Системная арт-терапия в детском саду
Системная арт-терапией в детском саду. (не издана). – 240 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Благодарность
ВВЕДЕНИЕ
Определимся в терминологии
Структура книги
Системные занятия арт-терапией в детском саду
Трагедия линейности, или три причины практиковать педагогическую арт-терапию
Лирико-философское отступление про интерес
Взрослые-дети и дети-взрослые
БИБЛИОТЕКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ
ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ЛИНГВОКИНЕСТЕТИКА
ИГРОТЕРАПИЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
ЦВЕТОТЕРАПИЯ
РАБОТА С ТКАНЯМИ
ЗВУКОТЕХНИКИ
ЗВУКОКИНЕСТЕТИКА
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТЕРАПИЯ
ИЗО-ТЕРАПИЯ
РАБОТА С КАРТИНКАМИ
РАБОТА СО СЛОВОМ
РАБОТА СО ЗВУКОМ
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ДРАМАТЕРАПИЯ
ИНТЕГРАТИВНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПУБЛИКОВАННЫЕ СТАТЬИ
Педагогическая арт-терапия: Становление и составные части концепции
Педагогическая арт-терапия как инструмент гуманизации образования
Семантико-семиотический аспект системной арт-терапии в детском саду
Развитие осознанности в процессе психологического сопровождения родителей в детском саду
Цветотерапия: эффективные методы в работе психолога детского сада
Фольклор как психокоррекционный инструмент при работе с дошкольниками
Детальные разработки занятий
Пунктирные разработки занятий
Отрывок из книги «Фольклорная терапия»
Отрывок из книги «Искусство как метод преподавания различных дисциплин»
РАЗРАБОТКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНТУР
АВТОРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ ПО АРТ-ТЕРАПИИ
Благодарность
Стоит задаться вопросом, кому ты благодарен, как понимаешь, что объять необъятное невозможно. Благодаря другим людям было так много взаимодействий и творческого обмена, щедрости новых идей, находок и открытий, что впору растеряться. Однако, кто стоял у истока, у начала? Кто поддержал, заинтересовался, помог словом и делом?
Начиная с 1988 года, преподавая в средней школе географию, а позже (1992-2002гг.) мироведение, географию и биологию в экспериментальной школе нравственно ориентированного образования «Ключик» (г. Орел), в своей работе я постоянно использовала искусство – от рисования до пения под гитару, от пантомимы до инсценирования, от стихов до предметных скульптур. Результаты оказывались столь высокими, что люди ими пользуются до сих пор, спустя десятилетия. Пусть это звучит странно, но первая благодарность – мне самой: как бы трудно ни было, но находились силы оставаться верной самой себе и делать то, что другие резко критиковали или считали пустой тратой времени.
Впервые на арт-терапевтическую конференцию А.И. Копытина в Санкт-Петербурге в 2000 году меня позвала Крисько Светлана, за что ей низкий поклон. Большая моя благодарность – Александру Ивановичу Копытину, который не единожды приглашал меня проводить мастер-классы на своих конференциях позже.
Двенадцать лет мои мастер-классы ежегодно проходили на Международных конференциях по разрешению конфликтов и исследованию творчества Института психотерапии и консультирования «Гармония» (Санкт-Петербург). Та любовь и мультикультуральная щедрость, которые царили на этих конференциях дарили творческий заряд на весь год. Я очень признательна главным организаторам конференций Саше Бадхену и Марку Певзнеру, а также всем мастерам, на чьих сессиях мне посчастливилось побывать. Это и Юрий Бечонски, и Дэн Шандор, и Майрон Ежовски, и Габриела Коломбо, и многие-многие другие.
С 2014 года я стала работать педагогом-психологом в детском саду № 82 г. Орла. Здесь мне впервые довелось ощутить, что значит проводить мастерские по арт-терапии (а каждое занятие с целой группой иначе и не назвать) по 7-8 раз в неделю и делать их непохожими одна на другую. Моя благодарность за поддержку моих начинаний – заведующей детским садом Жанне Александровне Петраковой.
Ольга Алексеевна Кузнеченкова, заведующая детским садом №81 г. Орла, где я работала с 2016 по 2019 год, не просто поддерживала все, что я делала, но и всячески поощряла. Мой поклон и искренняя признательность за сотрудничество!
Самая же высокая моя благодарность – детям, которые, несомненно, являются соавторами этой книги и многих творческих работ, появившихся в результате наших совместных проектов.
Автор
ВВЕДЕНИЕ
Суть книги передается ее названием. Из него можно получить максимум информации о том, что же именно ожидает читателя на ее страницах. Итак, «Системная арт-терапия в детском саду. Записные книжки практикующего психолога».
Во-первых, занятия проводились не от случая к случаю, не показательными выступлениями, а системно. Так же с учётом системного подхода были построены и программы их проведения.
Во-вторых, определено место действия – детский сад. Следует сделать оговорку: с учетом того, что вся наше планета – детский сад, то предлагаемые подходы, методы и упражнения применимы и проверены автором на практике на любом уровне образовательной системы – от детского сада до университета и бизнес-территорий.
Во-третьих, в названии объявлен главный метод – это арт-терапия со всеми ее направлениями и ответвлениями, так или иначе уместными в том или ином контексте.
В-четвёртых, название дает понять, что книга представляет собой записные книжки психолога. И не просто психолога, а практикующего. Написать книгу, компилируя фрагменты разных источников – это одно. И неважно, кто будет этим пользоваться – специалисты или любители. Записывать же упражнения, озарения и находки, возникающие вживую, в условиях эксперимента, в полевой практике – это совсем иное, ибо делается исключительно для личного удобства автора.
Печатная версия записок всегда под рукой и работает на то, чтобы разнообразить занятие, подобрать упражнение в соответствии с уровнем развития и запросом группы, а также заполнить антракты, если ведущий устал.
А такое время от времени происходит, поскольку за годы работы педагогом-психологом в детском саду автору приходилось проводить занятия не с подгруппами, а с целыми группами в возрасте от 3 до 7 лет. В группах случалось по 23-29 человек, что, согласитесь чрезвычайно много, если учитывать отсутствие или слабое развитие самоуправления у детей.
Именно на самоуправление как основу самоосвоения и направлены все предлагаемые разработки, и они включают в себя также:
• самопознание;
• саморазвитие;
• самокоррекцию;
• саморегуляцию;
• самодисциплину.
В этом отношении книга идет вразрез с традиционным для системы образования менторством и подавлением. В нашем случае в центр происходящего поставлен сам человек. Не ребенок – именно человек, о чем уже несколько столетий, утратив всякую надежду быть услышанной, говорит гуманная педагогика.
Следует напомнить, что слово гуманный происходит от латинского humanos, что означает человечный. Если негуманно, то это бесчеловечно. Любое подавление и давление суть бесчеловечные методы.
Да, автор согласен с тем, что человек – такое существо, что часто кажется, что подавление – единственный путь. Однако это, скорее, прозвучит из уст человека, далекого от арт-терапии. Кроме подавления – негуманного метода – имеется другой подход, более гуманный. А именно – вовлечение в радость и в осознанность.
Искусство такой шанс дает.
Арт-терапия, будучи вовлечением в различные виды искусства в психолого-педагогических, в том числе и коррекционных целях, гарантированно обеспечивает как радость, так и спонтанность самовыражения. То, что человеку радостно, он будет стараться повторить снова и снова – это и есть мотивация без всякого давления извне.
Это – путь самосовершенствования.
Предупреждение: когда с младых ногтей человек начинает разбираться в себе и понимать других, т.е. становится самостоятельным, это добавляет немало хлопот родителям, считающим, что уж им-то самим самосовершенствование без надобности.
Смиренно признаем, что родители относятся к детям как к своим рабам. Дети очень редко слышат чистую и красивую человеческую речь без приказов. Даже слова «Иди кушать!», «Одевайся!», «Открой книгу!» есть ни что иное как приказания. Ребенок, который в своём поведении и мышлении свободнее своих родителей, попросту неудобен.
Посему автор предупреждает: остановитесь, пока не поздно! Арт-терапия делает человека осознанным, свободным и радостным. Кто может позволить такому быть рядом с собой? Однако те, кто рискнет, – порадуется вдвойне: за ребенка и за самого себя, понявшего, что есть чему поучиться у любого маленького человека. Скажу с удовольствием: в этой книге достаточно упражнений, придуманных самими детьми или подсказанных ими. Главное – услышать.
Еще важнее – понять. Ниже предлагается небольшой тезаурус, способный прояснить некоторые моменты как для непосвященных, так и для специалистов, поскольку в различных сферах деятельности термины приобретают свой смысл и наполнение.
Также желательно понять, что арт-терапия в детском саду далека от развлечений, но союзна со всеми последующими этапами развития человека. Тому способствует тот факт, что авторский подход к педагогической арт-терапии до детского сада апробировался в течение 26 лет на всех уровнях системы образования – в начальной и средней школе, в университете, в институте усовершенствования учителей и в Доме творчества. Площадки работали как длительный срок – по 10-12 лет – так и презентовались в форме мастер-классов и курсов повышения квалификации в Орле и Орловской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, США и Канаде.
На основе многолетней практики разработаны философские, естественнонаучные, методологические и дидактические основания для нового интегративного направления – педагогической арт-терапии. В этой парадигме «Я» – не объект, на который направлено обучение и воспитание, а субъект, который изучает себя сам посредством всего.
Что в данном подходе от арт-терапии?
В первую очередь – методика работы с искусством как инструментом самопознания и самоосвоения. Она вручается детям с тем, чтобы те могли по своему выбору использовать ее как на занятиях, так и по окончании обучения, будь то детский сад или школа, университет или взрослая жизнь.
Второе положение арт-терапии связано с терапевтированием. На терапию каких позиций ориентируется арт-терапия в детском саду, вы прочитаете ниже.
В авторской практике использовались самые разные направления арт-терапии: изобразительная, телесно ориентированная, музыкальная, вокальная, фольклорная, сказкотерапия, цветотерапия, натуротерапия, аналоготерапия, танцевально-двигательная терапия, фототерапия, драматерапия, куклотерапия, костюмотерапия, терапия поэзией и романтической новеллой, элементы шаманских практик разрешения конфликтов, а также многочисленные авторские программы, методики и разработки. Большинство из них будет освещено в этой книге. Некоторые представлены в ниже предлагаемом тезаурусе.
Определимся в терминологии
Потребность определиться в терминологии вызвана использованием большого количества иностранных слов в нашей речи. Их аналоги в русском языке звучат довольно громоздко, потому мы оставляем в употреблении термины, принятые на международном уровне. Все термины будут рассмотрены в непосредственном приложении к пространству и возрасту применения – к дошкольному образованию, что ничуть не убавляет их важности для других сфер.
Вначале есть смысл все-таки отдельно поработать с термином «терапия».
Терапия
Если мы осмеливаемся говорить о терапии искусствами, то следует определиться с понятием болезни. Любая болезнь изначально есть сбой ритма, говорим мы об организме или об отношениях, о верованиях или о восприятии. Любая болезнь вызывает дискомфорт и снижает эмоциональный фон.
Терапия искусствами, скорее, не лечение, а исцеление, т.е. путь к целостности. Это – путь мягкой коррекции и/или самокоррекции состояний человека. Это – путь героя, пройдя который мы вновь обретаем адекватную самооценку, нормальное общение, тягу к познанию и самопознанию, к самоосвоению и самоуправлению. По утверждению древних, самоуправление и есть мудрость. Мы восстанавливаем свои природные ритмы, с которыми напрямую связана сила духа человека.
Почему это важно?
Результаты исследования Игоря Гундарова показали, что здоровье нации на 84% зависит от состояния духа и только на 16% – от материальной базы. Под плохим состоянием духа подразумевается уныние, неверие в будущее, чувство безысходности, тоски, депрессивные состояния, отчаяние и тому подобное.
Чаще всего несчастным человека делают ограничения. Ограничения суть любые инструкции и контроль, которыми так богато наше образование. И только искусство дает шанс реализовать свой внутренний потенциал, выразить свое «я» свободно и по своему усмотрению, даже если требуется соблюдать рамки игры или упражнения.
Однако, не стоит обольщаться тем, что предлагается этакая панацея. Отнюдь. Всем известно, что даже иголкой можно как создать прекрасные одежды, так и убить. Смотря чья рука качает колыбель…
Арт-терапия
Арт-терапия означает исцеление искусством. Суть термина сводится к тому, что исцеление есть обретение и поддерживание личной целостности.
В арт-педагогике (В.П. Анисимов) и педагогической арт-терапии (термин автора – Л.Д. Назарова), как и в классической арт-терапии (А.И. Копытин) многократно затрагивался вопрос, правомочен ли термин терапия, если человек работает без соответствующего медицинского образования.
Да, мы не терапевты. Да, конечно, все мы терапевты, ибо слово и лечит, и калечит. Педагог, особенно педагог-психолог, работает словом, примером и вовлечением. Впрочем, вовлекать ему приходится только на первых занятиях, поскольку дети настолько жаждут продолжения, что сами вовлекут любого. Итак, для автора термин терапия, с одной стороны, является условным.
С другой стороны, под терапией искусством мы понимаем реализацию самой главной функции искусства – коммуникативной. Именно искусство выступает терапевтом, а не ведущий. Ведущий лишь организует пространство и предоставляет в пользование свой инструментарий.
Исцелению искусством в первую очередь подлежит общение, до предела искаженное сегодня и фонтаническим развитием высоких технологий, и снижением качества образования, и удалением человека от природы. Восстановлению подлежат коммуникации человека с самим собой (личностный аспект), с людьми (социальный аспект), с природой (природный аспект), а также с Неведомым (сакральный аспект).
По каждому из этих пунктов можно написать отдельную книгу. Практически все предлагаемые упражнения работают с установлением, развитием, восстановлением и коррекцией всех видов коммуникаций. Они столь же неразделимы, как и мультимодальность в арт-терапии.
Педагогическая арт-терапия
Автор уверенно стоит на позиции, что в педагогике уместнее использовать термин педагогическая арт-терапия, нежели арт-педагогика, как на этом настаивает Владимир Петрович Анисимов (г. Тверь). Уверенности автора есть вполне логичное обоснование.
Во-первых, в соответствии с правилами семантики, при образовании любого термина на первое место, подобно прилагательному по отношению к существительному, принято выводить область применения. Вода есть вода, но она может быть питьевой, а может – морской; она может быть зараженной или мыльной, а может – очищенной или родниковой. Благодаря прилагательному мы определяемся с тем действием, которое уже совершено или которое совершить выберем мы сами. Пить эту воду или не пить? Откуда она?
Проводя аналогию с водой, арт-терапия может быть клинической и социальной. По этой причине, определяя область применения арт-терапии, автор на первое место выводит слово педагогика: да, именно в образовании, в педагогике мы и используем арт-терапевтические приемы и методы, направленные на обучение, развитие и воспитание. Все, написанное на страницах этой книги, относится именно к понятию педагогическая арт-терапия.
Понятие арт-педагогики, введенное В.П. Анисимовым, более относится к искусству, а педагогика, как вы видите, стоит в нем на втором месте. Семантически оказывается, что арт-педагоги призваны разрабатывать педагогические приемы применения искусства, то есть акцент сделан на искусстве как таковом и на методах работы с ним. Идея подтверждается и авторским определением арт-педагогики:
Арт-педагогика – новая отрасль образования человека, которая занимается разработкой экологичной образовательной технологии использования любого вида художественной деятельности (музыкального, изобразительного, танцевального, театрального искусства, литературы и истории) в творческом преобразовании человека.
Это емкое определение уточняет, что арт-педагогика – всего лишь отдельная узкая отрасль образования, в то время как педагогическая арт-терапия охватывает образование в целом и открывает возможности активного и эффективного использования наработок арт-терапии в приложении к любому образовательному уровню.
Уважение автора к работам и усилиям В.П. Анисимова бесспорно. Однако следует подчеркнуть, что мы с ним идем различными путями: Владимир Петрович является более теоретиком, а я – практиком. Он успешно трудится в своей области, а я – в своей.
В моем багаже – проведение тренингов и преподавание различных дисциплин методами искусства на всех уровнях системы образования еще в те годы, когда в России не существовало даже Ассоциации Арт-терапевтов (А.И. Копытин). Терминологические расхождения с В.П. Анисимовым объясняются тем, что он по образованию изначально имеет отношение к искусству (арт), а я – к педагогике. Однако эти расхождения нас скорее обогащают, нежели противопоставляют друг другу.
И пусть удача сопутствует каждому.
Мультимодальность
Понятие мультимодальности в арт-терапии завязано на множественность восприятия. Один и тот же объект, сюжет или процесс можно рассмотреть или презентовать с позиций тактильного, телесного и пространственного восприятия; с позиций аудио и/или визуальной модальности, с позиций средового подхода или всех одновременно.
Мультимодальность – дитя не арт-терапии, а жизни, ибо никто не в силах разложить на составляющие сложный и разноплановый поток информации, одновременно поступающий по всем каналам сразу. Все – во всем.
Использование мультимодальной арт-терапии оказывает самое благотворное влияние на гармоничное развитие ребенка, потому что мультимодальность – естественный признак живого. Ребенок же, согласитесь, значительно более живой, нежели взрослый человек.
Прозрачная арт-терапия
Термин прозрачная (необъявленная) арт-терапия автору пришлось ввести еще в конце 90-х годов, когда стало очевидным, что коррекция коммуникаций с помощью арт-терапии может проходить и проходит без объявления того, чем люди занимаются.
Чаще всего термин «терапия» настораживает непосвященных участников процесса и снижает эффективность от их взаимодействий с методом. Занимаясь со школьниками и студентами университета арт-терапевтическими практиками, мы получали высокие результаты без стремления к ним, что особенно важно, поскольку привязка к результату сильно блокирует и процесс, и творческий потенциал.
Таким образом, прозрачная арт-терапия есть процесс работы с арт-терапевтическими методами без вокализации того, что и как терапевтируется.
Фасилитация
Термин, который ввел Карл Роджерс, включает в себя создание таких условий для обучения, воспитания и развития, при которых они становятся легкими и радостными. Игривость – природное качество человеческого ума позволяет ему решать самые невероятные задачи и во всей своей красе расцветает именно в детстве. Игривость, по словам Джона Дьюи, является идеальным состоянием для работы нашего разума.
В арт-терапии, если ее рассматривать как часть психотерапии, игривость – инструмент дистанцирования от проблемы, умения увидеть ее со стороны и успешно решить. В детском саду фасилитация есть способ наглядно убедиться в том, что учение и общение приносят радость и дают старт развитию и мотивации.
Коучинг
Под коучингом понимается управление ресурсами человека для поиска ситуативных решений. Коучинг – это тренерство и использование знаний одного человека во благо другого. Тренер (коуч) не просто тренирует, он еще и показывает человеку путь к его собственным возможностям. Вернее, с помощью определенных приемов человек свой путь находит и проходит сам, так что вопрос ответственности решается самым благоприятным образом.
Поскольку ответственность напрямую связана с взрослением, одним из двигателей детства, то становится понятным, насколько коучинг или его элементы в арт-терапии оказываются уместными именно в детском саду. Вопрос стоит только о формах и приемах коучинга в работе с детьми. Однако, лучшим коучем хочется признать уже древних индусов, определивших главную формулу педагогики, которую желательно почаще повторять каждому ребенку: «Ты можешь все!».
Рефлексия
Развитие рефлексивных навыков лежит в основе развития эмоционального интеллекта, который в наши дни во многом ставится выше рационального. Мир устал от избытка рациональности, разучился читать людей, утратил естественность общения. Снова – искаженные коммуникации. Снова – потребность в их восстановлении и развитии. Рефлексия как умение отслеживать собственные состояния учит параллельно учитывать эмоции и чувства других людей, то есть способствует развитию эмпатии.
Даже не специалист легко ответит, нужны ли эти качества ребенку, который только учится различению чувств. Рефлексия помогает начать с самого себя и расширить зону своего понимания до ближайшего окружения, а затем – до социума.
Звукокинестетика
Термин введен автором в 2015 году. Под ним подразумевается соединение движений и звуков в рамках проработки звуковых ландшафтов (soundscapes). Прослушав бессюжетные или сюжетно организованные звуки, дети при втором их прослушивании подключают к звукам телесные компоненты (элементы инсценирования). Например, слыша звук дверного звонка, они изображают, что звонят в дверь; услышав звуки мотоцикла – «заводят» его и «едут», и так далее.
Звукокинестетика прекрасно интегрирует модальности, а заодно тренирует внимание, слух, реакцию, память, умение экстраполировать на будущее.
Лингвокинестетика
Лингвокинестетика – тоже авторский термин. Как ясно из самого слова, в нем соединены словесные формы и движение. Отнести лингвокинестетику к пантомиме трудно, потому что проделываемые движения должны четко соответствовать произносимым словам ведущего. Назвать это эвритмией – тоже значит уйти от истины, так как в наших рассказах ритма как такового часто не наблюдается. Здесь на первое место выходит соответствие слова и действия, и они оба диктуются сюжетом.
Лингвокинестетика – еще один интегратор модальностей. Сюда следует добавить также развитие речи и лидерские качества, поскольку после 2-3 повторений дети сами сочиняют и рассказывают истории, играя роль ведущего и направляя остальных участников действия.
Вручение методики
Поучаствовать в арт-терапевтической сессии и что-то для себя открыть – приятно и занимательно. Однако эпизодичность такого воздействия очевидна. Системный подход предполагает, что человек уходит с занятия не просто с воспоминаниями и личными открытиями, но в первую очередь – с инструментарием, который при необходимости сможет использовать самостоятельно в любое удобное для него время.
Идея вручения методики лежит на поверхности, но пугает многих педагогов тем, что, вручив методы детям, сами они окажутся профессионально невостребованными. Опыт автора утверждает обратное: если педагог стоит на пути непрерывного саморазвития и самосовершенствования, то «отпущенные на свободу» дети (как и взрослые), становятся учителями по отношению к учителю. Это ли не счастье – учиться непрерывно и радостно?
Под вручением методики (термин автора – Л.Д. Назарова) понимается освоение и творческое развитие упражнений теми, кто в них участвует, с последующем их использовании в собственной практике. Порой методика вручается спонтанно – в процессе занятий. Определенный подход формирует внешний запрос, который подтверждает, что участники уже готовы к освоению метода.
Ниже представлен неполный список вариантов работы с вручением методики:
• спонтанное вручение через самообучение и самовыражение;
• направленное вручение;
• поддержка инициативы и выведение ее на уровень метода;
• занятие, на котором ведущий становится участником;
• исправление ошибок ведущего;
• занятие или фрагмент занятия, на котором участник является ведущим;
• полное проведение занятия участником или всеми участниками;
• коллекция методов, придуманных обучающимися.
Сильная позиция
Влияние сильной позиции на самопознание, саморазвитие и саморегуляцию трудно переоценить. Этот авторский термин базируется на общеизвестной истине о том, что самое большое количество энергии человек затрачивает на мышление и выражение своей мысли, то есть на разговор. Следовательно, тот, кто молчит, находится в сильной позиции.
Вспомните маленьких детей и то, с каким трудом родителям дается их возраст «почемучек»: ребенок непрерывно задает вопросы, отвечая на которые взрослый оказывается просто истощен.
Итак, сильная позиция – это не просто умение ставить вопросы, но также и умение с помощью вопросов строить общение как с самим собой, так и с ситуацией в целом. Отвечающий оказывается в слабой позиции, как студент перед профессором на экзамене. Но, поверьте, чаще всего для него это оказывается полезным.
Системно-интегративное мышление
В понятие системно-интегративного мышления входит всестороннее развитие как мышления рационального, логико-аналитического, так и мышления образно-ассоциативного.
В системно-интегративном типе мышления образы сочетаются со знаками, формируя семантико-семиотическую интерпретацию мира (термин автора – Л.Д. Назарова) и всего в нем происходящего. Системно-интегративное мышление обеспечивает глобальное видение, далекое от искусственно зауженных образцов и от фрагментирования реальности. Оно учитывает мультивариантность мира и мобилизует ресурсы человека.
Изучить досконально данную тему автору помогло проводимое в течение 15 лет исследование и защита диссертации «Технология семантико-семиотическая интерпретация учебных текстов». К теории плюсуется практика в течение 30 лет, так что смело могу вас заверить в эффективности метода.
В его пользу говорит интегративный аспект, обеспеченный также активным применением методов искусства. Когда дети коррекционного класса (80-е годы XX столетия) по всем показателям обгоняют классы передовые; когда на географии дети поют и рисуют, а на математике рассматривают графики через аналогию отношений людей между собой; когда на физике, химии и биологии дети сами сочиняют стихи, помогающие им в ритмизации информационного потока – это уже не разделение сознания, а его интеграция.
Позиция «педагог в тени»
Позицию «педагог в тени», называя ее так или по-другому, применяют в гуманной педагогике, для стимуляции инициативы обучающихся. Как следствие, дети принимают ответственность за собственные действия и выбор. Однако ответственность и есть взросление.
Таким образом, посредством кажущейся отстраненности педагога от образовательного процесса решается одна из главных проблем человечества. Проблема состоит в том, что люди не желают взрослеть, то есть всячески избегают ответственности или отрицают ее. Безответственность и отсутствие осознанности породили всю ту печаль на планете, которую умножает человек.
В позиции «педагог в тени» ведущий отказывается от доминирования и диктата. Он приносит в группу инструкции, следуя которым (а то и видоизменяя их), участники группы будут вовлечены в познание и самопознание. Часто педагог сам на равных принимает участие в том, что делают дети. Здесь можно говорить об отстраненности: педагог отложил в сторону свои функции и превратился в исследователя.
Можно написать целую книгу с живыми примерами и конкретными рекомендациями о позиции «педагог в тени», однако прав Гёте: «Суха теория, мой друг, но древо жизни зеленеет». Практика, практика и только практика. И еще – главный компонент подхода – глубокое уважение к любому человеку, вне зависимости от его возраста. И – готовность учиться самому.
Упреждающее обучение
Термин упреждающее обучение автор ввела еще в 90-х годах 20 века.
Вам известно, что такое упреждающий выстрел?
Когда мишень в движении, стреляют не в нее, а целясь немного впереди нее, с учетом скорости ее движения.
Так вот, упреждающее обучение – это подача фрагментарных знаний еще задолго до срока, когда дети начнут это изучать в школе. Такая подача ни к чему не обязывает. Дети услышат и забудут. Правда, практика показала, что скорее всего запомнят, особенно если вы просите их не запоминать.
Такой «посев» дает всходы непременно. Изучаемые позже темы вдруг оказываются для ребенка интересными, потому что он к ним уже прикасался в своем позитивном возрасте и состоянии.
Просьба разделять упреждающее обучение и пропедевтику.
Пропедевтика есть сокращенное изложение отдельного курса, которое предваряет его изучение – этакое введение. Мы же говорим о «вбрасывании» уместной по теме, но пока неизвестной или недоступной ребенку информации. Такая информация подхлестывает интерес и усиливает мотивацию к исследованию проблемы.
Снять страх у педагогов перед упреждающим обучением сложно, поскольку они жестко привязаны к планам и отчетности, а упреждающее обучение предполагает спонтанную импровизацию плюс широкий кругозор. Оно осуществляется не по начитанному, но по тому, что запало в душу ведущему и представляет интерес для него самого.
Упреждающее обучение, как и арт-терапия, незримо выполняет свои терапевтические функции: ребенок радуется, что прикоснулся к тайне, и теперь знает то, чего не знал; педагог радуется своему самовыражению через возможность поделиться этой тайной. И теперь они вместе ее разделяют и исследуют. Таким образом, оказываются задействованными и когнитивный аспект, и творческий как по отношению к личности, так и к социальным коммуникациям.
Структура книги
Книга построена по принципу записной книжки: записывается то, что пригодится тебе самому или читателям. Однако, если в жизни записи могут быть бессистемными, то в печатном варианте их желательно иметь сгруппированными по темам, чтобы легче было найти нужное упражнение.
Практика заставляет верить в то, что расписывать абсолютно каждое упражнение по уровням функциональности и эффективности – значит терять драгоценное время. Записные книжки имеют своей целью помощь тем, кто работает, а работающий и развивающийся человек все ему нужное определит сам. Задача автора – описать свои находки – пусть возьмет нуждающийся.
Содержание книги строится на примерах из практики, а каждый педагог, психолог или арт-терапевт, прорабатывая прочитанное и придумывая свои ходы, будет учить в первую очередь самого себя. Описанные в книге упражнения предполагается адаптировать к конкретному специалисту и к конкретной группе, а это уже – творчество.
Кроме того, следует помнить, что функции арт-терапии неизбежно завязаны на фактор художественной экспрессии, психотерапевтических отношений, на фактор интерпретации и вербальной обратной связи (А.И. Копытин). Подчеркнем, что в процессе использования арт-терапии в детском саду ее эффективность приложима и к ведущему – в данном случае к педагогу-психологу.
Стоя на позициях гуманной педагогики и гуманистической психологии, мы как истину принимаем тот факт, что все участники образовательного процесса тесно связаны и взаимодействуют, то есть ведущий также получает и свою порцию творчества, и терапии, и представляет личную интерпретацию, и дает обратную связь. В этом случае – мы все люди, а не те, кто командует и подчиняется.
В структуру книги входят:
• введение с краткой теоретической частью и тезаурусом;
• библиотека арт-терапевтических упражнений (свыше 200);
• заключительное слово;
• приложения с опубликованными статьями автора по теме и разработками отдельных занятий.
Все упражнения полезно включать в обычные занятия педагога-психолога, и обе стороны от этого только выиграют. Практика показала, что групповые занятия можно полностью строить на упражнениях арт-терапии. При этом важно помнить, насколько эффективнее в работе психолога с дошкольниками занятия арт-терапией системные, нежели фрагментарные.
Системные занятия арт-терапией в детском саду
Практически все психологи дошкольных учреждений в той или иной мере используют арт-терапевтические приемы и упражнения в своей практике. Давно признана эффективность искусства как для релаксации, так и для получения доступа к собственным ресурсам, для коррекции личности и ситуации. Однако чаще всего эти упражнения вводятся от случая к случаю.
Практика автора состояла из системных занятий как индивидуального, так и группового характера. Под системностью подразумевается проведение занятий со старшими и подготовительными группами раз в неделю в течение учебного года. Таким образом, дети проходили весь курс занятий за два года (старшая и подготовительная группа), что позволяло, с одной стороны, апробировать самые разноплановые формы и методы арт-терапии. С другой стороны, осуществлялась не только коррекция поведения и общения в группе, но и подготовка к школе.
Важным элементом подготовки к школе является мотивация к обучению. Наши занятия в этой связи позволили выработать у детей желание работать, желание постоянно усложнять упражнения, искать ответы и строить сюжеты самостоятельно. Именно системность занятий привела к тому, что у детей окрепла воля, обострилось внимание, на качественно иной уровень вышли восприятие, память, речь и мышление – основные психические функции.
Присутствие ритмизации во многих упражнения помогало восстанавливать нормальный ритм; снятие стрессов и психологического насилия создавало атмосферу гуманных отношений; вручение ребенку инициативы, интерпретации и самооценивания поддерживало справедливость.
В целом системные занятия арт-терапией в детском саду дали следующие результаты:
• менялись к лучшему взаимоотношения с самим собой, с людьми и с миром;
• появлялся и проявлялся внутренний баланс;
• снижалось количество сидячих часов, следовательно, усиливалась воля;
• разнообразилось творчество, возрастала радость, развивалось чувство юмора, следовательно, шло укрепление духа и оздоровление психики;
• снимались внешние ограничения при осознанной личной ответственности, следовательно, имело место расширение сознания и рост автономии личности;
• знание получалось не с чужой подачи, а становилось личной добычей, следовательно, появлялась неистощимая мотивация к самообразованию;
• отмечался рост осознанности, улучшение памяти и различение, следовательно, укреплялся здравый смысл и критическое мышление;
• развивалась высокая пластичность, расширялся адаптивный спектр, следовательно, на уровне сознания имела место фильтрация навязываемых программ;
• росли самостоятельность, самореализация и самопознание, следовательно, проходила интеграция с самим собой.
Все перечисленное и есть составляющие здоровья – физического, психического, духовного. Здоровый человек, как и здоровая нация, – это самостоятельные, адекватные, целостные, энергичные и позитивные люди с гармонично развитыми интеллектом и интуицией, с широким адаптационным спектром и корректным образом собственного «Я». Именно этот образ и строит образование.
Значит, начинать следует именно с него, убрав из него:
1. сидение, подавляющее волю и физическое здоровье;
2. отсутствие искусства и творчества, ибо их нехватка ослабляет дух;
3. перегрузки, блокирующие разум и инициативу.
Однобокость сегодняшнего образования, ориентированного на левополушарный тип мышления, оставляет в стороне огромные неиспользуемые ресурсы личности. Системное проведение арт-терапевтических занятий могло бы оказаться ключевым моментом в повороте к лучшему в современном образовании. Почему это важно для общества?
Причина проста: любые искажения и дисбаланс влекут за собой личные страдания, экзистенциальный вакуум, депрессии, отчаяние и – как следствие – преступления. Движение нужно телу; радость нужна душе; творчество нужно духу, а арт-терапия ориентирована на все три этих потребности. Искусство – это движение, радость и творчество.
Системно-интегративное мышление, развитию которого способствует использование искусства, подразумевает нелинейность видения мира, то есть соответствует природе человека, поскольку человек – существо нелинейное. Развивать системно-интегративное мышление без направленной активизации правого полушария невозможно. А правое полушарие – полушарие, отвечающее за творчество. Увы, сегодняшняя тенденция в образовании направлена на уменьшение или полное устранение дисциплин, связанных с развитием творчества.
Трагедия линейности,
или три причины практиковать педагогическую арт-терапию
Нелинейная природа человека предполагает наличие в педагогике подходов, которые способствуют ее естественному развитию. Нелинейная природа есть предпосылка не зауженного, а расширенного восприятия мира, целостного (холистического видения). В этих условиях активно развивается образное мышление и творчество, долговременная память и эмоциональный интеллект.
Что это значит?
Это значит, что сознание человека постепенно обретает больший набор инструментов для адаптации в семье, в обществе, в природе. Человек теперь знает, как и куда себя вести, чтобы окружающий мир открывался для него с лучшей стороны, и чтобы он в этом мире был более качественно адаптирован к происходящему, каковой бы ни оказалась его природа.
В противоположность этому, линейное мышление обрекает нас на рабскую зависимость от работы по образцу, на краткосрочную память и логическое структурирование того, в чем логика неуместна. Именно линейному мышлению отданы приоритеты в современных школах. Его развитию способствует и подавление воли учеников за счет постоянного сидения, и уменьшение часов литературы и дисциплин, связанных с творчеством, и психологическое и эмоциональное запугивание, и неразвитая рефлексия как у детей, так и у педагогов.
Детский сад готовит детей к школе. Для их успешной адаптации в новом пространстве программа детского сада просто обязана соответствовать будущим социальным запросам, то есть ориентация на развитие левополушарного типа мышления начинает активно работать уже детском саду.
Для этого должны процветать авторитаризм, формализм, выученная беспомощность (зависимость) и заужение сознания. Тем не менее дети в детском саду в сравнении со школьным курсом несравнимо больше получают занятий по музыке, пению, танцам, рисованию, лепке – по искусству и творчеству, по человечности. Может, потому многие и вспоминают детский сад как счастье, что в нем подтверждался и развивался самый главный контакт – связь с самим собой. Линейное мышление, в конечном итоге, приводит к нарушению коммуникаций человека с самим собой, с людьми, с природой и миром в целом.
Очевидно, что нарушенные коммуникации ведут к разобщению и враждебности в обществе, к социокультурным, демографическим и политическим проблемам. Получается, что миром правят нетворческие люди, которым выгодно, в первую очередь, подавить дух подчиненных и ограничить их понимание происходящего? И спасти всех может творчество?
Спасти всех может восстановление качественных коммуникаций, а искусство и творчество – инструменты такого восстановления, особенно в режиме арт-терапии, которая в процессе творчества учит снимать любое оценивание и критику.
Давайте используем возлюбленную логику и по ступенькам логической цепочки придем от критики до состояния нестабильности социума:
Критика – травма – желание избежать повторения боли – закрытость, холодность – разобщение – отчуждение – угроза – рост тревожности – ксенофобия – социальное напряжение и конфликты – социальная нестабильность. Все эти черты типичны для состояния упадка. Прекрасную мысль можно найти у древних китайских философов: «Доброта, справедливость, вежливость и музыка являются средствами излечения упадка». Заметили? И музыка тоже…
А понятия доброты, вежливости и справедливость соотносятся с развитым эмоциональным интеллектом и гуманностью. Все они в той или иной степени соотносятся с правым полушарием.
Изначально безграничный мир личности гораздо богаче мира общества, жестко ограниченного правилами, искусственно созданными законами, сухими неосмысленными догмами и верованиями, которые по сути представляют собой программы подавления, разобщения и управления.
Новые государственные стандарты (ФГОС) представили более чем обнадеживающие позиции, которые соответствуют тому, что делает искусство с человеческой личностью:
• образование есть поиск своего «человеческого образа»;
• целостная жизнедеятельность;
• недирективность образовательного процесса;
• вариативность и спонтанность обучения;
• игровые формы обучения;
• индивидуальная траектория развития;
• поддержка инициативы.
Предлагаю еще раз воздать дань логике во всей ее нелогичности:
• поиск «человеческого образа» ориентирует именно на поиск как в масштабе культуры, так и за ее пределами, а не соответствие представлениям учителей о том, каким ты должен быть; для этого требуется снять долженствование – один из самых травмирующих факторов; сюда же плюсуется пункт о недирективности образовательного процесса, то есть педагог обязан не обязывать (простите тавтологию) в то время, как его самого обязывают;
• целостная жизнедеятельность есть реализация телесно-эмоционально-духовных потребностей личности в их интеграции, в целостности, что ставит личность обучающегося в центр процесса и обеспечивает ей индивидуальную траекторию развития и поддержку инициативы; но при огромном наполнении групп и классов это просто нереально сделать;
• вариативность и спонтанность вкупе с игровыми формами обучения – только вдумайтесь! – дают свободу и детям, и педагогам; получается, что конспекты занятий просто должны отойти в прошлое, обо занятие призвано быть спонтанным, и ход его предсказать невозможно; с другой стороны, этот призыв должен повлечь за собой развитие пластичного и высокоадаптивного мышления (вариативность) в единстве с одним из таких широких понятий арт-терапии как игротерапия.
Таким образом, выявились три (по сути – одна: ФГОС) причины активно и системно использовать арт-терапию в образовании:
1. она способствует поиску «человеческого образа»;
2. она обеспечивает целостную жизнедеятельность;
3. она посредством игры развивает вариативность и спонтанность.
Следует сказать, что педагогическая арт-терапия как метод преподавания, как инструмент обучения, развития и воспитания, как путь интеграции и баланса, как путь купирования психологических травм, как профилактика стрессов и болезней уже работает в нашем образовании. Она к тому же, как вы видите, по всем параметрам соответствует вновь утвержденным государственным образовательным стандартам.
Насущная потребность сегодня – принять этот факт как данность и создать с помощью арт-терапии целительное (или, по крайней мере, не травмирующее) пространство урока (занятия).
Чем отличаются целительные и травмирующие практики?
Ниже представлен далеко неполный сравнительный перечень, затрагивающий как телесный, так и эмоционально-духовный аспекты личности человека. Рекомендуем не просто сравнивать два аспекта, но в первую очередь прочитать колонки по отдельности. В этом случае бонусы и потери приобретут объемное звучание и помогут понять, к какому из подходов вы как педагог более склонны.
Свидетельство о публикации №225010101367