Познать все тайны бытия - 51

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответствующего ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех
птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя его. И нарёк человек имена всем скотам и птицам, и всем зверям полевым: но для человека не нашлось помощника подобного ему. И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял
одно из рёбр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого
у человека жену, и привёл её к человеку. (Быт.2:18-23)


Однако жена, созданная для мужа из его ребра, не является первой женщиной на
земле. Как явствует из Священного Писания, жена есть женщина седьмого дня Божьего
творческого созидания. Но ведь была, однако, женщина и шестого дня.

"И сотворил. Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину
и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на
земле. (Быт.1:27-28)

К тому же существует поверье, что символом той самой женщины шестого дня была
некая Лилит. В Библии, правда, нет прямого упоминания о ней, если придерживаться
канонических текстов. Но в самых древних апокрифах эта женщина поминается, в частности, в шумерской и семитской мифологии.

Следуя одному из основных законов диалектики "отрицания отрицания", не станем
ничего отрицать, в том числе и существование Лилит. Ибо, как бы там ни было,
около тридцати пяти тысяч лет человечество являлось неотъемлемой частью окружающей среды, гармонично в неё вписываясь. Жизнь первобытных людей напрямую тогда
зависела от погоды, от диких животных, от урожая съедобных дикорастущих растений. Человек времён палеолита не имел ещё домашних животных, не занимался пока что посевами чего бы то ни было съедобного; люди жили племенами в несколько десятков человек, происходящих от одного предка. Селились обычно в пещере на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождением веток и разжигая внутри костёр для обогрева и приготовления пищи.

Выживание людей в таких условиях напрямую зависело от умения раздобыть, развести
и поддерживать огонь; от умения найти и собрать съедобные плоды, корни, мелкую  живность и добыть на охоте зверя. Первобытные люди десятки тысяч лет самостоятельно обеспечивали себя всем необходимым, заселяя даже северную тайгу у самых границ
тундры.
Разумеется, их смертность, и в первую очередь детская, была очень высока. Однако необходимое количество для продолжения рода людей всё-таки выживало и оставляло
за собой потомство.

Конечно же, первобытный труд был очень непрост: следить за костром, охотиться и разделывать животных примитивными орудиями, мастерить из шкур одежду, выискивать
и собирать съедобные плоды, ягоды, грибы - всё это требовало немалого терпения и внимания. Мужчины, в основном, занимались охотой, часто без должного успеха и
подолгу отсутствуя в поселении, нередко получая при этом ранения и погибая.
 
Таким образом, женщины играли основную роль в жизни первобытнообщинного человека
и по сути возглавляли племя. Родить, выходить и прокормить потомство, помимо
прочих хозяйственных забот по поддержанию очага и жизни всего племени, - всё это лежало на женских плечах.
У многих сообществ того времени существовал своего рода культ женского пола, о чём свидетельствуют найденные археологами первобытные статуэтки, изображающие человека
с типично женскими очертаниями.

Сложившаяся система главенствующей роли женщины в обществе называется
матриархатом, что в переводе с греческого означает "власть матери".

Постепенно у человека появляются домашние животные и более совершенные орудия
труда, с помощью которых расчищается земля под посевы, проводится рубка деревьев, вспашка полей, охрана поселений от хищников. Человек расселяется не только в
пещерах, но и сооружает жилища из имеющихся подручных материалов, что
естественным образом ложится теперь уже на плечи мужчин, физически более сильных,
чем женщины. К тому же возрастает необходимость охраны поселений не только от хищников, но уже и от набегов чужаков из кочевых племён, которые полагали, что
куда проще отобрать
скот и зерно, чем выращивать самим. Подвергались опасности также женщины и дети, оставаясь без защиты мужчин. Таким образом всё более возрастала роль мужчины в
жизни племени, а роль женщины постепенно сужалась до обязанности рождения детей
и занятий домашними делами.

Конечно, матриархат уходил не сразу, а постепенно, по мере возрастания роли мужчины
в жизни общества. Защитник, производитель, труженик - мужчина становится главой племени. А когда появились первые государства, возглавлял и их.
Наступала эпоха патриархата - "власть отца".
 
Матриархат остался в жизни первобытного человеческого общества шестого Божьего дня сотворения и созидания Мироздания. И первую женщину Лилит, как человека шестого
дня, сменила жена своего мужа седьмого Божьего дня, длящегося и поныне.


Рецензии