Одеяние и женственность
По мнению В. Соловьева нравственный закон написан в человеческом сердце и коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувство стыда, жалости и благоговения. Чувство стыда должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Смысл его в том, что человек стыдится проявлений своей животной природы, прежде всего, в ее самом коренном процессе – половой любви…Я стыжусь своей животности, - заключает свою мысль Соловьев, следовательно, я еще существую как человек. Второе нравственное начало человеческой природы есть чувство жалости. В нем заключается источник всех отношений к себе подобным, то есть к людям. Человек ощущает чужое страдание и отзывается на него с большим или меньшей степенью болезненности и активности, проявляя, таким образом солидарность с другими. Поэтому философ выделяет следующее: “Если человек бесстыдный, представляет собой возвращение к светскому состоянию, то человек безжалостный, падает ниже животного уровня”. И, наконец, третье чувство благоговение, выражает отношение человека к высшему началу. Это чувство преклонения перед Высшим составляет основу любой религии. В своем «наследии» философ заключает: “И стыд, и совесть (как развитие того же стыда) произрастают из одного корня, причем корня чисто человеческого свойства. Следовательно, такая первичная нравственность есть не что иное, как реакция духовной природы против грозящего ей подавления и поглощения со стороны низших сил – плотской похоти эгоизма и диких страстей”1
Все же, что такое одежда? Откуда она взялась? И какую роль она играет в жизни человека? Из Святых Писаний известно, что свое начало одежда берет с первых творений Аллаха, а именно с Адама и Евы, которая в последующие времена истории, в зависимости от общественного развития видоизменялось, и усовершенствовалась. Однозначно можно сказать, что в этом вопросе наука бессильна, и чтобы пролит какой-то свет, придется нам ссылаться только на Святые Писания. Относительно данного вопроса в суре 20:120-122 говорится: “Но нашептал ему (дурное) Сатана, сказав: “О Адам, не указать ли мне тебе на древо вечности и власти, что не иссякнет (никогда)?” И они оба от него вкусили, и им открылась их срамная нагота. И (чтоб прикрыть ее), они из листьев Сада стали плести себе (одежды). Так Бога своего ослушался Адам, и с праведной стези был совращен. Но (милостью Своей) избрал его Господь, - простил и праведным путем направил”. Далее в Коране говорится: “О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности – лучше. Это – из знамений Аллаха, – может быть, вы вспомните!”
О дети Адама! Мы ниспослали вам одежды,
Чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли,
И (Мы послали вам) прекрасные наряды и перья.
Но благочестие есть лучшая из всех одежд.
Сие (исходит) из знамений Бога,
Чтоб вы упомнили об этом.
(Аль Араф, сура 7:26).
Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о том, что Он сделал им одеяния и перья. Одеяния – это, чем прикрывают срам, перья же – это внешние украшения. Первое является необходимостью, а второе является дополнением и усовершенствованием. Ибн Джарир сказал, что (перья) на арабском означает также утварь и внешнюю одежду. Перья здесь также могут означать имущество по мнению ибн Аббаса, переданного от Али ибн Абу Тальхи и аль-Бухари. Абдур-Рахман ибн Зайд Аслам прокомментировал слово Аллаха: “А одеяние богобоязненности, – если человек боится Аллаха и прикрывает свой срам, то это и есть одеяние богобоязненности, упомянутое в аяте”.2
А теперь обратимся в Библию. Бытие 3:6-18: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;"
Из Библии явствует, что после Райского сада, когда Адам и Ева оказались на Земле первая их одежда была изготовлена из кожи, которая в свою очередь, также подтверждается и наукой. Исследования археологических раскопок показали, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры и шерсть животных. Также исследования ученых показали, что уже в эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей, и они вовсе не были дикими.
Для полноты представления об этом событии обратим внимание на кораническое откровение, а именно на то, что Сатана соблазнил не только Еву, но и Адама. Согласно суре 7:20, они оба были искушены Сатаной и стали его жертвами, которое, в данном случае противоречит информациям Библии, где все зло, которому будет подвергнута человечество, является плодом деяний Евы. К этому вопросу мы вновь вернемся, а теперь рассмотрим то состояние, в котором оказались Адам и Ева. До искушения шайтаном они были покрыты одеждой невинности и не ведали зла. Когда же неповиновение Аллаху запятнало их души и сняло с них покров невинности, их запятнанное «я» явилось во всей наготе и неприглядности, и им пришлось прибегнуть к внешним средствам (листьями), чтобы прикрыть свой срам. Важно понять сущность человеческой слабости, которая помогла шайтану соблазнить Адама и Еву. Они впали в искушение, потому что он предстал перед ними как искренний друг, хотя им следовало знать, что он был враг, о чем были предупреждены. И все же они поддались искушению: забыли заповедь Аллаха, потому что не имели твердости в намерениях. Эта человеческая слабость обнаруживается и в потомках Адама.
В данном случае следует отметить, что нарушение запрета Адама и Евы не является первородным грехом, как это утверждают библейские богословы, и якобы ответственность за грехопадение прародителей перешла даже их потомству, от которого можно освободиться через христианство, а именно при посредничестве священнослужителей Церкви. Один из первых христиан Аврелий Августин, чьими усилиями христианство стал доминирующей религией Рима, под «грехом» понимал не отдельные пороки, но фундаментальный, изначальный, определяющий принцип человеческой природы и истории вытекающий из «товарности» человека, который как он считал, представляет собою несовершенное благо и не обладает устойчивостью в божественном порядке универсума. Грех отождествляется им с силой плотского желания, пересилить всю сферу человеческого существования. Он передается от отца к сыну через зачатие, делая человека, безусловно, и изначально греховной «тварью».3
Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан: “Знаете ли вы, что каждая из вас – Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы – та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога – мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть”. Но Коран ясно учит, что за содеянные грехи каждый человек несет личную ответственность. Если присмотреться ко всем запретам, то можно заметить, что все они исходят из любви Аллаха к своим рабам. Его попечение можно уподобить нашему идеалу родительской любви. А что касается запрета, которое было нарушено Адамом и его супругом, то это было предопределено Всевышним Творцом, и этому суждено было сбыться. Поэтому мы не в праве говорит, что все трудности и беды, которые преследуют нас, произошло из-за первородного греха, в котором виновата Ева. Вот, что об этом говорит нам Коран:
Восславь же имя Бога твоего -
Всевышнего (Хранителя и Властелина),
Кто сотворил и соразмерил,
Распределил (пути) и все направил,
(Всевышний, сура 87:1-3).
Все, что сотворил Аллах, совершенно и уравновешено. Каждому созданию отведено особая роль. Аллах направил их, чтобы они знали эту роль и могли ее выполнить с достоинством. Через откровения Свои нам дается почти весь смысл Его творения, В данном айате слово «соразмерил» также понимается как «жизненное предопределение» а это означает что, все события которые происходили с Адамом и Евой были предопределены до их сотворения. Поэтому откровения Библии относительно о первородном грехе не могли быть Господними, здесь явно проглядывается человеческая рука. И это объясняется тем, что после освобождения иудеев из Вавилонского плена, Библия была вновь отредактировано. В результате чего первые Книги Библия была расширена и доведена до нескольких Книг. И искажая истинный смысл Господних откровений, они не подозревали, что вновь составленные религиозные мерки, в определенной мере повлияет на жизненный устой женщин исповедующие религию иудаизма и христианства. По представлениям служителей Храма и Церкви женщина была носительница зла, поэтому их права были ущемлены, одним словом они были однозначно изолированы от общества. Институт Церкви не только утверждал низкое положение женщины, но лишала ее всех имевшихся ранее прав. Такого рода отношение к женщине отразилось и во внешнем виде. Женский костюм были сшиты из грубой материи, в общем, мало отличался от мужского, разница заключалось в том, что одежда женщин была длиннее. В отличие от них женщины, исповедующие многобожие намного краше одевались. Их одежды шилась из более тонких тканей и богаче отделывалась.
Одежда женщин в иудаизме должен быть скромным и без капли вульгарности. В повседневной жизни женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял её от дурного глаза. По традициям иудаизма женщина должна носить длинное платье и их одежа не должна открывать коленей, даже если она сидит. В храм не следует одевать обтягивающую или слишком короткую одежду, не должно быть длинных вырезов и разрезов, подчеркивающих эротичность своего образа, не следует приходить на богослужение в одежде с вызывающими, яркими надписями или рисунками. Также Ветхозаветные тексты Второзаконие 22:5 гласят: «Женщина не должна носить мужское платье и мужчина не должен облачаться в женское одеяние, ибо это мерзость пред Господом, Богом твоим». Среди религиозных течений, своим консерватизмом выделяются хасиды. Одежда женщин хасидов очень скромен. Они бреют голову на лысо и носят парики, и все потому, чтобы не отвлекать мужчин от Торы своими волосами.
Как в иудаизме, так и в христианстве одежда имеет глубокое религиозное значение и является символом отражающим духовное состояние и покровительство Бога. Древний защитник христианства Тертуллиан писал: “Если бы с самого начала мира были в употреблении тончайшая Милезийская шерсть и собираемая Скифами с дерев хлопчатая бумага, если бы роскошь установила с тех пор ценность багрянице Тирской, вышиванию Фригийскому и тканью Вавилонскому, если бы люди начали с того времени придавать блеск одеждам посредством белизны жемчуга и ослепительного сияния драгоценных камней, если бы скупость человеческая тогда же извлекла золото из сердца земли, если бы любопытство жен изобрело употребление зеркала для легчайшего обмана глаз заимствованными приятностями, если бы вся сия смесь гордости и суетности совместна была в мире с самого начала его: то думаете ли вы, любезные сестры, что праматерь ваша Ева, отягощенная бременем своего греха, изгнанная из рая сладости, из жилища счастья, полумертвая как от раскаяния, так и от предчувствия заслуженной ею смерти, думаете ли вы, говорю, что она в сем состоянии стала бы заботиться о столь многих суетных и пышных украшениях для прикрытия бедного своего тела и для избежания от стыда, грехом причиненного? И так если вы хотите оживить в себе праматерь свою Еву, изморенную и кающуюся: то вам не надобно искать и звать того, чего она не имела и не звала во время своей жизни, Все сии суетные украшения приводят только в замешательство жену, изъятую от благодати и почти уже осужденную: она кажется ни к чему иному не служат, как к погребальной ее церемонии.”4
Когда дело касалось одеяния женщин то, апостол Павел ратовал за благочестивую одежду. В их одеждах не должно была быть проявления непристойности и надменности. С другой стороны Павел советовал не спешить говорить и делать замечания женщинам, которые только начали ходить в церковь, даже если они одеты не так, как мы бы хотели, потому что таким образом мы можем оттолкнуть их от себя и даже от Бога. При посещении церкви женщина должна покрывать свою голову. Как говорится в Библии «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Одним словом в средние века место европейской женщины в обществе было скромным. За исключением светского общества женщина не рассматривалось как прекрасное создание Бога. И такого рода представления исходило из того, что столетиями священники проповедовали женщину как зло, как главный враг человечества.
В своей книге «Супружество на Востоке и на Западе» Давид и Вера Мейс писали: “Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства”. И лишь в начале XX века, начатые феминистические движения изменили отношение к женщинам, в конечном итоге европейская женщина стала свободной и решительней. Если европейские женщины в большинстве случаев скрывали свои волосы и носили длинную одежду, то после этих событий женская одежда стала раскованной и вызывающей, и главным образом служила привлечению внимания. И что интересно как католическая, так и православная Церковь примерилась с выбором женщин, но только с одним условием, если они при посещении церкви будут с покрытыми головами и одеты в длинное платье. А к концу XX века забыв о нравственности европейская молодежь, стала одеваться так, что невозможно было отличить мужчин от женщин.5
Библия предельно ясно говорит об одежде, когда предостерегает о событиях конца мира: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим, и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. ап. Иоанна Богослова 16:15). Женщины должны одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием (1 Тим. 2:9). Библия всегда называет женщин, которые наряжаются в кричащие, привлекающие внимание к телу и указывающие на греховные намерения одежды, блудницами (Прит. 5; Отк. 18). В отличии от этого, когда в Библии идёт речь о Божьем народе, он всегда описывается как одетый в целомудренную и скромную одежду. Библия приравнивает стремление обнажаться к нравственному вырождению и одержимостью демонами. Одержимый из страны Гадаринской жил в гробницах и не одевался (Лук. 8:26-27). Когда злой дух был изгнан из него, и он познал Господа, то его нашли «сидящего … одетого и в здравом уме».6
«Мидраш мишлей» это еврейское собрание проповедей к Книге притчей Соломоновы, и в ней царица Савская, чтобы проверить мудрость царя Соломона задает ему загадку. Она предлагала среди приведенных в одинаковых одеждах людей различить мужчин и женщин. Соломон повелел евнухам принести орехи и стал раздавать их. Мужчины, не стыдясь, поднимали края одежды и всыпали в них угощение, а женщины, стесняясь, клали орехи в покрывавшие волосы головные уборы. Вот, сказал Соломон: “Те, которые подняли края одежды мужчины, а эти – женщины”. - Ты - великий мудрец, - признала царица.7
Начиная с XX века, забыв о нравственности, женщины христианского мира, стали одеваться так, чтобы показать свою грациозность, и они делали все необходимое, лишь бы понравится окружающим, а не своей возлюбленной. Такого рода вожделение и внешняя красота, быстрее всего говорило о их безнравственной доступности. В последующие годы женская мода стала частью жизни, и глубоко проникло в обыденное сознание женщин ведущих стран мира. Став обычаем, мода стала заполнять пустоту между человеком и его духовным миром. Поэтому женщины превратили внешнюю красоту в объект поклонения и, забыв при этом о состоянии души. Отмечая этот недостаток, Л.Н. Толстой пишет: “Всякая разодетая женщина представляет опасность для общества. Поэтому, когда я вижу разодетую женщину, я хочу закричать: «Городовой!»”. Относительно подобных женщин пророк Мухаммад (с.а.с.), сказал: “Одетые и в то же время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин женщины, не войдут в Рай, и не вдохнут даже его благоухания!”
Что касается одежды мусульманской женщины, то ислам не требует от нее ничего, кроме приличия и пристойности в ее внешнем мире, и относится к женственности со всей строгостью, оберегая ее права и духовное благосостояние.
Скажи и девам, что уверовали (в Бога),
Чтоб потупляли свои взоры,
И целомудрие хранили,
И чтоб не выставляли напоказ свои красоты,
Помимо лишь того,
Чему (обычно) надлежит быть видным.
И пусть набрасывают шаль на грудь
И напоказ свои красоты не являют,
Кроме своих мужей, своих отцов,
Отцов своих мужей, и сыновей своих,
И сыновей своих мужей (от прежних браков)
Иль своих братьев, иль племянников своих
От своих братьев и сестер,
Своих прислуг, или подруг,
Иль тех, которыми владеют правы руки,
Иль слуг мужского пола,
Лишенных плотских вожделений,
Иль маленьких детей,
Что женской наготы еще не распознали.
И пусть ногой об пол не бьют,
Чтоб обнаружились те из их красот,
Которые сокрыты (их одеждой).
О вы, кто верует!
К Аллаху лик свой обратите с покаяньем,
Чтоб вы могли познать блаженство.
(Свет, сура 24:31).
Это повеление Всевышнего Аллаха верующим женщинам и проявление Его ревности за жён Своих верующих рабов, чтобы отучить их от качеств невежд и повадок многобожниц. Причиной ниспослания айата послужило то, что упоминает Мукатиль ибн Хайан. Он сказал: “До нас дошло, и Аллах знает лучше, что Джабир ибн Абдулла аль-Ансари рассказывал, что Асма бинт Марсад была у себя дома в племени Бану Хариса. Женщины захаживали к ней без нижней части одежды, чтобы похвастать браслетами на ногах, а также с открытыми грудями и волосами. Асма сказала: “Как это омерзительно!” И тогда Аллах ниспослал: “И скажи верующим женщинам, пусть они потупляют свои взоры” — т.е. отводят взоры от того, на что недозволенно смотреть, кроме своих мужей. И поэтому многие учёные считают, что женщине вообще недозволительно смотреть на чужих мужчин с похотью или без похоти…Слова Аллаха: “И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них” — т.е. пусть не показывают ничего из своих прикрас чужим мужчинам, кроме того, что невозможно скрыть…Слова Аллаха: “Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди” — т.е. они должны надевать верхнюю одежду, чтобы скрыть (очертания) грудей и бёдер, тем самым отличаться от женщин Джахилии, которые имели обыкновение ходить с открытыми шеями, грудями, косами и ушами с серьгами. Поэтому Аллах повелел верующим женщинам скрывать свои формы и себя самих, как Он сказал в другом айате: “О, Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям” (Сура 33:59). В этом же священном айате Он говорит: “Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди”. «Аль-хумур» — накидка использовалась, чтобы покрыть голову, её (накидку) ещё было принято называть покрывалом. Саид ибн Джубайр сказал: “ «И пусть набрасывают» – т.е. пусть закрепляют их; «свои покрывала на разрезы на груди» — т.е. на шею и на грудь, чтобы ничего не было видно”…Бухари передаёт, что Аиша сказала: “Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал: “ «Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди» — они разорвали свои накидки и покрыли ими себя” (Аль Бухари 4758). В другой версии хадиса Аль Бухари (4759) от Сафии бинт Шейба Аиша сказала: “Когда Аллах ниспослал: «Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди» — они оторвали края своих изаров и покрылись ими”. “Пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям” или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестёр» — перед всеми этими перечисленными категориями женщина может показывать свои украшения, но без кокетства. Ибн аль-Мунзир передаёт, что Икрима прокомментировал слова Аллаха: “ «И пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей». Дядя по отцу, и дядя по матери не упомянуты здесь, т.к. они могут описать женщину своим сыновьям (кузенам женщины). Поэтому женщина не должна снимать накидку перед дядями по отцовской и по материнской линии”. Что касается мужа, то она может приукрашиваться перед ним, т.к. всё это для него. Но при этом не должно присутствовать никого кроме него. Слова Аллаха: «или своим женщинам» — т.е. женщинам из числа мусульман, но не женщинам зиммиев (немусульман), т.к. они могут описать их своим мужчинам. И хотя запрет касается всех женщин, но женщин зиммиев он касается больше, т.к. их ничего не удерживает описывать женщину своему мужу. Мусульманка же знает, что это запрещено, и будет воздерживаться от этого. Посланник Аллаха () сказал: “Пусть женщина, увидев другую женщину, не описывает её своему мужу (так подробно), будто он (сам) смотрит на неё” (Бухари 5240). Слова Аллаха: “Обратитесь все к Аллаху, о верующие, - может быть, вы окажетесь успешными» — т.е. делайте то, что вам повелел Аллах, (совершенствуйте свои) красивые качества и нрав, и оставьте мерзкие обычаи времён невежества. Ибо (для всякого) успех заключается лишь в выполнении того, что повелел Аллах и Его посланник, и в оставлении того, что запретил Аллах и Его посланник”.8
Джалаладдин Руми сказал: “Следи за внешностью, хотя она (сущность) — все, ибо она (внешность) ведет внутрь, к сущности”. Женская одежда в исламе отнюдь не ущемляет их права, а наоборот оберегает ее от дурных глаз. И чтоб общество не стал развратным, женщина не должна выставлять свои красоты на показ. Поэтому не предавайте забвению Господние наставления и нравственность, и не подавайтесь наущениям Дьявола, его мир это разврат и зло, которому подался почти весь христианский мир
Украшение разрешается женщинам, потому что они этого заслуживают, и каждая женщина должна быть красивой. Красота все более укрощает красоту. Украшения меняются от одной культурной эпохи к другой, но основная мысль при этом одна; украситься, стать лучше и понравится мужчинам. Ислам не против этой природной потребности женщины, но одновременно направляет ее по правильному пути только к одному мужчине, то есть ее супругу. В этом участвуют и некоторые лица, о которых напоминает вышеуказанное откровение. По установлениям законов ислама женщинам можно оставлять открытыми только лицо и кисти рук, так как показ лица и рук допускается по словам посланника Аллаха (с.а.с), к Асмае: “О Асма! Когда девушка достигает половой зрелости, она должна закрывать все, кроме этого”. И показал на ее лицо и руки.
Имя существительное на арабском «химар» - обозначает покрывало для головы, которое арабские женщины использовали до и после появления ислама. Согласно почти всем исламским классическим толкователям, в доисламское время его носили практически как украшение и женщины его обычно слегка накидывали, чтобы оно спадало на плечи, а по моде того времени женщина носила рубашку с широким разрезом на шее, так что видна была грудь. После этого появилась заповедь химарой покрывать грудь; выражение, которое современникам посланника было хорошо известно. В первую очередь это должно было пояснить, что женская грудь не принадлежит к тому «что (прилично) может остаться видимым». В Коране также упомянуто женское покрывало, где говорится: “О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный” (сура 33:59). Относительно данного откровения Ас Саади пишет: “Всевышний также сообщил о смысле этого предписания. Если женщина не носит покрывала, то люди, сердца которых поражены недугом, могут принять их за блудниц и подвергнуть оскорблениям. Кроме того, их могут принять за рабынь, и тогда злые языки будут насмехаться над ними. А женщина, которая носит покрывало, не дает повода дурным людям претворить в жизнь свои скверные помыслы. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. Он простил правоверным мусульманам то, что они совершили до того, как им открылась истина, и смилостивился над ними, разъяснив им разрешенное и запрещенное и прочие мудрые предписания религии”. Сообщается, что Аиша (р.а.), сказала: “Умар ибн аль-Хаттаб говорил посланнику Аллаха (с.а.с.): “Заставляй своих жён надевать покрывала”, но он этого не делал. Обычно (для удовлетворения большой нужды) жёны пророка (с.а.с.), выходили по ночам на аль-Манасы (место близ кладбища аль-Бакы‘ в Медине). Сауда бинт Зама была высокой женщиной, и когда она вышла из дома, Умар ибн аль-Хаттаб, который сидел вместе с людьми, увидел её и сказал: “Поистине, мы узнали тебя, о Сауда”. Он сделал это желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Великий и Могучий Аллах ниспослал айат (оношении покрывала)”. Али ибн Абу Тальха также передаёт, что ибн Аббас сказал: «Аллах велел верующим женщинам, когда они выходят из дома по какой-либо нужде, покрывать свои лица поверх головы джильбабом так, чтобы открытым оставался только один глаз».9
Пока объясняется все эти подробности чистоты и хорошего поведения в домашней жизни, мы должны вспомнить, что является нашей главной целью, это наше духовное благосостояние. Наша короткая земная жизнь – проверка, и наша личная, домашняя и общественная жизнь должны способствовать нашему спасению так, чтобы достичь настоящего успеха, который является целью наших стремлений. Мистики понимают, что сами правила повеления символизируют духовные истины. Подобно скромной, сдержанной девице, наша душа не позволяет, чтобы ее взгляд отвернулся от Единственного истинного Аллаха, причем ее красота – не общее достояние, а предназначена Аллаху. Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Самым прекрасным украшением женщины является её чистота и целомудрие, а качеством, более всего достойным восхищения – её моральная зрелость и верность своему супругу”
Рафик шейх Гюльбала оглы
г. Ширван, сентябрь 2011 г.
Список литературы:
1.Соловьев В.С., философское наследие, М.1988, Т 1, стр. 124, 127, 134.
2.Ибн Касир. https://quran-online.ru/7:26.
3.Время и история на исходе империи: аврелий Августин,
- avgustin-1.
4.Об одеянии женщин. Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце
второго и в начале третьего века. 2-е изд.: СПБ: Издание Кораблева и Сирякова,
1849. с. 162-171. Перевод: Е. Карнеева,
5.Женщина в других цивилизациях. https://islam
- 6.Бесстыдство – чума современного общества.
-articles-ru/473.
7.Электронная еврейская энциклопедия. Мидраш. Мишлей.
8.Ибн Касир. https://quran-online.ru/24:31
9.Ас Саади. https://quran-online.ru/33:59.
Свидетельство о публикации №224123100775