опус 03. 01 никея
1) был принят символ веры, утверждающий догмат троицы, лёгший в основу ортодоксального христианства
2) была осуждена арианская ересь || учение александрийского священника Ария
3) было определено время празднования Пасхи
Календарные постановления
*************************
1) считать на вечные времена 21 марта днем весеннего равноденствия
2) праздновать Пасху в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия
3) день празднования христианской Пасхи не должен совершаться вместе с днем празднования иудейской Пасхи
Толкование постановлений
************************
1. Первое постановление: соединение в одной точке календарной даты, природного явления, астрономического момента. Это постановление вызвано тем, что продолжительность юлианского года (365,25 сут) больше продолжительности тропического года || продолжительность между двумя равноденствиями = 365,2421 сут примерно на 11 минут 14 секунд. Расхождение в 1 сут накапливается за 128 лет. Если во времена Ю.Цезаря весеннее равноденствие происходило 23 марта, то спустя 384 года оно опаздывало на трое суток и приходилось на 20 марта. Такое расхождение календарной даты, природного явления, астрономического момента, нарушало соответствие календарной даты, природного явления, астрономического момента с днем празднования Пасхи.
2. Второе постановление: Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На Никейском соборе, созванном императором Константином в 325 году от р.х. были выработаны единые правила вычисления христианской Пасхи. Таким образом, Юлианский календарь превратился в Церковный календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для Православного мира.
3. Третье постановление: суть Никейской поправки заключалась в том, что в юлианский календарь, ориентирующийся на движение земли относительно солнца, было введено движение луны относительно земли со сменой ее фаз. Иначе говоря, солнечный календарь был органично соединен с лунным календарем. Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника, Пасхи, и связанных с нею переходящих праздников = Пасхалий. Однако. Пасха Нового завета зависела от Пасхи Ветхого завета (иудейской Пасхи = еврейской Пасхи), которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный календрный цикл и лунный календарный цикл. Церковный/христианский юлианский календарь в своем реформированном виде выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения. Он положил конец по поводу того, когда именно подобает праздновать Новозаветную Пасху и какими правилами следует руководствоваться при праздновании Пасхи.
Система метоновская
*******************
По лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а по солнечному календарю разброс праздника Пасха происходит в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля (по юлианскому летоисчислению). Средняя длина солнечного года = 365,25 суток, а средняя длина лунного года/месяца = 29,53 суток. Связать математически лунный месяц с солнечным годом практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы бессмысленно. Все, кто ни брался бы решать эту задачу, вынужден был допустить в своих вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном в 432 году до р.х. можно считать одним из шедевров мировой астрономии. Луно-солнечное уравнение Метона гласит: 19 лет = 235 лунным месяцам = 6940 земным суткам = 19 юлианским годам. Не смотря на допущенную здесь високосную погрешность, ибо реально 19 юлианских лет равно не 6940 суткам, а 6939,75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех луносолнечных календарей, как древних, так и современных.
Система пасхальная
******************
Никейские пасхалисты, следуя евангельским традициям в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового завета
1) с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой Ветхого завета
2) с другой стороны была бы полностью независима от нее и всегда наступала позже
3) данное обстоятельство было для никейских пасхалистов так важно, что Новозаветная Пасха стала «плавающим» праздником
4) в этом смысле созигено-метоновский цикл оказался идеальным инструментом
5) основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал независим от иудейской пасхалии
Христианские пасхалисты прекрасно отдавали себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарном деле, вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно. К примеру, если плавающие даты Новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сут за 128 лет, то математико-астрономические значения 14-го нисана иудейской Пасхи опережают равноденствие на 1 сут за 210 лет. Все это происходит от того, что в календарно-астрономическом плане движение Луны относительно Земли невозможно объединить с движением Земли относительно Солнца. Следовательно, любой луно-солнечный календарь не является абсолютно точным, ибо понятие точности здесь относительно.
Свидетельство о публикации №225010200173