Старообрядцы верховий Катуни

Что же есть страна Беловодье. Поиски этой страны обросли легендой среди старообрядцев. Однако есть реальное описание в «Путешественнике» от имени некоего Марка, инока Топозерской обители Архангельской губернии. Датируется это описание 18 веком.
Марк определяет, что страна эта находится в Океяне море на Опоньском (японском) острове. Однако все сведения в этом произведении излагались на особом языке, непонятном властям, поэтому для чиновников Беловодье было лишь легендой.
Конкретное описание состоит из двух частей маршрутной и уводящей.
Маршрутное описание:  из Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск (Избенск), далее в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон, верховья Катуни,
В этой части мы видим указания на конкретные города и места расположения староверов. Задача этой части указать истиный адрес с определенным маршрутом.
Уводящая часть: затем 44 дня пути через Китай к берегам «окияна-моря».  В этом океяне на 70 островах  в Опоньском государстве и находится Беловодье. Задача этой части увести от истинного положения Беловодья. Числительные 44 и 70  говорят о том, что никто никогда не сможет сосчитать расстояние по времени передвижения и уж конечно, никто не будет считать острова в море. Скорее всего, эти числительные имеют под собой какую-то мифологему (необходимо проверить).
Вот некоторые описания: Беловодье населяют православные потомки ассирян и русских, которые бежали от гонений… Светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовные власти… В тамошних местах татьбы и воровства, и прочих противных закону не бывает… Во время зимы морозы бывают необычайные с рассединами земными, и громы с землетрясением немалым бывают… Всякие земные плоды бывают, родится виноград и сорочинское пшено… Злата и сребра несть числа, драгоценного камения и бисера драгого весьма много… Оные в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют… А тамо антихрист не может быть и не будет…
Описание самой страны по всем параметрам соответствует месту, указанному в маршрутной части описания, а именно Алтаю. При этом не забываем, что данная территория, в том числе Бухтарма и нынешний восточный Казахстан, в то время принадлежали Джунгарскому ханству, были одной территорией.  Под ассирянами путешественник видит, видимо, ойратов.
В конце 17, начале 18 века в Усть-Коксе и Верхнем Уймоне образовались большие старообрядческие общины. Часть старообрядцев осела на местах. Другие же продолжили поиски загадочной страны Беловодье.
Так из Верхнего Уймона, через Гагарку в Сахсабае появился странник-старовер. Мы знаем, что образование деревни относят к 1727 году и селятся здесь 10 алтайских семей. Появление белого инока конечно было явлением неординарным, а потому запоминающимся.
По рассказам старожилов, этот инок поднялся на скалу Церковка. Что он там увидел, никто не знает. Что там с ним произошло, тоже никто сказать не может. Только, когда он спустился с Церковки, он дал Обет молчания. Возможно, увидев белые воды весенней Катуни, когда идет с гор ледниковая белая муть, он понял, что попал в Беловодье.
Инок этот прожил близ скалы 3 года, ежедневно поднимаясь на нее для молитвы. А по истечении этого срока он так же незаметно пропал, как и появился. Местные жители заинтересовались этим местом, начали тоже туда подниматься, чтобы узнать, что же такого произошло здесь со старцем. Так они обнаружили, что посидев некоторое время на прилавочках этой скалы, наступает исцеление духовное и физическое. Так, это место стало священным. 
Немного выше по Катуни, за Сахсабайским мостом, существовало еще одно старообрядческое поселение. Сведения эти не точные, требуют проверки. Мною найден лишь черный квадрат на земле – ни то след от городища, ни то от поселья. Но вот история, произошедшая рядом с этим местом, имеет место быть. Так же имеются материальные доказательства.
Скала Старушья. В ней находилась пещера, в которой староверы совершали моленья. Говорят, там было множество икон и других атрибутов. Только мужчины могли совершать там обряды. Но, пришла советская власть, посчитала старообрядцев зажиточными кулаками и решила избавиться от них.
Тогда стариковые собрали женщин и детей и под страхом смерти, украли их в этой пещере. Красноармейцы узнали об этом, но выманить от туда людей никак не смогли. Было решено взорвать скалу. Образовалась братская могила. А через какое-то время, произошло небольшое землетрясение при котором от пещеры отошел камень и посыпались от туда иконы. Вешние воды Катуни подхватили эти иконы и понесли. Кто-то их выловил, и уже несколько поколений хранит в своем роду. Одну из этих икон мне удалось увидеть. Икона двуликая, выполнена на доске. С одной стороны Никола Отвратный (Николай Чудотворец), на другой Богородица.
Так, двумя святыми местами отпечаталось близ Кайтанака эпоха старообрядчества.


Рецензии