Фильм, наводящий ужас

Почти что год тому назад я случайно посмотрела фильм известного латвийского режиссёра Яниса Стрейча, известного экранизацией романа Соверсента Моэма "Театр", которая мне всегда казалась странноватой, "Песнь, наводящая ужас". Сняли его в 1989 году, и посвящён о женщинам-военнослужащим, искалеченным на войне (естественно, что Великой Отечественной).
Про данную ленту есть довольно интересная статья в Википедии. В ней, в частности, сообщается, что фильм это до того малоизвестный и редкий, что его "редко демонстрируют даже на закрытых показах". Но в интернете вы найдёте его без труда, и без проблем посмотрите.
Начнём, конечно, с того, что данный фильм был камнем в спину умирающего СССР и Великой Отечественной войны. И, будучи прибалтийским, он, как и эстонский "Человек, которого не было" (1990, режиссёр Пеэтер Симм), посвящённый шлюхе и нацисту, которого сволочи-русские отправили в лагерь, а ещё и эротический триллер "Паук" 1992 года, и "Посторонний" 1993, он собрал в себя всё самое низменное.
Фильм "Человек, которого не было" я смотрела в школе и не выдержала. Хотя бы того, что он невыносимо тупой и нудный, то, что вы прочтёте в аннотации на "Кинопоиске", и похоже на начало фильма, вовсе даже не начало фильма. Там героиня, эстонка, гуляет в венке и сарафане по своим эстонским полям. Но вот она неожиданно в венерической больнице, хотя никаких половых партнёров не показывали. Так что швыряя грязь в нас, эстонцы опозорили своих дев. А уж когда она пошла в услужение к нацисту, который выведен, как положительный персонаж. В интернете вы этот фильм не посмотрите, он попадает под закон о запрете пропаганды и реабилитации нацизма.
Но вернёмся к "Кармен хоррорум" - это крылатое латинское выражение "вопль, наводящий ужас".
Всё действие фильма происходит в тыловом женском госпитале. Подача материала местами просто гениальная: что стоит эта жуткая мигающая лампочка на головой полупарализованной Инги, главной героини! Гениально показана жуть больного, обездвиженного человека, которого мучает отчаяние, безнадёга, боль, жуть и демоны.
Ингу мучают ещё и воспоминания, которые повторяются: удар взрыва (взрыв проиллюстрирован электронной музыкой, запредельной по своему звучанию, как в фильме "Полёты во сне и наяву", "Большая игра" 1988 года, такогь плана). И вот она, Инга, в поле, рядом с сослуживцем.
Вот это жуткое воспоминание проводит черту между замечательными, классическими кинокартинами о войне, прибалтийским камнем в спину. В классических фильмах и книгах о войне, - "Они сражались за Родину", "Баллада о солдате", из книг - "Дорогой мой человек" Юрия Германа, "Горячий снег" Юрия Бондарева, "Живые и мёртвые" Константина Симонова показаны боль и свет, товарищество, воспоминания о родных и близких. Здесь же вывернуто наизнанку всё самое низменное.
Одно из воспоминаний Инги (оно показано один раз), как русские дети, найдя её раненой, хотят положить на рельсы, чтобы её переехало: "Она - нацистка!" - "Да какая она нацистка, она латышка!" Ну, в свете прибалтийских событий последних 30 лет совестские дети оказались пророками. Впрочем, это уже режиссёр со сценаристом добавили, в литературном первоисточнике такого эпизода не было. Точнее, ещё не было, так как автор экранизированного рассказа и сценарист - это одно и тоже лицо.
Наш бесхребетный народ всегда всех жалел и спасал. Во втором томе "Живых и мёртвых", во время освобождения Сталинграда, наши нашли в подвале дома госпиталь с немецкими офицерами. Среди них был всего один врач. "У нас нет оружия", - сказал он. Ведь не добили же их контрольным выстрелом в голову!
Замысел авторов "Песни" - показать Память, переплетающуюся с реальностью, да так, что границ не найдёшь. "Песнь" - это экранизация галлюцинаций, снов и жутких навязчивых воспоминаний". Даже больше: "Всё происходит в угасающем сознании умирающего человека". А вот туда-то как с камерой залезли?!! В сознание, да ещё и умирающего!
Помимо дейсвительно великолепных и правдивых сцен, этот фильм - сплошная грязь. Действие происходит с 1944 по 1945 год. Это экранизация небольшого рассказа латышской писательницы, сценаристки, филолога Ингриды Соколовой, рассказа автобиографического.
Героини фильма не похожи на героинь военных кинокартин. Это жуткие вульгарные девицы образца конца 80-х наподобие маленькой Веры. Поисковик выдаёт сценку, как все девицы скопились на лестнице. Первая мысль - так это же "Яма" Александра Куприна, публичный дом! И лексика, и манера говорить - не середины 40-х годов, а конца 80-х!
Главная героиня, Инга, скромница. У неё парализована нижняя часть тела. У её подруги Галины ампутирована нога по бедро, но она скачет по палате, по госпиталю, а потом на Новый год ей присылают в подарок протез, который с целью шокировать дольше, чем нужно, показывают крупным планом.
В самом начале ещё и безногая девушка на доске с колёсиками. Ужас и трепет вызывает пациентка без лица (срезало взрывом), которую показывают, как бродящий призрак в паранже. В конце фильма Инга разрешает положить её рядом с собой, пациентке без лица ставят отдельный "домик".
Всё действие фильма, являющимся экранизацией глюков, это какая-то тотальная ложь и бред. К лётчице, как чёртик из табакерки, залезает в окго военный. Другая женщина хвалится любовью командира батальона, существующей только в её воображении.
Не обошлось здесь и без родов. Вроде бы и радость, новая жизнь в таком жутком месте. Все хотят покачать новорожденного, хотя и могут его заразить. Только нет в реале ни роженицы, ни ребёнка, это мечта.
Среди персонала госпиталя есть и массажист Иван, слепой инвалид, которого одна их военнослужащих весь фильм по-шлюшечному травит. И сам этот персонаж пугающ.
Естественно, что не обошлось и без особистов и репрессий. Ингу проверяют на вшивость, и она зовёт на помощь безногую Галину, которая на него в драку. И ещё одна надменная женщина, оказавщаяся литовкой в розыске, за которой тоже пришёл СМЕРШ.
Жуток и инфернален персонал больницы, что жирная санитарка, что женщина в пилотке с эсэсовскими замашками, раздающая письма, по-латышски - "вестуле". Фильм явно снят на латышском, передублирован, и имеет субтитры на латышском языке.
Это экранизация небольшого рассказа Ингриды Соколовой "Под Новый год". Этот рассказ - самый обыкновенный. Конечно, есть и боль, и страх перед будущим. Но нет мерзостей и пошлостей.
В фильме лётчица - самая главная больничная шлюха, которой никто не препятствует , хотя это и нарушение режима. А в рассказе она без обеих ног, и просто выступает перед восхищёнными молодыми курсантами из лётной школы, которые после выписки хотят взять её себе в преподаватели.
Ингу в рассказе зовут Лайма, как литовскую богиню счастья. А у нас Лаймами называют собак.
Финал фильма - Ингу выносит на руках её муж. А может быть, ей это только снится? Но это реальная история из биографии неизвестного у нас автора.
В фильме есть сильные, правдивые сцены, но они смешаны с ложью и грязью. Цель фильма - не репрессии даже, а голые бабы в больничном парке в самом конце. К ним было нужно привязать сюжет.
Я никогда не слышала про этот жуткий фильм. Википедия упоминает две публикации, вышедшие в вдогонку, но их сейчас нигде не прочтёшь.
Я узнала о фильме случайно, но как-то вовремя. Один дедушка, академик РАЕН (он самозванец, это просто общественная организация) вот уже несколько лет упорно посылает меня на смерть, которая не сулит ему никакой выгоды (я не являюсь наследницей). То в "красную зону", теперь на СВО. Аргумент - "государство платит!" Ладно, если просто убьют, а стать таким вот бывшим человеком?!!
А вообще, странные очень фильмы в этой Прибалтике...


Рецензии