Дом пионеров. Клуб юных биологов
Актуальное педагогическое направление – клуб юных биологов
Биология – это наука о Человеке разумном как венце природы Земли.
Одной из значимых проблем нашего времени является резкое изменение в параметрах окружающей среды, в её социально-формирующих свойствах.
Педагогикой давно признано, что формирование моральных качеств личности, в основном, происходит в детском возрасте через погружённость в социальную среду (вторым решающим фактором являются врождённые качества психики, и с этим наука тоже учится работать).
Мы рассмотрим проблему, образно названную «дефицитом воспитывающего разнообразия среды». Речь мы ведём о нормальных, т. е. эволюционно-предполагаемых, природных элементах среды.
Современная городская среда предоставляет расслабляющий бытовой комфорт, снимающий множество проблем. А ведь снятые техническим прогрессом бытовые трудности для «человека естественного» были повседневным привычным трудом. Они также являлись и естественным способом формирования его личности. Такой же нужной и полезной частью жизни, как нормальная, условно-патогенная, микрофлора в кишечнике.
Природные факторы – это элементы среды, взаимодействие с которыми весьма желательно для нормального развития психики ребёнка. Изолировать ребёнка от живой природы – вредно для его психики, подобно тому как «очистка» кишечника от микрофлоры вредна для обмена веществ.
Дикая природа – это целая сторона жизни, альтернативная современной общеобразовательной школе и виртуальному миру, которая зачастую ныне не дана городскому ребёнку как реальность – в ощущениях.
Клубы юных биологов – это «дедовское» – сельское и таёжное – воспитание практических полевых навыков, мироощущения, здравого смысла, рассудительности и находчивости – творческого решения практических задач.
Это создание облагораживающей неформально-воспитательной среды, морального микроклимата доброго «семейного» кружка без матерщины, табака и алкоголя, с культом совести, моральной ответственности, взаимопомощи.
Это формирование у ребёнка гуманистической системы моральных ценностей («человек человеку – друг») и важнейшего для благополучия общества чувства социальной ответственности (в том числе чувств сыновнего и родительского долга).
Стратегия и методы реализации
Одним из вариантов развития этой педагогической стратегии является создание интеллектуальных клубов (по интересу к науке и философии), в частности, в форме кружка «Юный эколог»*.
*Термин «эколог» очень сильно извращён и скомпрометирован в нашей стране, ещё с 70-х годов ХХ века, когда этим словом стали нарекать специалистов совсем иной квалификации (геохимиков), тогда как предмет требует фундаментального биологического (!) образования, глубокого понимания теории эволюции природы.
Предмет «экология», как и сам термин, созданы великим биологом – зоологом Чарльзом Дарвином. Теория Дарвина – это его гениальная догадка о божественной механике природы, которую он сформулировал в виде гипотезы и затем доказал, написав в ходе этого доказательства огромную книгу (вполне сравнимую по объёму с Библией). Писал в течение двадцати двух лет (1837-1859), собирая реальные, неопровержимые доказательства. Книга произвела революцию в умах учёных (а это были лучшие умы человечества той эпохи).
Неучёные тоже могли её прочесть, но вот понять… Как язвительно высказался Бернард Шоу о людях своей эпохи: «…, а 95 процентов лучше умрут, чем будут думать!». Некритично принимать цитаты древних мудрецов – в тысячу раз легче, чем, подобно Дарвину, самостоятельно разбираться в Слове Божьем, обдумывать божественное устройство мира – «объективную реальность, данную нам в ощущениях».
Сам Дарвин, уже после торжества своей книги, продолжил работать над теорией (1859-1871), её продолжили и развили передовые учёные-биологи и биологически грамотные философы. И поныне число понимающих теорию не велико: не каждому дано быть философом. Ведь для этого необходимо, как минимум, «невезение в любви» (шутка).
Увы, из-за нехватки биологического образования нынешние «экологи» не готовы защищать науку. Не могут опровергнуть носителей разделяющего, разрушающего страну мракобесия на тему «Все беды – от науки!», «Дарвин нас обманывал!», поскольку сами не понимают сущности его величайшего открытия. А ведь на этой теории (то есть гипотезе, уже получившей убедительное доказательство в глазах самых лучших профессионалов), многократно проверенной (уже веками!), базируется успешная практика всех биологических наук (включая медицину, сельское, лесное и охотничье хозяйство и все-все разнообразные частные отрасли биологии).
По той же причине – из-за нехватки биологического образования – многие маститые "трибуны" (рука не подымается назвать их учёными в такой их незавидной роли) берутся рассуждать о существе понятия «человек», сетуя на то, что «наша наука изучает всё, что угодно, только вот почему-то забыла поставить вопрос: что же это такое – «человек»?
Хочу приуменьшить полемический пафос таких «пророков от науки»: «Есть такая партия!», – как говорили в политической сфере. Относительно науки о человеке можно сказать: «Есть такая наука!»
Это весьма и весьма солидная наука – биология. Абсолютно всё её содержание: от вопроса о сущности понятия «жизнь» до механизмов духовной жизни – самые разные вопросы бытия человека – входит в сферу интересов науки «биология», во всех её ипостасях. Недаром от абитуриентов-биологов непременно требовалось очень хорошее знание математики, физики и химии. И отсутствие признаков очень опасной (для научного мировоззрения) болезни – шизофрении. Раздвоение сознания может быть даже востребовано у художников и писателей-фантастов (не научной фантастики), но для науки это – «вилы». Сколько наукоподобных бредовых измышлений замусорило ныне информационное пространство! Ещё один видов глобального захламления планеты, и это тоже опасно для здоровья. Умственного и психического.
Когда я вижу уважаемого учёного: математика, физика, астрофизика и т.п., – философствующего о биологических материях и сетующего на «неисследованность» предмета, мне хочется сказать об этих бывших абитуриентах, от которых не требовалось знания биологии (хотя бы на тройку),: «Страшно далеки они от природы!»
Они похожи на человека, стоящего на вершине айсберга и сомневающегося в достаточности толщины льда под ногами. Им просто не дано видеть этой толщи: там они в позиции пассажира, а не стороннего наблюдателя.
***
Обозначенную в проекте цель педагоги осуществляют, организуя для участников увлекательные и достаточно комфортные и безопасные походы выходного дня, имеющие определённую воспитательными целями направленность и конкретные, памятные результаты.
Содержание, сценарий и маршрут прорабатываются заранее инициативной группой.
***
НКО, ОО, Клуб по интересам «Юный эколог-краевед»,
краткое название – «Дом пионеров»
(примерная структура, краткое описание проекта)
Учреждение круглогодично действующего на базе сельского дома культуры, краеведческого музея в городе либо иного учреждения культуры, кружка из лучших школьников города, возглавляемого на общественных началах, т. е. безвозмездно, дипломированным педагогом с высшим биологическим (научным либо педагогическим) образованием.
Руководитель клуба поддерживается инициативной группой родителей и иных взрослых членов клуба, в соответствии с Уставом клуба.
Создание постоянного пешего (лыжного) маршрута с программой познавательного экологического туризма.
Обучение детей методикам полевых работ в условиях дикой природы.
Привитие в ходе общения любви к природе, к труду, к здоровому образу жизни, к высшим нравственным ценностям, в том числе воспитание чувства родительского долга (ориентация на создание счастливой семьи). Обучение базовым основам социальной, в т.ч. семейной, психологии.
Формирование специфического объекта туриндустрии – экологической (с научно- познавательной программой) тропы, в отличие от обычных, рекреационно-туристских, троп.
Экологическая тропа – продукт интеллектуального труда высококвалифицированного специалиста-биолога.
Использование термина «экологическая тропа» для объектов обычной рекреационной туриндустрии неправомерно. Такое использование термина является словесной спекуляцией и служит профанации и дискредитации термина и всего экологического движения.
Свидетельство о публикации №225010201541