когда государство для народа
Постановлением СНК СССР от 2 октября 1940 года № 1860 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР, и об изменении порядка назначения стипендий» введена плата за обучение для всех учащихся 8-10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ. (отменена в 1956 году). При этом обязательное гарантированное семилетнее образование оставалось бесплатным.
"Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся.
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год."(В дореформенных1961 года ценах -делить на десять)
В 1940 году, с целью подготовки высококвалифицированных рабочих, создаётся система профессиональных учебных заведений на основе ремесленных училищ, железнодорожных училищ и школ ФЗУ. Учащиеся этих учебных заведений были приняты на полное государственное обеспечение.
"С целью выявления фактических знаний и прочности усвоения их учащимися" утверждены годовые проверочные переводные и выпускные испытания для всех классов, начиная с четвёртого (Инструкция Наркомпроса РСФСР от 8 февраля 1943 г. "О проведении проверочных испытанний в начальных, неполных средних и средних школах".)
Проверочным испытаниям подвергаются все учащиеся при переводе их из класса в класс и при окончании школы, за исключением 1-3 классов, для которых перевод в следующий класс осуществляется только на основе годовых оценок знаний.
По окончании четвёртой четверти всем учащимся выставляются годовые оценки по всем предметам на основе оценок, полученных учащимися за I, II, III, IV четверти учебного года. Общая годовая оценка выставляется по каждому предмету испытаний и определяется на основе оценок, полученных на испытаниях, и годовой оценки по предмету.
Испытания проводятся на основе всего программного материала, установленного для данного класса по следующим предметам:
- в IV классах: 4 испытания (2 письменных (русский, арифметика), 2 устных (русский, география));
- в V классах: 6 испытаний (2 письменных (русский, арифметика), 4 устных (русский, арифметика, география, НВП));
- в VI классах: 6 испытаний (1 письменное (русский), 6 устных (русский, алгебра, ботаника, зоология, география, НВП));
- в VII классах (выпускные): 9 испытаний (2 письменных (русский, алгебра), 7 устных (русский, геометрия, Конституция СССР, физика, зоология, гелграфия, НВП));
- в VIII классах: 8 испытаний (1 письменное (литература), 7 устных (литература, алгебра, геометрия, анатомия, физика, иностранный язык, НВП));
- в IX классах: 9 испытаний (2 письменных (литература, алгебра), 7 устных (литература, геометрия, физика, химия, география, иностранный язык, НВП));
- в X классах: 12 испытаний (3 письменных (литература, алгебра, геометрия) , 9 устных (литература, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, история СССР, иностранный язык, НВП));
Устные испытания проводятся по билетам.
Введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе. (просуществовавшее 11 лет до 1954 года)
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР N 789 от 31 мая 1943 года "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов".
Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении". Здесь имелись в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находившихся в рамках единых коллективов.
Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 2 августа 1943 года утверждены ПРАВИЛА для учащихся, состоящие из 20-и пунктов, за нарушение которых учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы.
Весьма знаменательным событием военного 1943 года было открытие вечерних школ для рабочей молодёжи, которые впоследствии дали возможность получить среднее образование всем юношам и девушкам, которым война или другие обстоятельства помешали их систематическому обучению.
В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «О приёме детей семилетнего возраста в школы» от 8 сентября 1943 г. №964 предложено Совнаркомам союзных республик ввести повсеместно с 1944/45 учебного года обязательное обучение детей семилетнего возраста в начальных, неполных и средних школах. До этого момента в школу принимали детей с 8-и лет.
Начиная с 11 января 1944 года в целях более точной оценки успеваемости учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний, вводится цифровая пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся. До этого в школах использовалась словесная система оценки - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 января 1944 г. "О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы")
Утверждён и принят первый вариант обязательной школьной формы.
У девочек - шерстяные коричневые платья (ниже колен) с белыми манжетами на рукавах, кружевными съемными отложными воротничками и чёрным (белым - по праздникам) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты.
У мальчиков - серая гимнастёрка со стоячим воротником на пяти пуговицах, серые брюки, фирменная фуражка с кокардой жёлтого металла на которой изображены лучи солнца с рифленой буквой «Ш», окруженные лавровыми ветвями и чёрный кожанный ремень с бляхой жёлтого металла с тем же рисунком, что и на кокарде.
Новая форма учащихся школ была платной и приобреталась учащимися за свой счет, в отличие от формы учащихся ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Введение формы состоялось (в мужских школах, в отличие от женских) не единовременно, а постепенно — от младших классов и непосредственно первоклассников (с 1 сентября 1948 года) к старшим классам. Ношение формы требовало её содержания в полном порядке: гимнастерка, фуражка, брюки должны были быть вычищены и тщательно выглажены). Эта форма просуществовала до конца 1962—1963 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме.
Появились два основных документа: изданные в 1955 году и утвержденные в 1956-м Академией наук, Министерством просвещения РСФСР и Министерством высшего образования «Правила русской орфографии и пунктуации» - первый официально принятый свод правил, обязательный для всех, пишущих по-русски, и «Орфографический словарь русского языка с приложением правил орфографии» 1956 года на 100 тысяч слов, под редакцией Сергея Ожегова и Абрама Шапиро.
6 июня 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Получение любого образования в Советском Союзе вновь стало полностью бесплатным. Совет Министров Союза ССР постановил: "В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР."
!960 год. В целях дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляет считать необходимым с 1 сентября 1960 года наряду с развитием школ-интернатов, как учебно-воспитательных учреждений высшего типа, создание школ с продлённым днём, в которых дети будут находиться под наблюдением педагогов в течение всего дня, пока их родители трудятся на работе; организовать двухразовое горячее питание для всех детей продлённого дня (платное) и дневной сон для детей 1-2 классов с ослабленным здоровьем. (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. "Об организации школ с продлённым днём")
С начала 1960-х годов форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной пиджак с тремя чёрными пластмассовыми пуговицами и полушерстяные брюки в тон. Фуражки были заменены мягкими серыми или тёмно-синими беретами, как у Мурзилки в одноимённом журнале. В жаркую погоду допускалось ношение укороченных бриджей и шорт. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного. Форма для девочек осталась прежней, без изменений, но разработка её нового варианта шла одновременно с формой для мальчиков.
С 1 сентября 1965 года установлен повсеместно регулярный бесплатный проезд всех школьников, проживающих в сельской местности, в школу и обратно к месту жительства. (Постановление Совета Министров РСФСР "О бесплатном проезде школьников, проживающих в сельской местности" от 26 августа 1965 года.)
Новой Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР, законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования молодежи (ст.45). Также Конституцией закреплено Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего. Государство через систему распределения гарантирует трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.
В Советском Союзе, с целью обеспечить доступность образования для всех категорий граждан, впервые в мире была создана система заочного образования, охватывающая все образовательные уровни и до настоящего времени не имеющая мировых прецедентов.
1967 год. Очередное и последнее изменение школьной формы. У мальчиков появились полушерстяные синие костюмы с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Костюмы различались фасоном для неполной (до 8 класса) и старших классов средней школы, с различными нашивками-эмблемами на левых рукавах и алюминиевыми большими пуговицами. У девочек остались неизменными шерстяные, коричневые школьные платья и черные (или белые по праздникам) фартуки. Разрешено было только немного укорачивать длину платья (чуть выше колен).). Позднее к началу 80-х был введён новый костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить (по сезону) либо с пиджаком, либо с жилетом (поверх сорочки), либо весь костюм сразу. К форме полагалось надевать туфли, ношение спортивной обуви запрещалось. Эта форма продержалась до развала СССР.
Свидетельство о публикации №225010300140