Услады земной жизни
Дабы человек смог осознать истинный смысл своей жизни, Великий Творец предоставил ему все возможности. Одарил разумом, и учредил ему Руководство, чтобы он придерживался основных принципов единобожия, а также поддержания постоянства веры и благочестия. Только так можно удостоиться вечной жизни будущего, которая намного краше земного.
И как прекрасно видится всем людям
Любовь земных страстей:
Тут женщины и сыновья,
Тут горы серебра и злата,
И меченые кони, и стада скота,
И вспаханная нива.
Сие - лишь сладостная тщета ближней жизни,
Обитель у Аллаха - много краше!
(Аль Имран, 3/14).
Здесь перечисляются услады здешнего мира, женщины для любви, дети как источник силы и гордости, нагромождения богатства, посредством которых можно приобрести всевозможные предметы роскоши, лучших скаковых лошадей и стада, которые с давних времен считались признаком благоденствия, и хорошо обработанные поля.1
О нежелательности стремления к богатству в Коране говорится неоднократно, так как богатство удаляет человека от Высшего созерцания и лишает его от райского блаженства будущего. Относительно этих людей Иисус (мир ему!), сказал: “Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” Относительно результатов к которому стремился человек в земной жизни в стихах Джалаладдина Руми выражает следующим образом:
Когда смерть приходит, все вокруг него причитают,
тогда как его собственный дух смеется над его страхом.
В это мгновение богатый человек узнаёт, что у него нет золота,
а умный видит, что его талант не принадлежит ему.
Благодарность за изобилие слаще, чем само изобилие: следует ли тому,
кто погружен в Щедрого, отвлекаться на подарки?
Благодарность есть душа благодеяния, а изобилие - лишь шелуха,
И во избежание такого рода видений нам следует строго придерживаться Господних установлений и не при каких обстоятельствах не нарушать их. А для этого человек должен страшиться Дня воскресения. Этот день будет настолько тяжким и ужасным, что каждого человека будет беспокоить только его собственная судьба.
О род людской!
Страшитесь гнева вашего Владыки
И бойтесь Дня, когда отец
Ничем не сможет быть полезен сыну
И сын отцу ничем не пособит, -
Верно[19], поистине, обетование Аллаха!
А потому не обольщайтесь
(Мгновеньем кратким) жизни на земле.
Не позволяйте искусителю - Шайтану
Вас об Аллахе обольстить.
(Лукман, сура 31:33).
В толковании Ибн Касира говорится: “Всевышний Аллах увещевает людей о Дне возврата, повелевает им бояться Его и страшиться Судного дня, когда: Родитель не возместит за ребёнка – т.е. если даже родитель захочет пожертвовать собой, чтобы спасти ребёнка, от него не примут этого. И также, если ребёнок решит выкупить своего родителя собой, от него не примут этого. Затем Аллах возобновил своё наставление: Пусть же тебя не обольщает жизнь ближайшая – т.е. пусть спокойствие в этой жизни не отвлекает вас от обители вечной; И пусть не обольщает вас обольститель об Аллахе – т.е. шайтан по мнению ибн Аббаса, Муджахида, ад-Даххака и Катады. Ведь именно шайтан искушает человека обещаниями и мечтами, но его обещания пустые.3 Ведь Аллах сказал: “Он даёт им обещания и возбуждает в них надежды. Но сатана не обещает им ничего, кроме обольщения” (сура 4:120). Вахб ибн Мунаббих рассказывал: “Узайр (мир ему) сказал: “Когда я увидел беды моего народа, меня охватила печаль и горесть. Меня покинул сон, и я стал страстно молить Господа моего, молясь и постясь, проливая слёзы в своих мольбах. И тогда пришёл ко мне ангел, я спросил у него: “Скажи мне, смогут ли души праведников заступиться за злодеев, или же отцы за сыновей?” он ответил: “Судный день – день, когда судебные решения будут приняты, и власть Аллаха станет явной, и не будет никаких уступок. Никто не сможет говорить без дозволения Аллаха. отец не будет в ответе за сына, а сын не будет отвечать за отца, ни брат за брата, ни раб за хозяина. Никому не будет дела до других, каждый будет горевать за себя. Никто не будет спрошен за другого. Никто никого не помилует, каждый будет бояться за себя. Каждый человек будет занят своей печалью, будет оплакивать свою беду, и не понесёт душа ношу другой души». Это передал ибн Абу Хатим””.4
Римский философ Гераклит однозначно отвергал стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям, и говорил: “Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большим усилиями должен он удерживать”. Сообщается, что Абдуллах бин Масуд (р.а.), сказал: “Однажды пророк (с.а.с.), спросил людей: “Кто из вас любить богатство своего наследника больше, чем свое собственное богатство?” Они сказали: “О посланник Аллаха, нет среди нас такого, кто не любил бы свое собственное богатство больше”. Тогда он сказал: “Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил, а то, что он отложил, является богатством его наследника!””5
Каждый человек в земной жизни в соответствии призвания данным Богом, выполняет определенную работу, которая в первую очередь должна служить процветанию общества и всего человечества. Но среди этих людей не смотря на свои призвания, поддавались искушению Сатаны, одни ради идеи, а другие ради богатства стремились к власти. Учитывая все эти факты, каждый человек должен строить свою жизнь на богобоязненности и не должен поддаваться искушению Сатаны. Так как, обольщая человека земными сладостями и богатством, Сатана повелевает запретное и гнусность. А в Судный День, человека не спасут ни накопленное богатство, ни дети, и он будет повергнуть к неизбежной гибели. Но тот, который сознательно изберет трудный путь Аллаха и ради которого он даже будет готов будет на большее, этим он воздаст своему Творцу щедрый займа, а взамен получит вечное блаженство.
“Аллах, поистине, купил у верных и души их, и их добро, (платя) взамен им Райским Садом. Они сражаются на промысле Господнем, разя врагов и сами сражены бывают, как обетовано по Истине Его через Закон, Евангелие и Коран (священный). А кто в обетовании своём вернее Бога? Ликуйте же от выгодного торга, который с Ним вы заключили! Сие великая удача.”
Аллах, поистине, купил у верных
И души их, и их добро,
(Платя) взамен им райским Cадом.
Они сражаются на промысле Аллаха;
Разя врагов, и сами сражены бывают,
Как обетовано по Истине Его
Через Закон, Евангелие и Коран.
А кто в обетовании верней Аллаха!
Ликуйте же от выгодного торга,
Который с Ним вы заключили!
Сие - великая удача.
(Ат Тауба, 9/111).
Аллах (хвала Ему!), требует и получает от верующих целиком их жизнь и все их достояние, так что у них ничего не остается. То есть это – торговая сделка, при которой продающий может идти только предписанным путем. Цена, которую он за это получает, - рай. А путь, ведущий туда, есть борьба на пути Аллаха, в которой мусульмане сражаются и бывают убиты. Конец – или победа, или мученичество.
Ибн Касир пишет: “Мухаммад ибн Ка’б аль-Курази передаёт, что Абдулла ибн Раваха сказал посланнику Аллаха (с.а.с.), в ночь аль-Акабы (присяги ансаров посланнику Аллаха): “Огласи условия твоего Господа и твои (условия)”. Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Условия моего Господа, чтобы вы поклонялись Ему и не придавали Ему в сотоварищи ничего. Мои условия, чтобы вы защищали меня, как вы защищаете себя и своё имущество”. Абдулла спросил: “Что нам (будет дано), если мы выполним договор?” Он (да благословит его Аллах и приветствует), ответил: “Рай”. Абдулла сказал: “Успешная сделка, мы не просим больше или меньше”...Аллах сказал: “Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая” – т.е. всё равно убивали они или были убиты, рай им становится обязательным. Об этом в двух Сахихах приводится хадис: “Аллах гарантировал тем, кто вышел на Его пути: “Его вывел (из дома) лишь джихад на Моем пути и вера в Моих посланников”, что Он либо упокоит его и введет в рай, либо вернёт его домой, из которого он вышел с тем, что он заработал из награды или трофеев”. (Бухари 3123, Муслим 1876). Слова Аллаха: “Таково Его истинное обещание в Таурате [Торе], Инджиле [Евангелии] и Коране» – подтверждение того, что это обязательство Он взял на Себя и сообщил об этом в посланных Своим пророкам великих писаниях: Таурате, ниспосланной Мусе (мир ему), Инджиле, ниспосланном Исе (мир ему), а также в Коране, ниспосланном Мухаммаду (мир им всем и благословение Аллаха). “Кто же выполняет свои обещания лучше Аллаха?” – т.е. Он не нарушает Своих обещаний. И это подобно Его словам: “Чья речь (рассказ) правдивее речи Аллаха?” (сура 4:87) а также: “Кто же правдивее Аллаха в речи?” (сура 4:122). Далее Аллах говорит: “Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние” – пусть обрадуется тот, кто выполнил эти требования и был верен этому договору великому преуспеянию и вечному блаженству”.
Не имея представление о жизни после смерти, люди относятся к этой истине Аллаха скептически. Любовь к материальным ценностям так велико у этих людей, что все эти обещания Бога относят к земной жизни. Но они не понимают, что все накопленные богатства и их жизнь преходящи, а также они не понимают, что смысл земной жизни это испытание, а за ней наступит воздаяние. И будут избираться, именно те, которые более того заслуживает.7
В одной из притч Иисуса (мир ему!) говорится: “Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем, когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел, когда взошла зелень и показался плод, тогда явились плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы, и во время жатвы я скажу жнецам соберите прежде плевелы и свяжите их в снопи, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу свою”.6 Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что пророк (с.а.с.), сказал: “Однажды, когда пророк Аййуб купался, сверху на него посыпалась золотая саранча, и Аййуб принялся собирать ее в свою одежду. Его Господь обратился к нему, сказав: “О Аййуб разве Я не избавил тебя от необходимости в том, что ты видишь?” В ответ Ему Аййуб сказал: “Да, клянусь могуществом Твоим, но от необходимости в даре, ниспосылаемом Тобой, я не избавлен””. Обращаясь в своей проповеди к людям, совершившим прегрешения, Абдулла ибн Аббас говорил: “О совершивший прегрешение! Не надейся на то, что это пройдет без последствия. То, что следует за прегрешением, еще хуже, чем само прегрешение. Если ты не стыдишься того, кто справа от тебя, и того, кто слева от тебя во время совершения прегрешения, то это не менее опасно, чем само прегрешение. Если ты смеешься, совершая прегрешение, не осознавая, что Аллах сделает с тобой, то это хуже, чем само прегрешение. Если ты радуешься прегрешению, совершив его, то это хуже самого прегрешения, если ты опечален тем, что тебе не удалось согрешить, то это чувство хуже, чем само прегрешение. О, совершивший прегрешение! Знаешь ли ты, в чем состояло грех Аййуба, когда Аллах ниспослал ему беду и лишил его имущества? Его грех состояло в том, что когда несчастный и бедный человек обратился к нему за помощью, и чтоб он избавил его угнетения, а Аййуб отказал ему”.8
Книга Иова 1:1-3: “Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был этот человек непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги, и был человек этот знаменитее всех сынов Востока”. Аййуб (Иов) в свое время был богатым и известным человеком, и наравне с этим он являлся образцом добродетелей богобоязненности. После всех этих события, Сатана сводит с истинного пути сыновей и дочерей Аййуба, за что их постигает наказание Аллаха. Впоследствии он теряет сыновей и дочерей и все свое богатство, и Аллах подвергает его к более тяжкому испытанию. Его тело покрывается кожной болезнью. В течение длительной болезни Аййуба Сатана стал нашептывать небольшому числу его верных друзей следующее: “Если Аййуб, в самом деле, был посланником, то Аллах услышал бы его мольбы, и он бы выздоровел”. И такого рода высказывания дошли до его ушей и поразили его сильнее самой болезни и нищеты. Но он не потерял свою веру, и с покаянием обращаясь к Аллаху, просил прошения и милосердия. В своей молитве, он лишь призывал Аллаха как Милосердного из милосердных, т.е. в Его высшем качестве. И он не просил переменить судьбу и не жаловался на несчастья постигшие его. Он все вручает в Его руки, потому что он в себе был уверен, что Аллах знает обо всем. И все это является лишь испытанием. Увидев его стойкость и терпение, Аллах возвращает ему все блага, одаривая его вдвойне, его братья и друзья вновь окружают его. Он обзаводиться новой семьей и доживает до преклонного возраста. Книга Иова 42:12-13: “И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери”.
Рафик шейх Гюльбала оглы
г. Ширван, ноябрь 2015 г.
Список литературы:
1.Йусуф Али. ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ КОРАНА 1999 Copyright by SKD Bavaria Verlag Handel
GmbH ISB3\926575-74-3В. 5-я брошюра, Часть 14, Стр. 1255.
2.Джалал ад-Дин Мухаммад Руми. СОКРОВИЩА ВСПОМИНАНИЯ
(перевод Леонида Тираспольского).
3.Ибн Касир. https://quran-online.ru/31:33.
4.Ибн Касир. https://quran-online.ru/ 4:120.
5.Аль Бухари Мухтасар хадис № 2007.
6.Свт. Иоанн Златоуст. Толкования на Мф. 13:24.
https://bible.optina.ru/new:mf:13:24.
7.Ибн Касир. https://quran-online.ru/ 9:111.
8. Аль Бухари, Мухтасар хадис №193.
Свидетельство о публикации №224123100610
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2025/01/11/1662 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 11.01.2025 20:33 Заявить о нарушении