Советская литература поиски героя

Берлиоз все про Христа знает. Но суть вопроса какая:
Воланд под видом иностранца, но абсолютно без
акцента говорит, причем у него глаза разного цвета.
Вот почему это не показывают? Я этих режиссеров не понимаю, которые берутся за экранизацию. Ну сделайте человеку один глаз зеленый, другой там — какой у него был? —черный!

Воланд говорит Берлиозу, он как бы слышит их
разговор о том, что Христа такого… Берлиоз дал задание
Бездомному написать поэму, которая бы доказывала, что
Христа вообще не было на свете. Воланд это все слышит,
между ними садится и говорит, что Христос был.
Там самый главный другой вопрос. То есть задает сам
Воланд такую тему, проблему: не человек собой управляет,
а кто-то свыше управляет человеком. Понтий Пилат, ГаНоцри Иешуа — версия Булгакова — кто это такой.
Он с Понтием общается, называя его сначала «добрый человек». Понтий Пилат возмущен: «Какой я добрый, называй меня как положено». И его приговаривают к смертной казни за, скажем так, еретические взгляды. Много раз Булгаков менял название романа: «Воланд», «Копыта инженера»
и т. п.

Булгаков испытывал сопротивление материала. Ему этот материал сопротивлялся. Поэтому раздули во многом благодаря М. О. Чудаковой. Она своей точкой
зрения заполонила экраны горбачевского телевизора.
Сам Булгаков он был под воздействием «Божественной комедии» Данте, «Фауста» Гете. У него эпиграф из «Фауста»! А тут буквально вчера включил: называется литературно-предпринимательское общество. И чего-то
там обсуждают, концепции свои выдвигают. Вот
они занимаются якобы просвещением! Читайте первоисточник — текст. Во-первых, роман не законченный автором.

— А чем он должен быть закончен?
— Булгаков не знал, как закончить.
— А где он тогда взял сюжет? Почему он его взял?
— Приезжает в Москву тридцатых годов Дьявол.
У него и название было соответствующее. Потому что автор не знал, как сюжет развивать. Самое сложное — действие придумать, персонаж, вот что он будет делать. Говорят: «Тема любви». Какая там тема любви?! Изначально
Маргарита — женщина-ведьма, а это Булгаков на бессознательном уровне буквально взял у Гоголя — женщина ведьма. У Гоголя ни одной женщины нет нормальной.
У него либо Плюшкин, которого Чичиков принял за старуху, — это мужчина; либо ведьма или Коробочка. Там единственное — Чичиков едет в бричке, навстречу — другая бричка, там девочка сидит — просто сказка! И Чичиков
вдруг размечтался, потом — бац, так, оп! А если за ней
тысчонок двести! Все, у него калькулятор уже заработал.

Или опять незаконченная пьеса «Женитьба». Вот ее там
ставят тоже какие-то режиссеры, пытаются какие-то смыслы извлечь… У Гоголя это комедия. Понимаете? Или «Вий». Хома Брут стоит, а ведьмочка в гробу летает по храму. Коробочка, такая вот пухленькая, пальчики такие — это куклы
в доме Гоголя в Питере, в Литературном музее. Уникальные
куклы, я как их увидел, обалдел! Там все герои оттуда же. Он
женщин никогда не знал, сам Гоголь. В театре в гимназии он
женские роли играл в основном. Он такой худенький, такой
вот нос. Гоголевский, говорят, нос, да? Уникальный нос. Там
профиль — вау! Аист. Аисты же с большими клювами.
И вот Маргарита, «булгаковеды» пишут: вот она продала душу Дьяволу ради любви к Мастеру.
Посмотрите ее диалог с Воландом, она сама соглашается и на метле летает — кайф ловит.
Некоторые ассоциируют Воланда и Сталина. Вы что?
Риторический вопрос. Сталин после обращения Булгакова
распорядился принять драматурга на должность в Московский художественный театр…
— А зачем тогда пытаются снять хороший фильм «Мастера Маргарита», если там нет конца?
— Смотрите, вот режиссер, он там поступил во ВГИК,
и типа он считает себя гением: «Ой, да Булгаков, да я вот
сейчас… У него текст не получился, а я вот сейчас — опа,
будет обвал!». Юрий Кара, который снял первую экранизацию, — фильм на полке пролежал. А потом экранизация
была Бортко, где Басилашвили Воланда играл. Он считал,
что это великая роль. Актеры, они тупые! А сейчас этот
Локшин. На деньги Минкульта сняли. Я посмотрел, выдержал сорок… ровно половину фильма. Евгений Цыганов играет вместе со своей женой — она играет Маргариту. Серые мышки. Что он, что она. Режиссуры там ноль, там все
«картонное», даже декорации не могут нормально сделать! Впечатлений никаких.

— Так не дошли до первого источника?
— Ведь в «Фаусте» две части. Так же, как и в «Василии
Теркине» две части. Вторая часть называется «Василий
Теркин на том свете». Ее вообще не пускали в печать.
Твардовский — он великий был поэт.
А Гете первую часть в основном изучают, а вторую
часть, что там Гете написал в своем дневнике, — все опубликовано. «Второй частью своего „Фауста“ я такую задачку
задал всем этим литературным вшивым критикам, литературоведишкам, что хрен когда разгадают» — я вот в этой стилистической манере передаю суть Гете.

Вот черт вы там смысл поймете! Ничего вы там не поймете!
Поэма, написанная Данте Алигьери в период, дающий наиболее широкий синтез средневековой культуры, антологии мира. Три части — «Ад», «Чистилище», «Рай». Каждая состоит из тридцати трех песен. Вся она написана
трехстрочными строфами, с особой… И так далее, и так
далее. Вот, пожалуйста, оригинал. Но когда это прижизненное издание, там сейчас стоит бешеных денег — миллионы евро.  Сейчас
мы с вами наберем замечательную фразочку. Называется
это так: Константинопольский собор.
То есть, там собрались иерархи Византийской церкви.
Евангелий много было — надо создать жизнеописание
Христа. И вот строжайшая была цензура. И взяли из десятков Евангелий только четыре: от Луки, от Иоанна, от Матфея, от Марка. Все остальные под глубочайшим запретом.

А есть еще и Евангелие от Иуды! Я его читал, почитайте,
и вы поймете.
Его считают там: продал Христа за тридцать сребреников. А там были идейные вообще соображения.
Не вот эти тридцать монеток. Все множится, как слухи,
слухи, слухи. Это же вот сарафанное радио. Вот игра «испорченный телефон». Вот такая наша история — это плод,
результат игры в «испорченный телефон».
Вот тогда эта тема была актуальна. Потому что, если мы
возьмем два Евангелия, вернее две части Библии — Ветхий
завет, Новый завет, — то Новый завет — описание Христа.
В Ветхом завете вообще никто не знал, кто такой Христос.
Его просто не было априори. И до сих пор русские старообрядцы не признают никакого Христа.

Булгаков это положил в основу теологического, скажем, такого постулата: был
Христос или не был Христос, нужен он или не нужен? И он
своего там изображает, свою вариацию — вот этот Иешуа
Га-Ноцри. Это не Христос никакой, не прообраз никакой.
— А что он хотел вынести этим? Он же что-то хотел
вынести этим.
— Непонятно. Поставлены только вопросы. А они, вопросы, абсолютно не актуальные и не новые, если брать
историю литературы.
Как было написано на вратах Бухенвальда: «Каждому
свое».

Представляете, это же фашисты какие продуманные! Никто не знает. Я больше вас уверяю, сам автор
на девяносто девять процентов не знает, куда вывернет
кривая. Я говорю про образ, про сюжет.
Вот самое сложное, еще раз говорю, придумать концовку. Почему очень многие авторы прибегают к эпилогу?

Вот вам пример — Тургенев, «Отцы и дети». Вот он
не знал. Да, Базаров — нигилист, все отрицает. А сам он
внутри себя нарушает эти заповеди. Отрицание — он
влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову и так далее. Там
родителей любит, но скрывает это. Но вообще он нормальный, добрый такой парнишка. Все это бравада его — все словеса его, лозунги.
Вот автор не знает. Его история нереальная, самое
главное! Документальных текстов не так много — это мемуары. И то человек, когда пишет мемуары, он все равно включает свое воображение, то есть это уже вымысел допускается. Поэтому, когда пишут какую-то давнишнюю
историю, там всегда вымысел. История — всегда вымысел.
Почему? Потому что берут один и тот же даже документ,
но его по-разному трактуют так называемые специалисты-историки. Писатель — такой же творец. Вот он не знает, как закончить. Отсюда и с ума сходят.

Ну, пожалуйста: Гоголь разве знал? Вот он придумал
концовку: как быть с Чичиковым? Второй том написал,
что Чичиков там становится положительным героем, образцом для помещиков всея Руси. Рачительно ведет хозяйство, у него крестьяне счастливы, он сам счастлив, он
такой. Потом понял: он такую лажу написал! Все у него…
Он ощущает на интуитивном уровне сопротивление текста. То есть текст — это виртуальность, но это виртуальная
реальность. Это то, что пытается из головы автор передать.
Вот с помощью чего передать? С помощью этих слов,
с помощью нашего корявого-прекорявого языка. Наша
мысль гораздо больше, шире, грандиознее, чем любое
суждение. Поэтому все афоризмы — они настолько высосаны, придуманы, сконструированы. Все пословицы, поговорки — они, оп, не задумываясь. «Жизнь прожить не поле
перейти» — это аксиома.
Это то же самое как дыхание. Наша нервная система центральная не регулирует дыхание.
Это вегетативная нервная система, это как бы на автомате, априори это называется. Вот о чем речь! Пожалуйста,
еще раз говорю, Гете — он там сам уже довыдумывал все,
потому что он был великий фантазер.
— Так он шестьдесят лет писал!
— Все правильно, это труд его всей жизни, это как дело
всей жизни. Это гений был вообще, абсолютно. Иоганн

Вольфганг Гете — там какая поэзия гениальная! Русских
таких поэтов, пардон, нет. Это касается всех более-менее
таких, скажем так, не социально, а эпохально-значимых
тем, проблем, которые затрагивает тот или иной автор. Я
в этот же ряд ставлю господина Некрасова с его поэмой
«Кому на России жить хорошо» — она тоже не закончена.
С отменой крепостного права что произошло? Он видел,
что ужас произошел. Потому что все катаклизмы в России
начались с отмены крепостного права, все до единого.
И то, что мы сейчас живем в «пятой точке», в «жопе» так
называемой, это последствия 1861 года, той непродуманной реформы, которую провел господин Александр Второй, за что, так сказать, поплатился.

— У нас все правители приходили и по чуть-чуть гробили Россию либо есть которые, наоборот, в свет?..
— Ни одного. А вот есть немножко шутливая фраза, автор ее Георгий Полонский, автор сценария к великолепному фильму «Доживем до понедельника» про учителя.
И там один двоечник на уроке фразу такую говорит учителю истории — роль его исполнял Вячеслав Тихонов: «И вообще, после Петра Первого России на царей не везло».
Но тогда просто мем был — Петр. Вот полный, давайте по русски, полное уебище было — Петр! Вот смотрите, само
место выбора Питера — это только мог выбрать под водкой, под вином человек, у которого с головой не все в порядке! Вот — хоп, делаем здесь. Там жить невозможно,
Питер, он отталкивает! Вот сама аура, атмосфера — природа противится городу Петербургу. Революция там произошла — неслучайно вот эти катаклизмы. Это место,
на котором не должен жить, где не должен жить человек.

Там были болота и леса, ну вот бы и оставались, и все.
Какие вопросы-то? Так вот, возвращаемся к «Божественной комедии». Пожалуйста, смотрите. Признается величайшим памятником итальянской… Это правда. На три
части… Плод всей второй половины жизни, творчества
Данте. Дальше мировоззрение. Данте выступает здесь как
в последнем лице. Загробный мир состоит: Ад, куда попадают навеки осужденные грешники, чистилище и рай.
Дальше — вводная часть: события комедии излагаются автором от первого лица. В вводной песни поэт рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, однажды заблудился в дремучем лесу и как…
Теперь внимание! К чему восходит — к тексту Вергилия! Вот! Римский поэт Публий Вергилий Марон.

Данте как бы воспроизводит сюжет Вергилия. А Вергилий,
в свою очередь, это верования древних римлян, которые
берут начало в верованиях древних греков. Что такое река
Лета? Я на этом берегу, а тот берег — уже все, там покойники.
И туда человек отправляется в путешествие на лодке.
Река забвения — Лета, переплыть Лету — это твой последний путь земной. Пожалуйста, что в Вергилии? Творчество. Сейчас вы все увидите. Во-первых, до нашей эры —
это Вергилий. Вот я к чему вас и приводил. Там молодость — все подробно известно. Путь к славе. Вот оттуда
взято.

Понимаете, он прекрасно владел материалом — Михаил Афанасьевич, надо отдать ему должное, будучи медиком по образованию. Вергилий, личная жизнь. Еще раз
говорю, что надо читать только тексты. Биографы могут
уже, как ракушки корабль: увеличивают вещи в объеме
подводной части корабля любого. Так же и реальная
жизнь какого-то автора впоследствии обрастает вот этими «ракушками»: слухами, домыслами, вымыслами.
До сих пор неизвестно, где была Куликовская так называемая битва. Знак вопроса. Тула — но где там что? — там
ничего не найдено было. Хотя бы стрелы, может быть,
мечи — ничего! Куликовская битва какая-то там,
1380 год, как сейчас из истории помню. Ужас, о чем мы
говорим?!

Возвращаясь к Булгакову, там гремучая смесь — Вергилий, Данте, Гете, Гоголь, личная жизнь самого Булгакова.
Плюс это все активировалось, извиняюсь, последствиями
морфия, приема наркотических веществ.
— Ну понятно, в общем-то, его накрыло, а конец — он
никак не мог прийти к нему.
— Да. Потому что, понимаете, когда твоя мысль заходит в этот тупик, все — она вот — «ж…» называется, сюжет
должен быть психологически, то бишь логически выверенным. Что такое логическое — это как бы причина предшествует последствиям. Сначала причина, а потом следствия, как выводы из этой причины. Но сначала кто-то
поджигает, потом только пожар, потом дым, потом начинают тушить. То же самое и здесь. Ведь когда начало —
жопа, уже конец, то все.

А как выбраться из этого? Он
не заканчивает, человек сходит с ума от этого.
Потому что, я подчеркиваю это, наши мысли имеют
свойство: если ее насильно загоняют или она сама тебя —
это неизвестно, загоняет тебя в тупик, вот ты хоть стой,
хоть падай, хоть тебя расстреляют, хоть что — обратного
пути уже нет. Она из этого лабиринта не выходит. Отсюда
трагедии: пожалуйста, гоголевские.
Берите даже вот жизнерадостного Александра Сергеевича Пушкина: если бы не дуэль, прожил бы еще Бог знает сколько. Вот он «Дубровского» написал уже будучи довольно зрелым, известным литератором на Руси, а он не знал,
как закончить! Вот Дубровский, помещик, организовал
банду крестьян — грабили, убивали. Он распускает шайку.
Дальше чего? Вот чего? А он не знал, где такие Дубровские
здесь, в России, вот в этой действительности. Что делать?
Вот и сейчас время такое, что не могут авторы — писатели, режиссеры, драматурги — найти героя. Вот кто герой
нашего времени?

Это вечная проблема всех эпох развития литературы — кто будет героем. У Лермонтова вообще, поскольку
он был человек угрюмый, у него этот Печорин, этот урод
моральный, у него он герой, и то это сарказм, это все написано в предисловии. Вот только так надо его трактовать. Дальше Тургенев пытался. Опять: живет в Париже
и про Россию пишет. Ну, ребята, ну вы чего?! Вот поэтому
он и умирает, там какой-то болезнью заразился и сдох
молоденький. Все про него забыли, только мама с папой
приходят на кладбище к этому… А он не знал, как закончить. И таких примеров тьма.
Советская литература — поиски героя. Это коммунист,
это большевик — все, он себя там десять лет показал, этот
образ, его со всех сторон общелкали, как дятлы дерево,
червячков там находят. Все, а дерево пустое, дятел туда
не прилетит. Тема умерла. Кто, кто герой? Дальше нулевые,
девяностые — кто герой? «Бандитский Петербург», «Бригада», «Брат» этого… Он такой был, вот режиссер из Питера, он скончался. Режиссер «Брата», забыл его, на «Б» его фамилия. Вот у него бандит натуральный — герой, вот такой
пацан. Дальше: Афган был, там целые фильмы были. Герой
кто? «Афганец».

Кто такой «афганец»? Считай, это наемник, человек, убивающий за деньги. Герой, твою мать! Это
вечная проблема. А кто сейчас герой?
— Сейчас?
— Герой капиталистического труда, что ли? Все, героев нет.
— Ты сейчас, если вылезешь, герой. Ты вот, как вы сказали, с пробитой башкой в пруду окажешься.
— Конечно.
— Сейчас героев нет.
— Вы так говорите, что в природе вообще не существует, кто может прийти к власти в России и что-то сделать.
— А это фантастика, такого никогда не будет. Более менее — конец XIX века, отмена крепостного права, когда
крестьяне, бывшие крепостные, могли уже своим трудом…
И вот была надежда, которую воплощал собою Петр Аркадьевич Столыпин. Вот он эти миллионы крестьян, бывших
крепостных, собрал и сказал: «Ребята, осваивайте Сибирь.
Вот вам субсидия от государства». И в 1913 году, за год
до Первой мировой войны, Сибирь снабжала всю Европу
экологически чистыми продуктами. Фраза Столыпина Николаю II сказана: «Дайте мне двадцать лет без войны, и я
сделаю Россию лучшей страной мира».
— Но двадцать лет без войны же нереально.
— Ну как нереально? Берем: Первая мировая, Вторая —
двадцать лет прошло. Вот о чем говорю. Убили! Кто убил?
Пардон, те самые люди, о которых я там размышляю. Господин Бугров был исполнителем. Столыпин поехал в Киев
на спектакль.

На него до этого было восемь или десяти покушений, заканчивались неудачно. И он расстрелял упор
из револьвера — жид, еврей, который работал и на охранку, и на террористическую организацию. Бугров его фамилия.
— Значит, бесполезно пытаться — все равно придет
кто-то и грохнет. Смысл пытаться?
— Вот вам пример.

Неслучайно до сих пор категорически неизвестно — никогда не узнают, кто заказчик Немцова. Ближайшие десятилетия — я про «никогда». Кеннеди —
кто заказчик действующего президента США? А я уверен,
корни ведут в эти семейства, абсолютно засекреченные
для широкой публики, — Морганы, Ротшильды и прочие
товарищи, которые начинали еще с ростовщичества. Первый, еще раз говорю, а нет, если почитать биографию…
Две нации в мире до 1947 года не имели — я про евреев говорю — не имели своей земли, территории. Не имеют
и хрен когда будут иметь, потому что они очень разрозненны — цыгане, ромалы. Есть румынские, есть армянские, есть какие угодно, африканские цыгане — они никогда… А у них когда-то была своя территория, это было
единое племя. То же самое и евреи, неслучайно. Это уже
как анекдот стало: Моисей — пророк израильского народа — сорок лет водил по пустыне. Смотрите, цель какая
была: слабые сдохнут от жары, от голода, а сильные выживут. Он их специально водил, потому что он сам не знал,
куда идти.


В 1947 году образовали Израиль. Прежде всего с подачи Иосифа Виссарионовича Сталина. Первоначально был
у них взгляд на Крым. Потом там много чего не сложилось.
Прежде всего, воля, конечно, самого Сталина. Там все это
связано с Коминтерном, с убийством Михоэлса, который
был руководителем еврейской общины Советского Союза.
А Михоэлс был актером, народный артист РСФСР. Под машиной — сбили машиной и все. Машинкой раз, и все… Шикарные похороны…
А дальше 1947 год. Как делают? Палестинцев изгоняют
с земель. Я помню, я в начальной школе учился. Нам
на уроках вещали: вот евреи приперлись на исконно историческую землю Палестины и выгнали палестинцев!

И плакаты были такие! В Советском Союзе при Брежневе.
«У птички есть гнездо. У лисички есть свой домик в земле — норка. Только у палестинца нет своей родины. Он такой несчастный по пустыне…». Урод в белых одеждах. Черно-белые плакаты. Мы так: «Па-лес-ти-на! Па-лес-ти-на!
Евреи враги!». Вот так. Неслучайно самый короткий анекдот: «Еврей — грузчик».
Вот вы посмотрите текст, если хотите, как-нибудь откроем: Александр Исаевич Солженицын написал книжку.
«Двести лет вместе». То есть он считал, что евреи пришли
в Россию двести лет тому назад. Получается, XX век, XVIII
век. Ничего подобного! Они там гораздо раньше были.
Только сразу себя стали проявлять. Вот про-яв-лять. Как
проявлять? Обосабливаются, русские для них грязные свиньи, все другие — тоже: «Это не люди, а вот мы — это да, мы избранные. Мы из Земли обетованной, наши предки, историческая родина…» Еще раз говорю: элита там не живет — я про Израиль.
— Сейчас это настолько все смешалась. Хаос создает
условное-преусловное. Вот это все — «золотой миллиард» — это все одна из теорий. Она имеет место быть,
на здоровье.

А хаос создают люди, пришедшие к власти.
В смысле не к власти как таковой, они своих уже ставят —
к власти денег. Вот берем Уолл-стрит — еще раз говорю,
об этом мало кто говорит: можно проследить финансовые
потоки создания Третьего рейха при Адольфе Гитлере.
И одни из первых — евреи: финансировали, давали на военно-промышленный комплекс Германии денежки свои.


— А в чем там замысел был?
— Они испугались. Они думали так: вот мы сейчас его
загладим, и он нас не тронет. Видите, я уже начинаю даже с акцентом таким говорить, как они иногда и говорят.
«Чтоб нас не тронул. Наше местечко не тронул. Мою
швейную фабричку не тронул. Мой заводик свечной
не тронул». Потому что они понимали: лозунги, махина — вау, Германия, Третий Рейх! Арийцы, арийцы. Они
это все понимали.
И внимание! Среди евреев есть два типажа: есть левиты,
а есть гои. Левиты ненавидят гоев. Гой для них — это быдло.
Среди самой еврейской общины там это противостояние
элиты и всей остальной толпы. Эти шесть миллионов — это
не левиты, это гои, которые в Холокосте погибли. Вот так.
А элита была в Англии, в Америке основой основ. Почему
Рузвельтом руководили: Советскому Союзу — все, что ни
запросит, бесплатно; потом отдаст когда-нибудь! Не дай бог
Атлантику переплывут, и нам пипец здесь настанет!
— Но если возвращаться к «Мастеру и Маргарите». Закончить нереально здоровому психически человеку. То
есть психбольной может закончить?
— А там нечего заканчивать. Давайте так, основа сюжета — Воланд. И то это нельзя считать, что это воплощение реальное дьявола или сатаны. Это непостижимые
вещи. Это то же самое, как нельзя представить Бога, его
дураки только представляют — где-то на облачке такой
дедушка в беленьком сидит, такой весь ласковый, бороденочка седая, без возраста, бессмертный. И так вот: о, детишки мои!.. Ну, бред сивой кобылы!


— А как он выглядит тогда, по-вашему?
— Я считаю, это какая-то энергия, сущность вселенского масштаба.
— Которая управляет еще и космосом.
— Абсолютно. Потому что там закономерность вообще
уникальная. Из хаоса это не могло возникнуть. Передовые
физики… Я астрофизикой увлекался, я хотел стать профессиональным астрофизиком, эту тему я глубоко изучал.
Глубочайшие ученые задавались этим вопросом, что гармония такая, закономерности такие в космосе, что — опа,
а это, наверное, было создано кем-то. Вот сейчас популярна и уже менее популярна стала теория большого взрыва.
То есть смотрите, суть Вселенной: была какая-то пустота.
Дальше был такой сгусток энергии, а потом произошел
большой взрыв, и Вселенная стала расширяться. Я показываю: вот расширяется объем. Хорошо, вот это было — сгусток, а вокруг-то что было? Типа ничего, пустота. Бред?
Наш мозг не в состоянии постичь, что такое «ничто». То
есть древние греки пришли к гениальному выводу: все было, есть и будет. Все само по себе уже было, это было! Это было вечно. Но поскольку это, пардон, астрофизические, астрономические, физические, прежде всего, законы, сейчас постепенно как-то чего-то, начинают… Никогда человек не будет властителем Вселенной. Это исключено.
— Еще раз говорю, я даже хочу об этом какую-то работу написать типа статьи научно-популярной, что, ребята,
не надо голову ломать над тем, чего нет. Там только вопросы в зачаточном варианте, но они абсолютно не актуальны.
— Да, то есть это была просто каша. Каша в голове.
— Ну не то что каша. Были такие художественно-сюжетные плоскости замысла.
— Я хочу понять это с психологической точки зрения.
То есть это была каша в голове человека, который просто
хотел выложить на бумагу это произведение. Правильно?
— Да.
— И после каждого укола морфия к нему являлась новая волна каких-то вот этих несуразных веществ, и в итоге
все, что у него было в голове…
— Вот, пожалуйста, вот этот кот — что там такого, скажите? Это чистой воды из Гоголя взято, на уровне. Потому
что когда Гоголь свои ранние вещи писал, он это все на народных вот…
— Это все, вы в это верите — на здоровье. Это с того
света не дано явиться, по тому самому божественному, понимаете? Это только в вашем воображении.
— Хорошо, откуда тогда в этом произведении мысли
о том, что не существует Иисуса?
— А об этом… Булгаков, что ли, это?! Это давным давно версии… Вот вам пример. Когда отменено двуперстие? При Иоанне Грозном, при патриархе Никоне. Вот
после этого Константинопольского собора, когда приняли
вот эти Евангелия и сказали: все, Новый завет — это
Иисус Христос! Его и пропагандируем. И ввели троеперстие.
— Я глубоко убежден, что подобный Иисусу Христу
персонаж, я в этом убежден, что Булгаков так же думал,
вот поэтому он написал своего Христа — вот этот Иешуа
Га-Ноцри.
— Это как бы версия Иисуса Христа в исполнении Булгакова. И я убежден в том, что подобный Христу человек
был, который проповедовал это учение — «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Потому что, еще раз говорю,
если сравнить постулаты Ветхого завета и Нового, — Новый завет идет из Ветхого. Там только «око за око» убрано,
«зуб за зуб» убрано.

Тебя ударили по левой — подставь правую. Миром правит любовь. Возлюби врага своего, как ближнего своего.
— А зачем же тогда подставлять вторую щеку в этом
Писании?
— Как бы победить вечную вражду между людьми, вечную зависть между людьми только любовь к ближнему.
Вот почему Лев Николаевич Толстой по-своему трактовал.
Неслучайно его Русская православная церковь отлучила
от себя. Ему во всех церквях Российской империи пропели
анафему, и до сих пор Лев Николаевич Толстой отлучен
от Русской православной церкви.
То есть понимаете, о чем я говорю? Это версия Михаила Афанасьевича Булгакова. И он не знал: вот Воланд,
дальше Мастер и Маргарита — там все, побесились. Воланд как бы переходит в другую точку земного шара.
Опа — ну и что? А вот в фильме-то что? Москва горит.
Москва горит. И версия какая — что Воланд уезжает, а Мастер и Маргарита, так сказать, остаются вместе и живут себе, и все.
Это все версия, монтаж это называется, Елены Сергеевны Булгаковой. Не она одна, там были ее помощники —
профессиональнее литераторы, чтобы хоть как-то завершить. Ну надо как-то завершить текст!
— А зачем тогда вот эти бездарные режиссеры пытаются снимать этот фильм? Смысл, если там нет конца?
— Вот вы посмотрите, кто они такие: Юрий Кара,
Владимир Бортко и вот этот господин Лакшин — кто он
такой? Вообще черт его знает, откуда он. Как черт из табакерки! Это что, великие режиссеры, выдающиеся, талантливые? Режиссеры средней руки. Юрий Кара снял
«Воры в законе», ну и все. Кто его сейчас будет пересматривать? Бортко — «Собачье сердце». Вот, великолепная
экранизация «Собачьего сердца» Булгакова! Великолепная! «Дни Турбиных» — уникальная экранизация пьесы,
один к одному — попадание в персонажи Булгакова.
Но там, понимаете, как: когда человек пишет для сцены, там совершенно иной подход у автора. Совершенно иной
подход.

— А чем он отличается?
— Когда ты создаешь образ в прозе, там у тебя персонаж — он как бы не… Его нельзя потрогать. А вот когда
идет репетиция, там уже конкретный актер говорит твой
текст. И очень часто авторы правят текст свой первоначальный, исходя из актера, из его голоса, тембра, физиологии, психофизики и т. д. Это делал Александр Николаевич Островский, прекрасный русский драматург. Вот он
на актеров ориентировался. Так же делал Шекспир.
Вот у тебя есть, предположим, для сцены… Я просто
писал некоторые вещи — первый раз я это сделал, извиняюсь за такую похвальбу, будучи учеником седьмого
класса. Мы с моим одноклассником у меня в квартире сидели на полу, писали. Нужно было новогодний спектакль
сделать, но такой, чтобы был вау! И мы взяли персонажи
какие-то для пьесы: Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга
и разбойники. А разбойники у нас были — популярный
тогда был Леонид Гайдай — вот эта троица: Вицин, Моргунов, Никулин. И еще мы взяли из Аркадия Гайдара
Мальчиш-Плохиш. А дальше сюжет рождался буквально
на листках. И мы это все играли и обговаривали. Потому
что Бабу Ягу играл я, вот этот Володька играл МальчишаПлохиша. Снегурочку мы выбрали… Ой, не Снегурочку,
а эту… С Дедом Морозом кто там бывает? Снегурочка,
правильно?
— Снегурочка, да. А кто же еще-то? Не Елочка.
— Снежная баба. Там была Ира Марченко такая, красивая девочка. А нужна была просто красивая девочка, и все.
Дед Мороз там был какой-то — он весь в бороде, не видно
там, кто это был. И вот эту троицу мы из таких шпанистых
подобрали, под их рожи. Почему иногда актер играет, —
вот типаж должен быть один к одному. Пожалуйста, берите Георгия Вицина, берите Юрия Никулина — я таких ярких даю сейчас героев. Берите Леонида Куравлева «Афоня» — гениальная роль. Там попадание… Вот должно быть
попадание интонационное.
Вот почему я ненавижу театры? Там актеры орут, и режиссеры исходят из труппы. Вот ты персонажа по-другому
представляешь, а там играет какой-нибудь.
Я однажды своих учеников повел во МХАТ. Было
по рассказам Чехова, думаю, ладно, пойдем. Тоже любят
из Чехова делать вот солянку и какие-то спектакли свои
уродские! Но еще раз говорю, девяносто девять процентов
режиссеров, извиняюсь, с пятой графой в паспорте в Советском Союзе, евреи, короче. А что они могут выдумать
вообще?! Ни черта они выдумать не могут. Вот они из говна делают конфетку. Сюжеты высасывают из пальца.
— Потому что сами не могут ничего создать.
— Абсолютно! У них есть гениальные абсолютно, есть,
это бесспорно. Но, еще раз говорю, это очень специфическая литература. Понимаете? Израильские поэты, живущие в Израиле, пишущие на русском, молодые, 21 века —
есть там 3—4. Но и такие же есть в России. А теперь посмотрите внимательно, что я вам сейчас скажу. Евреи-писатели, всемирно известные, ставшие классиками, они
не в Израиле, они в других странах. Вам примеры приведу,
пожалуйста, из русской литературы. Осип Мандельштам,
пожалуйста. Гениальный поэт Осип Мандельштам. Борис
Леонидович Пастернак кто у нас? Вот. Не украинец. Еврей,
естественно. Ну и… Понимаете, о чем речь? Но они не там
живут. Там жить — там невозможно писать, там ты вот
и будешь…
У меня был один молодой прозаик из Израиля, мы
с ним занимались литературным мастерством три года.
Сергей Брагар его зовут. Он писал свое фэнтези про какую-то девочку Тину. Он хотел в Голливуд прорваться
со сценарием своим. И мы с ним за три года написали листов двадцать всего-навсего. Потому что он вот все, он
не мог из себя ничего выжать вообще. Но не я же за него
буду писать. Сергей Брагар понял, и все, на хрен. А кем он работал в Израиле? Он двадцать лет назад вместе с мамой
эмигрировал туда. Живет на пособие. Мама — ей до пенсии еще как до луны. А он работает охранником в продуктовых магазинах Израиля. Все.
Он доволен, он всем доволен, ему ничего не надо. Он
так интересуется вот. Но сам из себя выжать ничего не может. Какая-то девочка Тина на каком-то острове, чего-то
там она. Я уж ему сюжет там чего-то… Я говорю: «Ну давайте вот это развивайте». Он писал в час по чайной ложке, три-четыре предложения за неделю, и все, он не мог дальше двинуться. Ну а какое там, чего? Сергей Брагар.
Хотя я говорю… Он: «Мне, может, псевдоним?» Я говорю:
«Никакого псевдонима. Посмотри, так будет написано:
„Сборник рассказов, автор Сергей Брагар“. Звучит!»
Из воздуха энергию брать, а зачем нужна была нефть?
Она даром была не нужна. Вот американские господа,
евреи, владельцы нефтяных вышек — они просто сделали
все, чтобы, не дай бог, его там изобретение стало промышленным.

— А они бы тогда обнищали?
— Конечно. Он бы был банкротом. Ну его нефть
не продается, на хрен она кому нужна! И до сих пор…
— Они специально украли все его документы и доказательства, что это реально?
— Конечно, чтобы никто не смог воспроизвести. Сам
Тесла об этом писал. Есть музей шикарный в Сербии, у меня там знакомые были, фотографии можно в интернете
найти. Они там были, и там экскурсоводы рассказывали,
что да, это все было сделано специально. Потому что он
через посредников… Сначала его очень хотел заполучить
Адольф, очень хотел. Он понял, что такое фашизм еще
в середине 1930-х годов. Потом он запустил информацию,
он хотел помочь Советскому Союзу, он считал, что Сталин — это остров свободы в мире капитала. Но там тупые
они были — Сталин, извиняюсь, насчет прогресса был такой товарищ, технического — особенно. И не оценили.

Он что хотел сделать тогда уже: разработал систему —
тридцатые годы — убрать все погранвойска, протянуть лазерный луч. Комар не пролетит мимо незамеченным. Все.
А эти сидели, репы чесали, все наши эти якобы академики
советские, уроды полные! Ну, как и нынешние. У нас нет
ученых, чтобы вы знали, ученых в России нет! Все. Ну как
это так, какая-то там лазерная граница — это что за фэнтези?! А он все это реально уже сделал.
Вот четкая версия существует: Тунгусский метеорит —
никакой не Тунгусский метеорит, он просто энергию направил в точку, которую заранее запланировал, чтобы
не было людей поблизости. Там на сотни километров лес
повален, деревья в одну сторону, никаких следов не нашли
никакие экспедиции. Я эту тему специально изучал. Якобы там это комета, атомная бомба инопланетная — там придурки всякие.

Какая там атомная ракета, Господи! Это
все настолько… И до сих пор они тормозят развитие прогресса.
Да. Не только оно засекречено. Это могут быть как гипотезы предположения. Но не забываем, есть уникальная
разведка, а это «Моссад», это израильская разведка. Она
от всех отличается одним — вот вам пример: когда арабские террористы расстреляли олимпийскую сборную Израиля, просто они вот так из самолета вышли — всех положили! В течение двадцати пяти лет абсолютно каждый,
кто к этому был причастен, он был найден в любой точке
земного шара и втихаря, без сообщений в прессе, был
умерщвлен. Вышел из дома — кирпич на голову, раз — машинка переехала. Раз — поскользнулся, упал, сердечко
что-то такое… Патологоанатом показывает: все в порядке,
но тромб оторвался, и все. Это делает «Моссад», у них это
просто прописано.
Смотрите, когда 7 октября 2023 года группа из Хамаса
вырезала вот это поселение на границе, 7 октября, собственно, началась — это конфликт называется Палестино-израильский конфликт, все так: «Ах, „Моссад“, вот как вы так прошляпили-то?!». Это, еще раз говорю, не просто так
все прошляпили, а там отбашляли на высшем уровне, чтобы вот эту заваруху сделать. Понимаете? Так-то вот. Это
все настолько требует дальнейшего, буквально глубочайшего расследования. Никто этим заниматься не будет.
Вот вы говорите, нет ученых. А как у нас будут ученые,
если они делают какие-то открытия, все равно им не дают
хода, этим открытиям — там убивают, забирают все.
Вот серьезно, если мы посмотрим историю российских «открытий» XX века, сейчас я вам скажу точно, кто что сделал. Первую лазерную установку сделали
два российских академика. Они стали лауреатами Нобелевской премии. Сейчас я вам покажу. Об этом просто никто не говорит.
Вы что-нибудь слышали про психотронное оружие?

— Вымышленное оружие, которое с помощью биологической энергии воздействует на мозг.
— А кто это вообще тогда придумал все это дело?
— Разработок много, вечный двигатель до сих пор
изобретают, сидят там! У меня, когда я на Шаболовке жил,
если объявление я давал в газету «Из рук в руки», никаких
компьютеров и интернета не было. Ко мне приперся один
заказчик, рукопись принес — такой вот!.. Вот он там написал — общая тетрадь, девяносто восемь, мелким-мелким
почерком — свою теорию происхождения языка. У человека образования пять-шесть классов.
— Чего происхождения?
— Происхождения языка, свою теорию. Там за любые
деньги отредактировать. Я начал редактировать, потом
его позвал, говорю: «Давайте приезжайте». А я принимал
у себя на Шаболовке, в коммунальной квартире я жил,
в комнате четырнадцать квадратов. Короче, мы сидим, я
говорю: «Вот вы понимаете, какой бред сивой кобылы вы
написали?! Что язык произошел из звука». Вот у него
теория была: язык про… Все, мы чуть с ним не подрались. Вот таких сумасшедших в любой стране, типа ученый он, изобретатель-гений — ну тьма-претьма. В нашей
Российской академии наук даже создана комиссия
по борьбе со лженаукой. Там не рассматривают просто
вот эти заявки.
Помните, была такая,
то ли Кулагина? Сейчас я вам это расскажу, это
был специально создан отдел в Комитете государственной
безопасности, где всех экстрасенсов якобы вот этих,
со всего Советского Союза — их там начали изучать, за ними записывать, экспериментировать. Сначала эксперимент какой был: вот обладаешь ты или не обладаешь.

И была Кулагина, она якобы могла с помощью мысли передвигать предметы на столе.
Но оказалось, ложь, там еще одно слово замечательное
есть — ложь, …еж и провокация. Махинации и иллюзион.
Игорь Кио, все! Никто ничего! Так что, я вас умоляю! Как
это? Вот задайте себе один вопрос: для чего вообще человеку дан язык? Вот, было бы гораздо проще: я иду по улице, а мне надо поговорить с человеком, и я раз так — переключаюсь на линию его мозга. Все остальные идут — все,
вот. Зачем нам такой труд? Зачем такие физиологически
и физически потные, калорийные затраты?
— Но есть другие мысли, что были до нас продвинутые
цивилизации, они телепатически все общались, они
не разговаривали.
— Вот для человека. Я уверен, что подобное запросто
может быть. Неизвестно, что там, абсолютно. Я верю
во все это свято. Запросто могут быть, но такие цивилизации, где даже там не будет подобия — вот у нас голова, две
ручки, две ножки и так далее. Это вообще энергия может
быть, звезда какая-нибудь, черная дыра какая-нибудь,
вдруг это разумное существо.
Сами они профессора математики из МГУ, студентам
балакали, а вот — оп, история! Понимаете, вот все даты
они переиначили, абсолютно все даты истории. У них теория такая была — неправильное летоисчисление. Отсюда

Бородинское сражение было не в 1812-м, не двестим лет
назад, а буквально там сто пятьдесят лет назад или сто.
Понимаете, о чем есть? Их книги, я помню, в «Библиоглобусе» на Лубянке в магазине лежали на всех полках — там
раскупали как жареные пирожки. Потом оказалось — лажа
и фикция. Они до сих пор здравствуют. Где-то еще выступают, какая-то аудитория им аплодирует. Ну дураков у нас
тьма!

Возьмите всякие секты: этот Виссарион, Илларион, которые в Сибири, — слава богу его арестовали. Кто он такой? Он бывший участковый милиционер, вот возомнил
себя новым Христом. Люди продавали квартиры, до сих
пор там живут. В тайге построили дома, там живут, сельским хозяйством занимаются. Тьма таких сект. Возьмите
вот, пожалуйста: Пасха, Священный огонь — никогда
не было показано, как он появляется, да? В этом храме
Иисуса Христа, храм Гроба Господня за семью печатями.
— А почему человечество до сих пор не может освоить
Луну? Сколько попыток
— У нас технологии еще на таком допотопном уровне!
Собственно говоря, чисто практически для чего — две цели чистого практического освоения Луны. Первое — там
громадные залежи гелия, на Земле его очень мало.
— А для чего он нужен?
— Гелий — это топливо будущего, это энергия будущего, это нефть вся, это все. Вот смотрите, на наших глазах
буквально исчезли электростанции, которые работали
на торфе. Вот я живу в поселке — в пятьдесят шестом году
организован, здесь были торфоразработки. Все, они были
полностью закрыты где-то в начале девяностых. Потому
что торф никому даром был не нужен как топливо. А вот
здесь брикеты торфяные делали. И вот весь народ, который здесь живет, это приезжие из глухих, нищих, сталинско-хрущевских деревень, где жрать было нечего. А сюда за рублем приехали за длинным.


— Так в чем проблема освоить Луну-то?
— А, сейчас объясню. Гелий. Второе: это обратная сторона Луны — идеальная стартовая площадка. Там минимальная затрата энергии и можно летать на Марс,
на другие планеты. Как такая станция пересадочная.
Но проблема в чем: там нет атмосферы — раз, там
в шесть раз притяжение меньше, чем на Земле, — два. То
есть человек там может находиться только в скафандре.
Дальше — запас кислорода: на сколько там — на неделю,
на две недели. И то в день он должен там двигаться час,
два, три. Дальше надо отдыхать, а иначе будет большое
потребление кислорода. Поэтому проекты какие сейчас
существуют? Такие стационары, условно, стеклянный такой купол. Вот там будут лаборатории. Это обязательно
будет, Света.
— Я знаю, я видела сон. Через двести лет там будут эти
стеклянные шары.
— Вот вам пример. Соединенные Штаты Америки там
совершат — в тридцатом году уже первая будет высадка
вот этой лаборатории. Даст Бог — доживем.
— А почему Америка, а не Россия?
— Но Россия уже в полной жопе в космосе давным-давно. Это началось со смертью Королева Сергея Павловича.
— Аналогов нет, да, ему?
— Это даже не этот, который был там журналист Рогозин, Роскосмос, или нынешний — Борисов, кто он там такой, не знаю. Все. Вот вам пример. Сейчас я объясню.
Российские двигатели космические: у них какая система
взлета — первая ступень, вторая ступень. То есть отлетает, вторая ступень отлетает, дальше они летают. И возвращаются. Корабль исчезает, такой купол остается. Они
на парашюте уже, космонавты, спускаются. Это было сделано еще в 1961 году. Технология разработана Королевым. Опробовано Гагариным, все прочие.
Теперь смотрите, что придумал, но не Илон Маск придумал, а его ученые, инженеры. Как взлетают корабли Илона Маска? Внимание! Они корабли многоразового пользования. Российские все корабли одноразовые, как одноразовый шприц. У него экономия в десятки, в сотни раз миллиардов, миллионов долларов. Вот у него, смотрите, корабли — это в интернете я видел — взлетают, высота сто километров и затем вниз они вот так же летят. И у них посадка — откуда взлетели, квадрат бетонный 20x20, они туда же опускаются. Все. И дальше можно летать там десять, двадцать, сорок, пятьдесят — сколько хочешь на одном и том же корабле. Вот они так запускают сейчас космонавтов в космос. А у нас до сих пор двигатель — он жрет
топлива немерено. Там, не дай Бог, топливо взрывоопасное. Сколько было случаев, когда на старте на Байконуре сгорел какой-то генерал-полковник выдающийся. Всех
пламенем объяло. Представьте, взорвалось, а люди рядом
были. Ну и все, они в огне просто исчезли. Там человек
двести–триста погибло.


Теперь смотрите, каждая бумажка — указано содержание чистого золота в монете, и монеты тоже выпускали,
один золотник — семь, почти восемь граммов чистого золота, девятисотая проба. Советский червонец имел массу
и пробу, как царская десятирублевая монета. Чеканилось
только в двадцать третьем году. Сейчас он, конечно, стоит
бешеных денег у коллекционеров. Это чтобы вы просто
имели в виду, это как раз то, о чем я говорю. Берем так называемый советский червонец.
Когда было только опубликовано в период горбачевский, когда якобы
там гласность, свобода и т. д. Все! Я думаю, дай-ка я перечитаю. Открыл текст, честно. Вот я осилил, пардон, господина Булгакова «Мастер и Маргарита» — первая глава, вторая глава. Все. И хоть бы что шелохнулось. Я думал, вот
что там? Тогда, в тридцатые это его волновало. Но сейчас
это абсолютно неактуально.

Другой вам пример: вышел фильм, который получил
«Оскар» как лучший иностранный фильм в свои годы,
Михалковский «Утомленные солнцем», там первая часть, где вот это происходит на даче, там Меньшиков играет, Светлана Крючкова, вся вот эта братия. Я внимательно
посмотрел. Ну и что, за что дали «Оскар»? Ну все, уже тема Сталина — она, тьфу, уже никакая! Был ажиотаж, было
приковано внимание, когда вышел фильм грузинского
режиссера, называется «Покаяние». Там суть какая: там
персонаж главный, пострадавший от Сталина, он приходит… Там такой фильм-притча. Приходит к могиле Сталина, выкапывает труп и выбрасывает из земли, вот
из могилы. И заканчивается: там женщина пожилая, мать
пострадавшего, убиенного идет к храму. Там у каждого
человека должна быть дорога к храму.
Философский фильм.

Был живейший ажиотаж. Я просто про тему говорю, то есть тема Сталина, вот середины пятидесятых — почему вот так подняли «Один день Ивана
Денисовича» Солженицына, какие-то еще подобные, антисталинские. А сейчас все, эта тема даром никому не нужна. Я тоже про это. То есть это было актуально вот тогда.
— Нет, я не исключаю, что кто-то, предположим, да.
Но сейчас кинематограф абсолютно коммерческий практически. Я про российский, естественно, говорю, сегмент.
И снимают фильмы, которые окупаются. А вот эти так называемые авторские — это, пардон, надо искать финансирование. А это самая главная проблема. Любой режиссер,
даже самый-самый известный, если не находит деньги,
все, он даже с гениальным проектом будет носиться всю
жизнь, он будет не реализован, этот проект. Таких примеров множество.


Рецензии