Плохие идеи задействуют иммунную систему мозга чел
Некоторые плохие идеи проникают сквозь защиту разума и затем захватывают его иммунную систему. Эти плохие идеи задействуют защиту разума, чтобы защитить себя, даже если это в конечном итоге вредит разуму, в котором они находятся. Этот процесс похож на то, что происходит при метастатическом раке, который распространяется из одного места в теле в другое. Метастатический рак «трансформирует» элементы иммунной системы организма, задействуя их для защиты опухолей и нападения на организм. Когда плохие идеи захватывают иммунную систему разума, эти плохие идеи становятся устойчивыми к исправлению, и разум становится восприимчивым к ещё большим плохим идеям. Плохие идеи распространяются в разуме и в конечном итоге могут его захватить.
Психическая иммунная система может быть здоровой или нездоровой, функционирующей или нефункционирующей, неповреждённой или повреждённой, устойчивой или хрупкой. Она развивается со временем и формируется под влиянием природы и воспитания. Физические нарушения, такие как повреждение мозговой ткани, могут влиять на способность разума отбрасывать плохие идеи или самокорректироваться. Кроме того, физические нарушения не объясняют все или даже большинство случаев, когда люди приходят к плохим идеям. Факторы окружающей среды играют огромную роль в ослаблении психической иммунной системы и делают людей более уязвимыми к вредным идеям.
Как только плохая идея задействует иммунную систему разума для самозащиты, мы должны считать её патологическим убеждением. Патологическое убеждение - это убеждение, которое скорее всего, является ложным, может причинить ненужный вред и удерживается с убеждённостью и упорством, несмотря на неопровержимые доказательства того, что оно, скорее всего, является ложным и может причинить ненужный вред.
У каждого человека, а также у групп и организаций есть психическая иммунная система. У человека с нарушенной иммунной системой может развиться бредовое расстройство - состояние, при котором человек придерживается ложных убеждений, несмотря на подавляющее количество противоречащих им фактов, в течение длительного периода времени. Группа с нарушенной психической иммунной системой - это секта; в секте психическая иммунная система группы изменяется, чтобы защищать дурные идеи группы за счёт благополучия группы, её членов и окружающих.
Психическая иммунная система состоит из двух частей: внутренней (когнитивной) и внешней (физической). Мы можем рассматривать внешние барьеры как привратников, которые фильтруют информацию, не позволяя ложной и вредной информации, такой как дезинформация, проникать в информационную сферу и загрязнять её. К привратникам, например, относятся рецензенты в научной среде и специалисты по проверке фактов в журналистике. Внутренние барьеры - это инструменты оценки убеждений людей. У человека со здоровой психической иммунной системой эти инструменты оценки используются для оспаривания и отвержения плохих идей.
Теория прививки объясняет, как можно укрепить нашу внутреннюю иммунную систему. Людей можно научить эффективно использовать инструменты оценки убеждений, и они могут практиковаться в оценке и опровержении ложных убеждений. Прививка обычно представляет собой ослабленную форму ложной идеи. Как только человек потренируется в оценке и опровержении ослабленной формы ложной идеи, он будет лучше подготовлен к опровержению более сильной (более последовательной, более убедительной) версии ложной идеи.
Люди с ослабленной психической иммунной системой поступают наоборот: они принимают плохие идеи и отвергают хорошие. Лидеры культов используют методы внушения, чтобы научить своих последователей отвергать вызовы, подобно тому, как патогены учатся и адаптируются, чтобы противостоять антителам. У здорового человека психическая иммунная система вырабатывает множество причин поддерживать здоровые убеждения и отвергать патологические.
Идея ментальной иммунологии существует уже давно. Благоразумие, классическая добродетель, - это способность отличать истинное, этичное и действенное. Благоразумный человек - это тот, кто отвергает плохие идеи. Философ XVIII века Иммануил Кант подробно описал различные виды суждений, которые мы используем, в том числе для того, чтобы отличать истинное от ложного, правильное от неправильного, а удовольствие от боли.
Наши убеждения связаны со всеми тремя аспектами суждения, которые выделяет Кант. Но что заставляет нас придерживаться одних убеждений и сопротивляться другим?
Одно из объяснений предлагает Роберт Чалдини в книге «Влияние: психология убеждения». Чалдини утверждает, что у убеждений есть «ноги» (88). В своей модели он изображает стол, у которого убеждение - это столешница, а поддерживающие его причины - это ножки. Если убрать достаточно ножек, то небольшое боковое усилие приведёт к тому, что стол перевернётся (а убеждение разрушится). Убеждение, подкреплённое несколькими причинами, с большей вероятностью выдержит проверку, чем убеждение, подкреплённое меньшим количеством причин. Убеждение, подкреплённое одной очень веской причиной, - как стол на пьедестале - также способно выдержать сильное давление. Причины, которые мы используем для поддержания своих убеждений, могут быть хорошими или плохими (плохие причины мы называем рационализациями). Люди защищают убеждения, которые, по их мнению, определяют их самооценку. Это когнитивное искажение «защита личности» может служить очень надёжной опорой для убеждений, независимо от того, хорошие эти убеждения или плохие.
Я считаю, что метафора стола Чалдини имеет определённую объяснительную ценность, но мы обычно не видим, как у обеденных столов вырастают новые или более прочные ножки, и нечасто видим, как они теряют ножки. Другими словами, наша психическая иммунная система более динамична, чем предполагает метафора стола. Психический иммунитет больше похож на иммунную систему организма, в которой клетки и патогены вырабатывают новые наступательные и защитные механизмы из белков и ферментов. Другими словами, более точная модель, объясняющая, как наш разум обрабатывает убеждения, включает в себя эволюционные адаптации.
Эволюция приводит не только к адаптивным изменениям, но и к дезадаптивным. Изменения не являются адаптивными или дезадаптивными по своей сути, они таковыми становятся только в зависимости от окружающей среды. То, что является адаптивным в одной среде, не является адаптивным в другой. Точно так же, с точки зрения психического иммунитета человека, убеждение может быть адаптивным в одной социальной среде и не быть таковым в другой. Группа может принять убеждения, которые приносят пользу ей самой, но за счёт других групп в обществе. Убеждение в расовом превосходстве может быть таким убеждением.
Люди в значительной степени ответственны за создание окружающей среды, которая, в свою очередь, формирует убеждения, взгляды и поведение, которые вознаграждаются и наказываются. Мы создаём окружающую среду с помощью наших институтов, и через них мы практикуем (или не практикуем) такие вещи, как поиск истины, добра и красоты. Поэтому вместо того, чтобы пытаться контролировать каждого отдельного человека, лучше направить наши усилия на создание институтов, которые формируют здоровую окружающую среду, которая, в свою очередь, поощряет убеждения, поведение и взгляды, соответствующие этой среде. Профилактика (создание здоровой среды) лучше лечения (борьба с последствиями патологических убеждений, поведения и установок).
Такие институты, как школы и журналистика, играют огромную роль в укреплении или разрушении ментальной иммунной системы отдельных людей и групп. Сосредоточивая внимание на одних проблемах и игнорируя другие, они придают им значимость и актуальность. Например, журналистика может уделять больше или меньше внимания недавнему отчёту о том, что за последние 50 лет популяция диких животных сократилась на 69% или ноутбуку, который недавно вышел. О какой из этих историй больше говорят? Что повышает значимость (эмоциональную вовлечённость)? Что побуждает людей защищать свою идентичность, принимая или отвергая различные утверждения? Восприятие уместности и значимости (которые связаны с нашим вниманием) формирует наши убеждения и поведение.
Война с плохими идеями никогда не закончится, но она не обязательно должна быть обречена на провал...
Статьи и исследования:
Бенсли, Д. А., Скотт О. Лилиенфельд, Кристал А. Роуэн, Кристофер М. Маскиокки и Флоран Грэйн. 2020. «Всеобщность веры в необоснованные утверждения». Прикладная когнитивная психология 34, № 1: 16-28.
Бьола, Корнелиу и Крисианна Пападакис. 2020. «Цифровая пропаганда, контрпублики и разрушение публичной сферы: финский подход к формированию цифровой устойчивости». Null 33, № 5: 638-66.
Чалдини, Роберт Б. 1984. «Влияние: новая психология убеждения».
Долан, Эрик У. 2019. «Исследование: те, кто верит в теории заговора, склонны поддерживать и другие необоснованные убеждения». PsyPost, июль. По состоянию на 1 июня 2020 года. https:// unsubstantiated-beliefs-as-well-54151.
Гертцель, Тед. 1994. «Вера в теории заговора». Политическая психология 15, № 4 (декабрь)
Мауэр, Барри. 2022. «Когнитивная иммунная система: способность разума развеивать патологические убеждения». «Глобальная современность в тени пандемии: междисциплинарное обновление». Под ред. Хатема Акила и Симоны Маддану. Издательство Амстердамского университета.
Свидетельство о публикации №225010201208
Ирина Давыдова 5 02.01.2025 19:32 Заявить о нарушении