Дом пионеров. Клуб юных биологов

                К проекту «Дом пионеров»

 Актуальное педагогическое направление – клуб юных биологов


            Биология – это наука о Человеке разумном как венце природы Земли.

   Одной из значимых проблем нашего времени является резкое изменение в параметрах окружающей среды, в её социально-формирующих свойствах.

   Педагогикой давно признано, что формирование моральных и интеллектуальных качеств личности, в основном, происходит в детском возрасте через погружённость в социальную среду (вторым решающим фактором являются врождённые качества психики, и с этим наука тоже учится работать).
 
   Мы рассмотрим проблему, образно названную «дефицитом воспитывающего разнообразия среды». Речь мы ведём о нормальных, т. е. эволюционно-предполагаемых, природных элементах среды.
 
      Современная городская среда предоставляет расслабляющий бытовой комфорт, снимающий множество проблем. А ведь снятые техническим прогрессом бытовые трудности для «человека естественного» были повседневным привычным трудом. Они также являлись и естественным способом формирования его личности. Таким же нужной и полезной частью жизни, как нормальная, условно-патогенная, микрофлора в кишечнике.

   Природные факторы – это элементы среды, взаимодействие с которыми весьма желательно для нормального развития психики ребёнка. Изоляция ребёнка от живой природы вредна для его психики, подобно тому, как обеднение микрофлоры кишечника наносит ущерб метаболизму.

   Дикая природа – это огромная часть жизни, альтернативная современной общеобразовательной школе и виртуальному миру, которая зачастую ныне не дана городскому ребёнку как реальность, то есть в ощущениях.
 
   Клубы юных биологов – это «дедовское» – сельское и таёжное – воспитание практических полевых навыков, мироощущения, здравого смысла, рассудительности и находчивости – творческого решения практических задач.

   Это создание облагораживающей неформально-воспитательной среды, морального микроклимата доброго «семейного» кружка без матерщины, табака и алкоголя, с культом совести, моральной ответственности, взаимопомощи.

   Это формирование у ребёнка гуманистической системы моральных ценностей («человек человеку – друг») и важнейшего для благополучия общества чувства социальной ответственности (в том числе чувств сыновнего и родительского долга).

                Стратегия и методы реализации

   Одним из вариантов развития этой педагогической стратегии является создание интеллектуальных клубов (по интересу к науке и философии), в частности, в форме кружка «Юный эколог»*, например:

         НКО, ОО, Клуб по интересам «Юный эколог-краевед»,
краткое название – «Дом пионеров»

   Учреждение круглогодично действующего на базе сельского дома культуры, краеведческого музея в городе либо иного учреждения культуры, кружка из лучших школьников города, возглавляемого дипломированным педагогом с высшим биологическим (научным либо педагогическим) образованием. Руководитель клуба поддерживается трудовым участием инициативной группы родителей и иных взрослых членов клуба, в соответствии с Уставом клуба.
               
   Обозначенную в проекте цель педагоги-биологи осуществляют, организуя для участников увлекательные и достаточно комфортные и безопасные походы выходного дня, имеющие определённую воспитательными целями направленность и конкретные, памятные результаты.
   
 
***

 
На базе постоянного пешего (лыжного) маршрута с программой познавательного экологического туризма, разработанной педагогом-экологом (биологом), производится естественно-научное и нравственное воспитание:
обучение детей методикам полевых работ в условиях дикой природы,
привитие в ходе маршрута любви к природе, к труду, к здоровому образу жизни, к высшим нравственным ценностям (в том числе воспитание чувства родительского долга, ориентация на создание счастливой семьи), обучение базовым основам социальной, в т.ч. семейной, психологии.

  С точки зрения туриндустрии экологическая тропа – это объект микроскопического масштаба, не массовой, а персональной научно-педагогической направленности, в отличие от обычных, коммерческих, рекреационно-туристских, троп.

  Массовым явлением это станет, когда в стране появится политическая воля к возрождению, то есть, прежде всего – через воспитание умного поколения, способного созидательно мыслить.

   Экологическая тропа – продукт интеллектуального труда высококвалифицированного специалиста-биолога. Использование термина «экологическая тропа» для объектов рекреационной туриндустрии неправомерно, является словесной спекуляцией и служит профанации и дискредитации термина и всего движения.

   Самофинансирование деятельности клуба осуществляется за счёт членских взносов в соответствие с Уставом клуба.
   
   Членам клуба по истечении испытательного срока выдаётся удостоверение участника интеллектуально-элитарного клуба «Пионер».

2018-2025


  *  Термин «эколог» очень сильно извращён и скомпрометирован в нашей стране, ещё с 70-х годов ХХ века, когда этим словом стали нарекать специалистов совсем иной квалификации (геохимиков), тогда как сам предмет требует именно фундаментального биологического (!) образования, то есть глубокого понимания теории эволюции природы.

    Предмет «экология», по сути, создан великим биологом – зоологом Чарльзом Дарвиным.

   Теория Дарвина – это его гениальная догадка о божественной механике природы, которую он сформулировал в виде гипотезы и затем доказал, написав в ходе этого доказательства огромную книгу (вполне сравнимую по объёму с Библией). Писал в течение двадцати двух лет (1837-1859), собирая реальные, неопровержимые доказательства. Книга произвела революцию в умах учёных (это были единичные, лучшие умы человечества той эпохи).
 
   Не учёные тоже могли бы, в принципе, прочесть «Происхождение видов…», но вот понять… Как язвительно высказался Бернард Шоу о людях своей эпохи: «… три процента думают, что они думают, а 95 процентов лучше умрут, чем будут думать!».
 
   Некритично принимать  цитаты библейских мудрецов, вещавших наивным, неграмотным соплеменникам от имени Бога, – это  в тысячу раз легче, чем, подобно Дарвину, включить разум и самостоятельно разбираться в Слове Божьем, обдумывать божественное устройство мира – «объективную реальность, данную нам в ощущениях».
 
   Сам Дарвин, уже после торжества своей книги по всему миру, продолжил работать над теорией (1859-1871), затем её продолжили и развили передовые учёные-биологи и биологически грамотные философы.

   И поныне число понимающих теорию не велико: не каждому дано быть философом. Ведь для этого необходимо, как минимум, «невезение в любви»*.
 
   (* Популярная в былые времена шутка: «Повезёт в любви – будешь счастливым, не повезёт – станешь философом!».)
 
   Увы, из-за нехватки биологического образования нынешние «экологи» не готовы защищать ни природу, ни «свою» науку.

   Они не способны опровергнуть носителей разделяющего, разрушающего страну мракобесия на тему «Все беды – от науки!», «Дарвин нас обманывал!», поскольку даже сами, в силу непрофильного образования, не понимают сущности величайшего дарвиновского открытия.

   А ведь  на этой теории (значит, гипотезе, многократно проверенной, получившей убедительное доказательство в глазах самых лучших профессионалов), базируется вековая успешная практика всех биологических наук (включая и медицину, и сельское, и лесное, и охотничье хозяйство, да и все-все разнообразные практические отрасли биологии).
 
   По той же причине – нехватки биологического образования – многие маститые, авторитетные блогеры берутся рассуждать о существе понятия «человек», сетуя на то, что «наша наука изучает всё, что угодно, только почему забыла поставить вопрос: что же такое – «человек»?

   Хочу приуменьшить полемический пафос таких «пророков от науки»: «Есть такая партия!», как говорили в политической сфере. Относительно науки о человеке можно сказать: «Есть такая наука!».
 
   Это весьма и весьма солидная наука – биология. Абсолютно всё её содержание: от вопроса о сущности понятия «жизнь» до механизмов духовной жизни – самые разные вопросы бытия и сущности человека входят в сферу интересов науки «биология», во всех её ипостасях.
 
   Недаром от абитуриентов-биологов непременно требовалось очень хорошее знание математики, физики и химии. И отсутствие признаков очень опасной (для научного мировоззрения) болезни – шизофрении.

   Раздвоение сознания может иногда пригодиться, например, у художников-сюрреалистов и писателей-фантастов (не научной фантастики), но для науки психическое нездоровье это – «вилы».
 
   Ныне этих медицинских (психиатрических) фильтров давно нет, и в  результате этого информационное пространство страшно замусорено наукоподобными бредовыми измышлениями! Это тоже форма глобального захламления планеты, и это тоже опасно для здоровья. Умственного и психического.

   Шизофреническая ментальность заразна, это доказано клиницистами, здесь весьма уместна пословица «С кем поведёшься, от того и наберёшься!».

   Методики психотерапии, излечения от психических расстройств, основаны на словесной работе с ментальностью пациента.

   Точно так же работает и обратное: словами, ложными убеждениями, можно повредить рассудок наивного, умственно уязвимого человека. И превратить его в адепта нелепых верований, неадекватных реальному миру.
 
   Когда я вижу уважаемого учёного: математика, физика, астрофизика и т.п.,  –  философствующего о духовности и, попутно, о биологических материях и при этом сетующего на «не исследованность понятия «человек», мне хочется сказать о таких учёных –  бывших абитуриентах, от которых не требовалось знания биологии хотя бы на тройку: «Страшно далеки они от природы!».

    Они похожи на человека, стоящего на вершине айсберга и сомневающегося в достаточности толщины льда под ногами. Им просто не дано видеть этой толщи: они оглядывают поверхность, находясь в позиции пассажира, а не стороннего объективного наблюдателя.

  В результате биологического невежества – при благих намерениях – такие, зачастую облачённые в учёные степени, "учителя человечества" сеют заблуждения и в итоге взращивают мракобесие.


Рецензии