Дороги домой
Картинка первая…
Автобус. Весьма заполненный. Он был высокий ростом, потому мог видеть всех и многое в салоне. Он увидел этого мальчишку ещё на остановке. Сначала тот проворно, первым забрался на ступень автобуса, а после относительно удобно устроился у первой же стойки рядом с передним сиденьем, на котором сидела толстая угрюмая женщина. Небольшой школьный рюкзачок мальчишки был украшен болтающимися на цепочках игрушками. Мальчишка крутился, глядя по сторонам. И игрушки на его рюкзаке, по-видимому, трепали плечо женщины. Она пару раз укоризненно посмотрела на парня, а потом, поняв, что ему плевать на её укоризну, ругнула его, чтоб «убрал от неё подальше свой грязный мешок».
Он видел, как мальчик, попытался отодвинуться в сторону от тётки и тут же задел рюкзаком другого пассажира. Кстати, весьма обвешенного сумками.
Это были не просто «сумки». И тогда Он понял, что сейчас может произойти. Ибо сумками того пассажира были барсетки разных размеров и …валидатор.
Он тут же быстро достал карту и прислонил её к ближайшему валидатору салона.
И ещё он увидел, как мальчишка, по-видимому, из любопытства, ткнул пальцем в висевший прямо перед его носом валидатор пассажира, и «инструмент» тут же издал звук, выражавший «несоответствие».
Выразил своё «несоответствие» и пассажир, оказавшийся контролёром.
- Что? – Спросил мальчик, задрав голову, глядя на контролёра.
-Не что, а сколько тебе лет, безобразник?
- Я не безобр…семь.
-А раз такой большой, так не пальцем тогда тычь, а приложи свой проездной или предъяви билет. Что крутишься, …заяц?
Парнишка заелозил на месте. Он явно забыл оплатить билет. Или решил сэкономить. Он, по-видимому, пытался снять свой рюкзак. И снова задел толстушку на сиденье. Та начала увещевать его: «Ах, бессовестный! Ах, ты хитрый заяц, ведь мать наверняка дала тебе деньги на проезд».
И тогда вмешался Он: «Отстаньте от парня. У меня его билет».
Контролер, наступая на ноги, извиняясь без затей, расталкивая людей, подошел к человеку ближе. – Ну и?
Молодой человек приложил карту к его валидатору, и тот показал продажу двух билетов. «Понятно», - произнёс контролер и пошел делать свою работу дальше по салону. – Предъявите билеты, проездные…
Испуганный парнишка, руками, распихивая людей у двери, выскочил на следующей же остановке.
«Эй вы?! Да, да, вы. Парнишка-то ваш, вышел уже!» - Крикнул кто-то из пассажиров в сторону человека, заступившегося за мальчика.
Это была не Его остановка. И мальчик вовсе не был знаком Ему.
Но Он посмотрел на парнишку, одиноко стоявшего на остановке, и вдруг что-то толкнуло Его к выходу.
Он тоже ринулся к двери, толкаясь, извиняясь, не поняв перед кем, и вышел из автобуса.
Огляделся. Время к вечеру. Остановка была не его, но была ему знакома.
Мальчик шёл в сторону университетского городка.
«Странно, а туда ему зачем?»
Картинка вторая…
В узких лабиринтах коридора студенты, спеша к выходу, задевали парнишку. Обращали на него внимания, и, шутя по поводу «младшей абитуры», двигались дальше. Занятия заканчивались.
Парнишка шёл вроде бы направленно. Спокойно шёл, не спеша. Видимо, знал, куда ему нужно.
Он следил за ним издали. Удивляясь в мыслях, зачем он здесь, зачем идёт за мальчишкой, явным бездельником?
Мальчик остановился, задрал голову и прочёл номер аудитории. Потом с усилием отворил тяжелую дверь. И вошёл внутрь.
Лекция завершалась. Но от аудитории всё ещё требовалось внимание. Эхо чуть глушило голос лектора. Тот рассказывал о творчестве Чехова.
Мальчик сделал пару шагов и начал спускаться по ступеням многоярусной аудитории. – Дядя…
Он услышал это странное для этих мест слово. Слово, произнесённое голосом ребенка, и тут же открыл двери аудитории шире.
Мальчик уже почти не был виден ему, он явно спускался по ступеням аудитории. Он видел лишь его голову, плечи и ещё руку, которой мальчишка махал тому, кто стоял или сидел ниже ярусом,
- Дядя Ваня!
Он слышал его голос. И был очень удивлён тем, что парнишка, так бесцеремонно рушит атмосферу студенческой аудитории нелепой фразой: «Дядя Ваня?! Это я – Семён. Здравствуйте! Я тут!»
В аудитории сначала возникла минутная тишина, потом, послышались сначала смешки, а потом и хохот: «Семён-мальчишон …к «дяде Ване»…зашёл. Ха-ха-ха».
Лектор сердито оборвал смех, стукнув ладонью по столу: «Ну-ка, тишина! - Затем громко, с нажимом приказал. - Немедленно выйдите из аудитории! …И закройте зверь».
От голоса рассерженного лектора и зычного эха парнишка, попятившись, чуть не упал. Потом быстро развернулся, будто до него дошла строгость приказа, и выбежал из аудитории.
Парень выбежал, едва не задев того, кто стоял в дверях. И, по-видимому, совершенно не обратив на этого человека никакого внимания. Так же как тогда, в автобусе, когда тот заступился за него перед контролёром.
Картинка третья…
По-видимому, денег на билет у парнишки действительно не было. Он прошёл мимо остановки, грустно посмотрел в след автобусу и медленно побрел по растрескавшемуся тротуару в сторону стройки.
«Ну, вот ещё, на стройку-то зачем?»
Вмешиваться в жизнь бездельника Он не хотел совершенно. Но парнишка будто гипнотизировал его. Хотя скорее, болтающиеся в разные стороны три игрушки, что на цепочках болтались, свешиваясь с рюкзака парнишки.
То были: красная мягкая креветка, желтый мячик и блестящая на солнце зеленая крышечка от пивной бутылки.
Вот эта бутылочная крышечка – наверное, именно она и гипнотизировала Его больше всего. Именно такой брелок когда-то висел и на Его школьной сумке.
Он делал этот брелок вместе с отцом. Учительница велела сделать самодельную игрушку. Отец решил помочь не особо фантазийному сыну, предложил сделать брелок. Сын нашёл пивную крышку понаряднее, сделал в ней гвоздём дырочку, а отец приладил к ней цепочку от ключа старой, давно уж проданной машины. Получилась занятная вещица, очень удивившая учительницу и поразившая одноклассников.
Отца не стало после никому не нужной войны. Брелок случайно сохранился в связке старых ключей.
Он смотрел, как болтаются игрушки на рюкзаке парнишки, и думал, куда и зачем тот идёт? «А мне-то это зачем?»
Парнишка остановился возле какой-то железной рухляди. Это была часть давно брошенного строительного механизма. Мальчик взобрался на него.
Болванка и мусор под её серединой напоминали не то весы, не то детскую доску качалку. Мальчик принялся прыгать на самом краю этой металлической, весьма грозной конструкции.
«Зачем? Что за весёлая дикость?»
И тут за спиной Его послышался женский чуть хриплый голос. Он будто услышал ответ на свой не произнесённый вопрос: «А, просто дурит. Захотелось, вот и прыгает».
Он оглянулся. Грязноватого вида женщина держала в руке пластиковый мешок, набитый жестяными пивными банками.
И тут послышался свист. Или вроде того.
Оба и мужчина, и женщина сразу посмотрели вверх. На стену недостроенного здания.
Двое мужиков, стоявших над стеной здания, приволокли к её краю увесистую железяку и приготовились столкнуть её вниз. Они явно не видели тех, кто стоял внизу.
- О, парни железо нашли. Вещь полезная. - Женщина развернулась и уже, было, направилась идти в сторону здания, но вдруг резко остановилась. И оглянулась на парнишку, развлекавшегося на тяжелой железной перекладине, похожей на качели. -Так они же сейчас скинут это на него, на парня этого.
Женщина закричала. А Он кинулся в сторону парнишки.
Что-то похожее на часть какого-то станка, тихо пролетев пять этажей, с грохотом обрушилось на другой край железки, по которой прыгал мальчишка.
Тот тут же подлетел ввысь. И тут же, болтая ногами и руками, полетел вниз головой.
Трех-четырёх метров хватило б, чтоб разбиться. Но Он успел, уже у самой земли, подхватить парнишку и вместе с ним завалиться на груду битого кирпича, ржавого железья и стекол.
Подбежала и женщина. То ли молясь, то ли ругаясь, она отряхивала мусор с одежды одуревшего от шока парнишки и плача повторяла: «Ой, целый, ну слава те, целый».
Мальчика отряхнули. Он огляделся и, ни слова не говоря, …пошел через периметр стройки в сторону улицы. Видно, через стройку ему было ближе идти до неё.
Женщина, так, уже по инерции, принялась хлопать по плечу и мужчины. – Испачкались …вы тоже. …Вот дураки, что стар, что мал. – Затем она подхватила свою сумку и, брякая мятыми жестянками, медленно побрела назад, в сторону недостроенного дома.
«И что теперь? Теперь куда?»
Думая так, Он огляделся и снова, будто подталкиваемый чем-то, зашагал в след парнишки. В след за блестящей зелёной крышечкой, болтающейся на цепочке.
Его догнала женщина. Теперь её хриплый голос был менее дружелюбен. Она заметила, что мальчик совсем не обращает внимания на мужчину, который последовал за ним. – Эй?! Эй ты? А ты кто такой, что тебе от парня надо? Чего ты идёшь за ним?»
Он остановился. Оглянулся. Посмотрел в грязноватое лицо, некогда вполне симпатичной женщины. «Вы знаете, а ведь я его действительно не знаю. Он ехал безбилетником в автобусе. Я заплатил за него, чтоб унять контролера. А он тут же вышел. Явно не на своей остановке. Зачем-то зашел в корпус университета. Испортил настроение лектору в аудитории, назвав его дядей. Студенты смеялись. А лектор, может и знал парнишку, но выгнал его. И вот он снова пошёл…и куда, на стройку. Хотя…».
Молодой человек оглянулся. Увидел фигурку парнишки в проулке и снова оглянулся к женщине.
- Я действительно не знаю его. Но мне хочется, чтоб этот горе-путешественник …дошёл-таки до своего дома.
Женщина недоверчиво разглядывала человека. – А зачем? С родителей деньги за его билет спросить?
- Нет, конечно.
-Может, он и правда, идёт домой. Так, через стройку короче.
-Ладно. Мне-то что, я поверну назад. Только надо же, чтоб он дошёл.
-Тебе-то зачем?
- У меня на школьной сумке был такой же брелок…из зелёной пивной крышки.
-Так ты отобрать её хочешь? Детство вспомнил?
-Да ну! Что вы несёте, нет, конечно. Но, понимаете, мне сделал такой брелок отец. Я знаю, такие не продаются.
- И что?! – Голос бомжихи стал угрожающим.
- А то, что он такой же, ...такой же, как мне сделал мой отец. Он был военным. Всегда на службе,…всё время занят. А потом … он погиб. Я не знаю, что толкает меня идти за ним. Я не преследую, я веду его …к отцу.
Он поперхнулся. И вдруг до него дошло, что он теряет цель. Что он пытается оправдаться перед той, что возможно сама кинула семью. Которой, наверняка плевать на мать, и отца. А может, и детей.
«Зачем мечешь бисер перед свиньями?» Он отвернула от женщины, и торопливо двинулся в сторону переулка.
Темнело быстро. Он уже слабо различал силуэт ребенка в тенистом переулке.
Мальчик был уже далеко, он явно выходил из переулка на улицу.
Он ускорил шаг.
Женщина, постояв, громко скверно ругнулась. Наверняка, на него.
А минуты две прошло, Он почувствовал, что за ним идут. По запаху, по дребезгу смятых банок, Он понял, что женщина тоже решила мальчика «проводить».
Он не стал оглядываться на неё. Вот до неё – ему почему-то не было дела. Он считал, что такие… «люди улиц и подворотен», вполне умеют за себя постоять. Даже, если это и женщина.
Картинка последняя.
Дом мальчика был неброским. Но весь в огнях. То есть, во всех окнах дома горел свет. В периметре окна второго этажа Он заметил силуэт женщины. Та, всплеснув руками, быстро исчезла.
Отец мальчика первым заметил сына. Он ожидал машину друга, с которым собирался искать по улицам не вернувшегося со школы сына.
- Семён?! …Ты что? Ты где был?! …Ты почему…
Голос отца был строг, но заметно дрожал.
- Я немного поиграл, и телефон разрядился. Я поехал на автобусе, но…
Отец, не слышал оправданий, он мысленно переживал Счастье. Он обнял сына, но неуклюже, как бы за шею, и повёл его в дом. – Ну, ты даёшь,…перепугал мать…
Из дома выбежала мать. Защебетала, ругаясь и радуясь одновременно.
Отец огляделся. Машины друга он не заметил. Зато увидел мужчину в проулке, глядевшего в сторону улицы, на их дом.
- Смён, а это кто? – Отец тревожно оглядел сына.
Мальчик оглянулся. И, кажется, впервые он посмотрел в лицо человека, который ему помог. – Я не знаю. Он шёл за мной.
-Зачем?
Отец оглянулся снова, но человека в переулке уже не заметил.
-Он не обидел тебя?
-Нет. Он заплатил за меня …там, в автобусе.
-Так почему же ты не вышел сейчас на остановке?
Отец вглядывался в темень переулка.
-Я решил зайти к дяде Ване в университет. Ты же сказал, он обещал прийти сегодня, играть с нами в «Монополию».
-Да, обещал,…а вот и он сам.
К дому подъехали сразу две машины. Все начали здороваться. И мальчик обрадовался, что ему не сильно попало.
А Он, подмигнув женщине: «Ну вот,…довели», - пошел искать свою дорогу домой.
13:12 31.12.2024 Пермь
Свидетельство о публикации №224123100750