1. Начало работы. Нотные строки
После запуска программы появляется окно, в том самом виде, в каком оно показано на иллюстрации. Вы располагаете это окно поверх нот (предполагается, что ноты занимают весь экран ноутбука), и начинаете работу.
В середине окна находится нотная строка. Она рассчитана на 78 символов, и этого обычно хватает, чтобы записать в мнемонической форме партию правой или левой руки, занимающую несколько тактов. Например, мелодию, исполняемую правой рукой (один голос), мы записываем в одной строке, а аккордное сопровождение в этих же тактах (второй голос) записываем в другой строке.
Если музыка имеет больше двух голосов, то удобно бывает разделять её не на правую и левую руку, а разделять на отдельные голоса. Так, показанную на иллюстрации строку нот, можно разделить на два голоса и записать музыку в мнемонической форме (каждый голос на отдельном слое общей строки) -
C AAGA FCCC AABG <c7>c DDBB AGFF AAGA
' C:FC:E C^ C:FD:F F^ \Bd:f c^:f^ c:fB:e
Таких слоёв в программе Пианола_М может быть восемь, таким образом, каждая строка этой программы может представлять собой не отдельный блинчик, а как бы слоёный пирог (с одинаковым количеством слоёв в каждой строке).
В этой записи строки в два слоя латинские буквы указывают на ноты, а двоеточия связывают ноты в аккорды. Однако, чтобы музыка звучала правильно, нужно для каждой строки-слоя сделать начальные установки – тональность с одним бемолем (эта установка делается кликом по левой части кнопки ==), и для верхней строки-слоя нужно изменить начальную длительность нот с 1/4 на 1/8 (эта установка делается кликами по кнопке 1/4).
Кроме того, запись, сделанную в каждой строке-слое, нужно запомнить (сделать это можно, нажав клавишу Enter на клавиатуре ноутбука).
Собственно, перевод музыки из её общепринятой записи на нотоносце в мнемоническую запись нотных строк, это и есть основная работа, которой занят пользователь в программе Пианола. Это довольно рутинная работа, и возникает вопрос - а нельзя ли, чтобы программа делала эту работу автоматически?
К сожалению, нельзя. Во-первых, потому что далеко не всегда эта работа простая, иногда она требует привлечения значительных вычислительных ресурсов (вплоть до искусственного интеллекта), а во-вторых, выразительно исполняемая музыка содержит не только общепринятые нотные знаки и символы, но и те тонкости исполнения, которые вносит исполнитель. Эти тонкости настолько индивидуальны, что знаки и символы для них пока ещё не придумали. Например, надпись "рубато" понятно что означает, но как именно исполняются конкретные ноты, на это она не указывает.
Итак, чтобы перевести ноты в музыкальную запись, нужно проделать значительную работу вручную. С другой стороны, если мнемонический язык понятен и удобен, то такая работа ничуть не сложнее обычной работы переводчика, и делается она достаточно быстро. Заметим, что и исполнитель, разучивая пьесу вживую, не сразу получает желаемый результат, на это тоже требуется время. Опять же, в зависимости от того, какую вещь он разучивает. Некоторые вещи рядовому исполнителю не под силу.
Программа же Пианола не требует высокой музыкальной квалификации, каждый, при желании, может создавать качественные музыкальные записи понравившихся ему произведений любой сложности, и не просто создавать, но и творчески интерпретировать создаваемую музыку.
ОРГАНИЗАЦИЯ НОТНЫХ СТРОК
Пианола_М рассчитана на 50 нотных строк, и исполнение такого количества нотных строк длится 6 – 7.5 минут. Номер текущей нотной строки показывается в окне слева, а в скобках следом указывается общее число задействованных в программе нотных строк. В начале работы там указано 1(1).
Каждая из имеющихся нотных строк является составной – она состоит из слоёв. Слои пронумерованы от 0 до 7-ми, верхний слой предназначен для ведущего голоса (для фортепьяно это строка, содержащая знаки мелодии правой руки), а слои с большими номерами это поддерживающий мелодию аккомпанемент или другие голоса. Всего в программе может быть задействовано до 8-ми слоёв, номер текущего слоя, или максимальный номер слоя при исполнении ансамблем, задаётся цифрой на кнопке в правой части окна. В начале работы там указано 0 (нулевой слой).
Слои можно переключать, кликая по левой/правой стороне кнопки, при этом в рабочую строку, ту строку, которую мы видим в окне программы, считывается содержимое строки-слоя указанного номера и указанного слоя. В начале работы все строки очищаются, и поэтому будет считана пустая строка.
В начале работы для каждой из строк и для всех слоёв делаются начальные установки. Всего таких установок 5. Первая – это задание тональности, значок == на кнопке означает, что бемоль или диезы в ключе отсутствуют.
Вторая – 1 это задание общего темпа, кликами по кнопке можно выставить темп 0.87 0.76 1.32 или 1.15.
Третья – 1/4 это длительность нот, кликами по правой/левой стороне кнопки можно выставить 1/2 1 1/8 1/16 1/32 или 1/64.
Четвёртая - O4 это первая октава (4-я по счёту от нулевой), кликами по правой/левой стороне кнопки можно выставить номер октавы (от 0 до 7).
Пятая установка - "legato" этим задаётся длительность паузы, разделяющей ноты. В режиме "legato" длительность ноты 1/4 составляет 0.5 секунды, куда входит как длительность звучания ноты (0.49 сек), так и длительность посленотной паузы (равной в этом случае 0.01 сек). Для других режимов - "normal" "stakkato" и "pizzicato" относительная длительность посленотной паузы делается больше.
В дальнейшем, в ходе работы, сделанные при запуске программы начальные установки можно заменить на другие.
Движение по строкам вверх/вниз можно делать нажатием клавиш Pg_up Pg_down. Увеличение количества строк делается клавишей Ctrl/End, а удаление текущей строки клавишей Ctrl/del. Для этех же действий удобнее использовать специальную панель менеджера строк, которая появляется в режиме показа клавиатуры фортепьяно.
ИСПОЛНЕНИЕ НОТНЫХ СТРОК
Клик но кнопке «play» запускает исполнение нотных строк – строки читаются в порядке их очерёдности, мнемонические символы, находящиеся в строках, интерпретируются, семплы звука вычисляются и накапливаются, а буфер, в котором накапливаются семплы, изредка сбрасывается, и семплы оказываются в файле P_M.wav – это и есть музыкальная запись.
Существует три режима исполнения нотных строк. Режим исполнения задаёт кнопка «совмещение слоёв» - если на ней стоит значок «___», то в каждой строке исполняется только слой указанного номера.
Если стоит значок «---», то для каждой строки последовательно исполняются слои с нулевого по указанный. А для значка «===» слои с нулевого по указанный совмещаются, создавая общий звук. Режим исполнения «===» является в программе Пианола_М основным.
ХРАНЕНИЕ НОТНОЙ ЗАПИСИ В ФАЙЛЕ
Клик по надписи «Save file As» сохранит нотные строки в указанном файле. Этот файл текстовый, строки хранятся там в том виде, в каком мы их видим в окне программы, однако каждая строка предваряется префиксом – набором цифр, указывающих на начальные установки строк.
Если полоска правее названия бледно-голубая (такая, как на иллюстрации), то в файл будут выведены только строки указанного слоя. Таким способом можно выделить отдельный слой из многослойной записи.
Если же кликом сделать цвет полоски темно-синим, тогда строки с их слоями будут сохранены в файле полностью.
Ещё правее находится кнопка, блокирующая всякое сохранение, если она красная, то файл с указанным названием защищён от случайной порчи.
Приведённый выше пример записи двух слоёв первой строки будет сохранён (если полностью) в таком виде –
{Имя мелодии}N1
1 {03430-1|C AAGA FCCC AABG <c7>c DDBB AGFF AAGA }
1 {13420-1|' C:FC:E C^ C:FD:F F^ \Bd:f c^:f^ c:fB:e }
,,,
N1 здесь указывает на число слоёв, на номер слоя указывает первая цифра префикса, а далее идут указания на общий темп, на длительность нот, на номер октавы, на легато и на один бемоль в ключе (знак - и цифра 1).
Неполное сохранение нулевого слоя будет таким –
{Имя мелодии}
1 {03430-1|C AAGA FCCC AABG <c7>c DDBB AGFF AAGA }
,,,
Неполное сохранение первого слоя будет таким –
{Имя мелодии}
1 {13420-1|' C:FC:E C^ C:FD:F F^ \Bd:f c^:f^ c:fB:e }
,,,
ВВОД СТРОК ИЗ ФАЙЛА
Мы видели, что в зависимости от режима вывода, файл может быть многослойным. На это указывает буква N в его шапке, и тогда при его вводе будут введены нулевые слои и другие, вплоть до номера, указанного за буквой N (вне зависимости от числа, на которое указывает кнопка «слой»).
Если же буква N в шапке файла отсутствует, тогда этот файл интерпретируется как однослойный, и строки его вводятся на тот слой, который указан на кнопке «слой». Есть, правда, одно неприятное обстоятельство – при любом вводе, прежде чем он начинается, все начальные установки сбрасываются и приводятся в то состояние, которое было в самом начале при запуске программы.
Чтобы избежать этого, загрузку файла можно проводить кликом по розовой полоске «ввести и совместить».
Сбросить все установки и очистить все строки и все слои можно кликом по коричневой короткой полоске «обновить».
Клик по сиреневой полоске «добавить файл» приводит к запоминанию содержимого строк и их начальных установок. После чего файл вводится обычным путём, а затем он дополняется снизу теми строками, которые были в программе ранее.
Описанные приёмы позволяют собирать нотную запись из отдельных её частей. Аналогичные вещи можно делать, манипулируя нотными текстовыми файлами с помощью программы Блокнотик. На нумерацию строк при этом внимание можно не обращать, важно лишь то, чтобы результат соответствовал форме, принятой в программе Пианола_М.
__________
31.12.2024
Свидетельство о публикации №224123100819
Ирина Давыдова 5 31.12.2024 18:30 Заявить о нарушении
Разве можно назвать эту музыку правильно-механической? Скажу более - сейчас очень большая часть музыки делается на компьютерах. А уж эстрадная или музыка для кинофильмов - практически вся. Там ничего без аранжировки не обходится.
Спасибо за интерес к теме. С Новым Годом Вас!
Дмитрий Маштаков 31.12.2024 22:48 Заявить о нарушении