Печать пророков
Пророк Мухаммад (с.а.с.), – самое лучшее создание Всевышнего Аллаха. У нашего пророка множество исключительных качеств, отличающих его от других творений, но истинное превосходство Мухаммада (с.а.с.), знает только Всевышний Аллах. Приведем некоторые из его прекрасных качеств. В истории не было другого человека, принесшего столько пользы народам, как он. Через него был ниспослан Священный Корани им был создан идеальное государство оберегающее социальные права граждан. В Мухаммаде (с.а.с.), сошлись превосходства предыдущих пророков, и он является последним пророком. Он является посланником не только для человечества, но и для джиннов и Ангелов. Его Шариат предписан для всего человечества. Он отменяет все Шариаты, ниспосланные предыдущим посланникам. Для его уммы (общины последователей) вся планета предоставлена в качестве мечети (т.е. в качестве места молитвы), в то время как последователи других посланников могли совершать молитвы только в специальных храмах.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что сделал имя пророка Мухаммада (с.а.с.), часто произносимым. Ежедневно во всех мечетях мира звучит азан (призыв на молитву), во время которого десять раз в течение дня произносится его имя, оно обязательно упоминается при произнесении шахады (свидетельства), в каждом намазе, при чтении пятничной проповеди, в начале всех исламских книг и т.д.
Мы как свидетеля и благовестника тебя послали
И как увещевателя (против всего дурного),
Чтобы в Аллаха и посланника Его уверовали вы,
Ему служили, чтили благовейно
И прославляли по утрам и вечерами.
(Аль-Фатх, сура 48:8-9)
Ас-Саади в своих комментариях данному откровению: О благородный Посланник! Ты будешь свидетельствовать о благих и злых деяниях своих последователей, о правдивых и лживых речах, которые они произносили, и вопросах, которые они решали, а также засвидетельствуешь, что Всевышний Аллах совершенен и безупречен и что нет никого подобного Ему. Тех, кто подчинится тебе и станет повиноваться Аллаху, ты должен обрадовать ожидающей их великой наградой в этой жизни и после смерти, а тех, кто откажется повиноваться Всевышнему, ты должен предупредить о наказании Аллаха на земле и в Последней жизни. А для того, чтобы выполнить свою миссию до конца, ты должен разъяснить людям, какие деяния и нравственные качества заслуживают похвалы, а какие достойны порицания.
Пророк Мухаммад (с.а.с.), являлся не только великим Увещателем, но печатью всех пророков рода человеческого.
И Мухаммад не был отцом
Ни одному мужчине среди вас,
Он - лишь посланник от Аллаха и печать пророков.
Аллах о всякой вещи знающ!
(Аль-Ахзаб, сура 33:40)
В. Порохова в комментариях к данному откровению пишет: Араб. «хатам» имеет буквальное значение (наложения сургучной) печати в качестве засвидетельствования полного и окончательного завершения дела, по которому не дозволено вносить ни изменений, ни дополнений. Пророк Мухаммад завершил длинный ряд посланников Господних в том смысле, что после него уже не было и не будет посланников с Писанием. Будут мыслители, проповедники, реформаторы, но именно с ним, с пророком Мухаммадом, было послано единственное Писание, сохранность которого от искажений (через вторжение человеческого фактора) Господь возложил на Себя (см. С. 15, ст. 9, и прим. [15:9::1] ). Все Писания были посланы Одной Рукой и все несли непреложные Истины Одного - Единого Господа нашего, Его вероустав и руководство нам как милость от Него, и все они были обречены на ту или иную степень «ухода», - значит, так было задумано, значит, так было надо, - ведь «неминуемо свершается все то, что Господом задумано к свершенью». У нас нет Евангелия от Иисуса, у нас есть основательные сомнения, подтвержденные исследованиями хранилищ, относительно достоверности других рукописей - Писаний. Но в чем единодушны все, даже самые ярые противники ислама, так это в том, что Священный Коран - единственное ниспослание, не тронутое ни временем, ни человеком. Оно живет и «работает», будоража умы даже самых откровенных скептиков, зовет к единению людей, как рода человеческого, под знамя веры в Бога Единого (см. С. 42, ст. 13).
В настоящее время есть такие страны и влиятельные организации, которые с презрением относятся к исламу и нашему пророку (с.а.с.), но они не представляют, что наступит время, когда им придется смиренно преклонить колени перед истиной и с них будет спрос за все содеянное.
И ты увидишь (в этот День)
Каждый народ коленопреклоненным,
И каждый будет призван к своей книге:
Вам в этот День воздастся тем же,
Что вы творили (на земле),
И скажет эта Наша книга истину про вас, -
Ведь Мы записываем все, что вы творите.
(Аль-Джасия, сура 45:28-29).
Слова Аллаха: “Каждую общину призовут к ее Писанию”, т.е. к Книге деяний. Как еще сказал Аллах об этом: “Будет положено Писание, и будут приведены пророки и свидетели” (сура 39:69). Поэтому далее говорится: “Сегодня вам воздастся за то, что вы совершали”, т.е. добром за добро и злом за зло. Как еще сказал Аллах: “В тот день человеку возвестят о том, что он совершил заранее и что оставил после себя” (сура 75:13). Здесь сказано:
И книга (дел) будет положена (пред ними),
И ты увидишь грешных в страхе от того, что в ней,
И они скажут:
«Горе нам! Что это за книга,
Что не осталось ни единого деянья,
Которое она бы не сочла,
Сколь малым ни было б оно или великим?!»
Они найдут там налицо все то, что совершили,
И твой Господь ни одному из них
Не нанесет обид несправедливых.
(Аль-Исра, сура 18:49).
Слова Аллаха: “Мы приказали записывать все, что вы совершали”, т.е. Мы приказали ангелам записывать за вами ваши дела. Ибн 'Аббас и другие толкователи сказали, что ангелы записывают дела рабов, а затем поднимаются с ними на небо, где встречаются с ангелами, которым вверена Книга деяний, предоставляемая им из Хранимой скрижали в каждую ночь предопределения. В ней Аллах записал судьбы людей до того, как Он создал их. Все, что записали ангелы, соответствует тому, что у небесных ангелов было написано. Ни одна буква не добавлена к написанному в ней и ни одна не убавлена.1
Он первым оживет в День Суда и, когда все пророки и Ангелы будут бояться совершить Шафаат, т.е. ходатайствовать перед Всевышним о прощении грешников своего народа, и он первым совершит Шафаат, который и будет принят раньше других. В День Суда все пророки соберутся под его знаменем. Он первым вступит в Рай. В Раю Всевышний Аллах одарит его специальными, особо почетными местами – Василят и Макамун Махмуд, – где его будут восхвалять люди, джинны и Ангелы. Пророк Мухаммад (с.а.с.), сказал: “Мое заступничество (Шафаат) перед Аллахом в Судный День – для тех из моих последователей, кто совершал большие грехи до принятия ислама”. Он является господином всего человечества, и в День Суда все пророки соберутся под его знаменем «Лива-уль-хамд». Передают со слов Джубайра ибн Мутима, что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “У меня пять имен: я – Мухаммад и Ахмад, и я – аль-Махи, посредством которого Аллах сотрет неверие, и я – аль-Хашр, у ног которого будут собраны люди, и я – аль-Акиб”. Здесь аль-Хашр значит, что в День воскресения пророк Мухаммад (с.а.с.), окажется на месте сбора первым, либо то, что в этом мире он являлся последним пророком, но там будет тем пророком, вокруг которого соберется огромное количество людей. А аль-Акиб значит идущий вслед, которое понимается, что после пророка Мухаммада (с.а.с.), до наступления Судного Часа других пророков не будет.2
По преданиям посланник Аллаха (с.а.с.) имел темные волосы и темного цвета бороду. Однако в один момент часть его волос и бороды покрылась сединой, а лицо обрело черты пожилого человека. Заметивший это первым Абу Бакр (р.а.) сказал пророку (с.а.с.): “Постарел ты, о пророк Аллаха”. На что тот ответил: “Меня состарила сура Худ”. В другом предании говорится: “Меня состарила сура Худ и схожие с ней”. Сура Худ содержит предупреждение о наказании Аллахом неверующих и добрые вести верующим, указывая на то, что Аллах - единственный Бог, на могущество Аллаха и Его безграничную власть, на состояние людей в радости, когда Аллах оказывает им милость, и в горе, когда они подвергаются Его гневу. Также в этой суре говорится о значении Корана, а также в нем содержится вызов не верить людям, которые создают подобное Корану писание. Данная сура также содержит рассказы о пророках, о препирательстве их народов с ними, наказании неверующих в этой жизни и спасении верующих. В доказательство этого Аллах Всевышний рассказывает о Нухе (мир ему!). А теперь познакомимся с откровением, не дающее покоя посланнику Аллаха (с.а.с.):
И несомненно, твой Господь
Сполна воздаст им всем за их деянья, -
Ведь сведущ Он о том, что делают они!
Так следуй же, (о Мухаммад!), прямой стезею,
Как то повелено тебе и тем,
Которые с тобою обратились.
Не выходите за дозволенные грани, -
Ведь видит Он, что делаете вы.
(Худ, сура 11:111-112).
По мнению большинства комментаторов именно это откровение является причиной быстрого старения посланника Аллаха (с.а.с.). Имам Бейхаки в своем произведении «Шуабуль иман» упоминает предание от Али Аш-Шатари, в котором он рассказывает, как увидел посланника Аллаха (с.а.с.) во сне и задал Ему следующий вопрос: “Я слышал в котором ты сказал, что меня состарила сура Худ и схожие с ней”. “Да”- ответил на это посланник Аллаха. Он опять спросил “Что именно тебя состарило, в истории пророков или же истории о погубленных народах, поведанное в этой суре.”. На что пророк (с.а.с.), ответил: “Нет, не то и не это, а именно повеление «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено»”. По некоторым преданиям пророк (с.а.с.) также был под серьезным и глубоким впечатлением после прочтения таких сур как Вакиа, Хакка, Мурсалят, Наба, Таквир, Кариа, которые считаются схожими с сурой Худ. В хадисе, переданном Абу Джухайфой и Ибн Аббасом, рассказывается о том, как Абу Бакр (р.а.), придя однажды к пророку (с.а.с.), заметил, что тот выглядит старше. В частности, в хадисе употреблено арабское слово «шайб», что значит «седина». Наблюдение Абу Бакра тем более важно, что, как передается (например, в сообщении от Анаса из сборника Бухари), на момент смерти у посланника Аллаха (с.а.с.), было не больше двадцати седых волосков в бороде и на голове. Понятно, пара новых седых волосков не осталась незамеченной.3
Обязанность, которая была возложена на пророка Мухаммада (с.а.с.), была более сложной и ответственной нежели обязанность других пророков. По этой причине он стоит на много выше чем все люди. Другой отличительной чертой была то, что любовь пророка Мухаммада (с.а.с.) к Аллаху (хвала Ему!), выражалась именно через страх и переживание правильного исполнения своей миссии, которую он выполнил достойно. Учитывая, что все пророки проповедовали веру в Единого Бога, ислам предписывает каждому обязательно верить в посланников и пророков Всевышнего Аллаха. Это является одним из основополагающих и самых важных столпов веры, о чем свидетельствуют Коран и Сунна. Всевышний Аллах сказал:
Посланник верует во все,
Что Господом его ему открыто,
И знают это праведные (люди), -
Они все веруют в Аллаха, в ангелов Его,
В Его посланников и в Книги,
(Которые несут им Свет и Руководство,
И говорят): «Мы средь посланников
Его не делаем различий.
Его мы слышим и Ему послушны!
Лишь от Тебя прощенье нам,
И лишь к Тебе мы все вернемся».
(Аль-Бакара, сура 2:285).
Аллах упомянул веру в посланников наряду с другими столпами, в которые уверовали посланник (с.а.с.), и верующие. Более того, Всевышний Аллах сообщает нам, что эта их вера в посланников не делает различий между ними и подтверждает каждого из них. В Священном Коране также сообщается о тех, кто не желает веровать во всех Божьих посланников:
Те, кто не верует в Аллаха и посланников Его,
Желая отделить Аллаха от посланников Его,
И говорит: «Мы веруем в одних, другим - не верим»,
Пытаясь среднего пути держаться, -
Они - неверные по сути!
Мы ж уготовили неверным
Столь унизительные кары.
(Ан-Ниса, сура 4:150-151).
Всевышний Аллах предостерегает неверующих в Его посланников из числа иудеев и христиан, за то, что они разделяют между Аллахом и Его посланниками в вопросах веры. Они уверовали в некоторых пророков и не уверовали в других просто из-за прихоти и обычаев, которые они приняли от своих отцов без каких-либо веских доводов. Конечно они ни имели на это право, они поступили так из-за фанатичного национализма и страстей. Так иудеи уверовали во всех пророков кроме Исы и Мухаммада (мир им), христиане уверовали во всех пророков, но не уверовали в самого последнего и самого благородного из них – Мухаммада (с.а.с.). Самаритяне не уверовали ни в одного пророка после Йуша’а ибн Нуна – приемника Мусы ибн Имрана (Иисус Навин). Говорят, что огнепоклонники уверовали в их пророка по имени Заратустра, затем они отвергли его закон, и Аллах забрал его. Аллах знает лучше. Смысл этого аята, что кто не уверовал в одного из пророков – не уверовал во всех остальных пророков. Обязательна вера во всех пророков, которых Аллах когда-то посылал жителям земли. Кто же отверг пророчество одного из них по причине зависти, или национализма или прихоти, то его вера не является легитимной, даже если он уверовал в некоторых пророков в дань традициям и прихоти. Об этом Аллах сказал: Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников – здесь Он назвал их неверными в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников – т.е. в вопросах веры в них. Говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других.” Как явно видно из айата, Аллах именует неверующими всех и каждого, кто отрицает Божьих посланников или различает между ними, веруя в одних из них и отказываясь признать других. Далее Всевышний Господь миров подчеркнуто назвал таких людей истинными неверующими, так как их неверие явно и не вызывает сомнений и споров. И продолжая данный контекст Своего Откровения, Всевышний ясно изложил позицию тех, кто уверовал истинной верой:
А тех, которые уверовали (в Бога)
И, веруя в посланников Его,
Не делают меж ними никаких различий,
Мы одарим назначенной лишь им наградой, -
Ведь снисходителен Аллах и милосерд!
(Ан-Ниса, сура 4:152).
Аллах, Свят он и Велик, подчеркивает полноту их веры в посланников тем, что они уверовали в Аллаха и во всех Божьих посланников без исключения. То есть они не избирают одних посланников и пророков перед другими, веруя в одних из них и отвергая других. Более того, они тверды в своем убеждении в том, что все пророки и посланники были посланы Всевышним Аллахом. Не только Писание Аллаха, но и достоверная Сунна, которую Всевышний также защитил от искажений, подтверждает то, что вера в Божьих посланников и пророков является столпом из столпов исламской веры (имана). Ясное свидетельство об этом имеется в хадисе о Джибриле, который передан от повелителя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба. В этом достоверном хадисе повествуется о том, что отвечая на вопрос Джибриля о вере, пророк (с.а.с.), сказал: «Это когда ты веришь в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников и Последний день, а также веришь в предопределение с его добром и злом».4 И в нем о вере в посланников говорится в числе других обязательных столпов веры. На ровне с этим Аллах (хвала Ему!), по мудрости Своей прославил имя некоторых пророков, одним из которых является Идрис (мир ему!). “Помяни в Писании Идриса. Воистину, он был правдивейшим человеком и пророком. Мы вознесли его на высокое место” (сура 19:56-57). Идрис – пророк (наби) Аллаха. Настоящее имя Ахнух или Ханух (библейский Енох). Мать звали Бера (или Ашват). Прозван Идрис из-за множества прочитанных книг. Аллах дал ему пророчество, мудрость и царство, поэтому его называют Мусаллас бин ни’ма («обладатель 3-х благ»). Чем различаются понятия «пророк» и «посланник»? Слово «наби» («пророк») в арабском языке образовано от слова «наба», что значит «весть, которая приносит большую пользу».5 Всевышний говорит: “О чем они расспрашивают друг друга? О великой вести” (Сура 78:1-2). Пророки стали именоваться так, по причине получения ими вести от Всевышнего и оповещения о Нем. Также есть мнение о том, что слово «наби» происходит от слова «набава», которое на русский язык переводится как «нечто возвышенное». И если исходить из данного мнения, то пророки именуются так по той причине, что их положение по сравнению с другими людьми более высокое. Всевышний Аллах сказал: “Мы вознесли его на высокое место” (сура 19:57). Слово же «расуль» («посланник») является производным от слова «ирсаль», что значит «послание», «отправление». Аллах сообщает в Коране, что царица Сабы сказала: “Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы” (сура 27:35).
Исламские ученые по разному трактовали термины «пророк» и «посланник». И наиболее сильным в данном вопросе является то определение, согласно которому «пророк» в шариате это тот, кому от Всевышнего ниспосылаются откровения с велениями ему самому и уверовавшим. Посланником же называется тот, кому ниспосылаются откровения от Аллаха с повелением донести Божественное Послание до людей, ослушавшихся Аллаха. Суть вышесказанного сводится к тому, что понятия «пророк» и «посланник» различаются тем, что пророки оповещаются Аллахом о Его приказах и запретах, чтобы это было передано ими верующим. Пророков Всевышний не посылает к неверным не приказывает им обращаться к ним с проповедями. Посланники же это те, кто отправлен Всевышним Господом миров, как к неверным, так и к верующим для донесения им Послания Аллаха и призыва их к поклонению Ему. Не всегда посланники приходили с новым шариатом. Например, пророк Йусуф (мир ему) исповедовал религию Ибрахима (мир ему!), пророки же Дауд и Сулейман (мир им!), руководствовались шариатом, ниспосланным в Тауре, хотя все они являлись посланниками. Всевышний Аллах сказал:
А ведь до этого Йусуф к вам с ясными знаменьями пришел,
Но вы не прекращали сомневаться в том,
Что он принёс вам.
Когда он умер, вы сказали:
«После него посланника Аллах (нам) больше не пошлет».
Так оставляет Бог блуждать (в грехах)
Того, кто весь в сомнениях и преступает
(Пределы, установленные Им).
(Йусуф, сура 40:34).
Также в Коране говорится:
Мы ниспослали Откровение тебе
Так же, как Нуху Мы его послали
И вслед за ним - другим пророкам:
Мы Ибрахиму Откровение послали,
И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу,
И всем (двенадцати) коленам,
(А также) Исе, и Ай'йюбу,
И Йюнусу, Харуну, Сулейману,
И дали Мы Псалтырь Дауду.
И были средь посланников от Нас
Те, о которых рассказали Мы тебе,
Но были также и такие,
О коих Мы тебе не рассказали.
А с Мусой прямо говорил Аллах.
(Ан-Ниса, сура 4:163-164).
В Священном Коране пророки иногда именуются так же и посланниками в широком смысле этого слова. Например: “Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение” (сура 22:52). Миссия пророков, отправленных Аллахом к правоверным имела конкретный, ограниченный характер, в отличие от миссии посланников, которые были посланы Аллахом как к неверным, так и к верующим. Все посланники призывали к единобожию и уединению Аллаха в поклонении, однако их шариаты различались между собой. Всевышний сказал: “Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!” (сура 21:25); “Каждому из вас Мы установили закон и путь” (сура 5:48). После пришествия посланников, которые с абсолютной ясностью донесли Послания Всевышнего Аллаха до Его рабов, у них не осталось возможности оправдать свое непослушание Господу. Всевышний Аллах сказал: “…чтобы знать, что они донесли послания своего Господа. Он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил всякую вещь” (Сура 72:28); ‘Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха” (Сура 4:165). Одним из обязательных составляющих веры в посланников и пророков является также и убежденность в том, что Аллах оказывал им помощь и что только им и их последователям уготован благой исход. Всевышний сказал: “Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели” (сура 40:51). Одних посланников Всевышний почтил превосходством над другими. Великий и Могучий Аллах сказал: “Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах…” (сура 2:253). Каждый мусульманин обязан верить во все выше перечисленное и все, что сообщается о посланниках Аллаха и Его пророках в Священном Коране и Сунне в целом. Мусульманин обязан уверовать во все упомянутые в Коране посланников и пророков.
Также следует уверовать в Сунну, где проходят имена пророков, описание событий о них, правдивые рассказы и сообщения об их достоинствах и отличительных чертах. Священный Коран упоминает имена двадцати пяти пророков и посланников. О восемнадцати из них сообщается в следующем откровении: “Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию, Йахйу, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников. А также Исмаила, Аль-Йасаа, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами” (сура 6:83-86). Остальные семеро пророков и посланников упомянуты в других аятах: “Мы отправили к адитам их брата Худа” (Сура 7:65); “Мы отправили к самудянам их брата Салиха” (Сура 7:73); “Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба” (сура 7:85); ‘Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха…” (Сура 3:33); “Помяни также Исмаила, Идриса, Зуль Кифля. Все они были из числа терпеливых” (сура 21:85); “Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой” (сура 48:29). Для того, чтобы вера человека была действительной, он обязан уверовать в каждого из этих пророков и посланников, признать их пророчество и послание так, как сообщается о них Аллахом и Его посланником Мухаммадом (с.а.с.). Вместе с этим также необходимо верить в правдивость всех священных текстов, где повествуются истории о них, сообщаются об их достоинствах и особенностях. Например, каждый мусульманин обязан веровать в то, что и Ибрахима и Мухаммада (мир им!), Всевышний Аллах сделал Своими возлюбленными. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: “Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным” (сура 4:125). Поэтому посланник Аллаха же (с.а.с.), говорил: “Воистину, Аллах сделал меня, как и Ибрахима, Своим возлюбленным” Муслим «Сахих» (532). Мусульманин обязан также верить и в то, что Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой, как свидетельствует об этом сам Всевышний: “А с Мусой Аллах вел беседу” (сура 4:164). Всевышний Аллах подчинил пророку Дауду горы и птиц, и они вместе с ним восславляли Аллаха. Аллах, Велик Он и Могуч сообщил об этом в Священном Коране: “Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Мы это сделали” (сура 21:79). Помимо этого, Господь миров сделал для Дауда железо мягким, о чем Он Сам сообщил: “Мы одарили Дауда милостью от Нас и сказали: “О горы и птицы! Славьте вместе с ним!». Мы сделали железо мягким для него” (сура 34:10). Всевышний сказал в Коране, что Он подчинил пророку Сулейману ветры, которые дули по его приказу, а также джиннов, которые работали перед ним для него: “Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа”(сура 34:12). Сулеймана, кроме всего прочего, Господь миров обучил языку птиц, о чем Он сказал следующее: “Сулейман наследовал Дауду и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего” (сура 27:16). Из выше сказанного следует, что для мусульман является обязательным верить в правдивость всего, что проповедовали посланники, и это обязательный атрибут веры в них. Необходимо также знать и веровать, что после послания Всевышним пророка Мухаммада (с.а.с.), никто из джиннов и людей не вправе следовать за кем-либо из предыдущих посланников, так как Мухаммад (с.а.с.), — это посланник Аллаха ко всему человечеству без исключения. Шариат Мухаммада (с.а.с.), прекратил действие шариатов прошлых пророков, и, следовательно, на данный момент религией Аллаха является только та, которую Аллах ниспослал вместе с ним, и все люди обязаны повиновением только этому благородному пророку (с.а.с.). Всевышний Господь сказал:
Кто изберет религию иную, чем ислам,
Ему ничем не сможет быть угодным
И в жизни будущей окажется средь тех,
Кто понесет урон (тяжелый).
(Аль-Имран, сура 3:85);
Тебя, (о Мухаммад!), послали Мы ко всем народам
Как правовестника (Господних откровений)
И увещателя (от зла),
Но большинство людей не знает
(Саба, сура 34:28);
Скажи, (о Мухаммад!):
«О род людской!
Я к вам ко всем - посланник от Аллаха, -
Того, Кто небесами и землей владеет.
Нет божества, кроме Него.
Лишь Он живит и умертвляет.
Так веруйте ж в Аллаха и посланника Его,
Кто неучен и не научен
И верует в Аллаха и Его Слова,
И следуйте за ним, чтобы его прямой стезею
(Свой путь земной к Аллаху) завершить».
(Аль-Араф, сура 7:158).
Читая все эти откровения, каждый верующий обязан искренне любить всех посланников и пророков и не иметь враждебности по отношению к ним. Всевышний Аллах сказал: “Если они считают Аллаха, Его посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями” (сура 5:56); “Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу” (сура 9:71). В хадисах пророка Мухаммада (с.а.с.), также имеется множество свидетельств о том, никакое творение не способно достичь высокой степени Божьих посланников. В хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), который передается в обоих достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима, сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: “Никому из рабов не подобает говорить: “Я лучше Йунуса бин Маты”” аль-Бухари «Сахих» (3416), Муслим «Сахих» (2376). Как сообщается в одном из комментариев этого хадиса, «пророк (с.а.с.), сказал это, чтобы никому из невежественных людей не пришло в голову умалять достоинство пророка Йунуса из-за той истории, которая рассказана о нем в Могучем Коране».6
Мухаммад (с.а.с.) является единственный пророк о котором говорится как о посланнике направленного всему человечеству. Об этом свидетельствует почти все Святые Писания нашей планеты. Начнем с Библии, где в книге Второзакония 33:2 говорится: “Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона”. Фаран — это гора Мекки. Агарь (первая жена Авраама) со своим сыном Измаилом бродила по пустыне Вирсавии, а позже «они жили в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли египетской» (Быт. 21:21). От первенца Измаила — Кидара — произошло поколение арабов, которые с той поры являлись жителями пустыни Фаран. Мухаммад (с.а.с.), как известно, происходит из рода Измаила и его сына Кидара, и появился он пророком в пустыне Фаран, и пришел в Мекку с «тьмами святых» — десятью тысячами верующих, и дал огонь закона всем верующим в Единого Бога — огонь, который превращал в пепел все другие законы. В этом же контексте следует читать еще два пророчества, связанные с Измаилом. “И от сына рабыни (Агари) я произведу народ, потому что он семя твое (Авраама)” (Быт. 21:13). «Встань, подними отрока (Измаила — сына Авраама) и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ (от потомков Измаила)» (Быт. 21:18). Эти две фразы следует рассматривать как единое пророчество о том, что арабы — «великий народ», «семя Авраама», произошедшие от его сына Измаила. Единственное, с чем не согласны мусульмане, и у них имеются доказательства своей правоты, — в том, что Агарь (Хаджар) происходила из царского рода. “Я воздвигну им пророка из среды братьев их такого, как ты и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему” (Втор.18:18). Ни Иисус Христос, ни последователь Моисея Иисус Навин, ни другие ветхозаветные пророки не могут быть вышеуказанным в Торе Пророком, т.к. все они — дети народа Израиля, в то время как здесь речь идет о «братьях» евреев — т.е. о арабах. Характеризуя приход последнего Господнего посланника пророк Исайи в своих откровениях пишет: “И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: “прочитай ее”; и тот отвечает: “я не умею читать”” (Исайи 29:12). Ангел Джибраиль (Гавриил) в пещере Хира на горе ан-Нур, велел Мухаммаду (с.а.с.), читать ниспосланное откровение на что пророк ответил той самой фразой, что приведена в книге Исайи. У пророка Мухаммада (с.а.с.), есть множество имен, одним из значимых которого является Ахмад (Восхваляемый). И что интересно именно имя «Ахмад» часто предсказывается ветхозаветными пророками. В Ветхом Завете пророк Аггей утешает верующих такими словами: «И потрясу все народы, и придет Химда (Желаемый) всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам Шалом (мир), говорит Господь Саваоф» (Аггей 2:7–9). В данном случае «Ахмад» и «Химда» имеют единый корень и одинаковы по значению. Такой текст заложен в ассирийском варианте Библии и здесь древнееврейские слова Химда и Шалом переведены как «желаемый» и «мир». Отсюда следует что, пророчество должно быть признано правильным и свершиться в лице Ахмада и установлении ислама (мира), так как точное значение «Химда» и «Шалом» (Шлама) — «Ахмад» и «Ислам». Оригинальный стих переведенного откровения на древнееврейском языке читается следующим образом: «Ve yavu himdath kol haggoyim», что буквально переводится как «И придет Химда (Желаемый) всех народов».О приходе пророка Мухаммада в Евангелии говорится: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек” (Иоан, 14:16). “Но Я истину говорю вам; лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня… о суде же, что князь мира сего осужден. Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истинный, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и возместит ва” (Иоан, 16:7–14). В Евангелии от Иоанна, написанном на греческом языке, применяется слово «параклетос», являющееся более грубой и простой формой, неизвестной для классической греческой литературы. Но греческое слово «периклитос», соответствующее слову «Ахмад» в значении «восхваляемый», могло быть более точным переводом на греческий язык арамейского слова «Химда», или, вероятно, «Хемида», как говорил Иисус Христос. Об этом в шестом аяте суры «Ряды» пророчестве из Евангелия Священный Коран возвещает. Также в книге Исайи говорится: „То, что дал я ему, не дам другому. Ахмад, так как он поминает Аллаха, и придёт он с лучшей части земли. И это будет приносить радость для человечества, и они будут повторять слова единобожия на каждом холме, и прославлять Бога в каждом высоком месте“. В Евангелии также говорится: “Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде…Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам” (Ин 16:6-8, 12, 13).8 Огромное количество предсказаний о приходе посланника Аллаха Мухаммада (с.а.с.), можно встретить в индуистских Святых Писаниях. Пророк Мухаммад (с.а.с.), упоминается в индуистских манускриптах по имени «Махаамат» в книге «Бхавишва Пуран», глава «Прати Сарг Парвам» (3: 5-8). Текст на санскрите гласит: “Иностранец появится как учитель новой религии, помогающий своим друзьям, его имя будет Махаамат. Правитель этой земли окажет великое уважение его учению и обратится.. . Пришедший из пустыни, он будет великим святым...”. Кроме того, в книге «Атхарва Веда» (гл. 20, ч. 127, ст. 1-3), говорится: “О люди! Слушайте и верьте этому: человек, Восхваляющий (букв. «Нараишнсаха») , будет создан среди людей. Он докажет свою святость против 60 тысяч и девяти врагов. Он и его друзья появятся на двадцати верблюдах; пыль от этих верблюдов закроет горизонт…“ В этой связи важно заметить, что имя «Мухаммад» переводится с арабского как «Восхваляющий». Имя «Махамат» , вкупе с пророчествами о «Божьем человеке» , «Святом человеке», упоминается еще раз в Атхарва Веде (гл. 1, ст. 10), в Риг-Веде и Сама-Веде. В буддийских манускриптах пророк (мир ему и благословение) назван «Майтр» , или «Меттейя». На языке пали, на котором составлены буддийские писания, слово «Майтрейя» (в японских книгах - «Мироку» , в китайских - «Мей-ти-ли-е» , в тибетских - «Махитрейя») означает «милость» . В Коране же Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) назван: «Рахмату лиль-‘алямин», то есть «Милость для миров». В зороастризме пророк Мухаммад (с.а.с.), упомянут в книге «Дасатир» , письмах Сасанидов (1, 51-55). В 14 стихе «Дасатира» говорится: “Когда нравственность среди персов опустится до предела, появится человек из Аравии. Те, кто следует за ним, задушат персидскую корону, религию и все остальное. Власть и контроль над Персией перейдут к ним. Идолы, установленные в их главном храме их предками, будут уничтожены. Но люди окажут огромную честь пустому храму. Дас и Балх (крупные персидские города того времени) падут. Образованные люди и все прочие персы присоединятся к его сподвижникам.” Под «пустым храмом» понимается очищенная от идолов пророком (с.а.с.), Священная Кааба в Мекке ставшая центром ислама.9 Поэтому каждый из нас обязан любить пророка Мухаммада (с.а.с.), такой любовью, которая должна превосходить нашу любовь к кому-либо из творений и даже к самим себе. И любовь к нему должна быть сильнее любви, которую верующий должен иметь по отношению ко всем пророкам и посланникам, и поэтому посланник Аллаха (с.а.с.), должен быть любимой нам всех остальных людей, в том числе наших детей, родителей, прочих родственников и даже самих себя. Всевышний Аллах сказал:
Скажи: «Если ваши отцы, и ваши сыновья,
И ваши братья, и супруги ваши,
И родственники, и добро, что вы приобрели,
Торговые дела, застой в которых вас пугает,
И ваш очаг, что радует ваш глаз, -
Коль все это - милее вам Аллаха и посланника Его,
Милей борьбы на промысле Господнем,
То ждите до тех пор,
Пока Свой приговор Аллах вам не объявит.
Он праведным путем не поведет народ распутный.
(Ат-Тауба, сура 9:24).
Всевышний Аллах упоминает любовь к Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, сразу после упоминания любви к Нему Самому и грозит суровым наказанием тем, кому их имущество, жены и дети любимой чем Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «…ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей».
В обоих достоверных сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима передается от Анаса (р.а.), что пророк (с.а.с.), сказал: ”Никто из вас не уверует до тех пор, пока не полюбит меня сильнее, чем своих родителей, своих детей и всех людей вместе”.10 Так же со слов Абдуллаха бин Хишама передается, что Умар (р.а.) рассказывал, что однажды он сказал пророку (с.а.с.): “О посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя”. На что пророк (с.а.с.), ответил ему: “Нет, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, пока не возлюбишь меня сильнее, чем самого себя”. Тогда Умар сказал: “Поистине, сейчас я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя”. Пророк (с.а.с.), сказал: “Вот теперь (да), Умар!”.11 Еще одной обязанностью мусульман по отношению к пророку (с.а.с.), является его уважение и почитание. Всевышний Аллаха сказал: “…чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его” (Сура 48:9); “Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют” (сура 7:157). Имам муфассиров Абдуллах Ибн ‘Аббас (р.а.) сказал: “Почитание его — это прославление его, а уважение к нему – это возвеличивание его”. Катада же сказал: “Почитание его – это оказание ему помощи, а уважение к нему – это признание его своим господином”. Всевышний сказал: “О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника” (сура49:1); “Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу” (сура 24:63). Известный ученый из числа последователей сподвижников Муджахид сказал: “Аллах приказал им обращаться к нему с кротостью и смирением: “О посланник Аллаха», — а не говорить ему хмуро и угрюмо: “О Мухаммад””.
Каждый мусульманин обязан испрашивать благословения и мира для пророка (с.а.с.). И это должно совершаться нами постоянно и часто, как это приказал нам Аллах. Ведь Всевышний Господь сказал: “Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром” (Сура 33:56). Аль-Мубаррид сказал: “По сути своей, мольба о благословении (саляуат) – это мольба о проявлении милости. Благословение Аллаха – это милость, а благословение ангелов – это мягкость и обращение к Аллаху с просьбой о милости”. Передают, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас (р.а.), рассказывал, что пророк (с.а.с.), сказал: “Если кто-либо совершит мольбу, испрашивая благословение для меня один раз, то Аллах благословит его за это десять раз” Муслим «Сахих» (384). От Али (р.а.), передается, что пророк (с.а.с.), сказал: “Истинный скупой – это тот, кто не произносит саляуат за меня, когда при нем упоминают меня” ат-Тирмизи «Сунан» (3546), Ахмад «Муснад» (1/201). Вместе с тем, Мусульманин обязан избегать и остерегаться чрезмерного возвеличивания пророка (с.а.с.), так как это было велено Всевышним и об этом предупреждал и он сам. Аллах, Свят Он и Велик, приказал Своему пророку (с.а.с.), следующее : “Скажи: “Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом” (сура 18:110); “Скажи: “Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении” (сура 7:50). Всевышний Аллах велел Своему посланнику (с.а.с.), обратиться к своим последователям со словами, что он — всего лишь посланник от Аллаха. У него не было никаких качеств Господа, он не был ангелом, а лишь неукоснительно подчинялся велениям Всевышнего и следовал тому, что ниспосылалось ему в откровении.12 Также пророк (с.а.с.), предостерег свое общество от чрезмерного возвеличивания его и излишнего восхваления. В хадисе Умара бин аль-Хаттаба, который приводится в сборнике достоверных хадисов аль-Бухари, говорится о том, что пророк (с.а.с.), сказал: “Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, а говорите: “Раб Аллаха и Его посланник””13 Ибн аль-Асир сказал, что под возвеличиванием имеется в виду ложное и чрезмерное восхваление. Абдуллах Ибн ‘Аббас рассказывал: «Однажды к пророку (с.а.с.), пришел мужчина и в разговоре с ним сказал: «Так пожелал Аллах и ты!». Посланник Аллаха сказал: «Неужели ты приравнял меня к Аллаху? Нет, так пожелал один Аллах!» Как видно, посланник Аллаха (с.а.с.), предостерегал людей от чрезмерного возвеличивания его и не хотел, чтобы они поднимали его выше того статуса, который был дан ему Великим и Могучим Господом.14 В этом хадисе содержится указание на запрет и всех остальных форм чрезмерного возвеличивания пророка (с.а.с).
Рафик шейх Гюльбала оглы.
Ширван 2017 г. Ноябрь.
Список литературы:
1.Ибн Касир. https://quran-online.ru/45:28-29.
2.Аль Бухари, Мухтасар, хадис № 1406.
3.Аяты, состарившие Посланника Аллаха
-lyh-wslm/
4.Сахих Муслим, 3.
5.Идрис. https://islam.ru/content/person/41985
6.Посланники и пророки в свете ислама.
7.Пророчество в Библии про пророка Мухаммада (мир Ему). Второзаконие 33.2.
https://dzen.ru/a/YJKKsepDTRLf7Me_
8.Пророчества о Мухаммаде ; в Библии
9.Ваша жизнь и судьба зависят только от БОГА.
-boga.html
10.«Сахих» аль-Бухари, 15, «Сахих» Муслим 44.
11.«Сахих» аль-Бухари 6632.
12.Обязанности мусульман перед Пророком Мухаммадом.
13.«Сахих» аль-Бухари (3445), Ахмад «Муснад» (1/23).
14.Ахмад «Муснад» 1/214, Ибн Маджа «Сунан» 2117
Свидетельство о публикации №224123100962