Локк

                1. Жизнь

Джон Локк родился в августе 1632 г. в английском городе Рингтоне близ Бристоля. Отец Локка был провинциальным адвокатом, пуританином, боровшимся на стороне парламента (он служил в парламентской армии Кромвеля в чине капитана). В 1652 г., после окончания Вестминстерской школы, Локк поступил в Оксфордский университет.  В то время там еще господствовала схоластическая философия. Локк не любил ни схоластику, ни фанатизм индепендентов.  Поэтому он самостоятельно изучал философию Декарта, собирался посвятить себя медицинской науке, однако, вследствие слабости своего здоровья, в дальнейшем не занимался настоящим образом медицинской практикой. Его патроном стал лорд Шефтсбери.  В 1664 г. Локк поехал вместе с английским послом на год в Берлин. По возвращении в Англию он  жил в доме Шефтсбери в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, не имея нужды в медицинской практике. Когда Шефтсбери впоследствии сделался великим канцлером, Локк получил от него в 1672 г. должность, которую он, однако, после смены министерства потерял. Опасаясь заболевания чахоткой, Локк отправился в 1676 г. для восстановления здоровья в Монпелье (Франция). Когда его покровитель в 1679 г. сделался министром, Локк снова получил государственную должность; однако вскоре министерство пало и он опять был сменен и даже вынужден был бежать в 1683 г. из Англии (изгнание произошло по прямому повелению короля Якова II, подкрепленному письменным указом).  Локк отправился в Голландию. Здесь в 1687 году была закончена его главная работа по теоретической философии – «Опыт о человеческом разумении».

После революции 1688 г., когда Вильгельм Оранский вступил на английский престол, Локк вместе с ним вернулся в Англию. Его назначили комиссаром торговли и колоний. В 1689 году он получил разрешение на публикование двух «Трактатов о правительстве» (которые называют теперь библией либерализма). В 1690 году Локк издал свое знаменитое произведение о человеческом разуме. Его «Первое письмо о веротерпимости» первоначально было опубликовано на латинском языке в 1689 году в Голландии. Два последующих письма о веротерпимости увидели свет в 1690 и 1692 годах. Его книга «Мысли о воспитании» была опубликована в 1693 году. Хотя Локк жил долго, все его произведения, оказавшие какое-то влияние, ограничиваются небольшим периодом – с 1687 по 1693 год. В конце жизни вследствие слабости здоровья Локк оставил государственную службу и проживал в усадьбах английских аристократов. Он умер 28 октября 1704 г. от астмы на семьдесят третьем году жизни.

                2. Суть учения

Во многих отношениях учение Локка находится на пересечении разных идейных направлений. Корни его философии восходят к сторонникам концепции естественного права, а также к номиналистам (Оккам). На него оказал влияние рационалист Декарт, хотя он и выдвинул против картезианского рационализма эмпирицистские аргументы.

Именно Локк со своим учением задал тон всей эпохе Просвещения.  Главной целью он ставил проведение интеллектуальной "чистки", то есть критической проверки познания. Локк признавался, что бесконечные споры по моральным и религиозным проблемам заставили его спросить, не являются ли многие из используемых понятий безнадежно неясными и неадекватными. Прежде чем переходить к рассмотрению "великих" проблем, необходимо изучить наши средства, то есть наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка. Философия, считал он, не является царицей наук, но она может послужить естествознанию - например, проясняя его понятия и разоблачая псевдознание.

Прояснение понятий необходимо по многим причинам. Если мы используем неясные понятия, то другие не в состоянии уразуметь, что мы имеем в виду. Если сказанное нами может быть истолковано разными способами и есть основания утверждать, что одна интерпретация является истинной, а другая ложной, то мы не можем настаивать на сказанном до выяснения того, какую из интерпретаций мы имели в виду. Поэтому в интеллектуальной дискуссии и научной деятельности императивным является требование четкого выражения мыслей. Согласно Локку, и язык ученых легко может превратиться в жонглирование абстрактными и нечеткими словами и фразами, которые выглядят содержащими глубокую мудрость, но на самом деле являются только злоупотреблениями языка. Вычурные слова и фразы, являющиеся в действительности банальными и очень спорными, могут придать тем, кто их употребляет, ложный вид настоящих мудрецов. Для Локка типичным примером того, как нечеткие спекуляции могут производить впечатление глубокой истины, является традиционное философское использование терминов типа «субстанция», «врожденные идеи», «бесконечность» и т. д. Поэтому борьба против вводящих в заблуждение абстракций является важной терапевтической деятельностью, в ходе которой пользователи языка могут быть избавлены от заблуждений. Здесь становится очевидной близость Локка эпохе Просвещения: прояснение языка служит освобождению, эмансипации от унаследованных ложных представлений. Оно избавляет человека от фанатизма, основанного на смутных и искаженных мнениях. Оно делает возможным разумное общение как в публичной сфере, так и в науке.

Основная мысль учения Локка, пишет Гегель, в кратких словах состоит в том, что, с одной стороны, истина, познание покоится на опыте и наблюдении и, с другой стороны, эта философия предписывает в качестве правильного хода познания анализирование и абстрагирование всеобщих определений.

Касаясь вопроса об источниках нашего познания, Локк утверждает: "Откуда получает он [ум] весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно получается". В том случае, когда мы используем слова без опоры на опыт, то, что мы говорим, не может быть признано в качестве знания. Но, что же такое опыт? Само это слово имеет много значений. Мы говорим, например, о религиозном опыте, профессиональном опыте и чистом чувственном опыте. Локк различает опыт как внешнее восприятие (ощущения- sensation) и опыт как внутреннее восприятие наших действий и состояний (рефлексию- reflection).

Таким образом, что касается метода, Локк вступил на путь, противоположный пути Спинозы. При методе Декарта н Спинозы можно мириться с отсутствием указания на ход возникновения идей. Эти последние прямо берутся в качестве дефиниций, как например «субстанция», «бесконечное», «модус», «протяжение» и т. д., составляющие совершенно несвязный ряд. Однако мы чувствуем потребность, чтобы нам показали, откуда взялись эти мысли, чем они обосновываются и подтверждаются. Таким образом Локк  оставил путь голых дефиниций, которыми обыкновенно начинали философствование, и сделал попытку выводить всеобщие понятия, стараясь, например, показать, каким образом субстанциальность возникает из предмета. Это был шаг вперед по сравнению со Спинозой, который начинал свои рассуждения с аксиом и дефиниций, выдвигая их подобно оракулу.  В противоположность ему Локк стремился вывести общие представления (или, как он их называет, идеи) и показать их происхождение. Начинает он с единичных восприятий и лишь отсюда переходит к понятиям.

                3. Отрицание врожденных идей

 Прежде, чем пристраститься к философии, Локк занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной, испытал влияние Ньютона, Бойля и Лондонского королевского общества, членом которого  был. Поэтому он не принял основополагающего  положения Декарта о врожденных идеях. Их существование Локк оспаривает в первой книге своего «Опыта о человеческом разумении». Он отрицает всеобщие, сами по себе существующие идеи, которые вместе с тем представляются оспариваемым учением как принадлежащие духу природным образом. Локк говорит: человек только приходит к тому, что мы называем идеями. Под последними он именно понимал не существенные определения человека, а понятия, которыми мы обладаем и которые находятся и существуют в сознании, как таковом, точно так же как мы имеем в нашем теле руки и ноги или как все существа обладают влечением к еде. Локк, таким образом, представляет себе душу как бессодержательную tabula rasa (чистый лист бумаги), которая заполняется лишь тем, что мы называем опытом.

Соображения, на основании которых Локк опровергает существование врожденных идей, носят эмпирический характер. Обыкновенно ссылаются на общее согласие относительно моральных чувств и логических положений, которые не могут быть объяснены чем-либо иным, как тем, что они вложены в нас природой. Но такого общего согласия нет. «Много людей, дети и невежды, — говорит Локк, — не имеют ни малейшего сведения об этих положениях. Нельзя утверждать, что это — нечто запечатленное в душе, нечто такое, знанием чего она обладает. На это, правда, отвечают, что люди познают такие основоположения лишь тогда, когда они начинают пользоваться своим разумом; но если пользование разумом помогает людям открыть эти положения и открывает им последние, то эти положения ведь в таком случае не врождены. Разум ведь состоит в выведении неизвестных положений из уже познанных принципов. Каким же образом применение оказывается необходимым для того, чтобы открыть якобы врожденные принципы?»

                4. Опыт. Простые идеи

Во второй книге Локк переходит к рассмотрению вопроса о происхождении идей и старается показать, как они образуются из опыта; это главная цель его рассуждений. Вначале разум — это чистая доска, которую затем заполняет опыт. В соответствии со своей природой он пассивно принимает чувственные ощущения, дающие ему представления о вызывающих их внешних материальных предметах.

Локк говорит: «Так как всякий человек сознает, что он мыслит и что то, чем его дух мысли занят, суть идеи, то вне всякого сомнения, что люди обладают в своем духе различными идеями, такими идеями, какие выражаются словами: «белизна, твердость, мягкость, мышление, движение, человек, слон, армия, опьянение и другие».

«Теперь мы должны прежде всего исследовать, каким образом человек доходит до таких идей. Существование врожденных идей уже опровергнуто нами. Поэтому, если предположим, что дух представляет собою белую бумагу, на которой нет никаких письмен, что он не обладает какой бы то ни было идеей, то откуда он снабжается ими? На это я отвечаю одним словом — из опыта: на последнем основано все наше знание».

Простые идеи (Simple ideas) возникают, согласно Локку, частью из внешнего, частью из внутреннего опыта, ибо опыты, говорит он, суть сначала ощущения. Другим источником этих идей является рефлексия — внутренние определения сознания. Из зрительных, например, ощущений возникают представления о цветах и свете и т. д. Из внешнего опыта возникают далее представления о проницаемости, фигуре, покое, движении и тому подобные. Из рефлексии возникают идеи веры, сомнения, суждения, умозаключения, мышления, хотения и т. д. Из обоих источников вместе — идеи удовольствия, страдания и т. д.

Ставя в основу познания чувственный опыт, Локк сознавал: невозможно поручиться за то, что все человеческие идеи о различных вещах действительно близки к тем вещам, о которых они предположительно дают представления. В процессе познания, полагал он, участвуют три фактора: разум, физический объект и восприятие, или та умственная идея, которая представляет этот объект. Знание непосредственно имеет дело только с идеей, но не с самим объектом. Объект человек познает лишь опосредованно — через идею. Вне человеческого восприятия находится мир субстанций в движении; поэтому невозможно с абсолютной уверенностью утверждать, будто все те разнообразные впечатления от внешнего мира, которые человек получает в процессе познания, принадлежат самому миру.
   
Этим проблемам Локк попытался найти хотя бы частичное разрешение, проведя — вслед за Галилеем и Декартом — разграничение между первичными и вторичными качествами вещей: между теми качествами, которые, характеризуют все материальные предметы и поддаются объективному измерению, а именно — вес, протяженность, форма и движение, и теми, о которых свидетельствует только субъективный человеческий опыт, а именно — вкус, звук, запах и цвет. Первичные качества порождают в уме первичные идеи, действительно "подобные" внешнему объекту, тогда как вторичные порождают в уме вторичные идеи, отражающие только особенности восприятия субъекта. Сосредоточившись на измеряемых первичных качествах, наука может достичь надежного знания о материальном мире.

                5. Разум. Сложные идеи

Предположив, что первым источником простых идей является опыт, Локк в дальнейшем устанавливает, что всеобщее обретается и изобретается разумом; разум именно является источником сложных идей (complex ideas).

«Общие идеи не входят в дух ни посредством ощущения, ни посредством рефлексии, а суть создания или изобретения интеллекта. Интеллект создает их посредством представлений, полученных им посредством рефлексии и ощущений». Работа интеллекта состоит в том, что он из нескольких простых так называемых идей порождает множество новых идей путем самостоятельной обработки этих полученных им простых идей, путем сравнивания, различения и сопоставления и, наконец, путем выделения или абстракции, благодаря чему возникают общие понятия, как например пространство, время, существование, единство и различие, способность, причина и действие, свобода, необходимость. «Интеллект совершенно пассивен в отношении своих простых идей и получает их от существования и воздействия вещей, как их представляет ему ощущение, сам же не построяет ни одной идеи». Но «часто интеллект проявляет активную способность, делая вышеуказанные различные сочетания, ибо так как он уже раньше был снабжен простыми идеями, он может складывать их в различные соединения». Значит, само мышление не представляет для Локка сущности души, а лишь одну из ее сил и проявлений. А именно, Локк придерживается того взгляда, что мышление находится в сознании, есть сознательное мышление.

Тот способ, каким интеллект из простых представлений, которыми снабжает его опыт, приобретает более сложный, поясняется Локком на разборе частных примеров. Так общее представление пространства мы образуем из восприятия расстояния тел посредством зрения и осязания. То есть другими словами: мы воспринимаем некоторое определенное пространство, абстрагируем и затем у нас получается понятное пространство вообще; восприятие расстояний дает нам представление пространства.

Таким же образом мы получаем понятие времени посредством непрерывной последовательности представлений в состоянии бодрствования.

Далее Локк говорит: «Я полагаю, каждый находит в себе способность начать некоторые действия или воздержаться от них, продолжать их или положить им конец. Из рассмотрения области этой силы духа над человеческими действиями, которые каждый знает в себе, получается идея свободы и необходимости».

При таком подходе принципиально важным является вопрос о том, в какой степени мышление и познание, основывающиеся на опыте как материале, то есть на простых идеях, сообщают нечто отличное и большее, чем эти идеи. Другими словами, либо познание есть не что иное, как сумма идей восприятия, на которых оно построено, либо оно содержит в себе нечто большее. 

                6. Сущности

 Так как всеобщее как таковое, родовое понятие, есть, согласно Локку, лишь порождение нашего духа, которое само не объективно, а лишь относится к сходному с ним объекту, от которого отвлекают особенное качество, обстоятельства, время, место и т. д., — то Локк приводит различие между сущностями, деля их на сущности реальные и сущности по названию, из которых первые выражают истинную сущность вещей, а роды суть лишь сущности по названию, которые, правда, выражают нечто такое, что существует в предметах, однако не исчерпывают собою последних. Они служат тому, чтобы различать для нас и сделать возможным познать роды и виды; но реальной сущности природы мы не знаем.

                7. Естественное состояние

Локк дал первое исчерпывающее изложение философии либерализма. В 1689 и 1690 годах, сразу же после революции 1688 года, он написал два «Трактата о правительстве», из которых второй особенно важен в истории политических идей.

Локк начинает с допущения того, что он называет «естественным состоянием», предшествующим всем человеческим правительствам. В этом состоянии имеет место естественный закон, а естественный закон состоит из божественных велений и не внушен никаким человеком-законодателем.

Естественное состояние, как сообщается в отрывке, по-видимому, направленном против Гоббса, не тождественно состоянию войны, а, пожалуй, ближе к ее противоположности. Сам Локк разделял веру в счастливое «естественное состояние» в отдаленном прошлом, представление о котором восходит частью к библейским рассказам о веке патриархов, а частью к античным мифам о золотом веке.

Вот что можно найти у Локка как наиболее точное определение естественного состояния: «Люди, живущие вместе в соответствии с разумом, без обычного превосходства одних над другими и с правом судить друг друга, и представляют собою, собственно, естественное состояние». Это описание не жизни дикарей, а воображаемого сообщества добродетельных анархистов, которым не нужны ни полиция, ни суд, потому что они всегда подчиняются «разуму», который совпадает с естественным законом  «Это было, конечно, состояние равенства, - пишет Локк, - при котором вся власть и юрисдикция являются взаимными: ни один человек не имел больше, чем другой». И в другом месте: «Но хотя это (естественное состояние) является состоянием свободы, оно не есть состояние своеволия: хотя человек в этом состоянии обладает бесконтрольной свободой, чтобы располагать собой или своим имуществом, все-таки у него нет свободы, чтобы убить себя или даже любое живое существо, которым он владеет, за исключением тех случаев, когда какая-то более благородная цель, чем простое самосохранение, призывает его к этому. У естественного состояния есть естественный закон, который управляет им, который связывает каждого; и разум, являющийся таким законом, учит все человечество, кто бы ни советовался с ним, что все существа равны и независимы, никто не имеет права причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого, так как все мы собственность Бога».

Говорится, что в естественном состоянии каждый человек должен сам защищать себя и свою собственность. «Кто пролил кровь человека, заплатит своей кровью» – это часть естественного закона.

Самое большое возражение естественному состоянию заключается в том, что, пока оно  существует, каждый человек – судья в своем собственном деле, так как он должен полагаться только на самого себя в защите своих прав. Для этого зла правительство служит лекарством. Естественного состояния, согласно Локку, избегли посредством договора, создавшего государство. Никакой договор не прекращает естественного состояния, исключая лишь то, что создает государство. 

Правовая теория либерализма, собственно, и основана на взгляде, что «права» личностей должны защищаться государством.

                8. Гражданское общество и происхождение государства

В политической мысли XVII века существовало два основных типа теорий о происхождении правительства. Пример первого из них можно найти у Роберта Филмера. Теории этого направления утверждают, что Бог даровал власть определенным лицам и что эти лица или их наследники составляют законное правительство, выступление против которого является не только государственной изменой, но и богоотступничеством. Эта точка зрения опиралась на традиции седой древности, так как почти во всех ранних цивилизациях личность монарха была священна.

Теории второго основного типа, представителем которых является Локк, утверждают, что гражданская государственная власть – это результат договора и является делом чисто земным, а не чем-то установленным свыше. Существует потребность в политической организации, которая может защищать жизнь и собственность. Каждый заинтересован в защите собственной жизни, а обладающие собственностью вдобавок заинтересованы в ее защите. В трактовке Локка правительство является участником равноправного договора, и если оно не выполняет свою часть договора, то сопротивление ему можно считать законным.

«Я считаю, - писал Локк, - что политическая власть – это право создавать законы с правом применения смертной казни и, следовательно, всех меньших наказаний для регулирования и охраны собственности, право использовать силы общества для проведения в жизнь законов, для защиты государства от иностранного вторжения, – и все это во имя общественного блага».

По естественному закону самосохранения каждый человек имеет право, защищая себя или свое имущество, даже убить напавшего. Политическое общество возникает там и только там, где люди отказываются от этого права в пользу общества или закона. Абсолютная монархия не является формой гражданского управления, так как она не имеет беспристрастных органов власти, способных решать споры между монархом и его подданными.

«Абсолютная монархия напоминает людей, которые, защитившись от хорьков и лисиц, самодовольно думали бы, что это обезопасит их от львов». Гражданское общество подчиняется власти простого большинства, если только не достигнуто соглашение о том, что необходимо некое другое большинство, превышающее простое большинство. Правительство состоит из людей, избранных с общего согласия для наблюдения за точным соблюдением законов, установленных для сохранения общей свободы и благосостояния. При своём вступлении в государство человек подчиняется только этим законам, а не произволу и капризу неограниченной власти.

 Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности. В соответствии с этой теорией Локк заявляет: «Верховная власть ни у кого не может отнять ни единой частицы его имущества без его согласия».

Можно было бы предположить, что вопрос налогообложения вызовет у Локка трудности, но этого не случилось. Расходы правительства, говорит он, должны нести граждане, но лишь с их согласия, то есть с согласия большинства. Молчаливое согласие человека на налогообложение в соответствии с решением большинства предполагается как неотъемлемая часть его гражданства, которое в свою очередь рассматривается как добровольный акт.

                9. Принцип разделения властей

Теория, что законодательные, исполнительные и судебные функции правительства должны быть разделены, представляет собой характерную черту либерализма; она возникла в Англии в ходе борьбы со Стюартами и впервые наиболее четко формулируется Локком, по крайней мере в отношении законодательных и исполнительных функций. Законодательная и исполнительная власти должны быть разделены, говорил он, чтобы предотвратить злоупотребление властью.

Законодательная власть, должна быть верховной, за исключением тех случаев, когда ее сменяет общество. Значит, подобно английской палате общин, представителей законодательной власти необходимо время от времени избирать путем народного голосования.

В хорошо организованном правлении указывает Локк, законодательная и исполнительная власть отделены друг от друга. Но тогда встает вопрос: что делать, если между ними возникает конфликт? Нам говорят, что, если исполнительная власть не созывает законодательные органы в надлежащее время, исполнительная власть вступает в состояние войны с народом и может быть сменена силой. «Несправедливой и беззаконной силе, – говорит Локк, – нельзя противопоставить ничего, кроме такой же силы». В споре между законодательной и исполнительной властью в некоторых случаях нет судей на земле. И так как небеса не высказывают ясного мнения, то это фактически означает, что решение может быть достигнуто только в борьбе, поскольку принято считать, что небеса дают победу правому.

Удивительно, что Локк ничего не говорит о судейской корпорации, хотя в его дни это было жгучим вопросом.

                10. Веротерпимость

В своих трудах Локк последовательно проводил идею терпимости. Он полагал, что сущность христианства  заключается в вере в Мессию, которую апостолы  ставят на первый план, с одинаковою ревностью требуя её от христиан из иудеев и из язычников. Отсюда Локк делал вывод, что не следует давать исключительное преимущество какой-нибудь одной церкви, потому что в вере в Мессию сходятся все христианские исповедания. Мусульмане, иудеи, язычники могут быть безукоризненно нравственными людьми, хотя эта нравственность и должна стоить им большего труда, чем верующим христианам. Самым решительным образом Локк настаивал на отделении церкви от государства. Государство, по мнению Локка, только тогда имеет право суда над совестью и верой своих подданных, когда религиозная община ведёт к безнравственным и преступным деяниям.

В проекте, написанном в 1688 году, Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. И здесь он также принимал за основание религии откровение, но ставил непременной обязанностью терпимость ко всякому отступающему мнению. Способ богослужения предоставлялся на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делал только для католиков и атеистов. Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твёрдо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога.

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
Здравствуйте, Константин! С наступившим вас) всех благ
Очень интересно было почитать про взгляды Локка. Про разум и опыт когда-то читала, а вот "Библия либерализма" прошла мимо меня. Прочла с большим вниманием и почти во всем согласна с мэром Джоном, который в своих взглядах выглядит гораздо более прогрессивным и адекватным, чем многие современные политики, к сожалению для нас.
А как вы относитесь к Дугину?

Оксана Куправа   02.01.2025 19:53     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Оксана! И вас с наступившим! Надеюсь, что все у вас хорошо. Желаю, чтобы и в будущем было не хуже. Локк - образец английского здравого смысла. Он, вроде бы, пишет о вещах очевидных, но тем не менее идеи его в свое время звучали как откровение (а главное, они были высказаны очень вовремя). Согласен с вами, что они не тускнеют со временем и сохраняют свою актуальность по сей день. Хотя мир с тех пор невероятно усложнился. Что касается России, то в силу специфики ее исторического развития либерализм никогда не имел здесь прочной опоры. Его предали проклятию даже те, кто, в силу своего положения, вроде бы, должен был ему симпатизировать (например, Герцен). Увы, Россия, при всем своем видимом консерватизме, склонна к радикализму, хотя не раз уже обжигалась на этом пути. Лично я отношусь с опаской ко всем радикалам любой окраски (и к Дугину в том числе). Все эти мыслители со своими мессианскими идеями, скорее всего, заведут нас не туда. Больше всего я надеюсь на здравый смысл. Люди, стоящие у руля, должны очень четко сознавать наличные возможности государства и браться только за те задачи, что нам по силам (играть в рамках своей весовой категории). И надо без самообмана оценивать тот человеческий материал, с которым имеешь дело. Русские люди всегда были себе на уме, вороватые, жестокие, но способные вместе с тем к иррациональным порывам. С ними можно (при умелом управлении) очень многого добиться, но и многое (при других условиях) потерять. Нет в нас англо-саксонского примата личности (в котором только и может укорениться подлинный либерализм) или веками воспитанного государственного начала (как у китайцев) - хорошей основы для плодотворного авторитаризма. Очень многое зависит от личности человека, стоящего у власти. В этом и опасность.

Константин Рыжов   02.01.2025 21:46   Заявить о нарушении