3 Литературный детектив Впечатляющие образы автора
Финал Автора Ф
Какой же планировал финал Автора Ф для своего романа, для своего героя?
Если представить образы Тихого дона в виде звёзд разных по яркости, по воздействию на чувства, то самой яркой и не раскрытой до глубины окажется звезда образа всадника с кровянеющим бантом.
Об этом комментарий исследователя Чернова А. Ю. «Шесть всадников, которыми заканчивается седьмая (очевидно, что последняя авторская) часть «Тихого Дона», долго меня не отпускали. Так и жил под их конвоем».
Здесь же и завершение цепочки ярких пейзажных образов.Здесь и надо искать финал Автора Ф.
Вон наступают пешие: «с гор текли цепи красноармейцев». Мы не видим среди них всадников.
«Григорий тронул коня, поехал по улице». Автор не говорит, что за ним двинулся кто-то из казаков. Их спор между собой остался незавершённым.
«…из-за угла … вылетели шесть конных».
Не много ли для внезапного появления из-за угла?
Не много ли на одного? Хватило бы и четверых.
Принадлежность всадников не называется: «…вылетели шесть конных с обнаженными клинками. У переднего всадника…»
Они не красные и не белые.
Они возникли внезапно из ниоткуда.
Как вестники ада, готовые уничтожить любого на своём пути, кто бы он ни был.
Как демоны из ада.
Они ими и были.
И нет уже и Григория Мелихова, но есть потомственный свободолюбивый казак, подчиняющийся в бою воинскому инстинкту.
Нет уже и четырёх конных врагов, но есть четыре всадника апокалипсиса. Не кровянеющий бант на одном, а красный конь под ним. И всаднику имя Война.
Именно на него в таком же бешеном намёте направляет казак своего коня и обнажённую шашку.
Таким создал бы его скульптор.
Таким изобразил бы его художник.
Таким запомнил бы его читатель.
Подведём итоги.
По сути, литературный детектив завершён. Найден финал Автора Ф. То, что за ним – это другая книга другого автора - Автора М.
Если бы Автор Ф мог продолжить свой роман, то героем был бы один из остановившихся, оставшихся, казаков. Была бы продолжена сюжетная линия как вариант развилки судьбы. Этого не случилось из-за гибели Автора Ф.
Образ Автора Ф останется неизменным. А вот образ Автора М нуждается в прояснении:
Вот снимок Автора М с кривой трубкой в период работы над «Тихим Доном» и снимок его кумира: "Был культ, но была и личность".
Вот ещё детали образа Автора М – цитаты его и о нём:
«…Где обещанная мне трубка?.. Кривая трубка удобнее для охоты».
«Говорил очень неторопливо». Мог позволить себе паузу в несколько табачных затяжек. «Собеседник чувствовал, что его видят насквозь».
Не этот же, а этот образ принадлежит его кумиру. Кажется, что Автор М. примерил чужой образ и оставил его себе.
Вспомним и то, что Автор М собирался жениться на дочери атамана Громославского - Лидии. Но женился на ее сестре Марии по настоянию будущего тестя. Какие же убедительные аргументы предоставил Громославский? Ведь, по сути, Автор М, предал Лидию. Да нет, не предал –просто примерил образ Лидии к Марии и оставил его Марии.
Для того, чтобы примерить образ Автора Ф и его литературный стиль нужен был случай. И, увы, для Автора Ф и многих, многих других, случай представился. Не Громославским ли?
И не поэтому ли Автор Ф и созданные им образы были безжалостно, с особым усердием стёрты с литературного горизонта на долгие годы, дольше многих остальных.
Так каков же на самом деле образ Автора М?
При записывании его устной фразы: "Был культ, но была и личность", так легко случайно добавить одну лишнюю букву «л». Ведь, это же не страшно, это мелкая ошибка, ничего не меняющая. На такие мелочи не стоит даже возражать. Так к ним относятся сторонники исторически сложившейся точки зрения на авторство романа. Но не получим ли в итоге сложившийся ко времени окончания романа-эпопеи образ Автора М?
Остающаяся пустота заполнялась туманом многозначительности слов, и реальным дымом тлеющего, периодически разгорающегося табачного пороха в жерле жаропрочной трубки.
Созданный мастером образ обладает удивительным свойством – он оказывается понятным неискушённому читателю. Он становится очевиден: виден как картина, понятен как идея, ощущаем, как чувство.
Свойство быть очевидным позволяет образу быть главным свидетелем в спорах об искусстве, а читателю - очевидцу позволяет быть судьёй. За ним и остаётся последнее слово.
Собирательное определение образа.
Осталось собрать воедино все использованные при расследовании составляющие понятия образ:
1. Образ отображает видимую действительность, полную неясного, частного и
мимолётного, обобщённую глубиной мысли автора, обострённою глубиной его
чувств.
2. Образ - суть хрупкая оболочка, внутри которой только и могут быть заключены
такие текучие понятия как мысли и чувства.
3. Образ создаётся из цельного куска правды.В образе не должно быть тумана
неясности, иначе он не будет завершён, понятен, предсказуем, правдив.
4. Завершённый образ обладает удивительным свойством – он оказывается понятным
неискушённому читателю, становится очевидным:
образ – пейзаж предстанет картиной;
образ – чувство заставит почувствовать;
образ – идея заставит задуматься и понять;
образ – портрет окажется подобен костюму и гриму актёра. Он позволит
примерить на себя чужую роль.
5. Образ - мера мастерства художника.
6. Совокупность образов, созданных автором создают полный образ самого автора.
Суть названия, завершающая понимание образа.
Уже пора ставить точку, но образ не позволяет этого сделать. Он требует для своей правдивости полного завершения.
Образ не искусственно придуманное понятие. Образ самодостаточен и без какой-либо трансформации сознанием, целиком может быть помещён в память. Образ древнее сознания человека.
Автор впечатляющих образов и впечатляющие образы автора сплелись неразрывно в каком-то замкнутом магическом круге:
Автор и созданные им впечатляющие образы.
Читатели, представляющие себе впечатляющие образы автора.
Зрители, созерцающий впечатляющие образы автора.
Слушатели, внимающие впечатляющим образам автора.
Нет впечатляющих образов - нет и автора впечатляющих образов.
Нет зрителей, впечатляющих образы автора.
Нет читателей, впечатляющих образы автора.
Нет слушателей, впечатляющих образы автора.
Нет ни автора, ни читателей, ни зрителей, ни слушателей.
Когда ничего нет, нет ничего значимого, возвышающегося над обыденным, первым появляется он - Автор.
Автор создаёт самого себя. Создаёт в себе впечатляющие образы.
Создаёт свой язык, транслирующий образы из подсознания в область доступную сознанию.
Теперь их может понять и увидеть каждый.
Так появились язык и образы Илиады и Одиссеи. Этими образами наполнена история древнего Средиземноморья.
Так когда-то был создан язык Библии, образы-притчи Библии.
Появляются и впечатляющие образы - те, кто впечатляет в свою память созданные Автором образы.
Автор впечатляющих образов, возвышает, воссоздаёт и впечатляющих образы.
начало:
http://proza.ru/2024/12/17/1122
Свидетельство о публикации №225010200999