Аналогии. Мир глазами души. Физическая география

Книга полностью готова, но пока не издана. Ищем спонсоров.
Рисунок Юрия Жеребцова

Аналогии. Мир глазами души. Физическая география. – 224 с.

Мы с удовольствием представляем читателю первую книгу серии «Аналогии». Само изложение общеизвестных текстов физической географии, а также привлечение для этого поэзии и изобразительного искусства и народной мудрости, позволяют увидеть мир совсем с другой точки зрения – глазами нашей души.
Книга составлена точно по курсу физической географии средней щколы, но не является учебником, поскольку расширяет горизонты восприятия мира настолько, что они не вмещаются в пределы традиционных учебных пособий.

СОДЕРЖАНИЕ


От автора
Введение

Живая планета
Происхождение слова «земля»
Вода и суша
Человек как остров
Путешественники и исследователи

ЛИТОСФЕРА
Горные породы
Почва
Рельеф и формы рельефа
Движения земной коры
Землетрясения и вулканы

ГИДРОСФЕРА
Круговорот воды в природе
Мировой океан
Реки
Озера
Ледники

АТМОСФЕРА
Состав и свойства атмосферы
Температура
Атмосферное давление
Воздушные массы
Ветер
Атмосферные осадки
Погода и климат

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Список авторов произведений
Литература

ОТ АВТОРА

                От писателя более всего требуется проявить двоякого
                рода способности: представить новые вещи как хорошо
                знакомые, а всем известное изобразить
                как нечто новое
                Уильям Теккерей

Прав был один французский писатель, сказавший, что предисловие не способно «ни повысить цену хорошего произведения, ни оправдать дурное», что, безусловно, снимает всякую ответственность с автора, приступившего к нему.
В самом начале только одно проступает четко, определенно, рельефно – это уверенность в том, что любая книга находит своего читателя, как бы он к ней по прочтении ни отнесся.

Страницы, которые вам предстоит перелистать, возникли из потребности поговорить на волнующие автора темы, в первую очередь, с детьми, их педагогами и родителями, учитывая, что, по сути, мы все обязательно относимся к одной из этих групп или ко всем трем одновременно.

Каждая тема разговора на страницах показана через народные речевые обороты, пословицы и поговорки, очерчена кругом некоторых вопросов, отражена в глубоком зеркале поэзии так, чтобы и учитель, занятый подготовкой к конкретному уроку, и любой другой читатель могли увидеть уже знакомое несколько под другим углом.

Первоначально книга предназначалась в качестве учебного пособия для учащихся экспериментальной школы системы нравственно ориентированного образования «Ключик», десять лет существовавшей при Орловском институте усовершенствования учителей и являвшейся экспериментальной площадкой федерального уровня (организаторы школы – Арсентьев Д.З., Кульчицкая Н.Н., Назарова Л.Д.).

Однако, по утверждениям студентов и педагогов, преподающих географию, представленные в книге взгляды на человека и планету давно являются востребованными и в системе подготовки специалистов, поскольку голые факты мало удовлетворяют сегодняшних молодых людей, склонных смотреть глубже и задумываться над сутью происходящего. Ведь все, что мы говорим и понимаем про нашу планету, мы говорим и понимаем про самих себя. В этом тезисе выражена самая основная аналогия книги.

Для тех, кто любит открывать мир самостоятельно, книга тоже будет небезынтересна, поскольку в ней не излагается нечто неоспоримое. Автор примером своих рассуждений призывает всех читателей к поиску на уровне не только рациональном, но и интуитивном. Книга – лишь начало нашей общей мысли, а каждый – ее продолжение.

Очевидно, что на сегодняшний момент ненужное мы откладываем в сторону, а с собой берем лишь необходимое. Пусть каждый возьмет то, что для него важнее, и добавит свое собственное для полноты темы.

Автор

ВВЕДЕНИЕ

                Все подобно всему в каком-нибудь отношении
                Протагор

                Люди идут дивиться горным высотам,
                морским валам, речным просторам, океану,
                объемлющему землю, круговращению звезд, –
                а себя самих оставляют в стороне!
                Аврелий Августин

                Сам же человек рожден, чтобы
                созерцать мир, размышлять
                и действовать в соответствии с этим
                Цицерон

Совершенно удивительное слово – введение. Как, впрочем, и все остальные слова, нить за нитью ткущие тексты наших взаимоотношений с жизнью, с другими людьми и с нами самими.

Приставка в открывает нам двери, позволяет проникнуть в нечто. Если ударение стоит на втором слоге, вас вводят в некое помещение или в суть дела, в данном случае, в книгу; если же вы переставите ударение на первый слог, то ощутите всю прелесть волшебства речи – корень уже не вод- (от глагола вводить), а вед- (от глагола ведать)! И мысль наша проникает теперь в знание, в ведение!

Как непостижимо пространство слова может становиться более емким, насыщенным, неоднозначным! Как неожиданно являет чуткой душе множественность встроенных миров, поднимая тайное на поверхность!

Взгляните еще раз на то слово, от которого образовано «введение» – это водить с корнем вод-. Конечно! Вода! Вещество жизни на нашей планете, на 70% покрывающее ее поверхность и почти в таком же количестве содержащееся в организме человека.

Именно вода и подводит нас к мысли о совершенно неоспоримой связи человека с планетой, со всем мирозданием. «Все кругом полно родства», – заключает после своих многолетних философских изысканий Гете. И он же добавляет сходную мысль: «Мы в этом мире, что кругом, живем, творим один в другом».

Особо же рьяные ревнители человеческой независимости и самостоятельности, его автономии, склонны болезненно-настойчиво доказывать, что Homo sapiens – надструктура, облеченная изначальной властью не считаться со своим окружением.

Искусственность такого построения легко заметит любой, если последует рекомендации «имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит». Мы бы добавили еще одну: имеющий способность размышлять да воспользуется ею.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник
Иоганн Гете

Тесная взаимосвязь внешнего и внутреннего, микрокосма и макрокосма, часто незаметный переход одного в другое позволяет увидеть аналогии между составляющими двух миров – природы нашей планеты и природы души человеческой. И наблюдатель приходит к заключению, что на самом-то деле мир один.

Человек склонен проецировать качества и особенности своей собственной души на окружающее, поэтому мысль одного из величайших учителей человечества Тота Гермеса Трисмегиста только подтверждает это явление «Как снаружи – так и внутри».

Даже непосвященному взору является слишком очевидным сходство повадок многих животных и птиц, особенно, постоянно находящихся в непосредственной близости от человека, с поведением и даже внешним видом самого «венца природы». Аналогии в мире живом встречаются на каждом шагу, буквально лежат на поверхности.

Напряженно искать аналогии в общепланетном масштабе нам тоже не придется – они повсюду, только оглянись. Наблюдая, сопоставляя, сравнивая, предстоит лишь ответить на вопрос: для чего они нам даны? То ли мы имеем привычку переносить на внешний мир происходящее внутри нас; то ли душа наша в своих проявлениях следует объективно существующим в природе законам, поскольку является частью этой природы?

Пристальный взгляд даст понять, что можно обнаружить и то, и другое. Но именно второму и посвящена большая часть этой книги.

Поэзия осознает

1* Довелось в былые годы
Духу страстно возмечтать,
Зиждущий порыв свободы
Проследить и опознать.
Ведь себя одно и то же
По-различному дарит,
Малое с великим схоже,
Хоть и разнится на вид;
В вечных сменах сохраняясь,
Было – в прошлом, будет – днесь.
Я и сам, как мир, меняясь,
К изумленью призван здесь.

Возможно, проведя параллели с происходящим вокруг и внутри нас, мы сможем найти решения многих личных проблем, избежать душевных кризисов или обернуть их себе на пользу, в значительной мере смягчить их. Надо лишь осознать изначальную заданность происходящего и смиренно принять его как неотъемлемую часть естества. Проблем не существует. Есть брошенный нам вызов, предложение идти тем или иным путем, и от нашего решения зависит, возникнет проблема или нет.

Есть предположение, что именно таким взглядом снимается большая часть агрессивности и стремления подавить другого своей волей. Подобный подход позволяет уйти от того, чтобы искусственно выстроить собственную судьбу, не считаясь с реалиями, не гармонизируя жизнь с условиями задачи, данной нам и в окружающей природе, в разнообразии человеческих личностей, в беспредельности познания самого себя.

Но к принятию такого взгляда надо еще прийти. При этом часто неизбежным условием оказывается крушение стереотипов.

Поэзия соглашается

2*  Пусть даже гром грохочет над горами –
Глухой не слышит ничего вокруг.

Пусть солнце яркое стоит в зените –
Слепой не видит ничего вокруг.

А мы и видим все, и слышим все,
Слепыми и глухими притворяясь!

Когда человека настигает прозрение, это всегда, наряду с радостью открытия, еще и больно, потому что часто приходится менять точку зрения на противоположную, отказываясь от привычных и, казалось, незыблемых, основ и канонов.

Такое бывает, если открытие глаз или сердца происходит вдруг, как гром среди ясного неба, когда семя падает на неподготовленную почву. Болезненная адаптация к истине порой затягивается на годы и годы, так как, с одной стороны, способность нашей психики меняться как раз-таки и есть механизм приспособления к условиям среды. А, с другой стороны, имеется вторая часть закона двойственности материального мира – стремление любой живой системы при наличии обмена веществ с внешней средой все-таки сохранить собственный гомеостаз, неизменность внутренней среды.

Рано или поздно мы все равно открываем для себя общие закономерности жизни мира внутреннего и внешнего, но желательно, чтобы это было не слишком травматично. Психологическая травма возникает из-за того, что порой оказывается, что многие законы идут вразрез с нашими априорными представлениями о них, что десятилетиями мы свято верили в одно, а все оказалось не так.

Известно, что легче всего адаптация к новому проходит у маленьких детей. Было бы логично, если большая часть того, с чем им придется столкнуться во взрослой жизни, так или иначе «прозвучало» уже в детские годы. Пусть долгое время эта информация не будет востребована, но она явится амортизатором, который облегчит восприятие «нового» позже.

Поэтому предлагаемая вашему вниманию книга в первую очередь адресована тем взрослым, которые готовы вместе с детьми, этими маленькими людьми, находить себя в любой части окружающего мира, обнаруживая живые и прочные связи души и природы.

Совсем необязательно размышления автора будут рекомендованы к преподаванию на уроках географии или психологии, но говорить об этом даже в домашней обстановке, бесспорно, необходимо.

К тому же автор не ставил перед собой задачи осветить все мыслимые аналогии в книге, написанной одним человеком; такая книга создается всеми нами. Хочется просто рассказать о тех моментах, с которыми было приятно встретиться, над которыми пришлось остановиться, чтобы задуматься.

Вот почему есть надежда, что книга будет только ступенью или толчком к осмыслению мира во всех его взаимосвязях. Тем интереснее, что другой человек увидит их совсем иначе, в ином ракурсе, а, возможно, и вообще не согласится с представленным мнением. На то у него есть живое право. 

В той или иной степени книгу уже написал народ, сквозь века донесший ее фрагменты в пословицах, поговорках, речевых оборотах. В общую копилку добавили богатства философы, художники и поэты, обладающие даром особого видения мира; дети, от потока вопросов которых мы, увы, нередко отмахиваемся. На этих четырех «китах» и можно показать аналогии природы и человека.

                Нет такой крупной философской истины, которой
                не мог бы воплотить поэт;
                философ делает истину доступной лишь для немногих умов,
                поэт обращается с ней ко всем умам
                Ф. Наннарделли

Самое трудное – увидеть очевидное, тем более наблюдаемое изо дня в день. Но увидеть требуется глазами стороннего наблюдателя, отказавшись от своего «я» как центра вселенной. В этом случае осознаешь себя не только как целое, но и как часть, а значит, участвуешь в соподчинении.

Не противопоставлять себя законам мира, а подчиняться им – мудрость древняя, и никто ее не отменял. Это открытие многие века лежит в основе различных философских систем и обеспечивает их жизнеспособность.
                Жить надо согласно с природой, и это то же самое,
                что жить согласно с добродетелью
                Зенон из Кития

Поэзия соглашается

3*  Как мелки с жизнью наши споры,
Как крупно то, что против нас.
Когда б мы поддались напору
стихии, ищущей простора,
мы выросли бы во сто раз.

Подчиняться существующим законам. Недаром корень в слове подчинение -чин-, что означает начало (зачин, почин, чиновник и так далее). Таким образом, подчиняясь законам, мы стараемся жить в соответствии с Тем, что стояло у начала мира, у его истока. И, мне верится, это был не человек.

Когда из древних текстов в нашем сегодня звучат слова «Все во всем», они, подобно ключу, открывают право видеть аналогии не только плотного уровня вселенной и человека, но также их тонких структур.

Китайский философ Хун Цзычэн писал: «Тело каждого из нас – маленькие Небо и Земля. Когда радость и гнев в нем не нарушают меры, а пристрастия и неприязнь не изменяют должному, во мне осуществляется мировое согласие. Небо и Земля – наши великие отец-мать. Когда люди не ведают недовольства и все сущее не терпит нужды, в мире воцаряется родственная любовь».

Воцаряется та любовь, которая явилась причиной творения мира. Любовь и есть равновесие, золотая середина в мире, подверженном противоречиям.

                Всеобъемлющая любовь не только психологически возможна,
                она единственно полный и конечный способ, которым мы
                можем любить
                Тейяр де Шарден

Постоянно проводя аналогии мира внешнего с миром внутренним, мы ищем согласие между ними, родство, а значит, стремимся к единству. Разделенность – это внешний признак, а, следовательно, системе не присущий, а только приложенный к ней.

Поэзия видит
4* Я – дух созерцания.
А где-то ходит по земле
дух действия
и делает все
без меня.
Мы – два великих духа –
тоскуем от неполноты.
В разделенном мире
многие вещи
ищут друг друга.

5* Gingo biloba

Этот листик был с востока
В сад мой скромный занесен,
И для видящего ока
Тайный смысл являет он.

Существо ли здесь живое
Разделилось пополам,
Иль напротив, сразу двое
Предстают в единстве нам?

И загадку и сомненья
Разрешит мой стих один:
Перечти мои творенья,
Сам я – двойственно един.

Оставаясь наедине с целым миром, мы изначально не были противопоставлены ему. Замечательно звучание слова наедине в старославянском языке: ударение приходится не на четвертый, а на третий слог. Получается, что тот, с кем ты остаешься наеди;не (лицом к лицу) находится с тобой в единении (нае;дине).
И кто нам мешает побыть наеди;не с нашей планетой и ощутить, что мы всегда были, есть и будем нае;дине, продолжением друг друга не только на физическом плане, но и на душевном?

Если мы станет делать это с любовью, мир откроется нам своей светлой стороной и с радостью поможет обрести самих себя. Но, конечно, для того, чтобы услышать другого, самому требуется на какое-то время замолчать.

Давайте попробуем прислушаться к тому, что вот уже миллионы лет о нас самих пытается нам сказать планета Земля.

Вглядывайтесь в каждый рисунок; вслушивайтесь в то, что говорили до вас мыслители прошлого, искавшие Истину; проникайте в глубины народной мудрости, где за каждым словом сокрыты века и века великого опыта.

Наблюдайте, сравнивайте, ищите!

Среди многочисленных загадок, пришедших к нам из древности, законы Тота Гермеса Трижды Величайшего. И эти законы мы постигаем в течение всей своей жизни: как снаружи, так и внутри; как вверху, так и внизу; как в малом, так и в большом. Откройте глаза…

Книга не предлагает однозначных ответов, единственного пути, а показывает способ, с помощью которого по этому пути можно передвигаться, получая удовольствие и радуясь жизни.
 
ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Нет необходимости доказывать кому бы то ни было, что планета, как и человек, живая: народы, близкие к природе, это чувствуют постоянно; народы, идущие по технократическому пути развития, это просто знают (хотя чаще всего знания далеко недостаточно для осознания). Их наука неоднократно подтверждала многочисленными открытиями, что наша планета обладает всеми признаками живого организма: обменом веществ и энергии, саморегуляцией.

Например, американец Джеймс Лавлок, выдвинувший гипотезу о регуляции климатических изменений живыми организмами (саморегуляция условий жизни), нашел со своими коллегами подтверждение в том, что некоторые виды океанического планктона вырабатывают в процессе жизнедеятельности диметилсульфид – газ, который, попадая в верхние слои атмосферы, превращается в мелкие частицы сульфата. Они служат центрами конденсации водяных паров и управляют образованием облаков.

Таким образом, при повышении солености воды в данном конкретном месте увеличивается производство планктоном диметилсульфида, вследствие чего выпадают дожди, уменьшающие соленость!

Сходство строения планеты с клеткой (оболочка, ядро), со строением всего организма (леса – легкие, реки – сосуды с кровью и так далее), и, похоже, многие пока не видимые глазу аналогии заставят задуматься о вечном выборе: в своих взаимоотношениях с планетой я поддерживаю жизнь или способствую ее угасанию? Я на стороне добра или зла? Созидания или разрушения? Света или тьмы?

Человеку свойственно одухотворять природу, находить в ней свои черты или проявления ее души. Существует и антропный принцип построения вселенной (от греческого – человек).

Перед нами стоит задача попытаться увидеть, как окружающий мир, планета Земля прикасается к человеческой душе, постоянно учит нас, через аналогии устремляя нашу мысль от ложного пути к истинному. А истинный путь есть Жизнь и Любовь. Важно только согласиться с тем, что мудрость планеты по сравнению с человеческой старше на миллиарды и миллиарды лет.

Поэзия предлагает
6*   Люблю прижаться
к шершавой земле.
Травинки шумят, как дремучие леса.
Бродят путешественники-муравьи.
Давно улетела в небо
последняя капля росы.
Учусь смотреть
глазами земли.

Все в мире говорит. Совсем необязательно знать чужой язык и уметь общаться на нем, достаточно быть готовым его принять. В конечном итоге мысль не вокализуется, ее мы воспринимаем в виде образа или импульса. Согласитесь на постоянное общение с природой, и все предстанет совсем в ином свете, и глаза ваши откроются.

Это значит, что надо уговорить себя не стесняться проявлять свои чувства, каждую минуту, секунду удивляясь чудесам, существующим рядом с нами. Быть детьми. Быть детьми Природы.

Если бы можно было выразить такое взаимодействие с помощью мультфильма или кинофильма, то, наверное, это выглядело бы так:

– человек в темноте запутался в сети дорог, дорожек и тропинок, мечется, не может выбрать ту единственную, которая ведет к свету;
– ищет же он с закрытыми глазами и не видит, что повсюду расставлены указатели, мигают лампочки, светофоры и семафоры, зажигаются надписи и возникают стрелки;
– человек идет, бежит, падает, ползет то по одной дороге, то по другой, которые заводят его то в трясину, полную сонных лягушек, то на край пропасти, дна которой не видно, то в бесконечную безводную пустыню, то к пылающему вулкану, где все содрогается и гибель неминуема;
– а дорога к свету, покою и чистоте остается открытой и – более того! – обставленной самыми различными указателями; требуется только открыть глаза, чтобы все это увидеть.

Как правило, нам это мешают сделать самые различные обстоятельства – от душевной незрелости до лени, от бытовой суеты до давления чужих мнений.

Давно доказано, что информация не тогда прочно и надолго занимает свое место в ячейках памяти, когда человек просто ее принимает и складирует, а тогда, когда сознательно или неосознанно она обрабатывается в виде постановки явного или скрытого вопроса и получения на него ответа самим же человеком.

Так пусть сама планета предоставит нам такую возможность прямо сейчас, на страницах книги, и не лишает ее и впредь, в течение всей последующей жизни. Хочется верить, что, благодаря этому, путь наш станет немного легче и много интереснее.

Ваши аналогии:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «ЗЕМЛЯ»

Народная мудрость
Мать-сыра земля.
На краю земли.
Земля горит под ногами.
Как земля носит.
Провалиться сквозь землю.
Достать из-под земли.
Предать земле.
Видеть на три аршина под землей.
Землю роет.
Стереть с лица земли.
Соль земли.
Пуп земли.
Как небо и земля.
Спуститься с небес на землю.

Вопросы
Чем по смыслу различаются слово земля  и слово Земля?
Почему утверждают, что человек сотворен из праха земного?
Земля – это мертвая материя или «мать родная»?

Информация, размышления

По-гречески название нашей планеты звучит как Ге. Это имя богини, которая, по утверждению древнегреческих мифов, «первой выделилась из первоначального Хаоса и из себя породила Урана (Небо), Горы, Понт (Море)».

В славянских и близких к ним языках слово земля несет в себе направление, указывает на то где, а не что. Например, в латышском языке предлог zem переводится как под, zems – низкий, zemu – низко, а земля, соответственно, zeme.

В польском языке земля – ziemia, в чешском – zeme, в болгарском – земя.

Слово земля открывается через два основных смысла – планета и почва под ногами. Причем последняя фраза все равно, что масло помасленное, поскольку этимологически слово почва восходит к исконно русскому  подъшьва (подошва), т. е. буквально – «то, на что наступает подошва».

Слово планета содержит не меньше смысловых оттенков. Это план (план-ета) и как взгляд сверху, и как заранее продуманная последовательность действий, и как некий замысел. К тому же в переводе с греческого - планета - оказывается одного корня со словами блуждающий, двигающийся, вращающийся.

Аналогии
1. На основании того, что нами обнаружено, в конечном счете, проявляются следующие смыслы слова земля:

– это то, что явилось основой для порождения на ней всего остального;
– это чей-то план или часть плана;
– находится достаточно низко (значит, взгляд осуществляется сверху);
– находится в движении, в развитии;
– для процессов на ней характерна цикличность (вращение и все с ним связанное).

Поэзия осознает
7*  Частица матери-земли

Камень – тело матери-земли,
а ее хребет – крутые горы,
реки – это вены и аорта…
Плоть моя – создание земли.

Я расту из полевых цветов,
из дождей и северного ветра.
Я – вода, погода, пламя, ветка
И движенье белых облаков.

Из снежинки я, из стебелька,
из тяжелой ягоды осенней,
из речного желтого песка,
из зеленой поросли озимой.

Я – из хлеба, что родит земля,
Из ржаного трудового хлеба;
Также – из ячменного зерна,
также – из дурманящего хмеля;

из единства рыбы и воды,
из горючего литого сланца…
Я – из яблока, что средь листвы
Нам напоминает слепок с солнца.

Я – частица матери-земли,
разойдусь по руслам и по веткам,
И опять восстану из золы
Молодым, пружинистым побегом.

Вспомним библейское «из земли взят, в землю и отыдеши» и посмотрим на человека в соответствии с выявившимися моментами. Вдруг обнаружатся сходства?

Человек одновременно:

– материя для порождения себе подобных, а также продуктов физического, душевного и духовного труда;
– и, несомненно, отдельный план и часть всеобщего плана Творца;
– низкое расположение человека можно трактовать и как место жизни, и как уровень развития, и как отправную точку для духовного возрастания;
– движение же и развитие суть признаки живой системы;
– цикличность «вписана» в человека даже на самом глубинном уровне – строении спирали ДНК, несущей информацию не только об индивиде, но и о человечестве как таковом.

Если проявившихся сходств вам покажется мало, вы всегда сможете поискать их самостоятельно.
2. При наблюдении в телескоп планеты передвигаются относительно созвездий и отдельных звезд, что и дало им название «блуждающая звезда» (см. греческий перевод слова планета).

Не подходит ли этот смысл и к человеку? Непостоянство мятущейся души заставляет его непрерывно искать свой путь на небосклоне среди сверкающих и менее ярких светил и, подобно планетам, светить отраженным светом.

Только что за свет позволяет человеку стать заметным, прикасаясь к нему и освещая его? Откуда он исходит? Какова его природа? Кому мы его отдаем, отражая?

Читатель ответы сформулирует по-своему в зависимости от того, как долго и в каких условиях проходил их поиск, и что внутри человека освещало этот путь. Иногда уходит вся жизнь на осознание того, что ты светишь не сам, что тебе это качество присуще благодаря сторонней доброй или далеко не доброй воле.


Рецензии