Любовь - это выбор. Глава 16. Одиночество

Что делает одинокий взрослый человек, когда чувствует себя одиноким? Кто-то пьет алкоголь или принимает наркотики, кто-то идет в кино, навещает знакомых, делает множество телефонных звонков, чтобы заглушить боль и не чувствовать. Эта привычка блокировать чувства возникает в детстве, когда ребенок не находит отклик от взрослых на свою потребность в любви.

У маленького ребенка нет таких возможностей отвлечься. Он словами, жестами, поступками просит родителей о помощи. Родители не всегда отвергают детей из жестокости. Они, как правило, просто воспитывают ребенка таким, каким хотят его видеть, внушают уважение к себе или, устав от воспитательного процесса, занимаются своими делами.

Когда человек с детства вынужден скрывать свои потребности и чувства от родителей, он просто вытесняет их в бессознательное. Благодаря курсу терапии взрослые люди снова учатся ощущать. И когда маска внешнего благополучия слетает, они остаются наедине с этим всепоглощающим чувством одиночества.
Взрослые люди часто выбирают одиночество не потому, что с ними никто не хочет проводить время, а потому, что им так комфортнее. Отношения с другими людьми вызывают состояние страха, волнения, тревоги. Может возникать опасение, что они могут сделать что-то, что поставит их в неловкое положение. Вспомните, бывало ли такое, что вы беспокоились о том, что о вас думали другие люди. Как вы себя чувствовали?

Этот страх запускает еще один болезненный процесс. Человеку начинает казаться, что другие заметят его слабые стороны, раскритикуют или не примут его. Этот клубок негативных мыслей приводит к тому, что человеку становится сложно вести себя непринужденно и он начинает скрывать свое истинное «Я».
Из-за подобных страхов люди удаляют страницы из социальных сетей и аккаунты на сайтах знакомств, избегают вечеринок и публичных выступлений, стараются не ходить в места скопления малознакомых или незнакомых людей, стесняются начинать и поддерживать разговор, боятся говорить по телефону или как-то привлекать к себе внимание.

Иногда эти страхи не осознаются, но бывает и так, что человек боится чего-то определенного: начать заикаться, покраснеть, сказать глупость, проявить неуклюжесть и т.д.

Если бы вы могли определить свои страхи и их степень в градации от 1 до 10, где 1 – отсутствие тревожности, а 10 – крайняя степень, сколько бы баллов получили ваши страхи? Хотели бы вы их уменьшить? Насколько они мешают вам жить, знакомиться, выстраивать отношения с противоположным полом?

О том, как преодолеть социальную тревожность и социофобию мы поговорим в следующей главе, здесь же важно понять, почему многие не хотят ее преодолевать, а держатся за это состояние, как за спасательный круг, предпочитая удаляться из приложений для знакомств встречам с будущими возлюбленными.

Казалось бы, хорошо известный факт, что одиночество человека в большом городе или отдаленных районах всегда ведет к психологическому саморазрушению. Даже религиозное затворничество монахов-отшельников, которые находятся в «обитаемом» для них мире духовного общения с Богом, приводит к тому, что внутри психики происходят необратимые изменения. И если в начале изоляции, возможны, и позитивные перемены: контакт с самим собой или, как писал А. Камю, подтверждение внутренней свободы, то чем дальше, тем больше происходит отрыв от реальности.
Оставшись один, человек осознает свою непохожесть на других, утрачивает способность воспринимать и реализовывать нормы общества, ему все сложнее становится принимать мир таким, какой он есть. Когда одиночество становится жизненной позицией человек принимает решение не поддерживать отношения с близкими, родными, партнерами и становится отчужден от ценностей и идеалов мира.
В результате происходит потеря внутренней целостности и гармонии с миром. В пограничных состояниях неудовлетворенная потребность в общении приводит к появлению галлюцинаций и психическим расстройствам.

Самая большая потребность в друге обычно возникает в подростковом возрасте. Если она не реализуется, возможно возникновение патологического одиночества взрослого человека. Согласно исследованиям, одинокие люди ориентированы на себя, проявляют цинизм, недоверие, с трудом сосредотачиваются на ситуациях, требующих концентрации внимания, а также в отсутствие другого склонны попадать в ловушки собственного мышления.

У этого состояния есть множество вторичных выгод. Потеряв друга, разочаровавшись в любимом человеке или близких родственниках человек принимает решение, что он «не такой, как надо большинству». Это причиняет страдания, а выбор изоляции становится способом избавления от страданий.

Часто эта изоляция носит не страдательный, а конструктивный характер, когда человек начинает много работать, учиться, заниматься творческой деятельностью, которая требует добровольного согласия на одиночество.

Сегодня в многоэтажных домах больших городов сидят у компьютеров тысячи одиноких людей, которые дистанционно работают, пишут статьи и книги, создают нечто прекрасное и совершенно не готовы выехать даже за границы своего района, чтобы пойти на свидание.

Одиночество становится вызовом, способом борьбы с системой «детский сад-школа-институт-брак-пенсия». Например, называя себя «асексуалами» люди пропагандируют идею на собственное уникальное и неповторимое существование, в котором одиночество – необходимое условие формирования и развития самости.

Этот протест – антитеза детскому восприятию матери. Когда мать выходит из комнаты или уезжает на работу на несколько часов или даже дней ребенок проживает страх, который, возможно, даже сильнее страха смерти – страх одиночества, в результате отвержения любимым человеком.

Но такой протест чреват большими последствиями: еще З. Фрейд, который ввел понятие «отчуждения» в психоанализ, отмечал, что это, по сути, следствие невроза, «бегство в болезнь», которое в крайнем варианте не приводит к развитию самости, а ведет к обратному – деперсонализации и утрате собственной индивидуальности. Это происходит, во многом, из-за тех процессов, которые предшествовали изоляции, были вытеснены и не были проработаны.

То есть, какой бы привлекательной ни казалась изоляции, она противоположна психологической устойчивости. Нам нужны другие люди для того, чтобы наше «Я» могло в них отражаться для того, чтобы мы чувствовали себя частью системы, для идентификации с другими, для принятия мира и его норм, для реализации потребностей в общении и любви.

При определенных видах одиночества происходит своеобразное расщепление психики. Например, человек проживающий вдали от людей в глухой деревне может ощущать себя как «хорошее Я» и «плохое Я». «Хороший» будет награжден незаслуженными достоинствами и медалями. Самооценка будет неадекватно завышена. Он будет считать себя умнее, талантливее, лучше, достойнее всех окружающих. В этом самообмане человек может решить, что его род представляет собой нечто особо прекрасное и возвышенное, а сам он – венец творения, частица бога. «Плохой» будет казаться особенно больным, уродливым, жалким. В состоянии «плохого», например, такой человек будет употреблять алкоголь в неумеренных количествах, чтобы заглушить внутренний голос, который будет показывать ему в этом кривом зеркале чудовище. Но при этом, если кто-то из близких попробует, хотя бы намекнуть на то, что с этим человеком что-то не так, он незамедлительно прервет с ними все отношения или жестоко и грубо травмирует их чувства.

Алкоголизм не единственное последствие внутреннего состояния одиночества. Часто тревога, подозрительность, беспокойство приводят к дезориентации. Например, такие люди не амбициозны. Они предпочитают дистанционный формат работы другим возможностям карьерного роста, при которых требуется выход в люди. Их выбор – стабильность, даже если эта стабильность, как гвоздь из притчи о собаке, которая лежала на гвозде и выла, но не находила в себе сил встать и уйти.

В клиническим формах последствия длительной изоляции – это панические атаки, депрессия, «выключенность» из жизни, когда человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Такой человек нуждается в постоянной помощи извне. Например, мама готовит ему / ей еду, а отец дает деньги на содержание.

В состоянии одиночества человеку кажется, что он не находит понимания у близких или друзей, он никому не нужен, возможно, ощущение тоски по прошлому и уверенность в том, что социальные контакты или любовь невозможны. У таких людей снижается способность к сопереживанию, а ощущение своей ущемленности и избранности увеличивается. Им сложно простить себя за ошибки, кажется, что нужно какое-то время побыть в изоляции, чтобы улучшить себя, есть ощущение того, что они «инопланетяне» и могут расслабиться только наедине с собой.

Если человек осознает свою проблему и приходит в терапию, мы начинаем с того, что анализируем страхи, потом закрываем детские травмы отчуждения и в итоге создаем новый сценарий поведения. Например, это можно сделать с помощью сказкотерапии. Пациенту дается задание придумать персонажей и сказочный сюжет, в котором будет визуализирован иной ход событий. Если сказка будет иметь насыщенный сюжет, значит человек осознает, что жизнь – это движение, и для того, чтобы двигаться нужно выйти из «футляра» к другим людям и рискнуть жить. Если в сказке появится супергерой, фея или волшебник, клиент ждет помощи извне и еще не готов к самостоятельным действиям. Возможно, влияние некого человека в его жизни преувеличивается. Есть большое желание переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого. Этим другим может стать и психолог. Важно в этот момент вернуть ответственность клиенту.

Если бы вам предложили написать сказку: кто были бы ее персонажи? Какой был бы сюжет? У сказки был бы счастливый финал?


Рецензии