Печерин. Замогильный либерал 5

   Как и обещал прежде, скажу о первой любви юного Печерина. Но и здесь чувства колючатся. Либеральничают. Раздваиваются. Но всё же - имеют достойный себе результат.

   Я объясню, что имею ввиду.

   Для поступления юноши в гимназию был специально нанят учитель, некий Вильгельм Кессман. "В политическом отношении, - вспоминает более чем шестидесятилетний Печерин, - он был пламенным бонапартистом и вместе с тем отчаянным революционером. ... Я страстно полюбил моего учителя. Это была моя первая любовь. ... Он действительно любил меня".

   Далее, молодой человек поступает в киевскую гимназию, но скоро возвращается обратно в родные пенаты. Сам Печерин ничего не говорит о причине своего отчисления. А факт: "Мне было 16 лет. Я только что воротился из Киевской гимназии, где я пробыл около года, - к крайнему огорчению моей доброй маменьки".

   К этому времени оборотистый Кессман "был теперь учителем в доме Гейфместера", отставного полковника. "У него, - вспоминает Печерин, - была жена и дети: мальчик, лет девяти и девочка 12 или 13 лет. Её обыкновенно звали Бетти, а официально Елизаветой Михайловной".

   Здесь самоустраняюсь. Гляди, внимательный мой:
"Драма нашей любви была им (Кессманом - Г.Т.) подготовленна - роли розданы и заучены. Всё делалось буквально по Руссо. ... там есть знаменательная сцена первого поцелуя в боскете. Вот эту-то сцену мы и скопировали. В один прекрасный майский день ... я пробрался в рощицу. Там она ожидала меня с учителем. Учитель скрылся за деревьями. Берта бросилась в мои объятия. Всё было очень глупо, очень натянуто, смешно. - как хотите, но совершенно невинно. При этом она вручила мне письмецо с локоном её волос и колечком. ...Сцена в рощице повторялась каждый день. По вечерам я приходил в учебную комнату к концу уроков - маленького братца высылал вон, - учитель прятался за кулисы, и мы оставались с ней одни на несколько минут. ... Роман наш продолжался три месяца и кончился самым трагическим образом".

   Здесь снова впишусь в канву происходящих событий. Как ты думаешь, любознательный, - какой "образ" в предложенной истории может быть "самым трагическим"?

   Не пытайся угадать, не сумеешь. Возьми себя в руки. Будь стойким и готовым на всё.

   Итак, роман по-Руссо " продолжался три месяца". Разумеется, что каждый раз выгоняемый из класса младший братик заподозрил неладное. И, разумеется, донёс свои подозрения до родителей.

   Дальше начинается самое интересное, самое либеральное в своей бездушной глубине. Безобидный театральный замысел открывается. Действующие лица обнаружены. Дети глубоко пристыжены. Сценарист-революционер, разумеется, получает полную отставку. А ты, увлечённый, думаешь, что история закончена...

   Увы, увы и увы.

   Теперь передаю слово старику Печерину, вполне последовательному в своих взглядах либералу, моральной, так сказать, иконе:

   "Родители Бетти как-то узнали о наших проделках, вероятно, маленький братец донёс. Учителю отказали от дома. ... Место самоотверженной бескорыстной дружбы заступил какой-то расчётливый холодный эгоизм. ( Удивительно, как чётко мне удалось отметить подобные чувства в статье "Писарев. Забытый нигилист". - Г.Т.) Как скоро я узнал, что Кессман попал в немилость, я охладел к нему. Я хотел быть порядочным человеком и стоять хорошо в глазах начальства. Я равнодушно смотрел на его приготовления к отъезду. Вот это-то равнодушие нанесло ему смертельный удар. ... Да где нам? Какого благородства от нас ожидать? Рабами мы родились, - рабами мы живём, - рабами и умрём".

   Здесь снова не удержусь от частичного комментария. Мне всегда казалось возмутительным и наглым подобное безапиляционное "якание", это желание присвоить именно лично себе любое право суждения тогда, когда классические каноны человеколюбия вопиют об обратном.

   Ну да ладно, чёрт с ним, с этим либерализмом...

   Настоящая интрига, терпеливый, только назрела. Заканчиваю.

   "За несколько дней до отъезда, - вспоминает Печерин, - он (Кессман - Г.Т.)просил меня перевести ему на французский Тассовы "Ночи". Накануне отъезда ввечеру он запёрся в свою комнату, - хватил бутылку вина, - зарядил пистолет, приставил к груди и - прямо в сердце! Его нашли лежащим на полу, куски его сердца были разбросаны, подле него лежали Тассовы "Ночи", забрызгранные его кровью".

   Несчастного зарыли вне города, как самоубийцу. Печерин, продолжая вспоминать эти страшные показательные события обнажается именно в том смысле, какой имеет либерализм в своей сущности, в потаённой своей глубине: "Я ходил после на его могилу не то чтобы плакать, а так, чтобы совершить сантиментальный долг и покончить роман".

   Но даже и это ещё не всё. Вот, что Печерин говорит сразу вслед вышеприведённых слов: "Так погиб несчастный Кессман. Не мне его судить".

   Слышишь, внимательный?

   



   


Рецензии
Глеб, ваш стиль письма просто великолепен! Вы пишете так легко и увлекательно, что даже серьезные статьи читаются, словно захватывающий роман, при этом сохраняя глубокий смысл. Мне импонирует ваша манера постоянно обращаться к читателю, задавать вопросы и делать ремарки, что делает текст живым и интерактивным. Спасибо, что рассказали так непринуждённо биографию этого известного человека.. мы только можем говорить о фактах..
Человека попросили даже орден монашеский покинуть в Ирландии, что можно сказать про поведение в молодости в непростой, мягко скажем, ситуации. И я всегда осуждаю самоубийство...Это неправильный путь
Разговор с неразговорчивым собеседником, оценила...была внимательна...

Лара

Лара Кудряшова   29.08.2025 00:25     Заявить о нарушении
Мне нечему опонировать, умничка.

Каждый из нас имеет право на собственное мнение и каждый имеет такое же право не соглашаться.

Другое дело, когда общее право открыто и бесстрашно подвергается сомнению: арабы в Палестине не получают не только еду, но даже и воду.

При этом "весь" западный мир упрекает Россию в агрессии. Хочешь, я сделаю из подобной данности вполне определённые выводы?

Глеб Тропин   06.09.2025 20:07   Заявить о нарушении
А ваша реакция мне приятна, и тем приятней, чем больше услышу слова по теме: я и вправду попробовал впервые (?) этот стиль. Подобное выражение мысли наиболее просто и доступно не искушенному в знаниях читателю.

Я-то и сам - олух царя небесного. А этим приёмом, так сказать, сужаю перечень своих умничек. Подчеркиваю, редких, карандашиком, и люблю их, пусть даже и не знают они о том. Они этого и не замечают вовсе, а мне - и для творчества достаток и для воображения красивые картины.

Одним словом (не одним), вы "под карандашиком", золотая моя умничка.

Глеб Тропин   06.09.2025 20:39   Заявить о нарушении
Глеб, вы захвалили меня, я покраснела даже. Очень интересно было почитать про этого человека. Ну и погуглила, потому как ничего не знала о нем. Сколько вы всего знаете.. Поразительно. Очень нравится вас читать.

Лара Кудряшова   06.09.2025 23:06   Заявить о нарушении
Радость моя, у меня в "Фотографе" есть строчки о лести. Глянь на досуге. А затем, если захочешь, поговорим об этом.

Обнял умничку.

Глеб Тропин   06.09.2025 23:23   Заявить о нарушении
Я ж в вашем "Фотографе" просто-напросто поселилась. И про кафе, и про кофе, и про прогулку... Ох, так бы и ходила за вами по Парижу... Даже хотела статейку накатать, именно по этой вашей работе...

Лара Кудряшова   06.09.2025 23:31   Заявить о нарушении
Ах, как мне приятна лесть!

Шутка.

Здорово, что вам понравился рассказ.

Но, если верно помню, предлагал поговорить о лести. Если ею умело пользоваться, то можно достичь больших вершин. Главное, уметь отодвинуть в сторону обычную, нудную совесть. Помните у Пушкина в "Скупом рыцаре": " Иль скажет сын, что сердце у меня... Смущаются и мёртвых высылают?"

Однажды мне наклеили бороду, надели парик в Вахтанговском театре и я, пройдя десять шагов, начал читать монолог Барона посреди Арбата...

Когда я возглашал:

"Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незванный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма... ", то шевелящийся прежде толпа слушателей замирала, подавленная правдою.

Ну да ладно, разошёлся...

Вот что хотел сказать. Бывает, хоть и редко, похваливают меня за что-нибудь. Но ты, красотуля, легла мне на душу. Надеюсь не надолго: скоро разругаю тебя. Обнял крепко.

Глеб Тропин   07.09.2025 00:47   Заявить о нарушении
."сладкое блаженство отражается на лице человека, которого хвалят,"..и в сердце льстец всегда отыщет уголок.. вас например надо на цитаты растащить. Настолько красивый, легкий, ни на кого не похожий слог..
Полагаю, многое определяется контекстом. Одно дело, когда льстят бесцеремонно ради собственной выгоды. Совсем другое – когда это делается для моральной поддержки, особенно если видишь, что талантливые люди сомневаются в себе. Ведь вокруг столько цинизма и критики в адрес других, хотя стоило бы критикующим обратить внимание на самого себя. Если говорить конкретно о "Прозе.ру", то рецензенты должны осознавать, кому и что они адресуют. Мой принцип прост: либо похвала, либо молчание. К тому же, впечатление от прочитанного сильно зависит от ума и настроения самого читателя.
Ну а когда читаешь таких мэтров, как вы, то только превосходная степень и уместна, и это истина.

Лара Кудряшова   07.09.2025 01:57   Заявить о нарушении
Глеб, пошла с вами в кафэ, как вы и приглашали, мне понравилось, было весело.http://proza.ru/2025/09/07/1505

Лара Кудряшова   07.09.2025 18:59   Заявить о нарушении