Тайна гибели двух поэтов

    
          Пушкин и Лермонтов это два великих поэта, положивших начало русской литературе. Лермонтов был моложе Пушкина всего на 15 лет. Пушкин, как родоначальник русской литературы начал писать в середине 10-х годов XIX века, его творчество развивалось в период подъема декабристского движения. Лермонтов формировался как поэт и гражданин после разгрома декабристов, в 30-е годы. И Пушкин и Лермонтов жили в неспокойное время. Это были времена, когда революционные взрывы сотрясали Россию, поэтому царь Николай I, напуганный восстанием декабристов, не щадил прогрессивную дворянскую интеллигенцию. Не смотря на разницу в возрасте, судьбы этих великих поэтов в чем-то схожи. Оба поэта опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Они писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Оба они погибли в одинаковых обстоятельствах, а именно на дуэли. Больше всех этих поэтов соединяло чувство стремление к истинной религии ислам. И что интересно, встреча обоих поэтов с миром ислама произошла во время их путешествия по Кавказу. В особенности интерес к истинной религии Аллаха усилилось после того, как они увидели культуру мусульман Кавказа. Именно на Кавказе, вслушиваясь в молитвы мусульман, наблюдая за их поведением, они стали размышлять об исламе. После контакта с исламским миром Пушкин написал поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», вылившиеся в «Подражания Корану», а у Лермонтова поэма «Хаджи-Абрек», «Ветка Палестины», «Ангел смерти», «Демон», «На смерть Пушкина» и другие издания 1863 года. Лермонтовед прошлого века М.И. Синельников прямо писал о его отношении к исламу: “Выговаривая правду прямо и до конца, надо признать, что автор самых проникновенных и чистых православных стихов был отчасти мусульманином”.1
    
          Как нам известно прадед Пушкина по матери Ибрагим Петрович Ганнибал был родом из Абиссинских мусульман. В 1704 году русский посол Савва Рагузинский купил его в Стамбуле и привёз в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ибрагим получил отчество Петрович.  Во втором браке у Ганнибала родился сын, Осип Абрамович Ганнибал — дед А. С. Пушкина по материнской линии. Своему прадеду А. С. Пушкин посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого». Кроме того, у Пушкина есть другие стихи, называемые «Моя родословная», где говорится:

Сей шкипер деду был доступен
И сходно купленный арап,
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.

          Тема ислама была затронута во многих произведениях поэта, где в основном он позиционирует как последователь «учения Магомета» и с любовью упоминает откровения Корана.

Мужайся ж, презирай обман,
Стезею правды добро следуй,
Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

          В «Татарской песне» поэмы звучат «Святые заповеди Корана» — о совершении хаджа в Мекку:

Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед:
Блажен факир, узревший Мекку
На старости печальных лет.
Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему навстречу дева рая
С улыбкой страстной полетит.               
В рукописи «Евгения Онегина» также были слова:      
В Коране много мыслей здравых,
Вот например: “пред каждым сном
Молись: беги путей лукавых,
Чти Бога и не спорь с глупцом               

          А вот строки, посвященные женам посланника Аллаха:

О жены чистые пророка,
От всех жен отличены:
Страшна для вас порока.
Под сладкой сенью тишины,
Живите скромно: вам пристало
Безбрачный девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!
    
          В зимнем Михайловском, ссыльный Пушкин посвящает очередной стих коранической суре «Пещера»:   

В пещере тайной, в день гоненья,
Читал я сладостный Коран.         
Внезапно ангел утешенья, 
Влетев, принес мне талисман.
Его таинственная сила
Слова святые начертила, 
На нем безвестная рука.               

          Не только смерть, но и жизнь этого великого поэта окутана тайной. В особенности тайной окутана дуэль, в результате которого он получил смертельное ранение. Эта дуэль была запланирована заранее, вероятнее всего тайной политической полицией Николая I. И чтобы спровоцировать этот дуэль Пушкину отправлялись анонимные письма на французском языке, где ему присваивался «патент на звание рогоносца». После небольшого расследования, выяснилось, что автором этого письма является Дантес - Геккерн. Пушкин вечером 4 ноября 1836 года послал Дантесу вызов на дуэль. Пушкин жил в ожидании ответа. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны Гончаровой и, соответственно, свояченице Пушкина. Вероятно по этой причине Пушкин отложил вызов на дуэль. После свадьбы Дантеса и Екатерины конфликт между Пушкиным и Геккернами как будь то был исчерпан, но вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток («казарменных каламбуров») по адресу Пушкина и его семьи. Пушкин отправил письмо отчиму Дантеса Луи Геккерну. Письмо Пушкина носил явно оскорбительный характер. В тот же день Луи Геккерн через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов, ввиду тяжести оскорбления поединок должен был состояться «в кратчайший срок». Пушкин без обсуждения принял весьма жёсткие условия дуэли, письменно составленные виконтом д’Аршиаком.  После этих договоренностей  Луи Геккерн просит отсрочку на две недели, на что Пушкин соглашается. Дуэль состоялся 27 января  (8 февраля) 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи. Секундантом Пушкина был его товарищ подполковник Константин Данзас, а  секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт Оливье д’Аршиак и фанцузский офицер Жорж Шарль Дантес, с 1830-е года служивший в России и являлся хорошим стрелком. Не менее известным стрелком считался Пушкин. Во время ссылки в Михайловском, Пушкин упражнялся каждое утро, всаживая по сотне пуль в стену амбара. Он с десяти шагов попадал из пистолета в карточного туза. Пушкин был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре, остальные не состоялись ввиду примирения сторон. В шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. По мнению историков, истинная причина избегания Геккерном дуэли заключалась в том, что поэт был очень серьезным противником.2               

          Дуэль все таки состоялась. После того, как Данзас подал сигнал, дуэлянты двинулись к барьеру. Первым к барьеру подошел Пушкин и он мог выстрелить, но подождал пока Дантес дойдет до своей позиции. Но, он, не дойдя до барьера одного шага резко повернувшись, выстрелил первым. Пуля попала Пушкину в живот и он упал. Лежа на снегу Пушкин попросил сменить пистолет, на что Д’Аршиак стал возражать. По всей вероятности револьвер не выстрелил. Не смотря на протест Д’Аршиака Данзас подал ему другой пистолет. Пушкин опираясь на одну руку выстрелил и попал в грудь Дантеса. Исследователи утверждают, что пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, и рикошетом отскочил в сторону. В документе о физическом состоянии Дантеса после дуэли с Пушкиным говорится: "... Барон Геккерн (Дантес) имеет пулевую проницающую рану на правой руке ниже локтевого сустава…кроме боли в раненом месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вдыхании, хотя наружных знаков контузии незаметно". По мнению исследователей эта контузия у Дантеса была вызвана ударом пули, в результате которого была переломана два ребра. В. И. Даль, проводивший вскрытие: «Раздробления подвздошной, в особенности крестцовой кости неисцелимы». Современный патологоанатом Ю. Артамонов отмечает странности отчета В. Даля: нет точной локализации входного пулевого отверстия, не указано место расположения пули, также сомнителен факт, чтобы пистолетная пуля могла пробить подвздошную кость.3

          Большинство современных исследователей, усматривают этот дуэль как предумышленное убийство и утверждают о надетой Дантесом перед дуэлью кольчуге или даже кирасе. Писатель В.В. Вересаев высказал версию о том, что некие влиятельные силы специально подослали Дантеса в Россию для убийства Пушкина на дуэли и даже изготовили в Архангельске для него некий «бронежилет», металлическую кирасу по форме тела или кольчугу. На эту версию его натолкнуло сообщение одного архангельского литератора о том, что в Архангельске в старинной книге для приезжих тот видел запись. В ней было отмечено, что от Геккеренов приезжал человек и поселился на улице Оружейников. В вину секунданту Пушкина Данзасу ставилось то, что он не осмотрел перед поединком Дантеса. Гипотеза о применении Дантесом защитного корсета подтверждается  прошением Луи Геккерном отсрочки на две недели, за время которого было изготовлено кольчуга. Генерал-адъютант Карл Бистром, узнав о дуэли, донёс о ней Николаю  I. Выслушав его царь распорядился: “…судить военным судом как Дантеса – Геккерна и Пушкина, так равно и всех прикосновенных к сему делу…” Военный суд первой инстанции приговорил в предварительном порядке Дантеса и пушкинского секунданта К. К. Данзаса к смертной казни через повешение (по законам времён Петра I). Генерал-аудитором А. И. Ноинским 17 марта 1837 году представил императору окончательная редакция сентенции Военного суда, которая была сопровождена следующей высочайшей конфирмацией: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как не русского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Таким образом, ни в чем не бывало, Дантес покидает Россию. После гибели поэта Николай I приказал вынуть из дел все «возмутительные» стихи и сжечь их. А «возмутительными» для царя являлись стихи посвященное исламу. В огне погибло множество списков стихотворений Пушкина и, по предположению пушкинистов, несколько подлинников.4

          Больше всех гибелью поэта был тронут Михаил Лермонтов. Свою скорбь он вылил в  стихотворение «Смерть поэта»:               

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века          
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтобы видели злодеи в ней пример.
Погиб поэт! – невольник чести, -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести.
Поникнув гордой головой!...
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнения света            
Один, как прежде…и убит               

          По рассказам современников, один из списков стихотворения с надписью «Воззвание к революции» был доставлен царю. Николай I в ярости «велел старшему лейб-медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». 25 февраля 1837 г. последовало высочайшее повеление о ссылке Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк и о месячном аресте с последующей ссылкой в Олонецкую губернию С. А. Раевского. Даже отправляя Лермонтова в ссылку на Кавказ, Николай I не скрывал своей радости и сказал поэту в след: “В добрый путь, господин Лермонтов”. Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой трагедии.5 

          Таким образом после распространения стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов был сослан на Кавказ. В это время в Дагестане имамом Шамилем было организовано крупное восстание нухинских татар, черкесов и аварцев. До этого не раз побывавший на Кавказе Лермонтов очень любил эти места и был близок с местными традициями и обычаями горцев. Именно им  он посвятил стихотворения «Прощание», «Сон», поэму «Хаджи-Абрек». В поэме «Измаил-Бей» поэт дал обобщенный образ былой жизни на Кавказе:

Там поразить врага - не преступленье.
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро - добро и кровь - за кровь.
И ненависть безмерна, как любовь.

          Еще будучи кадетом, Лермонтов критиковал произвол власти царского двора, а также существующее социальное неравенство. А после переезда поэта на Кавказ эта критика переросла в ненависть. Одним из таких стихотворений является «Прощай немытая Россия».

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.   
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

          По мнению исследователей данное стихотворение является продолжением второй части «На смерть поэта»:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

          И все же в чем заключена тайна гибели этих великих людей? Оказывается одной из главных причин гибели стал их интерес и любовь к исламу. С Пушкином ясно, но откуда у Лермонтова такой интерес к исламу? А ответ кроется в том, что мать Мария Михайловна Лермонтова (Арсеньева) имела происхождение из рода татара - мусульманина  Юсупа Челебея. Аслан Мурза Челебей перешел на службу к московскому князю Дмитрию Донскому в конце 14 века, и от старшего сына этого Челебея, крестившегося в православие под именем Арсения, и пошел род Арсеньевых. И хотя предок именовался православным именем, в быту его называли старым тюркским – Юсуп. Этот Юсуп дал не только Арсеньевых, но и знатных Юсуповых. О происхождении Лермонтова существует другая версия. Повествуется история о том, что Михаил является сыном чеченец Бейбулата Таймиева. В 1802—1832 гг. Бейбулат Таймиев руководил национально-освободительным движением среди народов Кавказа, даже сам Пушкин в своём очерке «Путешествие в Арзрум» называет его «грозой Кавказа». В этой истории говорится, что мать Михаила Мария Арсеньева была взята в заложницы и освобождена после оплаты выкупа. И уехав в Москву Мария вышла замуж за Юрия Лермонтова, и шесть месяц спустя после свадьбы родила Михаила. Сторонники этой версии обосновывают свои заявления стихом поэта Дмитрия Мережковский, где говорится:

Мстит людям за то, что сам «не совсем человек»
…Звери слышат человеческий запах.
Так люди слышат в Лермонтове запах иной породы
        или на стих самого поэта:
За жизнь, за мир, за вечность вам Я тайны этой не продам!...6
         
          Каково не было его происхождение, он является великим мыслителем, так как его знания Корана удивляет каждого просвещенного человека. В доказательство того, что Лермонтов знал Коран, являются стихи, которые схожи с сурами 52 «Гора» и сура 91 «Солнце»:         

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством,
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтою;
Клянусь свиданием Тобой   
И вновь грозящей разлукой.
Клянусь сонмищем духов…               

          Так же следует напомнить, что произведение поэта «Демон» взят из названия 72 суры «Джин».               
    
          Гибель Лермонтова, подобно Пушкину тоже окутана тайнами. По мнению исследователей Мартынов, был лишь орудием в руках влиятельных недоброжелателей Лермонтова. Этой же точки зрения придерживался и видный лермонтовед Ираклий Андроников, который считал, что гибель Лермонтова – результат заговора, организованного по приказу Николая I и выполненной главой полиции Бенкендорфом. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть Лермонтова встретили отзывом: “Туда ему и дорога”…В своих воспоминаниях П.П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: “Собаке — собачья смерть”. Говоря о гибели поэта Лермонтова, следует отметить, что она тоже окутана тайнами. Секундант этой дуэли князь Васильчиков в разное время по-разному описывал ход поединка. Сначала он утверждал, что выстрел Лермонтова был произведен в воздух, а пуля Мартынова пришлось в ему грудь. Но на самом деле предательское убийство было совершено из-за кустов, и выстрел был осуществлен  из винтовки, так как пуля попавшая в Лермонтова насквозь пробило его тело. Но, всем известно, что убойная сила дуэльного пистолета не способна на это. Странным является смертельная рана от пули, пробившей тело Лермонтова навылет, под углом около 35° к горизонту. Пуля попала в правый бок под нижнее, 12-е ребро, а вышла между 5-м и 6-м ребрами с противоположной, левой стороны грудной клетки, почти у левого плеча. Так записано в акте освидетельствования тела Лермонтова. Но такая траектория якобы невозможна при известном, со слов секундантов, положении дуэлянтов. Военный суд требовал, чтобы убийца Лермонтова был лишен чинов и прав состояния. Однако Николай I вынес беспрецедентно мягкое решение: “Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию”. Мартынов отбыл наказание в Киевской крепости, затем киевская консистория определила срок епитимьи в 15 лет. В 1843 году духовник сократил этот срок до семи лет. Спустя еще три года митрополит Киевский Филарет разрешил приобщить Мартынова святых тайн, а 25 ноября того же года Синод определил: “Освободить Мартынова, как принесшего достойные плоды покаяния, от дальнейшей публичной епитимьи”.7 Все эти факты являются доказательством того, что убийство этих поэтов была запланирована предварительно, за которым стояло российское правительство. Царская власть не могло простит в особенности те поэмы, где самое почетное место было отведено посланнику Аллаха Мухаммаду  (с.а.с.).  В стихотворении Пушкина «Пророк» говорится:   

Духовной жаждою томим,               
В пустыне мрачной я влачится, -               
И шестикрылый серафим               
На перепутье мне явился.               
Перстами легкими как сон Моих коснулся он, -               
И их наполнил шум и звон:               
И внял неба я неба содроганье,               
И горный ангелов полет,               
И гад морских подводный ход,               
И дольной лозы прозабанье.               
И он к устам моим проник,               
И вырвал грешный мой язык,               
И празднословный и лукавый,               
И жало мудрыя змеи               
В уста замершие мои               
Вложил десницею кровавой.               
И он мне грудь рассек мечами               
И сердце треперное вынул,               
И угль, пылающий огнем,               
Во грудь отверстую водвинул.               
Как труп в пустыне лежал, 
И Бога глас ко мне воззвал:               
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,               
Исполнилось волею моей,               
И, обходя моря и земли,               
Глаголом жги сердца людей   
            
          А теперь познакомимся стихотворением «Пророк» М.Ю. Лермонтова: 

С тех пор как вечный судия               
Мне дал возведенье пророка,               
В очах людей читаю я               
Страницы злобы и порока.               
Провозглашать я стал любви 
И правды чистые ученья:               
Бросали бешено каменья.               
Посыпал пеплом я главу,               
Из городов бежал я нищий,               
И вот в пустыне я живу,               
Как птицы даром божьей пищи;               
Завет предвечного храня,               
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,               
Лучами радостно играя,               
Когда же через шумный град               
Я пробираюсь торопливо,               
То старцы детям говорят               
С улыбкой самолюбивой:               
«Смотрите: вот пример для нас 
Он горд был не ужился с нами;               
Глупец, хотел уверить нас, 
Что Бог гласит его устами!               
Смотрите ж, дети, на него:               
Как он угрюм, и худ, и бледен!               
Смотрите, как он наг и беден,               
Как презирают все его!”
      
          Два стихотворение с одинаковым названием «Пророк» были созданы двумя талантливейшими поэтами XIX века А. С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым с разницей в 15 лет. Пушкин сочинил своего «Пророка» в 1826 году, лермонтовский «Пророк» был написан в 1840-м году во время кавказской ссылки. Надо заметить, что Лермонтов преклонялся перед Пушкиным, мечтал о знакомстве с ним. Но, высоко оценивая талант Пушкина, Лермонтов предъявлял к себе очень высокие требования и считал, что его стихи недостойны того, чтобы показывать их Гению Российской поэзии. Сравнение стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова демонстрирует их духовную и тематическую взаимосвязь. «Пророк» Александра Пушкина явился попыткой поэта осмыслить свое место и предназначение в жизни и на литературном поприще. А с другой стороны, стихотворение Пушкина служит призывом к современникам – глаголом «жечь сердца людей». Стихотворение создано в жанре классической оды. В нем использованы возвышенные слова, характерные для этого поэтического жанра. Этим Пушкин хотел подчеркнуть, что ода, как литературный жанр, должна прекратить служить власть предержащим. Это был вызов старой литературной школе, последователями которой были Державин, Ломоносов, Карамзин, отчасти Жуковский. В «Пророке» Пушкина звучит начало темы, где к его герою в пустыне прилетел шестикрылый Серафим, представляющий Божьего посланника. Серафим духовно преобразил человека, который стал понимать язык зверей и птиц, слышать ангелов на небесах. Все эти произведения являлись свидетельством того, насколько эти великие поэты переменились после ознакомления с исламом.  Герцен писал: “Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, произошедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”. Больше всего царь Николай I опасался, что Пушкин и Лермонтов примут ислам и станут мусульманами. Это могло привести к краху христианского общества России. Находясь при смерти, Пушкин написал письмо Николаю I о прощении за нарушение царского запрета на дуэли. Он писал: “Жду царского слова, чтобы умереть спокойно…” На что царь Николай I ответил: “Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки”. Почему царь делает ударение на слово «христианином»? Само это обращение говорит о ненависти царя и его окружения к великому поэту. Впоследствии Николай I признался: "Мы насилу довели его до смерти христианской". Имеются достоверные сведения, что Церковь считала Пушкина «блудным сыном» вплоть до самого конца 19 в.  И причиной тому было то, что Пушкин в своих произведениях воспел Священный Коран и посланника Аллаха Мухаммада (с.а.с.).
 
               
                Алиев Рафик шейх Гюльбала оглы.
                г. Ширван, апрель 2019 г.
               

Список литературы:

1.М.Ю. Лермонтов и ислам. https://ana-yurt.com/qrt/myulermontov-i-islam.
2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Последняя дуэль и смерть
  Александра Пушкина.
3.Пять неразгаданных тайн дуэли и смерти
    - dueli-i-smerti-pushkina/.
4.В. Вересаев. Пушкин в жизни. В Москве (Сентябрь 1826 - май 1827). https://as
  -pushkin.net/pushkin/bio/veresaev/pushkin-v-zhizni.php.
5.Федоров А. В. «Смерть поэта», «Рус. литература». 1964, № 3. С. 32—45.
6.Вахидова Марьям. Тайна рождения поэта. https://mari
  -sheihova.livejournal.com/165346.html.
7.Михаил Иванович Давидов. «ТАЙНЫ ГИБЕЛИ РОССИЙСКИХ ПОЭТОВ»
  Пушкин, Лермонтов, Маяковский (документальные повести, статьи, исследования).
  http://flibusta.site/b/576868/read.
8.Щёголев П. «Дуэль и смерть Пушкина» с приложением новых материалов из нидерландских архивов/ Вступ. ст. и примеч. Я. Л. Левкович. — СПб.: Академический проект, 1999. — С. 526.)



 
 
 
 
 


Рецензии