Выдающийся мастер скульптуры
Имя скульптора хорошо известно не только на Луганщине. В богатейшем творческом наследии Николая Васильевича много работ, которые украсили города, поселки и станицы Ростовской, Волгоградской и других областей, являются частью экспозиций музеев. И даже после распада СССР, когда между государствами пролегли границы, скульптор продолжал одинаково творить и в нашем регионе и в донском крае. А созданное, как бы там ни было, является продолжением самого человека, являясь хорошим напоминанием для будущих поколений.
…Родился Н. Можаев в 1928 г. на хуторе Можаевка ныне Тарасовского района Ростовской обл. в крестьянской семье. Край, в котором все пропито казачьим духом. И эта тема являлась одной из главных в его творчестве. Но детство не было беззаботным: приходилось много трудиться, помогая старшим в колхозе.
Окончив 8 классов средней школы в 1945 г., юноша поступил в Ворошиловградское художественное училище на скульптурное отделение. Причем среди его наставников были выдающиеся мастера, старожилы луганской скульптуры - В. Мухин, В. Агибалов и др. На 3-м курсе Н. Можаев вместе с другими студентами участвует в оформлении областного драмтеатра (располагался в здании, известном сейчас как ДК железнодорожников), восстановленного в послевоенные годы. Лепнина на другом нашем знаменитом памятнике архитектуры - Доме техники, также создавалась руками Н. Можаева и его сокурсника Николая Бунина.
Решив продолжить обучение, Можаев поступил в Харьковский художественный институт. Однако из-за материальных проблем его окончить не удалось, поэтому молодой скульптор начал работать в луганских художественных мастерских. В 1953 г. впервые участвовал в выставке «Художники Донбасса». Первыми же самостоятельными произведениями ваятеля стали памятники А. Пархоменко: один установлен в сквере революции Луганска, второй – на родине участника гражданской войны, в с. Пархоменко Краснодонского района.
В 1958 г. скульптура «Орленок», созданная Можаевым в соавторстве с Н. Щербаковым, демонстрировалась на Международной выставке в Брюсселе. В последующем ваятель не раз участвовал в областных, республиканских, всесоюзных, международных художественных выставках, став одним из самых плодотворных советских скульпторов. «Природное дарование, помноженное на огромную работоспособность, дало замечательные результаты» - писала искусствовед А. Капканец.
Особое место в наследии Николая Васильевича занимает тема донского казачества, колоритные шолоховские персонажи: Григорий и Аксинья, дед Щукарь, Нахаленок и др. Казакам Тихого Дона посвящен и одноименный монумент (основой для его создания послужил вышеназванный «Орленок»), установленный в окрестностях хутора Кружилинского. Вдохновение придавало ваятелю и личное знакомство с М. Шолоховым! А состоялось оно благодаря тому, что Н. Можаев был приглашен для создания в станице Вешенской памятника солдатам, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Именно его проект понравился Шолохову. Вот так и завязалась дружба. А «Клятва» и поныне стоит на родине литератора… Гораздо позднее, к 95-летию писателя, в Ростове-на-Дону ему был установлен памятник, автором которого выступил Николай Васильевич. Многие его работы украшают экспозиции музея М. Шолохова. Нельзя не упомянуть монумент предводителю крестьянско-казацкого восстания Кондратию Булавину в Трёхизбенке Славяносербского района.
Какой же казак без коня? Образ благородного животного также был одним из ведущих у художника. Внимательно присмотритесь к его работам на снимках в интернете, полистайте каталоги и альбомы. И это не случайно. В детстве, как вспоминал скульптор в одном из интервью, ему с другими ребятами часто приходилось купать колхозных лошадей в Деркуле. Позднее, уже в зрелом возрасте, Николай Васильевич продолжал изучать строение и повадки лошадей, неоднократно посещал старые конезаводы Беловодщины, создав и целую галерею скульптур лошадей. Еще в советский период его признали мастером конной композиции.
Но главным в творчестве Можаева, безусловно, оставался человек, личность, которая творила историю. Будь-то политический деятель, писатель, солдат или простой рабочий. Яркий пример - памятник «Мастеровому Луганского завода» (или «Литейщик», как его еще называют), который к 200-летию основания нашего города был отлит на станкостроительном заводе и установлен на его территории, а в 2008 г. перенесен на улицу Коцюбинского. Это образ одного из первых 400 рабочих, переведенных в наш край из-под Петербурга по распоряжению Екатерины II.
В образе странника, который собирает в слове «душу народную» воплощен наш земляк В. И. Даль. Монумент был установлен в 2010 г. рядом с университетом, носящим имя выдающегося русского лексикографа. А еще Можаев является автором множества скульптурных портретов и мемориальных досок известным историческим личностям, например, Е. Ковалевскому, И. Тиме и др.
Знаковым является мемориал «Непокоренные», установленный в Краснодоне в 1982 г. на месте шурфа шахты № 5, куда в январе 1943 г. были сброшены молодогвардейцы. За эту работу он и был удостоен звания заслуженного художника УССР. Этот и ряд других монументов созданы Можаевым вместе с Н. Щербаковым и Г. Слепцовым.
Десятки лет в тандеме с Николаем Васильевичем творила его супруга – Эльвина Максимовна, являвшаяся соавтором многих изваяний, например, того же памятника князю Игорю. Ее работы, отличавшиеся мягкостью и лирикой, также стали нашим культурным достоянием. Однако перечислить все созданные произведения в одной публикации просто невозможно.
Добавим еще, что в 2015-2016 гг. работы Н. Можаева участвовали в выставках Союза художников ЛНР, проходивших в Санкт-Петербурге, Москве, Грозном… В последние годы своей жизни Н. Можаев жил и трудился в родном хуторе, где умер в марте 2018 г. Незадолго до этого ваятелю присвоили звание народного художника ЛНР.
Что еще можно сказать? Будучи сыном ростовской земли, Николай Васильевич оставил яркий след в истории и культуре Донбасса.
Вспоминает народный художник ЛНР Сергей Николаевич Кондрашов: «С Николаем Васильевичем познакомился еще в 1978 г. В музее проходила его персональная юбилейная выставка. К тому же мы с ним практически земляки – я сам из станицы Митякинской родом. Николай Васильевич был большим трудягой, очень неутомимым и результативным скульптором. И это можно заметить по его творческому наследию. Помню, однажды в Луганской галерее искусств проходила персональная выставка мастера, на которой он представил снимки своих работ. Их количеству удивились все! Можаева можно считать певцом луганского и донского края».
А вот что сказал ученик Можаева Роман Мануйлов: "О таких людях говорят: «Эпоха!». Довелось работать с мастером… Николай Васильевич - один из ярких представителей старой советской школы скульпторов. У него был такой вот размашистый почерк, поистине народный, масштабный. Но при этом он серьезно подходил к каждой теме, кропотливо относился к деталям.Что еще сказать? Николай Васильевич трепетно относился к созданным им изваяниям. Установил бюст В. Мухина, за которым ухаживал, как и за установленной на ул. Демехина мемориальной доской".
...В мастерской скульптора макеты и модели, гипсовые заготовки и уже готовые бюсты. Здесь руками творца создавались знакомые нам образы, впоследствии воплощенные в камне и металле – Булавин,Пархоменко, Шолохов, а еще - шахтеры и крестьянки. Многое осталось нереализованным.
Конечно, хочется, чтобы дело наших выдающихся земляков, таких как В. Мухин, А. Редькин и сам Н. Можаев, не стало одной лишь историей, а нашло свое продолжение.Традиции не должны угаснуть. А. М.
Фото и коллаж автора. Бюст Н. Можаева в мастерской и памятники, созданные скульптором.
Свидетельство о публикации №225010201349