Истории Деда Мороза окончание
Превращения новогодней ёлки.
- Раз, два, три! Ёлочка, гори!
Вот я всегда ёлочку зажигаться заставляю, да про вас думаю гадаю. А знаете ли вы, что ёлки не всегда на Рождество и Новый год горели и вообще не были конда-то нарядными?
Однажды, а было это почти пятьсот лет назад, в немецком городе Шпайере на праздник Рождества поставили на площади ёлку. До этого чаще всего украшали ветвями еловыми, сосновыми, можжевеловыми да барбарисовыми стены домов, людные места да скотные дворы - чтобы был везде достаток. А тут целое дерево привезли в город. И так это понравилось, что вскоре и в соседних городах и землях стали ёлки на площадях устанавливать.
Прошло лет двести, Может быть, это было в Англии, а, может быть, в той же Германии - мне по-разному расказывали. Одной ёлке очень захотелось внутрь дома городского правления - ратуши. Уж так весело пели люди, шествующие туда:
"Вот бы взглянуть на эти подарки! Да и теплее там, и горят яркие огни", - думало деревце. И вдруг видит - за гостями пробирается к ратуше какой-то чудной человечек: чёрный-чёрный от сажи. Елка зацепилась за его плащ, а он вдруг одним прыжком перемахнул на крышу здания. Звали его Чёрный Питер, и разбрасывал он подарки детям через печные трубы.
- Ух ты! - вскрикнул Чёрный Питер. - А не протащить ли с собой и эту ёлку? Сложу-ка я подарки под ней, и люди меня похвалят!
Так и сделал. Только скрылся обратно в трубу - горожане в зал вошли под звуки рогов и волынок. А впереди - дети. Увидели подарки под ёлкой, разобрали и вокруг ёлки запрыгали.
После этого те из горожан, кто был посостоятельнее, стали и в своих домах ставить в гостиных праздничные ёлки. Только вот всё кругом украшено лентами, куклами, а на ёлке ничего нет. Вот и стали на ёлках вешать золотые шишки, сахарные яблоки да медовые пряники. Зажглись на ветках свечи. А рядом - часовых дел мастер Дроссельмейер игрушки мастерит и детей веселит. Впрочем, про него вы прочтёте в книге писателя Гофман про Щелкунчика и Мышиного короля, или можете увидеть его в театре, в балете Чайковского "Щелкунчик".
Шло время, и рождественские семейные праздники дополнились новогодними балами. Всё нарядные были дома, и ёлки всё больше украшали. Где - бумажные куклы появляются, где - мишурные звёзды, где - ватные зайцы по ветвям скачут. Свечи сменились электрическими лампочками. А в двадцатого веке - что только не перевисело на ёлках - автомобили, самолёты, ракеты, роботы... А чтобы лес зря не изводить, больше стало ёлок искусственных. Многим они не очень нравятся, но многие привыкли.
Кажется, и здесь ёлка искусственная. Значит, встретимся с ней и через год, и через десять лет. А то ведь недолго век настоящей ёлки - кто не жалел красавицу лесную в сказке Андерсена? А игрушки висят, я вижу, и старые, и новые. Видно, и от папы с мамой, и от бабушки с дедушкой, и даже от прабабушки. И каждая хочет немного о себе рассказать - откуда они взялись, как сюда пришли. Прислушаемся к их шелесту и звону, послушаем!
Рассказы ёлочных игрушек.
- Я - колокольчик. Странный немного колокольчик - язык, который должен звонить, у меня прикреплён к стенкам. Поэтому я не звоню, я только нашёптываю свою историю.
Моя родня появилась на ёлках очень давно. В канун Рождества вспоминали о пастухах, первыми пришедших в хлев, в котором родился младенец Христос. И пришли они, имея при себе посохи и колокольчики, нужные для того,чтобы скликать стадо. Вот поэтому стал восприниматься колокольчик как вестник праздника. В некоторых странах на ёлке висят только разноцветные колокольчики. А у меня есть и другие соседи. Вот, посмотри - заяц.
- Я - заяц. Картонный, обёрнутый фольгой и очень старый. Когда-то ёлка, на которой я висел, была настоящей ёлкой, а под ней лежала вата - словно снег зимой в лесу. А знаете ли вы, о ком более всего песенки пели и сказки рассказывали детям у ёлки? Про зайца, конечно. В старину в России даже жениха с зайцем сравнивали и перед свадьбой пели:
Заинька, попляши,
Серенький, поскачи!
А когда ваши мама и папа были маленькими, они бегали вокруг ёлки и пели такую песню про зайцев:
Достают они гармошки,
Вот так!
И танцуют на дорожке,
Вот так!
- Я попал сюда с другого конца земли! Разрешите представиться: императорский пингвин. Сейчас у нас, в Антарктике, не зима, а лето. Тепло - даже ноль градусов бывает. А появился я на ёлке, когда люди впервые в Антарктиде поселились - примерно сорок лет назад. Ёлку на полярную станцию привезли и нас на неё пригласили, И теперь -
Всё на свете знает наша стая,
Ширятся и знания, и кругозор:
Новый год пингвины тоже знают,
И ёлку, и подарки, и вкусный торт!
- А я - космонавт! Помнится, когда я появился на ёлке, люди только ещё мечтали о том, как будут встречать я новый год в космосе. И пьеса была такая, где школьники летели на Марс и встречали Новый год - "Первая тройка, или Год 2001-ой". Стойте: а ведь действительно наступает год 2001! Узнайте, встречает ли его кто-нибудь вдали от Земли! Узнайте и скажите мне!
- Нинь хао! Это по-китайски так приветствие звучит. Я - китайская игрушка, цветной фонарик. У нас в Китае Новый год встречают дважды: сейчас и в феврале, когда приблизится весна. Это называется Чуньцзю - Праздник весны. Дома тогда украшают не ёлками, а персиковыми деревьями - символами процветания. У нас ведь так: где южнее, уже первые цветы зацветают, а где севернее, ещё снег, и там ледяные фигуры мастерят на площадях и освещают их фонариками. А вообще разноцветные фонарики полны улицы и общие комнаты в домах. И каждый год какому-либо животному посвящён с древних времён: год Обезьяны, год Лошади, год Собаки. Счастье кончается год Дракона. Это в Европе дракон страшный, а у нас он помогает людям побеждать зло. А следующий год посвящён осмотрительной Змее.
- Послушайте меня, северного оленя. Когда вы вместе возьмётесь за руки, встретив Новый год, вспомните древнюю ненецкую сказку. Когда-то, за стеной ветров кружащих, в северной стороне, жили люди, у которых было по одной ноге. И каждый из них не мог отдельно двигаться. Но они обнялись друг с другом, и вместе смогли ходить и бегать. И так они стали творить чудеса, потому что только любили друг друга и не знали ни вражды, ни злобы. А когда люди встречают Новый год, они особенно добры и благожелательны друг к другу. И к нам, оленям, тоже - ведь на севере без нас трудно прожить!
- А я, зелёный гномик, появился а ёлке недавно - менее десяти лет назад. И не один - в одном наборе с тремя дрмиками и шестью своими собратьями всех цветов радуги. И расскажу я вам такую современную сказку - а может, и не совсем сказку.
Мы, гномы, дежурим по очереди каждый день недели. Красный гномик - в воскресенье, фиолетовый - в субботу, а я - в среду. И вот я решил поискать счастье. Кто ищет его после дождик в четверг, кто - после снега в пятницу, а я искал после радуги в среду. Зимней радуги - хоть очень редко, но такое бывает. И вот я подошёл к позолоченному домику и нашёл там много денег. "Как хорошо", - подумал я, - "можно купить на Новый год всем гномам подарки". Но подарки, продолжал я рассуждать, - это ещё не всё счастье. Да и на что они нам? Вот ребятам - другое дело.
И пошёл я к другому домику, посеребрённому. Там оказались всевозможные волшебные приборы, "А вот это нам нужно", - решил я. "Сделаем с их помощью нашу ёлку Хрустальный. А, может быть, алмазной. Нет, зачем - ёлка и так хороша, пусть она напоминает о настоящих лесных деревьях!"
Напавился я к третьему домику, прозрачному и переливающемуся всеми цветами радуги. И я почувствовал, что стал улыбаться, глядя на него. А внутри него... ничего не было. "Вот что нужно и нам, сказочным человечкам, и всем людям - улыбки и радость! Только так можно встречать Новый год! "
----
И я, Дед Мороз, заслушался историй ёлочных игрушек. Много их тут ещё, на ёлке. Прислушайтесь - и они ещё многое вам расскажут.
(Ждите продолжения)
Свидетельство о публикации №225010201475