Вспоминая Усть-Кару ч 4
Мы, спасаясь от жары, купаемся, то напротив электростанции , то на первом острове до посинения губ и, выскочив из воды, клацая зубами, лежим у самого яра на горячем песке, пересыпая его из ладони в ладонь. Затем, зачерпнув его в горсть, поднимаем руку повыше и слегка расслабляя пальцы, наблюдаем как струйки из белой, янтарной и желто-серой массы постепенно превращаются в конусный холмик. Соревнуясь — чей холмик будет выше, мы в силу своего детского возраста и ещё не приобретённой житейской мудрости, даже не осознаём, что вместе с песком сквозь ещё тонкие, но уже загрубевшие пальцы закономерно и неумолимо в Вечность утекает Наше Время. И не только наше, но и всего сущего под Солнцем. А цвет песка определяет периоды нашей жизни. Белый — детство и юность, янтарный — молодость и зрелость, желто-серый — старость и дряхлость. И от того у кого какого цвета песок на вершине холмика, тому и был отведён означенный период жизни. У Павла Бунькова - белый, он утонул в 16 лет; у Герки Плотникова — янтарный, он умер от инфаркта в 37 лет. У меня с Сашкой Ёлгиным — желтый. Сашка скончается в марте 2018-го, тоже от инфаркта. Я — самый последний из всех тех ребят. Провожаю уходящий две тысячи двадцать третий год. Так распорядился Всевышний. Почему именно так? Тайна сия велика есть.
-А чё, ребя, в-война с я-я- я-пошками скоро зачнётся, а-а -али к-как? - неожиданно спрашивает заика Шурка Марков.
- Да, поди , уж скоро, - отвечает Гоха Карякин, повернув голову в его сторону. Затем снова начинает пересыпать песок и медленно, как бы нараспев, продолжает- Вот только опеть сколь народищу-то поубива-а-ют! И опеть зачнут присылать похоронки. Скорее бы уж всё это кончалось, а тамака бы и карточки на хлеб отменили.... Э-эх-ма! Наелися бы мы тажно хлебушка вдосыть! А посля, глядишь, и сахар с солью появятся.Тогды и вовсе заживём, как бывало до войны и когды тятя ещё дома был, да и мамка не болела.
После этих слов повисает тишина и каждый из нас уносится мечтами в своё далёкое, отгороженное невидимой и непреодолимой стеной, сытое довоенное детство.
Прогревшись , мы снова бросаемся с криками в воду и заплываем на глубину, соревнуясь — кто дольше продержится на плаву, пытаясь плыть против течения. Наши загоревшие тела такие щуплые и узкоплечие и среди них лишь один широкоплечий с крепкими мускулами Сашка Ёлгин, чей отец, тоже Александр, пропал без вести на фронте.
Иногда мы между собой ссорились и даже дрались, но у ребят короткая память на ссоры и драки и в большинстве случаев они не держат внутри себя затаённую злобу, как это бывает порой среди взрослых.
С окончанием войны к нам вернулись игры : лапта, чехарда, прятки, городки. Но заботы: где найти что-нибудь съедобное, остались
Ещё была обязанность — ходить в магазин за хлебом, выстаивая в длинной очереди.
Сокровища ребят: рогатка; медный пугач-самоделка, бабахающий спичечными головками; зоска, представляющая собой кусок собачьей шкурки с прикрученной к ней свинчаткой; «чеканка» для игры в копейки. Она же — чика.
Где-то году в 47-м или 48-м около клуба построили танцплощадку и стали по вечерам устраивать танцы под патефон, а потом под баян и аккордеон. На баяне играл Иван Кармадонов, а на трофейном аккордионе вальсы Дунайские волны, на сопках Маньчжурии, Амурские волны, Берёзка, Над волнами; фокстроты Рио-Рита, Дядя Ваня, Путь-дорожка фронтовая — фронтовик Бондарев.И конечно же - танго «Утомлённое солнце». Особенно лихо Бондарев наяривал завезённую с Германии тирольскую польку «Роза Мундо». Слов её никто не знал, но наша шпана придумала свой текст, начинающийся словами : « По блату, по блату дала девчонка брату, а мамка адвокату, а тётка — солдату......» Свой вклад в этот текст внёс и я.
Представьте себе картину: на танцплощадке в полумраке кружат пары (единственная лампочка едва светит над входом). Над ними время от времени пролетают и начинают кружиться летучие мыши, привлечённые , как мы считали, светлыми платьями девушек. Рядом в протоке квакают лягушки, а вокруг площадки на траве сидят и слушают музыку любопытные ребятишки, среди них и я, на которых после страшной войны вдруг свалилась удивительная мирная жизнь с музыкой и танцами. Всё казалось таким необыкновенным и чудесным. Прошло семьдесят пять лет ,а память сохранила не только те мелодии, но и выражения лиц моих сверстников, очарованных той музыкой. А танго «Утомлённое солнце» запало в душу особенно прочно и я напевал его сам себе всегда в минуты лирического настроения. Впоследствии, отдыхая на Юге уже седовласым мужчиной и, танцуя с привлекательными женщинами это танго, я мыслями переносился туда, где впервые услышал эту мелодию.
Свидетельство о публикации №225010301481