Кризис среднего возраста

Человек переживает каждый свой возраст лишь один раз — т. е. в каждый из своих возрастов он входит впервые и без подготовки. И как и во всякой ситуации, когда он переживает что-либо впервые, он робеет.
У всех человеческих возрастов есть свои имена: детство, отрочество, юность… старость. А у периода 35-60 лет названия нет. Какой это возраст? — Средний! Несколько десятилетий — насыщенных и плодотворных — в жизни человека лишены имени.
Ты добрый или злой? — Средний… Ты низкий или высокий? — Средний… Какое у тебя телосложение? — Среднее… Неяркость, расплывчатость; портрет ничем не примечательного троечника… Единым чохом оценить несколько долгих и содержательных десятилетий на «тройку»?
Какой здесь мир? — Средний. Не Верхний и не Нижний — нельзя никаких крайностей, никаких полётов в неведомое. Сиди себе на пыльной земле, а про трансцендентное и не помышляй!
Какие это века? — Средние! — смысл мира задан раз навсегда, прогресса нет. Дерзкого полёта научной мысли нет, а если кто-нибудь и осмеливается предаться юношеским грёзам о будущем — то ему услужливо предложат постапокалиптику.

Человеку, впервые вступающему в средний возраст, очень, очень страшно.
Но было бы ему менее страшно, если б этот возраст обрёл собственное — многогранное, многосмысленное и сладостное — имя?

10 июля 2023, Москва


Рецензии