила:

— Знаете, что? Поставьте мне тройку, она будет меня подстегивать!
— Катя! Но ты и без того держишь себя в руках!
— Нет! Я так решила: поставьте.
В таких случаях спорить бесполезно: человек выстраивает самого себя, и чужое вмешательство причинит только вред.

Наблюдая своих учеников день изо дня, вы увидите, как постепенно исчезает спазм страха перед контрольными, к которым отпадет необходимость готовиться заранее, обсуждать их вопросы, разбирать по этапам: контрольные — это ежедневная работа. Обычная работа.

Эта работа настолько обычна, что автору не удивительно было однажды увидеть на столе одной из учениц страничку, напоминающую листок для программированного опроса. Заинтересовавшись, учитель с удовольствием обнаружила, что девочка сама по имевшему место образцу составила контрольную работу с ответами. Это тоже оценивается.

Сколько на это уйдет времени

Итак, первый этап позади, переоценка ценностей произошла, для ребят важнее сделать больше, быстрее, правильнее и самостоятельнее, нежели просто получить оценку. Хотя и она не помешает, если хорошая, частично подтверждающая тот факт, что ты на верном пути. Или иная, предостерегающая от неправильного шага, советующая «поднажать» на учебу.

Однако не стоит считать, что данный этап имеет четкие границы во времени и в сознании учеников. У каждого из нас своя скорость мыслительных процессов, своя скорость работы, поэтому к каждому все приходит в свое время. Это процесс естественный, ненасильственный, результат которого часто проявляется скачкообразно, вдруг.

Самым большим подарком бывает «пробуждение» тех, на ком многие мысленно уже поставили крест, смирились с их полусонным состоянием.

Но еще более важно, чтобы, простите, учитель не спал сам. Это совершенно исключено, если вы принимаете предложенные методы.

Кому это нужно

В первую очередь это нужно самим же детям. Хочется привести пару примеров, доказывающих это утверждение.

Сережа Б. (6 класс) почти полгода молчал на уроках, не желая расставаться с двойками, и, казалось, ничто не в силах изменить ситуацию к лучшему. Всякий раз, когда его вызывали к доске, у него на лице было написано страдание. И вдруг он принес самостоятельно составленные сигнальные загадки, не уступающие работам других детей, за что и получил «4». С тех пор на уроках учитель видела его глаза и чувствовала, как он радуется не только своим успехам, но и самому процессу обучения.

А ученица Катя Ф. (8 класс), просидела на уроках молча два (!) года, доводя учителя до внутреннего отчаянья своей неконтактностью. И вдруг… Однажды она вышла к доске, абсолютно все правильно показала по карте, рассказала тему по конспекту, чем, по-видимому, удивила саму себя. После этого она (да и многие в классе) несколько раз спрашивали, округлив глаза от удивления, правда ли, что Катерине поставят две отличные оценки. Поразило другое: почему это могло вызвать сомнения? С тех пор Катя Ф. была одним из самых активных участников всех географических изысканий.

Как из ничего сделать конфетку

В преподавании большинства дисциплин в общеобразовательной школе не приходится рассчитывать на использование компьютеров или широкого спектра наглядных пособий: если в школе есть карта по нужной тематике — это уже неплохо.

Если вы столкнулись с подобными условиями преподавания, возможно, эта книга явится для вас неплохим подспорьем, поскольку позволяет активизировать мышление школьников (да и взрослых тоже) даже в отсутствие учебника.

Самое необходимое для успешного изучения географии у вас уже есть. Это, во-первых, карта, во-вторых, тетрадь, а в-третьих — голова, умеющая думать. Карту с тетрадью можно купить, а вот последнему предстоит научиться, используя и логику, и, самое главное, образное мышление, позволяющее нам не только создавать новые миры в своем воображении, но и путешествовать по хорошо известным.

Автор желает вам в этом преуспеть и хочет верить, что с помощью предлагаемых упражнений вы сумеете открыть нечто интересное и в своем предмете, и в себе самом.

Ведь ни для кого не секрет, что человек — это тоже целый мир, увлекательный и сложный. Таким образом, изучая свою планету и законы природы, действующие на ней, мы, несомненно, будем познавать и самих себя.

В добрый путь!

МЫ С ВАМИ — ОДНО ЦЕЛОЕ

Расхожее мнение, что учитель — это человек, который дал уроки в классе, вернулся домой и стал, как все, — совершенно неверно. Те учителя, которые пришли в школу по велению своей души, продолжают «вести» уроки и дома, и в гостях, и ночью во сне. Это их жизнь. И неразделимо с учителем по этой жизни идут его ученики — шумные и спокойные, сообразительные и медлительные, любознательные и безразличные.

Да и в детских душах школа, ее преподаватели и отношения, складывающиеся на уроках, занимают огромное место.

Пик общения приходится на сами уроки: все разнообразные виды взаимодействий проявляются в момент, объединяющий нас с учениками, а учеников — с нами.

На первых уроках, когда вы еще только знакомитесь друг с другом, стоит объявить ребятам о всеобщей связи всего на планете, в том числе и нас с ними. В этом многие сомневаются. Поверить в то, что ты каким-то образом связан с травинкой или упавшей на землю еловой шишкой, с облезлой кошкой или королем Брунея, очень и очень трудно. Просто невозможно, особенно, если не хочется.

Учителю остается одно: доказать, что, хотя бы здесь, в классе, в непосредственной близости друг от друга, объединенные временем и пространством, а также общим делом, все мы уж точно связаны! А раз так, то и разными способами воздействуем друг на друга как видимыми средствами (взгляд, прикосновение), так и незримыми (словами, мыслями, настроением, наличием или отсутствием любви).

Как способствовать объединению учеников и учителей

Для этого можно воспользоваться многочисленными методиками, позволяющими отследить такую связь на более понятном для детей уровне — эмоционально-чувственном. Выбор методик зависит от многих условий:

1) есть ли у учителя желание ими заниматься (у детей — всегда есть!);
2) есть ли небольшой запас времени на уроках (иногда этому стоит посвятить целый урок, а то и два!);
3) заинтересован ли учитель во взаимопонимании между ним и учениками.

Но самым главным является следующее условие: готовность преподавателя существовать в отношениях с учениками не на уровне диктующего авторитета, а на уровне заинтересованного помощника и сотрудника, как сейчас говорят – фасилитатора (от английского facile – облегчать).
Большим подспорьем в выстраивании таких взаимоотношений, например, может явиться книга, изданная под редакцией В.В. Петрусинского «ИГРЫ: Обучение, тренинг, досуг», а также множество книг, которые посвящены различного рода тренингам. Используя свой опыт или руководствуясь литературой, вы подберете подходящие упражнения, соответствующие той или иной цели.

Упражнения, предлагаемые ниже, неоднократно проверялись в работе и давали хорошие результаты при создании дружеской атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Упражнение, направленное на объединение группы:

;все в классе (в том числе — учитель) становятся в один большой круг на расстоянии-20—30 см друг от друга; левая рука направлена в сторону соседа слева и повернута ладонью вверх; правая рука, соответственно, — вправо ладонью вниз; ладони соседей должны «зависать» одна над другой на расстоянии 3—5 см. Все закрывают глаза и руками «слушают» своих соседей: от кого-то идет тепло, от кого-то веет холодом, у некоторых начинаются приятные покалывания в ладонях.

Упражнение, направленное на установление доверия:
; класс разбивается по парам (вначале по симпатиям, потом, возможно, и по антипатиям), в которых один человек исполняет роль слепого, а другой — поводыря.

;Игра проходит в тишине. Непременным условием является то, что ведомый не должен ни обо что удариться, таким образом, между «поводырем» и «слепым» устанавливается система тактильных сигналов, помогающих безопасно огибать препятствия. Затем дети меняются ролями. Игра, как правило, вызывает восторг и порождает у ребят массу эмоций и открытий.

Выигрывают обе стороны: дети — в полном восторге от того, что у многих (совместимых) получилось; учитель от того, что имел возможность увидеть и распределение симпатий, и спонтанно возникшую совместимость и несовместимость, что в дальнейшей работе поможет более успешно формировать группы для работы на уроках.

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Большинство бед в обучении происходит оттого, что детей обязывают заучивать слова и их сочетания, не проникающие в душу, чуждые природе ребенка и уровню развития его интеллекта. А то и уровню психического развития. Но впустить их в себя окажется возможным только при условии, если сам человек проникнет в суть слова. Здесь неизменно срабатывает принцип обратной связи.

Великий Леонардо да Винчи оставил после себя пласты мудрости на самых разных уровнях. Отзвуком одного из них, на мой взгляд, являются слова: «Пойми разумное основание и тебе не понадобится опыта».

Не придется бессмысленно зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если вначале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека.

Слово как вибрация входит в резонанс не только с органами тела и мозговыми структурами, но и способно играть личностно-формирующую роль: путем проникновения в смысл слова, человек не столько выстраивает свое отношение к изучаемому объекту, сколько учится жить в мире с различными, часто противоречивыми и не схожими с ним явлениями окружающей Среды.

Как работать со словом на уроках географии и в жизни

• Совет первый:
а) проговорите слово медленно, внимательно рассмотрите его написание и определите корень, от которого оно образовано, — именно его сущность и подскажет вам верное восприятие слова;
б) затем образуйте от этого корня родственные слова, чтобы они, подобно ветвям дерева, расширили смысловое звучание, добавили к вашему слову оттенков;
в) если это слово вы слышите впервые, желательно выстроить небольшую словесную конструкцию (предложение, мини-рассказ,) так, чтобы она отражала основную смысловую нагрузку, которую несет данное слово.

Пример первый: корень слова речка — реч- (ректи в древнерусском языке означало «говорить»); следовательно, речка — это нечто говорящее, имеющее свою речь. Кстати, реки и говорят-то по-разному: равнинные тихо, неспешно, плавно, а горные — громко, торопливо, перебивая друг друга.

Благодаря такому разбору появляются многочисленные ассоциативные связи со словом «речка», рождается образ живой, одушевленной природы, что настраивает человека на бережное отношение к ней, попутно воспитывает в нас чуткость слуха внешнего и внутреннего. Незаметно текст внешний становится внутренним, принятым душой человека, а значит, ко всем объектам и явлениям данного текста мы уже станем относиться как к самим себе, следуя правилу: не навреди!

Подобрав родственные слова, легко увидеть, как глубоко реки проникли в жизнь людей, в их речь и взаимоотношения.

Речь, речистый, обреченный, зарекаться, течь рекой (обильно), предрекать, отречение, нарекание — за каждым словом свое качество или действие, свой, отличный от других способ существования.

Пример второй: в слове излучение корень — луч-; в древнерусском языке, как и в современном русском, звуки к и ч чередовались, так что однокоренным словом, как ни странно, будет слово лук (кстати, перья проросшего лука напоминают лучи, исходящие из одной точки). А еще сразу вспоминается другой лук — тот, из которого стреляют: его стрелы могут быть посланы в разных направлениях, как и лучи солнца, которые поэты недаром называют «золотыми стрелами».

Таким образом, слово «излучение» говорит нам о том, что нечто (энергия или частицы) исходит (приставка из-) откуда-то, подобно лучам.

Доказательством тому явится проникновение в смысл родственных слов: лучший (соответствующий сиянию луча), случай (идущий с лучом, а все лучи, как известно, сходятся в одну точку, что приводит нас к мысли, что и случай неслучаен), лучиться (распространять лучи), лучина (щепка, от которой идут лучи света), отлучение (отстранение от лучей, а значит, от света, т.е. погружение во тьму).

Попробуйте сами!
ГОРЫ:
ПРОСТРАНСТВО:
ВСЕЛЕННАЯ:

• Совет второй:
Если необходимо проработать иностранное слово, то лучшим помощником в этом явится словарь иностранных слов.

Пример первый, в переводе с французского слово климат означает «перемены», а с греческого — «наклон». Именно с углом наклона солнечных лучей по отношению к земле связывали древние греки различия погоды на разных широтах.

Пример второй и прочие: вы без особого труда откроете для себя, что гидродинамика (гидро — «вода»; динамика — «движение») — наука о законах движения жидкости; что галактика по-гречески означает молоко, молочный, поскольку звездные системы именно так выглядят на ночном небе, а наша, родная, носит откровенное название — Млечный путь; что иллюстрация освещает содержание текста (ил — означает «из», а л юс — «свет»). И так далее, и так далее.
Таким образом, получается, если слово — это целый мир, то словарь — вселенная миров.

• Совет третий и последний:
НИКОГДА И НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ РАБОТАЙТЕ СО СЛОВАМИ, НЕ УЯСНИВ ИХ ЗНАЧЕНИЯ!

ВОЙДЕМ В ОБРАЗ

В слове образование корень совпадает со словом образ. Образ чего? Какой образ?
Глагол образовать нами понимается как «выстроить, организовать, появиться» (образовалась новая партия, образовался разрыв, образовались пары и т.д.). Значит, во-первых, образование — это выстраивание какой-то структуры внутри человека, формирование его образа.

А с другой стороны — всем известно образное мышление, при котором образ мира внешнего, переносится внутрь, в сознательные и бессознательные пласты психики человека и создает цельную картину мира. Доказано, что чем сильнее развито образное мышление, тем богаче внутренний мир человека, лучше его память, пластичнее взаимоотношения с людьми и природой.

Поскольку мы ставим задачу учить и учиться с удовольствием, то, подумайте, что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой! А, прикоснувшись ко всем сторонам жизни планеты, мы уже не сможем не любить ее и ее людей, какие бы ошибки они ни совершали. Мы просто станем перед необходимостью искать пути исправления этих ошибок.

Для того чтобы дети научились грамотно использовать свое воображение, некоторым из них потребуется время, а кто-то уже все знает из своего опыта.

Внутренняя фотография

Попробуйте что-либо вспомнить! Вначале нечто из прожитого мелькнет в голове очень и очень быстро. А если остановиться, вспомнить в деталях? У события, произошедшего довольно давно, многие детали, скорее всего, окажутся стертыми, расплывчатыми. Не удивительно. Ведь у нас есть оперативная память, которая работает с информацией, необходимой нам почти постоянно, а есть архивная, откуда эту информацию еще потребуется изъять. На это нужно и время, и знание того, как надо действовать.

Пусть вас не пугает некая схематичность в подходе к человеку, некое отождествление его с компьютером, им же самим созданным. Поскольку эта машина появилась как искусственный интеллект, аналогии напрашиваются сами собой, и чаще всего они оказываются весьма оправданными. Тем более, что учеными уже давно признано, что принципы их построения очень похожи.

Работая на уроках по развитию образного мышления и образной памяти, мы формируем самые долговременные ее файлы. Но для качественного выполнения данной задачи, как и в любом деле, требуется знание основ и тренировка.

Одним из таких упражнений является внутреннее фотографирование текста предметного или печатного. На первом этапе идет простой тренинг по запоминанию качеств предмета или группы предметов с последующим их описанием. Затем мы переходим к работе с картинками или схемами.

• Ход упражнения: учитель, стоя перед детьми, на 5 — 7 секунд поднимает перед собой предмет таким образом, чтобы он был всем хорошо виден. После этого дети закрывают глаза и работают со своим внутренним экраном, пытаясь воспроизвести на нем изображение этого предмета.  Затем идет обмен мнениями.

И на первом, и на последующих этапах обучения следует подготовить детей к «включению» их внутреннего экрана. Иногда бывает достаточным просто предложить закрыть глаза и посидеть в тишине, вспоминая, к примеру, летние каникулы

Многие скажут уже сразу, что они, закрыв глаза, «видят» предмет в подробностях и в цвете. У некоторых обозначатся только контуры предмета, а кое-кто вообще ничего не увидит.

Опыт показывает, что результаты значительно улучшаются уже после пятиминутной тренировки на уроке. А уж если ребята станут проделывать это упражнение в самых различных обстоятельствах и довольно часто, то они быстро в этом преуспеют.

• Предупреждение: необходимо предварительно разъяснить, для чего это упражнение нужно, какая от него польза и как оно поможет в обучении конкретному предмету. В противном случае дальше развлекающего момента эта игра не пойдет.

А необходимы подобные занятия по многим причинам:
— значительно улучшается память;
— богаче, детальнее, ярче возникают внутренние картинки во время рассказа учителя;
—  живее будут звучать рассказы самих учеников, поскольку различные явления они теперь станут описывать с ощущением собственной причастности;
— результаты обучения в сравнении с группами, опирающимися только на логику или заучивание, гораздо выше.

Применение внутренней фотографии

• Карту носим с собой. Одним из самых важных применений внутренней фотографии является перенесение географической карты на внутренний экран ученика.

Естественно, что такое перенесение имеет место и без всякой тренировки: волей-неволей запоминается расположение морей и островов, материков и рек. Однако, когда это происходит сознательно, в скором времени дети вполне смогут обходиться без карты, легко перемещаясь в любой конец земного шара посредством «путешествия» по ее «внутренней» копии.

С Андреем А. (9 класс) у учителя сложились особенно теплые отношения, они понимали друг друга с полуслова. Но учитель никогда не вникал в вопрос, насколько юноша владеет работой с внутренним экраном, пока однажды не произошло следующее.

На доске было написано задание к контрольной, три момента которой невозможно было решить без карты. Учитель заметил, что у Андрея на столе нет атласа. Протянул ему свой.

— Возьми, Андрей, тебе понадобится, — участливо сказал он.
— А зачем? — искренне удивился тот. — Я и так все вижу!

В результате такого переноса карты на внутренний экран станет возможной и игра «Спиной к карте», которая будет описана ниже

•  Контурные карты не нужны. Еще одним результатом работы по внутреннему фотографированию будет отказ от использования контурных карт. Необходимость в их заполнении отпадает, поскольку ученик сам вполне может нарисовать контурную карту.

Слишком уж простым покажется обозначение названий материков, островов и морей на уже готовом клише! Частые тренировки на узнавание контуров материков и их частей, постепенное их заполнение от темы к теме, дают возможность работать более продуктивно, а главное — творчески.

Во-первых, учитель может изобразить контур материка на доске, а ученики по очереди заполняют его (или рисуют расположение рек, или природных зон, или горных массивов).

Во-вторых, на том же контуре, заполненном учителем, ученики с большим удовольствием будут исправлять сознательно допущенные им ошибки (по расположению гор, рек, названиям их и т.п.).

В-третьих, такую работу можно предложить и в качестве контрольной. В-четвертых, она годится и при опросе.

В-пятых, мне не хочется ограничивать вашу фантазию рамками своего опыта: у вас, возможно, он окажется богаче.


Рецензии