Разное-02
Читая архивные личные дела поэтов, писателей, политических деятелей, инженеров, можно увидеть как выдающиеся люди в 50-70-тые годы, 20 века, в начале своей деятельности, становления первых шагов в карьеру, были все еще зелеными и неопытными. Наивными?
В их автобиографиях часто встречаются слова - наша семья давно не общалась с тетей, дядей, старшим или младшим братом, прадедушкой... а они были старшими офицерами Российской Империи, богатыми или средними землевладельцами, владетелями ткацких фабрик, литейных цехов и т.д. Были раскулачены, сидели... но мы с ними типа не общались с 1917 года или 1914 года. Знать не знали, кто они...
...
Бабушка еще в 88 году рассказывала что была из семьи ремесленника, её отец мой прадед имел в Самарканде несколько лавок, сам готовил халву, мороженное, конфеты, шил халаты ватные, делал из дерева сундуки, красил шелк. Ее было приняли в комсомол... но потом нашлись "добрые люди" и её исключили из комсомола. Потому что детей ремесленников нельзя было принимать в партийные организации. Но значок комсомольский остался. Прадед увидел его, сорвал значок, с курточки Бабушки. Сказал, что сейчас перебьет ей ноги и выбросит в колодец! Бабушка это рассказывала со смехом.
В 1928 году на базаре в Самарканде, была облава, всех кто был на базаре, под кинокамеры заставляли сжигать паранджу, а за это давали три метра ситца. Бабушке в то время было всего 13 лет... Она сожгла старую паранджу, получила 3 метра ситца... пришла домой и одела новую паранджу... Что интересно в Ташкенте, я видел старые архивные фотографии паранджу носили еще в 1948 году, и 1967 и даже в Паркенте видели женщин в парандже в 2000 году. Не повсеместно, носило процента 3-4 населения, но такое было. А еще в приданном еще в 2003 году в сундуке была новая паранджа.
В Советском Союзе не церемонились с кастингом массовки... проводили массовые облавы на базарах, так поймали и моего прадеда, он подумал что уже всё... конец. Но нет, его выбрали для массовки и он участвовал в съемках "Насреддин в Бухаре" 1943 года выпуска. Бабушка даже показывала его, где он играл одного из визирей у Бухарского эмира. Выбрали потому что у прадеда была длинная, белая борода, ему уже тогда было лет 70.
Да и многие понятия тогда в советское время и сейчас разные, тогда быть коммунистом было трендом, как и те кто боролся против советской власти были - врагами. Сейчас это национальные освободительные герои.
Хотя конечно в лихолетье были разные люди и движения, были и национально-освободительные группы идеалистов, их было не так много. Были и просто дезертиры и разбойники. Были агенты Великой Порты, Италии, Германии, Англии, Штатов... а были и сотрудники НКВД которые выявляли тех кто был против советской власти и уничтожали в последствии. Этот опыт потом перенял и МОСАД, как говаривали когда-то по местным сми, на перепутье в 90-х годах по какому-то российскому каналу.
Так что ели, как жили, чем жили люди из 20-30-40-50-х годов только частичные, обрывочные сведения. Частично это можно восстановить в виде кинохроники, фотографий, коллективной памяти (при условии что воспоминания были на основе заметок по горячим следам, а не через 50 лет, там уже много неточностей), запискам тех лет. Хотя конечно полной картины и той атмосферы жизни понять не получится. Поэтому некоторые историки и говорят, что оценивать поступки людей той эпохи, нужно с условием понимания той действительности в которой они жили. А не с современных позиций, когда в целом сытно, безопасно, спокойно, и поэтому оценивать тех людей кто не доедал, боялся тени своего родственника или подруги, который был постоянно под агитацией а не с современных позиций, знаний, не корректно.
Но сколько людей столько и мнений. Есть еще и такой аспект, что была холодная война, и одна часть журналистов писала с токи зрения советской пропаганды, а западные с точки зрения капиталистической. А еще были и разные другие течения. Все газеты и источники того времени были приправлены хорошей порцией агитацией и пропаганды. Не говоря уже о том, что применялись методы военной журналистики и журналистики ведения войны с потенциальным противником, где понятия объективности, беспристрастности, непредвзятости отсутствовали априори.
Когда я спросил Бабушку что они ели в 30-40-50-х годов, Бабушка озорно засмеялась и сказала а ты посмотри книгу "О вкусной и здоровой еде". А там были такие красочные развороты которые я не видел и в 70-80-90-х годах ни разу!
Бабушка, сказала, что нет конечно, ели они картошку, дикорастущую зелень, хлеб, сухие фрукты, рыбу которую дети ловили в канале "Даргом", сухари. Иногда картошку обменивали на бараний жир. Ткани которые были у прадеда, меняли у горцев на тутовник сухой и орехи. В какое-то время вообще пропали ткани и люди не могли выйти на улицу так как у них не было никакой одежды. Так рассказывала Бабушка. Так ли это было или нет, не знаю. Вероятно в каких-то разделах архивов найти можно эти сведения. Но особого желания копаться там нет. Тяжелая тема.
А как говорил Ренуар - что жизнь так коротка, чтобы тратить её на всякие ужасы...
Свидетельство о публикации №225010201794
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 03.01.2025 13:30 Заявить о нарушении
Заметки Географа 03.01.2025 16:33 Заявить о нарушении