Эльбрус, Elbrus - этимиология

 


 ЭЛЬБРУС – высочайшая гора-вулкан, 5642 м, хорошо видимая с разных направлений с удаления до 200 км, в Армении известна в произношении Альберис; в Грузии в произношении Бурцими (АльБурцими); соответствие в Иране хребет Альборз (Альбурз, Эльбурз, Эльборз).
  Последнее сильное извержение вулкана Эльбруса датируют I—II веками нашей эры, потоки лавы достигали 24 км, последнее небольшое извержение зафиксировано на рубеже 11-12 веков н.э., специалисты фиксируют рост Эльбруса, до 3 см в год.
  Вершины высоких гор Кавказа часто, особенно во второй половине дня, скрыты в тучах и облаках, на своей холодной поверхности горы накапливают воду в виде ледников и снега и одновременно производят текущую воду образуя ручьи, реки, подгорные родники. Снежно-ледовый панцирь Эльбруса достигает 100- 150 м толщины, площадь ледников до 140-150 кв. км. Дожди, ливни, снегопады в горах всегда начинаются с повышенной облачности в высокогорье, отсюда магическая связь гор с тучами, дождем и влагой. Понятия «начало, верховье, исток» у рек в условиях горного и предгорного рельефа, особенно в условиях орошаемого земледелия всегда связано со снежным высокогорьем
  Выделяем в топониме Эльбрус две части "эль" и "брус".
  Начнем со 2-й, определяющей части "-брус". Это иранская основа barz, burz «возвышаться, высокий, увеличиваться в размерах, длинный», из арийского barjh; ср.др.-инд. barh "увеличивать", др.-инд. brhant "высокий, большой"; армянское berj "высота"; авестинское berez «подниматься вверх, возрастать; высокий, высота, гора», barezista "самый высокий, высочайший"; перс. burz/borz "высокий"; др.-перс. bardah "высокий"; осет.-дигор. barz "куча, возвышение, курган", barzond «высота, высь»; талышское barzin, белуджи burzag "высокий"; из иран. отложилось в чеченском barz «холм», барц "курган"; ингуш. boarz «курган, холм» и berg «берег»; в др.-немец. berg «гора», в славянском berg > breg "берег"; восходят к восстановленному и.-е. корню bhergh/berg "высокий, (горный)" (ЭСИЯ, 2, 116—121; ЭСОЯ, 1, 238-239, 254; ЭСКЯ, 1, 127; ЭСВЯ, 94; Кочергина, 461-462, 469; Покорный, n. 239; Гамгрелидзе и Иванов, 668-669). Имеет ностратичнскую природу, соответствия в сем.-хам., и.-е., карт.?, урал., драв.? языковых семьях (Иллич-Свитыч, n. 9; Корнеслов Долгопольского, подтвержденный Бомхардом).
  В современном персидском бордж -"башня, вышка, маяк, колокольня, форт, крепостной вал", барджастэги -"выпуклость, выступ в рельефе", бард -диалектное "камень", борз - "высота, высь, рост (устарев.)" (ПрРС, 197-199). Как свидетельствует географ Риттер К. (1874 г.) на западе Персии горы часто назывались Борджь или Альборджъ. Производные и варианты от barz/burz в топонимах: бурс, бурц, бырц, барж, борз, бордж, берг. В осетинском яз. барзаей "задняя сторона шеи; шея", барц "грива (у лошади, у осла, у зубра)".

  1-я часть "Эль" в имени Эльбрус носит вспомогательный характер усиления и уточнения, может соответствовать (вариант "А") персидскому Э'ла "возвышение" (ПрРС, 99), ali, ala "верховный" (РПрС, 56); происходит, вероятно, из и.-е. корня al "расти, выращивать". В осетино-дигорском уаел (уел, ел) «над-, наверху, сверх-», в производных: уаелхонх "нагорье, над горой, высокогорный", уаелбарзонд (el-barzont) «высотный, сверхвысокий», в словосочетаниях уаел + барз (el- barz) "сверх возвышение, сверх высокий, сверх курган"; уаел/ел "сверх" + баерзонд "высоко, рослый, большой, значительный; вышина, вершина" (ДРС, 159; 190, 549, 551; ОРС, 145, 338), - полное соответствие имени Эльбрус.
  Вариант "Б": в авестинских текстах упоминаются горы hara-berezanti. в перс. hal-borz > al-borz > al-brus "высокий исток/сток, горы Эльбрус, Альборз", где первая часть al -"источающий (влагу)", результат эволюции (h)al < hal < har "струя, текучая вода" (ЭСИЯ, 2, 122-123; Шапошников, 398-400, 815; Трубачев, 85-86). В иранской этимиологии har "передвигаться, течь", связь с sar "бежать, течь" в контаминации с sal "прыгать, скакать" (ЭСИЯ, 3, 369).
  Некоторые авторы словосочетание hara-berezanti связывают с названием гор Памира и прилегающих хребтов Гиндукуша в значении близком - "солнце (> сверкать, лучи солнца, божество) + высота/великан", где hara соотв. huar, hur, xar "солнце" (ЭСИЯ, 3, 438; ЭСОЯ, 4, 246), отсюда возможное значение "божественная высота/великан".
  Некоторую параллель видим в санскрите: dhara-bhrt "гора", в мифологии осмысливается как "гора поддерживающая небо" (Кочергина, 300). А на небе, помимо солнца, облака и тучи, - носители и источники влаги.  В названии Эль-брус от hara-berez, можно увидеть аналогию с названием горы Псеашха (р-н Красная Поляна в Большом Сочи),- по адыгски - псе "вода" + ашъха "гора", - осмысливается как "водяная гора; гора накапливающая и источающая влагу". Понятия "высота, гора", "туча/облако", "влага, исток", и, возможно, ? "солнце", совмещаются и выражаются одним словосочетанием в топониме.
  Вариант "В": если же в осмыслении названия Эльбрус ориентироваться только на санскрит: ali "полоса, линия, ряд" (как признак множественности, протяженности и масштабности) + brhant "высокий, большой" (Кочергина, 100, 469), то имеем значение: "ряд/линия высот", "высокий ряд/хребет". В пользу этого может говорит название хребта Альборс в Иране с доминирующей вершиной Дамавант, 5610 м. Возможно, Эльбрус на Кавказе изначально также обозначал высокогорную часть горной системы, позже слово закрепилось за самой массивной и высокой горой.
  Вариант "Г" близок предыдущему: соответствие "Эль" ностратическому форманту l, la - показателю собирательности (объемности масштабности, множественности) ali, al (Иллич-Свитыч, № 246). В этом случае Эльбрус осмысливаем как "скопище возвышений", "супер-высота; сверх высота, сверх рослый, свехбольшой".
  Отделяем созвучные иранские основы braz/barz "блестеть, сиять, быть белым, светлым", что родственно славянскому brezg "брезжить, бриз, заря утренняя" (ЭСИЯ, 2, 184-186). Иногда ссылаясь на это слово гору  Эльбрус толкуют как el-braz "блистающее/сверкающее возвышение".
  Также отделяем ностратическое (сем.-хам., урал., драв., алт./тюрк.) el "жить, жилище, род, племя, народ"(Иллич-Свитыч, № 131), отложилось в названии аула Эль-тюбю в КБР и в титуле одного из казахских президенов - елбасы - "предводитель-глава рода/племени".
  Соответствия топониму Эльбрус: горная система Эльборс (Аль-борз) в Иране; в КЧР - г. Берзандык, г. Брюдж (Бруш), хр. Боргусан; в КБР г. Бирджала; в Осетии г. СархБарзонд, г. Барзикау, г. Баржибын, г. Бурджала, Барзи-Исар, Барзухох; В Чечне г. Барзонти, г. Барзилам; в Дубае (ОАЭ) башня-небоскреб Бурдж-Халиф; по первой части, вероятно, горы Альпы..
  Наше толкование Эльбрус: "высочайшее возвышение/высота", "сверхвысокое возвышение", или "высокий (огромный и протяженный) гребень/ряд", или "высота источающая влагу".




      ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ.

- Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры; в 2 т. Тбилиси. 1984. т. 2, с.665-683; 741-746; 916-930)/
- ДРС, Дигорско- русский словарь.  сост. Таказов Ф.М., Владикавказ. 2003. 2-е издание 2015 г.
- Иванюков И. и Ковалевский М.  У подошвы Эльборуса // Вестник Европы, № 1. 1886.
- Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). М.: "Наука", в трёх томах. 1971–1984.
- Индо-европейские корни и языки: proto-indo-european.ru; garshin.ru
- Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М. 1979. с. 56 и 172 (предания балкарцев).
- Климов Г.А. Древнейшие индоевропеизмы картавельских языков. М. 1994.
- Кочергина В.А. Санскрит-русский словарь. М. 1987
- Миллер Вс. Ковалевский М.  Въ горскихъ обществахъ Кабарды.  1881г.
- Миллер Вс. Осетинские этюды, ч.3. 1887г. гл. 1, с. 7-11.    Владикавказ, 1992, (с. 505-509).
- Осетино- русский словарь. Сост. Бигулаев Б.Б. и другие. Владикавказ. 2011.
- Петров А.Е. Шнирельман В.А. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. М. 2011.
- Покорный Ю. Proto-indo-european.ru/dic-pokorny/index.html. Индоевропейский этимологический словарь(Julius Pokorny, Indogermanisches Etymologisches W;rterbuch, 1959) [IEW].
- Старостин С.  proto-indo-european.ru/dic-starostin/index.html. Этимиологическая база по индоевропейскому языку. 1998-2005.
- Трубачёв О.Н. Indoarika в Северном Причерноморье. М. 1999.
- Шнирельман В.А.  Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М. 2006.
- ЭСВЯ, Стеблин-Каменский И.М. Этимиологический словарь ваханского языка. С.-П. 1999 г.
- ЭСИЯ, Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимиологический словарь иранских языков, М. т.1,2,3. 2000, 2003, 2007 гг.
- ЭСИЯ, Эдельман Д.И. Этимиологический словарь иранских языков, М. т.4,5,6. 2011, 2015, 2020 гг.
- ЭСКЯ, Цаболов Р. Л. Этимологический словарь курдского языка, в 2-х томах.  2001.
 


Киселев Юрий. 2022. Фото автора.


Рецензии