Жизнь, оборвавшаяся на закате дня
О летчиках, погибших в начале войны, близ села Огарёво-Почково вскользь упоминается во многих военных публикациях. Вниманию читателей предлагается более полный очерк об этих событиях.
750 полк
750 полк дальней бомбардировочной авиации к осени 1941 года был расквартирован в селе Огарёво-Почково Сасовского района Рязанской области. Полком в то время командовал подполковник Борис Владимирович Бицкий. Личный состав размещался по домам местных жителей. Некоторые офицеры жили с семьями. Взлетно-посадочная полоса располагалась на луговом выгоне между сёлами Устье и Огарёво-Почково по направлению с востока на запад. Так что взлетали самолёты в сторону села Подболотье и далее - на Москву.
В это время немецкие войска рвались в Москву. 750 полк также был задействован в боях за Москву. Ниже приведём один из многочисленных эпизодов выполнения боевой задачи под Москвой лётчиками 750 полка.
Железнодорожный мост в районе Яхромы
28.11.1941 г. немецким войскам удалось захватить мост через канал "Москва - Волга" в районе Яхромы. Неподалеку был шоссейный мост, который советским саперам удалось взорвать, а железнодорожный мост был целым и нетронутым. Немцы пользовались мостом для переброски живой силы и техники через канал. Разрушить мост было поручено дальней бомбардировочной авиации.
29.11.41 г. полку Бицкого была поставлена боевая задача: "Уничтожить ж/д мост через канал Москва-Волга у населенного пункта Яхрома". Причем, выполнить задачу следовало любой ценой. Командир полка вызвал добровольцев. Откликнулись все. Тогда он был вынужден назвать фамилии командиров экипажей. Было выделено 6 экипажей наиболее опытных, летающих в любых метеоусловиях.
Назначенное время вылета: 17.30-18.00. Погода в районе аэродрома: облачность 10 баллов, высота нижней кромки облаков 100-150 м, поземка, высота верхней кромки облаков 300 м.
Все шесть экипажей шли к цели над облаками и не смогли пробиться к цели сквозь сплошную облачность. Все отбомбились по запасной цели - артиллерийским позициям противника западнее Москвы.
После подготовки самолетов те же шесть экипажей пошли на повторный вылет. Пять из них снова шли над облаками и во второй раз к цели не пробились, а один самолёт под командованием Глазкова П.П. пошёл под облаками и нашёл цель.
Из воспоминаний штурмана ЧугуеваС.П.
«В конце концов, после нескольких заходов выход на цель "пристреляли", но я не успеваю прицелиться по дальности. Очень поздно вижу мост, поэтому опаздываю с прицеливанием. Так повторяются десять холостых заходов.
Между заходами стараемся себя подбодрить. После десятого командир предупреждает меня о том, что горючего остается мало. Я ему говорю, что если на одиннадцатом заходе промажем, то давай таранить мост кораблем. Командир говорит: "Да, мост оставлять целым нельзя!" Все согласны. На одиннадцатом заходе с помощью экипажа я все же увидел мост раньше. Быстро приближается цель. В глазах рябит от мелькающих темных пятен, которые отчетливо видны на снежном покрове. Прицеливание по боковой наводке и дальности закончено. Нажатие боевой кнопки. "Бомбы пошли!" - кричу командиру. Командир дает полный газ и идет резко с набором высоты. Надо скорее уйти вверх, чтобы не подорваться на собственных бомбах. Мы в облаках. Взрыв бомб. Облака становятся красными. Самолет сильно бросило вверх. Докладываю командиру, что необходимо заход повторить для сброса оставшихся бомб (на земле было решено бомбометание производить серийно-залповое с двух заходов). Снижаемся, выходим под облака.
Снова повторяем маневр захода на цель. Теперь нам легче. Мы изучили все кустики. Легли на курс вдоль реки. Вдруг впереди по курсу вижу зеленые огни. Откуда? Что за огни? Подходим ближе - оказывается, под мостом горит электропроводка. Это облегчает мне прицеливание. Прицеливание закончено, нажимаю на боевую кнопку. Докладываю: "Бомбы пошли!" Командир снова резко идет с набором высоты. Яркая вспышка. Краснеют облака, резкий звук взрыва, самолет сильно бросает вверх. Делаем контрольный заход для просмотра результатов бомбометания. "Ура! Ура! Моста нет!" - кричим все. Берем курс домой, на свой аэродром. Командир говорит: "Ура-то ура, а горючки-то мало, так что веди точнее по маршруту!" По пути нет запасных аэродромов. Надо надеяться только на себя. Прошу командира набрать высоту, чтобы создать благоприятные условия для радиопеленгации. Радист запрашивает радиопеленг, а я произвожу прокладку пути, после чего настраиваюсь на свою приводную радиостанцию. Приводную слышу хорошо, индикатор показывает, что идем точно. Говорю командиру: "Веди по индикатору, это наша приводная!" Все мы рады, поем песни.
По расчету, до аэродрома осталось лететь 30 минут. Прошу командира начать снижение. Выходим на аэродром в облаках. Отметив проход приводной радиостанции, производим маневр для снижения и захода на посадку. Посадка выполнена отлично. Заруливаем на стоянку и выключаем моторы. Теперь можно вздохнуть свободно. Задание товарища Сталина выполнено.
Катастрофа на взлёте
Почти весь декабрь зимними вечерами бомбардировщики ДБ-3 взлетали в ночное небо и уходили в сторону Москвы. 20 декабря был обычный взлет. Командиром самолёта был старший лейтенант Авдеев Алексей Харлампиевич, штурман – лейтенант Здоровцев В.В., стрелок-радист – младший лейтенант Дворянкин А.С., воентехник 2-го ранга Никонов А.Г., воентехник 2-го ранга Асташкин М.Ф. Выкатились на взлетную полосу. Самолёт оторвался от земли, и набрав высоту около 100 метров у него вдруг заглохли двигатели. Что делать? Надо бы прыгать, но высота мала и земля слишком быстро, катастрофически быстро приближалась. Самолет упал на восточном краю села. Весь экипаж и начальник политуправления 51 авиадивизии Лисовский В.С., оказавшегося по каким-то причинам на борту, погибли. Похоронили экипаж на кладбище в Огарёво-Почково 24 декабря. Прощание с экипажем состоялось в здании правления колхоза. Жители всего села, да и соседних сёл, несмотря снежный и морозный день, пришли попрощаться с погибшими лётчиками. Женщины оплакивали молодых военных, как своих родных сыновей. Вернувшись с похорон, у Александры Александровны Касаткиной от сильных переживаний начались схватки, и она с помощью военного врача с аэродрома поздним вечером родила девочку.
Позднее жители села на братской могиле жители села установили металлический памятник в виде усечённой пирамиды.
Жена командира экипажа Авдеева Анна Павловна приезжала на могилу воздать дань памяти мужу и прислала два письма в администрацию со словами благодарности тем людям, которые ухаживают за братской могилой. Внучка Алексея Харлампиевича Чекунова Людмила Анатольевна прислала на сайт Огарёво-Почково письмо с подробными сведениями из жизни деда и несколько старинных фотографий. Приводим выдержки из повествования внучки командира экипажа.
Повествование внучки
«Алексей родился в задонском казачьем хуторе Кисляки Трёхостровской станицы 2-го Донского округа. С 1924 года это хутор Кисляки Сиротинского района Сталинградской области, с 1965 года хутор Кисляки Иловлинского района Волгоградской области и в этот период он окончательно распался. Отец его - Харлампий, мать Полина Михайловна. Они из незажиточных казаков. У неё были красивые волнистые, длинные, густые волосы. Помимо Алексея в семье был второй сын Пётр.
Жили после Революции 1917 года бедно, как и большинство людей в хуторах. Но Алексей всё же выучился грамоте в школе. Его жена Топилина Анна Павловна родилась в хуторе Родионов (07.04.1912 – 06.06.1986 г). В семье Топилиных было 6 детей. Михаил, Тимофей, Иван, Илья, Анна, Евдокия. Образование в школе получили Иван, и Илья. Анна, в частности была неграмотная, хотя очень хотела учиться. Однако не было подходящей одежды, не в чем было ходить в школу. Научилась Анна от братьев самому простому: читать, писать, считать. Позже семья Топилиных переехала из хутора Родионов в хутор Кисляки (Кисляковский). Оба хутора были по соседству. Там и познакомилась с Алексеем Авдеевым. Он долго за Анной ухаживал, но она всё это время сопротивлялась по смешной причине, что он фальшиво пел «желтяком» (со слов Анны Павловны). Она сама хорошо пела, у неё был приличный слух, голос альтовый, не высокий. Но затем они всё же поженились и бабушка Топилина Нюся (Анна Павловна) стала Авдеевой. Алексей Харлампиевич загорелся стать военным лётчиком, так как в то время авиация был распропагандирована, она была очень важным и перспективным делом. Он отправился с молодой женой в город Энгельс Саратовской области и поступил в лётное училище. После учёбы в Энгельсе Алексея Харлапиевича направили в воинскую часть в город Серпухов Московской области. Там и родилась у них дочь Альбина (мама Чекуновой Людмилы Анатольевны) 9 января 1938 года. Бабушка Нюся рассказывала о себе, что у неё было много молока в груди и она до года кормила и маленькую Алю и ещё чужого ребёнка, так как у матери этого ребёнка не было молока.
Однажды в воинскую часть дали билеты в Московский Большой театр. Бабушка рассказывала, что одеться можно было только очень скромно, сначала она даже хотела отказаться от посещения театра. Но всё же они сходили на сказку «Конек – горбунок». Ей запомнилось многое интересное, певцы, огромный оркестр, даже на сцену выводили живых быков. После Серпухова как о военного офицера Алексея Харлампиевича отправляют на новое место службы в город Митава в Латвию. Жена его Анна Павловна, дочь Альбина едут вместе с главой семьи. Баба Нюся дала имя Альбина по тому, как звали одну из актрис Большого театра, куда им посчастливилось попасть во второй половине 30-х годов. Больше такого имени она нигде не слышала. Весть о начале войны застала семью там же в Митаве. Отношение к русским у латышей резко изменилось. Они смотрели теперь на русских с ненавистью, будто бы русские напали на Германию и на Латвию. Дедушка Лёша (Алексей Харлампиевич) воевал летчиком с начала войны и до 20.12.1941 года, всего полгода. Бабушка Нюся тяжело переживала потерю мужа».
Сохранение памяти о погибших лётчиках
Местные жители всегда с искренним благоговением относились к памяти о погибших лётчиках. И тут главе администрации Глядковского поселения Савину Сергею Павловичу пришла мысль братскую могилу погибших лётчиков привести в порядок и поставить новый мраморный памятник. Он умудрился пробиться в Федеральную целевую программу "Увековечивание памяти павших при защите Отечества на 2019-2024 годы" утверждённый постановлением правительства России от 9.08.2019. Его предложение рассмотрели и утвердили.
Сергей Павлович взялся за дело: заказал памятник, организовал доставку, памятника и различных материалов, нашёл рабочих, которые произвели монтажные работы.
Фото автора. Глава Сасовского района Макаров С.А и Глава Глядковского поселения Савин С.П. возлагают венки 9мая 2023 г.
Свидетельство о публикации №225010200826