Укрощение мажорки

Чего только не насмотришься в новогодние каникулы! ТВ собирает фильмы и концерты, сказки и балеты, старые и новые, изрядно поднадоевшие и пересочиненные заново. Может быть, вам казалось, что фильм «Холоп» о перевоспитании потерявшего всякие берега мажора – находка изобретательных сценаристов?
Спешу вас разуверить: еще в 1623 году Вильям Шекспир (если не сомневаться в том, что такой автор действительно существовал!) опубликовал презабавнейшую комедию «Укрощение строптивой». И в ней, прежде чем изложить сюжет, в интродукции нарисовал схожую картину: забавляясь вместе со своей челядью и актерами, некий лорд велит храпящего пьяницу-забулдыгу перенести в барские покои. Цитируем:

  «О подлый скот! Разлегся, как свинья!
  Смерть злая, как твое подобье гнусно!
  Что, если шутку с пьяницей сыграть?
  Снести его в роскошную постель,
  Надеть белье тончайшее и перстни,
  Поставить рядом стол с едою вкусной
  И слуг кругом, чтоб ждали пробужденья.
  Узнает этот нищий сам себя?»

Забулдыга сперва поверить не мог, что он – это не он, а маленько свихнувшийся вельможа, но окружающие убедили его в том, что всё истинно так…

Словом, эта интродукция ярко рисует сюжет современного фильма «Холоп», только с точностью до наоборот: мажора, который своими выходками достал всех окружающих, кидают в хлев на сено, бьют, унижают, дабы он на собственной шкуре испытал, как это больно. Рядовому обывателю сюжет, конечно, понравился, так им, незаслуженно разбогатевшим и севшим на шею работягам, да еще и попинывающим всех окружающих в морду лица!
Грех было не использовать находку вторично, и теперь исправлению надлежало подвергнуть мажорку. Читаем Вильяма нашего Шекспира дальше, где в пьесе «Укрощение строптивой» изложена суть дела. Всё незамысловато, как и в наши дни: главная героиня Катарина, старшая дочь состоятельного гражданина Падуи, настолько не воздержана на язык, хамовата, агрессивна, зла, что от нее шарахаются все женихи. Сестрица же её Бьянка не может быть выдана замуж, пока не обвенчают старшую …хулиганку. По пьесе она готова не просто обругать любого претендента, но и табурет или лютню о его голову разбить!
Из Вероны в эти края забрел главный персонаж пьесы Петруччио, который решил здесь разбогатеть женитьбой:
                «Таким друзьям, как мы с тобой, Гортензио,
                Не нужно лишних слов. И если знаешь
                Богатую невесту мне под пару, -
                А для меня основа в браке - деньги, -
                То будь она страшней, чем смертный грех,
                Дряхлей Сивиллы, злее и строптивей
                Сократовой Ксантиппы, даже хуже? -
                Намерений моих не изменить ей,
                Хотя б она и стала бушевать,
                Как шторм на Адриатике свирепой.
                Хочу я выгодно жениться в Падуе,
                И будет брак мой в Падуе удачен.
               
(Гортензио к Петруччо)

                Ну, раз уж мы так далеко зашли,
                Продолжу то, о чем сказал я в шутку.
                Могу тебе невесту предложить.
                Она богата, молода, красива,
                Воспитана, как знатная синьора,
                Один порок имеет, но немалый:
                Она сварлива просто нестерпимо,
                Строптива и груба сверх всякой меры.
                Приди мои дела в упадок полный,
                За горы золота ее не взял бы».

Но авантюрист по природе и весельчак Петруччио азартно берется за дело, подтверждает, что обладает волей, фантазией и достаточным юмором, чтобы добиться своей цели. Как? Непрерывно унижая ту, которая привыкла к подобострастию и поклонению, приговаривая при этом, что ей всё это нравится, что она мила, добра и покорна. Вот как поет Петруччио:

                «Сердись - не страшно. Мне с тобой приятно.
                Мне говорили - ты строптива, зла,
                Но вижу я - все эти слухи ложны.
                Ты ласкова, приветлива на редкость,
                Тиха, но сладостна, как цвет весенний;
                Не хмуришься, не смотришь исподлобья
                И губы не кусаешь, словно злючка;
                Перечить в разговоре ты не любишь
                И с кротостью встречаешь женихов
                Любезной речью, мягким обхожденьем.
                Кто говорил мне, будто Кет хромает?
                Клеветники! Нет, Кет стройна, как прутик
                Ореховый. Смугла же, как орешек,
                Но много слаще ядрышка его.
                Пройдись, а я взгляну. Ты не хромаешь?»


Это надо видеть! По пьесе Шекспира в советские времена тоже сняли фильм, в котором блистают  Людмила Касаткина и Андрей Попов, право слово, это ничуть не хуже, чем наши современные «Холопы». Если нынешние актеры абсолютно безлики, игра их невыразительна, то Касаткина и Попов просто незабываемы! В перевоплощение Катарины веришь, как и в возникшую вдруг любовь Петруччио, который покорял этот Эверест. Ведь какой характер, какая индивидуальность, какая аргументация в итоге у этой изумительной женщины! Надо бы слышать весь этот чудный монолог во славу мужа, но процитирую лишь его финал: 
                «И я была заносчивой, как вы,
                Строптивою и разумом, и сердцем.
                Я отвечала резкостью на резкость,
                На слово - словом; но теперь я вижу,
                Что не копьем - соломинкой мы бьемся,
                Мы только слабостью своей сильны.
                Чужую  роль играть мы не должны.
                Умерьте гнев! Что толку в спеси вздорной?
                К ногам мужей склонитесь вы покорно;
                И пусть супруг мой скажет только слово,
                Свой долг пред ним я выполнить готова».

Однако вернемся к нашей мажорке, которая отличилась тем, что влетела на угнанном полицейском катере …в ресторан, чудом не поубивав кучу народу. Матушка её, важная чиновница, дочь свою не осуждает и в любой ситуации умудряется отмазать от наказания. Но мажор из первого фильма (уже проученный, наставленный на ум!) берется хулиганку вразумить.

И вот тут надо, оттолкнувшись от беглой фразы из уст мажорки, посмеяться. В самом конце сюжета она в изумлении спрашивает инициатора всех действий: «Ради меня, той, которую вы видели всего дважды, вы нагородили всё вот это!?.»
А нагорожено действительно будь здоров сколько! От деревенских декораций из прошлого фильма до дворцовых анфилад, подсказанных интродукцией из комедии Шекспира! А потом будут и скачки по полям, и гусары, и война с Наполеоном 1812 года, и артиллерийские баталии…

Самое смешное, что всё это возникает буквально по ходу импровизаций сценаристов, которые непрерывно спорят о стройности сюжета друг с другом. Полчища актеров! Сложнейшие интерьеры и костюмы! Никакой Мосфильм с этим не мог бы вот так в одночасье справиться, но в «Холопе-2» как по мановению волшебной палочки всё получилось! А что вы хотите – новогодняя ночь.

По моему мнению бездарная вещь, как по замыслу, так и по воплощению, даже исполнителей главных ролей называть не стану, не стоят они того, Охлобыстин только и запомнился тем, как он в финале обоих фильмов разводит руками, типа, ну вот как-то так получилось.
Черт побери, но даже вот этот прием, включения интродукции, проистекающей параллельно с сюжетом, позаимствован у Шекспира! Как-то так получилось.

Хотя… Ну а как еще можно совладать с этими мажорами, которые своей распущенностью достали всех, и никакими законными средствами их не остановить? Исключительно лишь потратив миллионы на постановку отнюдь не малобюджетных сериалов. Чтобы вразумить ОДНУ МАЖОРКУ, избежавшую благодаря маменьке, двух лет исправительной колонии.
Черт ли их исправит, вон  Михаила Ходорковского за неуплату налогов и прочие прегрешения посадили на 8 лет шить рукавицы – и вышел на свободу еще более озлобленным врагом России. На днях сообщили, что у него лишь нынче экспроприировали богатый коттеджный поселок, с которого он регулярно снимал сливки доходов, поливая РФ на всех перекрестках грязью. И шикует ведь на средства, которые ранее вывел за рубеж. Может быть, вы думаете, что он, как и Чубайс, Березовский или Смоленский, сам что-то мог изобрести, придумать, заработать трудом? Еще дочка юриста Собчака мечется по миру, красуясь и бред всякий излагая, чем она обществу так дорога?
Реальная плетка по всем мажорам плачет, а не виртуальная игра.


Рецензии