Эльбрус, Elbrus - этимиология имени

 


 ЭЛЬБРУС – высочайшая гора-вулкан, 5642 м, заметная и хорошо видимая с северных направлений с удаления до 200 км. Гигантский двуглавый конус высотой до 2000 м образовался в результате извержений, в основании диаметр около 18 км и «стоит» на громадном обрывистом пьедестале из древних кристаллических пород высотой примерно 3700 м. Из-за продолжающегося столкновения тектонических плит Эльбрус растет со скоростью до 3 см в год. Снежно-ледяной покров вулкана занимает площадь около 144 кв. км. Толщина некоторых из его 17 крупных ледников питающих множество рек, достигает 150 м. Но в последние 10 тыс. лет извержения Эльбруса происходят примерно раз в 1,5–3 тыс. лет. Последние три извержения были примерно 6; 3 и  1,7 тыс. лет назад. С момента возникновения Эльбрус возобновлял свою вулканическую деятельность около 10 раз. Эльбрус - это стратовулкан, имеет коническую форму и сложен из множества затвердевших слоев когда-то вязкой и густой лавы, тефров, вулканического пепла и туфа. Когда-то они характеризовались периодическими извержениями (в основном взрывными с последующим выходом густой лавы), а теперь являются «спящими», но потенциально активными. То есть возможность их «пробуждения» не исключена, что может быть чрезвычайно опасным для обширных территорий вокруг. Эльбрус может «проснуться» через несколько столетий или даже десятилетий, а то и раньше.  Основную опасность для Приэльбрусья и более дальних районов будут представлять не столько взрывообразные вулканические выбросы, сколько почти моментальное таяние ледников из-за повышения температуры с возникновением стремительных горячих и холодных лахаров, селей и наводнений (geoinfo.ru).

  В Армении гора известна в произношении Альберис; в Грузии в произношении Бурцими (АльБурцими, Бурцули) "конусообразно вздымающийся"; в Ингушетии Аьлбоарз; соответствие в Иране хребет Альборз (Альбурз, Эльбурз, Эльборз).
  Впервые слово «Эльбрус» в форме «Альбурс» встречается в письме хазарского царя Иосифа от 943 года. Он перечисляет области, платящие ему дань, и называет область Альбрус на Центральном Северном Кавказе. Есть версия, что название «Эльбрус» древнее и происходит от общего названия высоких снежных гор Hara-berezanti упоминаемых в древнеиранских религиозных текстах  «Авеста» (I тыс. до н. э.), в ново-персидском Elburz, где burz "высокий". Гора Эльбрус под названием Эльбурз была известна персоязычному ученому XV в. Шериф-аддин-Иезиди (см. Сб. ма териалов, относящихся к истории Золотой Орды, извлечения В.Г. Тизенгаузена, т. II. М., 1941, с. 181). Имя горы упоминается в середине XVII века (1666 г.) путешественником Эвлия Челеби в форме "Kuhi Alborzi".
 
  Имя Эльбрус хорошо объясняется из дигорского и осетинского языков. Открываем словари: уаелбарзонд (el-barzont) "высотный", где уаел (ел) -1-я часть сложного слова "над, наверху, сверх(у)", или как указательная частица указывающая на предмет где то наверху. 2-я часть баерзонд "высокий, рослый, большой, возвышенный, вышина, вершина", дигорское barz "куча, возвышение, курган". Таким образом, el-barz / el-barzont "сверх высокий/сверхрослый; высочайшая высота", "сверхвысокое возвышение".  Аналогичный дигор. термин уаелхонх "нагорье, на горе, над горой, высокогорный" (ДРС, 2015 г., с 190, 551,554; ОРС, 145, 335, 338, 339).
  Остановимся подробнее, начнем со 2-й, определяющей части в топониме Эль-брус. Это иранская основа barz, burz «возвышаться, высокий, увеличиваться в размерах, длинный», из арийского barjh; др.-инд. barh "расти, увеличиваться", др.-инд. brhant "высокий, большой, огромный, обильный, сильный"; армянское berj "высота"; авестинское berez «подниматься вверх, возрастать; высокий, высота, гора», barezista "самый высокий, высочайший"; перс. burz/borz "высокий"; др.-перс. bardah "высокий"; талышское barzin, белуджи burzag "высокий"; из иранского отложилось в чеченском barz «бугор, холм», барц "курган"; ингуш. boarz «курган, холм» и berg «берег»; в др.-немец. berg «гора», в славянском berg > breg "берег (высокий)"; восходят к восстановленному и.-е. корню bhergh/berg "высокий, (горный)" (ЭСИЯ, 2, 116—121; ЭСОЯ, 1, 238-239, 254; ЭСКЯ, 1, 127; ЭСВЯ, 94; Кочергина, 461-462, 469; Покорный, n. 239; Гамгрелидзе и Иванов, 668-669). В грузинском breg "небольшая возвышенность (среди равнины)", древнее заимствование из и.-е. (Климов, Древние индоевропеизмы в картавельских языках. с. 173).
  Этот и.-е. корень bhergh/berg, на иранской почве в форме berz - имеет ностратичнскую природу с соответствиями помимо языков и.-е. семьи, присутствует в семито-хамитских birga, borga "высокий, приподниматься, возвышенность", вероятно в картавел. brge "рослый" (Иллич-Свитыч, n. 9; Корнеслов Долгопольского).
  В современном персидском бордж -"башня, вышка, маяк, колокольня, форт, крепостной вал", барджастэги -"выпуклость, выступ в рельефе", бард -диалектное "камень", борз - "высота, высь, рост (устаревшее)" (ПрРС, 197-199). Как свидетельствует географ Риттер К. (1874 г.) на западе Персии горы часто назывались Борджь или Альборджъ. Производные и варианты от корня barz/burz в топонимах: бурс, барж, борз, бордж, берг.

  Производное от barz "высокий" в осетинском яз. барзаей "задняя (возвышенная) сторона шеи, затылок".
  Отделяем созвучное осет. барц/barc "грива, шея лошади", соответствует авестинскому barsa, перс. bus, курд. bizu, bizi "грива лошади, загривок", армян. bars, bas "грива, шея лошади" (ЭСИЯ, 2, 115), не исключена этимиологическая связь с обще-иран. barz, признак объекта тот же "верхняя высокая, возвышенная (часть тела лошади)". В грузинской хронике Леонти Мровели "Жизнь картлинских царей" 11 века, в позднейших схолиях (заметках на полях) к тексту летописи анонимный комментатор приписал: "Кавказ это Албуз" т.е. Эльбрус  (приложение 10). Возможно, анонимный приписчик к тексту хроники хотел представить Эльбрус, как персидское Э'ла/Al "возвышение, сверх" + bus/bizu "грива, загривок" = "высокая грива; супер грива".

 Отделяем созвучное осет.- дигор. бырц/бурцае "обрыв". Отделяем созвучный иранский корень braz/barz "блестеть, сиять, быть белым, светлым", что родственно славянскому brezg "брезжить, бриз (заря утренняя)" (ЭСИЯ, 2, 184-186). Иногда ссылаясь на это последнее слово, гору Эльбрус ошибочно толкуют как el-braz "блистающая/сверкающая".

  Ещё о 1-й части в имени Эль-брус, осетинское уаел/ел "наверху, сверх(у), над", соответствует  персидскому Э'ла "возвышение" (ПрРС, 99), ali, ala "верховный" (РПрС, 56), вероятно, из и.-е. корня al "расти".  Соответствия в Осетии: г. Уил-пата (ел-батта) "высокий владыка", 2649 м; г. Вола-хох "высокая гора", 3128 м, (вола < уаел), сами осетины горы Эльбрус и Казбек именуют Урсхох "белая гора".
   
  Альтернативные осмысления Эльбрус: в авестинских текстах упоминаются горы находящиеся на востоке Большого Ирана (Памир, восток Гиндукуша переходящий в Каракорум) hara-berezanti, в перс. hal-borz > alborz > al-brus "высокий исток/сток, горы Эльбрус, Альборз", где первая часть al -"источающий (влагу), течь, плыть", результат эволюции (h)al < hal < har/sar "быстро двигаться, бежать, течь, струиться" (ЭСИЯ, 2, 122-123; Шапошников, 398-400, 815; Трубачев, 85-86). Во Фракийско-англ. словаре ala "течение, поток"(Лексика и.-е. праязыка. Сайт И. Гаршина).
  Дело в том, что высокие горы, сравнимые с Эльбрусом, всегда покрыты обширным снежно-ледовым панцирем, при этом такие горы всегда, и летом и зимой, источают текучую воду, как из снежно-ледовой массы, так и из подгорных источников. Такие горы часто окутаны облаками и тучами, осадки из которых формируют снежно-ледовый покров.
  В иранской этимиологии har "идти, течь" (ЭСИЯ, 3, 369), в санскрите dhara "поток, ливень; капля; ряд", dharya "вода", dharin "бегущий, стремящийся (о воде, потоке),  hal "идти", hala в значении "вода, опьяняющий напиток" (Кочергина, 304-305, 772).
  В этом варианте, Эль-брус от hara-berez > (h)al-berz может означать "высоты накапливающие и источающие влагу", можно увидеть аналогию с названием горы Псеашха (р-н Красная Поляна в Большом Сочи),- по адыгски - псе "вода" + ашъха "гора", осмысливается как "гора-влага; гора накапливающая и источающая влагу". Понятия "высота, гора", "туча, облако, влага, исток, дождевой поток" совмещаются и выражаются одним словосочетанием в топониме.

  Некоторые авторы, горы именуемые hara-berezanti, упоминаемые в Авесте, толкуют в значении близком к значению "сверкать, лучи солнца, божество + высота/великан", где 1-ю часть hara возводят к индо-ир. huar, hur, xar "солнце" (ЭСИЯ, 3, 438; ЭСОЯ, 4, 246), отсюда возможное значение "божественная сверкающая + высота/великан".
 
  Если 2-я часть топонима брус/berz "высокий, рослый" никаких сомнений не вызывает, то 1-ю часть объяснима с дигорс.-осет. уаел/ел "над, сверх, сверху" как представлено в первом основном толковании топонима Эльбрус. В других вариантах также косвенно присутствует тот же образ,- тяга к высоте, особой значимости, небу (там, на верху тучи, облака, ледники -накопители и источники влаги, солнце).

  Соответствия топониму Эльбрус: горная система Эльборс/Альборз в Иране; в КЧР - г. Берзанд-ык, г. Брюдж (Бруш), хр. Боргу-сан; в КБР г. Бирджала; в Осетии г. СархБарзонд, г. Барзи-кау, г. Баржи-бын, г. Бурджала, Барзи-Исар, Барзу-хох; в Чечне г. Барзонти, г. Барзилам; в Дагестане г. Бергуш; башня -небоскоеб Бурдж- Халиф в Дубае (ОАЭ); возможно г. Базар-Дюзю (barz, brz > bzr), не исключено г. Бурсадзели (Бруцабзели, Бурхох, Бурзхох) в Ю.Осетии.

  Наше толкование Эльбрус: "высочайшее возвышение/высота", "сверхвысокое возвышение", "царь-гора", или "высота/великан источающая влагу".

  В некоторых источниках начала 19 века, в частности у Пушкина А.С., Лермонтова И.Ю., встречается название Эльбруса как Шат- гора. Ряд авторов возводят название к тюркскому чат/шат "лощина, ложбина, овраг, промоина, расщепление; буквально "пах, промежность"; в санскрите cat "колодец", в осет. cad "озеро". Именование высочайшей горы Европы этим термином носит сомнительный характер, это перенос на гору эрозивных вогнутых признаков рельефа, но это не делает честь имени подобной вершины.
  Либо название Шат-гора может происходить из иранского Чадыр, Чатыр (Шатер, Шатыр). В карач.- балк.
 чатыр "шатер, палатка". См Чадырты в КБР.
  Очень примечательно описание Гидьденштедта (1771 г.) "Среди гор поднимается пирамида покрытая вечными снегами, она самая высокая на Кавказе и называемая горными народами Эльбрус или Альброс, русскими переносно Шах или лучше Шат- гора". Вот она первичная форма названия - Шах! Подобных названий в форме "шахан" немало в отношении отдельных конусообразных сопок со скалистой вершиной в западных низкогорьях Кавказа и степном юге России, в отношении больших гор основа "шах" в имени г. Шахдаг, 4243 м на востоке Кавказа, и вероятно г. Шхара, 5068- 5203 м в ГКХ.
  Название Шах происходит из персидского sax/шах "рог (голова рогатого животного, верхушка)", производное saxre "скала, скалистая вершина горы" (Покорный № 926; Старостин; РПрС, 602, 630), родственно осет. sykha/сыкъа "рог", пуштунскому хкэр "рог", греч. keras, латин. cornu, герман. horn, восходит к и.- е. корню ker "рог". (ЭСОЯ, 3, 179-181; ОРС, 319). См Шахан (КБР), Шахдаг.


  Для сравнения, Гималаи "снегов обитель" из санскрита hima "зима > снег, холод", авест. zimo "зима", восходят к и.-е. gheimn "зима".
  Альпы, из и.-е. albh "белый", в латин. alb-us, отсюда же происходит  праслав. елбе-дь и русское - лебедь. Из латинского albus происходит французское название самой высокой вершины Альп, - г. Монблан < mon-blan "белая гора" (связь mon с "шея"; метатеза alb >  bla).
  Аппенины в Италии, в основе pen "вершина", а самая высокая вершина этих гор - г. Корно, из латинского cornu "рог".
  В Альпах множество вершин в названии которых присутствует слово horn "рог" (германские языки). Тот же образ встречаем на Кавказе: г. Бжедух, корень бжэ "рог" (кабард.); г. Шахдаг из перс. saxre "скала, скалистая вершина",  из первичного иран. sax "рог". 
  Карпаты, - имя объяснимо с албанского karpe "камень, скала", родственно армян. khar "камень, скала"; иран. xara "камень, шип"; санск. karkara "твердый, жёсткий, крепкий, камень, известняк". 
  Чегет - названия нескольких горных вершин в Кабардино-Балкарии. В основе др.-иран. cacata, в перс. и родственных яз. cakat, cakad "вершина горы, верхушка, пик; лоб, темя", производное значение в осетинском цагат "северная теневая сторона; тыл" с утратой первичного иранского значения.
  В Гималаях немало вершин с элементом "giri, gar": хр. ДунаГири, г. ДхаулаГири и др.; в Каракоруме г. ЧоГори; на Памире г. Гарно; на Тянь-Шане г. Талгар и др. В основе авестин. gairi "гора, горная цепь, санск. giri "гора", перс. gar "гора", балтское giras "бугор, холм, отдельная гора, вершина горы".
  Mountain - европейский термин в обозначении гор, горного рельефа. Из латинского mons, в падеже montis "гора", из и.- е. men "возвышаться, выделяться", связанный с первичной основой mono "шея". В санск. monya "шея", латинское monile "ожерелье (шейное)" (Гамгрелидзе и Иванов, 666-667, 670; ЭСИЯ, 5, 199), отсюда происходят слова монтажник, монтёр.
 



      ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ.
- Аналитическая служба «ГеоИнфо». Потухшие и спящие Кавказские вулканы. Какие из них потенциально
- Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры; в 2 т. Тбилиси. 1984. т. 2, с.665-683; 741-746; 916-930)/
- ДРС, Дигорско- русский словарь.  сост. Таказов Ф.М., Владикавказ. 2003. 2-е издание 2015 г.
- Иванюков И. и Ковалевский М.  У подошвы Эльборуса // Вестник Европы, № 1. 1886.
- И.-Свитыч / Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). М.: "Наука", в трёх томах. 1971–1984.
- Индо-европейские корни и языки: proto-indo-european.ru; garshin.ru
- Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М. 1979. с. 56 и 172 (предания балкарцев).
- Климов Г.А. Древнейшие индоевропеизмы картавельских языков. М. 1994.
- Кочергина В.А. Санскрит-русский словарь. М. 1987
- Миллер Вс. Ковалевский М.  Въ горскихъ обществахъ Кабарды.  1881г.
- Миллер Вс. Осетинские этюды, ч.3. 1887г. гл. 1, с. 7-11.    Владикавказ, 1992, (с. 505-509).
- Осетино- русский словарь. Сост. Бигулаев Б.Б. и другие. Владикавказ. 2011.
- Петров А.Е. Шнирельман В.А. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. М. 2011.
- Покорный Ю. Proto-indo-european.ru/dic-pokorny/index.html. Индоевропейский этимологический словарь(Julius Pokorny, Indogermanisches Etymologisches W;rterbuch, 1959) [IEW].
- Старостин С.  proto-indo-european.ru/dic-starostin/index.html. Этимиологическая база по индоевропейскому языку. 1998-2005.
- Трубачёв О.Н. Indoarika в Северном Причерноморье. М. 1999.
- Шнирельман В.А.  Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М. 2006.
- ЭСВЯ, Стеблин-Каменский И.М. Этимиологический словарь ваханского языка. С.-П. 1999 г.
- ЭСИЯ, Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимиологический словарь иранских языков, М. т.1,2,3. 2000, 2003, 2007 гг.
- ЭСИЯ, Эдельман Д.И. Этимиологический словарь иранских языков, М. т.4,5,6. 2011, 2015, 2020 гг.
- ЭСКЯ, Цаболов Р. Л. Этимологический словарь курдского языка, в 2-х томах.  2001.


Киселев Юрий. 2022. Фото автора.


Рецензии