Ошибка 22 июня 1941 года
Красная Армия могла имеющимися силами, сосредоточенными в Западных округах и приведенными в боевую готовность к 18 июня, могла нанести удар по фашистам 19 или крайний срок 20 июня 1941года. Силы, конечно, были не равны. Немцы отразили бы удар Красной Армии и начали бы наступать, но катастрофического разгрома подобного июньского не было бы.
В случае превентивного удара Красная Армия, вся страна в управляемом режиме перешли бы на военное положение. Не было бы ни каких спящих казарм, воскресных отпусков, уничтоженных танковых корпусов на марше, авиации уничтоженной на аэродромах. Все оборонительные рубежи и укрепления были бы подготовлены к отражению немецких ударов.
Авиация вела бы воздушные бои, бомбила наступающие немецкие колонны на территории Польши, Западной Украины. Авиация гибла бы в этих боях, но наносила фашистам не приемлимые потери. Брестская крепость вела бы подготовленную, осмысленную, то есть разрывающую коммуникации фашистов, оборону. Мосты перед прорывающимися, наступающими немецкими танковыми колоннами взрывали бы без колебаний. Флота вышли бы в море, и не допустили скрытного минирования наших портов. И т.д. План «Барбаросса»,план немецкого наступления был бы нарушен с первых дней войны.
Против тезиса о превентивном ударе можно высказать ряд возражений. Например: В июне 1941 года в СССР была проведена только частичная мобилизация Красной Армии, большое количество войск находилось в стадии формирования и передвижения к Западным границам, народное хозяйство работало по законам мирного времени.
Ответ на это возражение очевиден. Все эти проблемы существовали и 22 июня 1941 года, но тогда они решались в авральном порядке под воздействием наступающей немецкой армии.
Позитивную практику превентивного наступления, показало начало Первой Мировой войны. Первая Русская Армия Ранненкампфа и вторая Русская Армия Самсонова начали наступление в Восточную Пруссию до того, как в России была проведена мобилизация и развертывание всей армии. Германия вынуждена была прекратить победное наступление на Париж и перебросить войска в Пруссию. Армия Самсонова погибла в этом фактически приграничном сражении, но при этом все стратегические планы немецкого командования были сорваны. Германия проиграла войну именно в августе 1914. Она не имела экономического потенциала для ведения войны на истощение, на два фронта против Антанты. Вся остальная война была долгой агонией Германии.
Другой пример превентивного удара, это проведение упреждающей артподготовки в Курской битве. По развёрнутой и приготовившейся к наступлению немецкой армии, был нанесен артиллерийский удар. Этот удар нанес не только материальный ущерб, но даже в большей степени морально-психологический. Одно дело наступать на противника в эйфории своего превосходства, которое было создано соответствующими органами пропаганды, а совсем другое – зная, что противник готов к обороне.
Второй спорный аспект превентивного наступления связывают с политическими проблемами. Высказывается тезис, что если бы СССР нанесли первый удар, то союз о совместной борьбе против фашизма не был бы заключен.
Это очень спорное предположение. В основе заключения договора с союзниками лежат глобальные причины, связанные с переделом мира. Вопрос о том, кто первый выстрелил на границе, вообще не имеет ни какого принципиального значения. Фашистская Германия замахнулась на существовавший мировой порядок, поэтому против неё выступили основные «хозяева» мира.
СССР в довоенный период рассматривался как некоторая второстепенная, отсталая страна, с которой можно будет разобраться после разбора с Германией.
Свидетельство о публикации №225010301306