Бухарский принц в роли марсианского революционера

 Бухарский принц в роли марсианского революционера
 
Часть вторая
 
фото 1. Скан из фильма «Папиросница от Моссельпрома». Веснина в исполнении Ю.Солнцевой и кинооператор Латугин, которого играл Н.Церетелли, в милицейском участке. Источник: Госкаталог РФ. Местонахождение: Государственный центральный музей кино.
 
Едва закончились съемки «Аэлиты», как ведущие актеры (Н.Церетелли, Ю.Солнцева, И.Ильинский и кинооператор Ю.Желябужский) перекочевали в очередной  межрабпомовский проект —  кинокартину «Папиросница от Моссельпрома» , которую Ю.Желябужский снимал уже как режиссер и кинооператор. Мир Саид Худоярхан великолепно сыграл в этом фильме роль кинооператора Латугина. «Аэлиту» снимали два кинооператора, вторым пригласили берлинца Э.Шюнемана. Кажется, это был абсолютно аполитичный киношник: он начал крутить ручку киноаппарата при Вильгельме II, снимал в Веймарской республике и в СССР, работал в Третьем рейхе, после крушения которого жил и трудился в ГДР.
 
Премьера «Папиросницы от Моссельпрома» состоялась 2 декабря 1924 года. Еще один повод вспомнить про актера Н.Церетелли.  Публика благосклонно приняла фильм, он пользовался популярностью, и пролетарские критики не особенно ломали копья вокруг незамысловатого сюжета развлекательной комедии, снятой пасынком М.Горького. По сюжету бухарский принц в роли кинооператора Латугина женится на лоточнице, которую играла бывшая марсианская царица Ю.Солнцева. Какое падение по социальной лестнице! Лоточница, торгующая сигаретами, — это даже не пролетарка, это барыга, осуществляющая спекулятивные услуги и извлекающая из этого прибыль, если выражаться в стиле лапидарного марксизма. По сюжету из этих социальных низов кинооператор Латугин поднимает торговку, женится на ней, и затем снимает ее в главной роли в своем фильме. Над сценариями «Аэлиты» и «Папиросницы от Моссельпрома» работали Ф.Оцеп, один из акционеров киностудии «Межрабпом-Русь», и А.Файко при участии А.Н.Толстого. Если бы сценарист Ф.Оцеп знал в 1924 году, что через пять лет «марсианская царица и папиросница» Ю.Солнцева выйдет замуж за перспективного режиссера А.Довженко, и он снимет ее в главной роли в своем фильме «Земля»... Сюжетная линия предсказаний имени Ф.Оцепа. Он не догадывался, что сценарии имеют свойство оборачиваться в реальности. В 1927 году уже как режиссер Ф.Оцеп снял юную актрису Анну Стэн в фильме «Земля в плену» и женился на ней.
 
Ф.Оцеп работал с Я.Протазановым еще до революции, написал, в частности, сценарий к протазановской «Пиковой даме», которую считали образцовой экранизацией. Я.Протазанов — это просто генератор киноталантов. Все, кого он привлекал к работе, все, кого он благославлял жестом или взглядом, прогрессировали в дальнейшем. После «Аэлиты» Ф.Оцеп прославился своими интересными работами: сценарием фильма «Папиросница от Моссельпрома» и режиссурой «Мисс Менд». Фильм «Земля в плену» закончился для него женитьбой на А.Стэн. Но в 1929 году Ф.Оцеп в предпоследнем московском вагоне уехал на работу в Германию, откуда уже в СССР с новой паспортизацией, всеобщей анкетизацией, пропиской и границей на замке предусмотрительно не вернулся. Снимал фильмы во Франции, Италии, США и Канаде. В 1930 году в последнем вагоне по маршруту Ф.Оцепа в Германию последовала его супруга А.Стэн. Красавица оказалась дамой сметливой и практичной, она вскоре развелась с Ф.Оцепом и переехала в США, где совершила умопомрачительную для эмигрантки карьеру в Голливуде. Этого не удалось сделать даже прославленному актеру немого кино И.Мозжухину. Линия Ф.Оцепа и А.Стэн могла бы послужить неплохим сюжетом для звукового кино.
 
В московском кинтеатре «Арс» на премьере «Аэлиты» звучала музыка, написанная композитором В.Кручининым. Позднее звуковой ряд заменили на аранжировку из произведений А.Скрябина, И.Стравинского и А.Глазунова. В ленинградском кинотеатре «Светлая лента» на показах «Аэлиты» 18-летний Д.Шостакович, подрабатывавший тапером, исполнял музыку, написанную им специально для фильма. Удивительно, но современные композиторы до сих пор вдохновляются кинокартиной столетней давности и пишут саундтреки к ней, в частности, С.Дрезнин и С.Летов.
 
Художником-постановщиком «Аэлиты» был авангардист И.Рабинович. Над декорациями трудился художник В.Симов из МХТ. Адаптировал декорации к фильму С.Козловский. Костюмы героев фильма, в том числе марсианские, создавала художница-авангардистка А.Экстер, близкая подруга А.Таирова и А.Коонен, оформившая многие спектакли Камерного театра. Костюмы создавались при участии известного модельера Н.Ламановой, бывшей «поставщицы двора Ее Императорского Величества». Марсианские костюмы и декорации произвели фурор.
 
Таков был размах Я.Протазанова, он собрал лучшие творческие силы страны.
 
фото 2. Н.Церетелли в роли Фамира в спектакле «Фамира-кифаред» по пьесе И.Анненского в постановке А.Таирова в Московском Камерном театре в 1916 году. Открытка. Источник: Госкаталог РФ. Местонахождение:Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
 
Легче рассказать о всех спектаклях, где сыграл Н.Церетелли, и всех кинофильмах, где он снялся, чем изложить канву его биографии, где семейные легенды сплетены с фактами. Он родился в Москве в 1890 году, мать его — Максимова Софья Ивановна (1871 — 1943) — происходила из купеческого сословия, переводчица философской литературы, перевела с английского языка несколько произведений Д.Юма. Отец — бухарский принц Мир Саид Мансур (1863 — 1918) — служил на момент знакомства с С.И.Максимовой в 1-ом Сумском гусарском полку. Этот полк дислоцировался в Москве. В 1889 году где-то пересеклись пути гусарсого корнета Мир Саид Мансура и Софьи Ивановны, дочери петербургского купца 1-ой гильдии Ивана Максимовича Максимова. Откуда же фамилия Н.Церетелли с двумя -лл? По семейной легенде бухарский принц не мог вступать в морганатический брак с представительницей купеческого сословия. И тогда Софья Ивановна фиктивно вышла замуж за своего близкого друга — этнического грузина князя Церетели Григория Филимоновича, студента-филолога, проживавшего в Санкт-Петербурге. План этой махинации был таков, что в скором времени она разведется с князем, оставшись княгиней. Однако не так-то просто в царствование Александра III было развестись. Развода добивались годами и зачастую без шансов на успех. В итоге мать сотворила в семейных отношениях необычайную путаницу. Она стала документально княгиней Церетели, но родила от Мир Саид Мансура семерых детей, первым из которых был будущий актер Н.Церетелли (с двумя -лл в написании фамилии). Все дети носили фамилию филолога Церетели, правда, дочь Любовь поменяла фамилию и стала актрисой Любовью Мансур. Еще одна дочь — Тамара — выбрала себе фамилию Тамара Мангит. Вероятно, позднее Софье Церетели все-таки удалось оформить развод, потому что некоторые источники утверждают, что Мир Саид Мансур был женат на княгине Софье Церетели. Дети Мир Саид Мансура были признаны в Бухарском эмирате. Будущий актер Н.Церетелли с матерью посещал Бухарский эмират, где встречался с бабушкой, матерью отца.
 
Ошибочную версию о семейных отношениях Мир Саид Мансура и Софьи Церетели изложила в своих воспоминаниях актриса И.С.Строганская, урожденная Алексеева, дальняя родственница самого К.С.Станиславского, однокурсница Н.Церетелли по курсам Адашева, считавшаяся одно время невестой актера. Ее мемуары хранятся в РГАЛИ. «В то время,-  пишет она,-  Мансур Хан собирался жениться на русской девушке, Софье Ивановне. Это оказалось сложным делом. По законам царского времени, “высокорожденной” особе не разрешалось вступать в брак с “нетитулованным” лицом.

 
Единственным выходом был фиктивный брак. К счастью, один грузинский князь, Михаил Вагранович Церетелли, давний поклонник юной Софьи Ивановны, услыхав о создавшемся затруднении, проявил рыцарские чувства и предложил ей сочетаться с ним фиктивным браком. Так Николай, первенец Сеид Мир Мансур Хана, стал именоваться Николаем Михайловичем Церетелли».

 
Эту ошибку И.С.Строганской можно отнести только к аберрации памяти: такой грузинский князь существовать не мог, имя Вагран в его отчестве  армянского происхождения, а разветвленный род тбилисских князей Церетели писал в своей фамилии одно -л.

 
фото 3. Н.Церетелли в роли Гяура в спектакле «Голубой ковер» по пьесе Л.Столицы в постановке А.Таирова в Московском Камерном театре. Открытка 1917 года.
 
Настоящий отчим актера — Г.Ф.Церетели —  был «внебытен», детей не имел, посвятил свою жизнь науке, вскоре стал профессором Петербургского университета, видным филологом, папирологом, в СССР стал членом-корреспондентом АН СССР и даже баллотировался в академики. В 1938 году он был расстрелян в Тбилиси, там же тогда проживала вдова Мир Саид Мансура Софья Церетели.
 
Дети купца И.М.Максимова были очень талантливы. Да и сам он отличался умом. В начале ХХ-го века И.М.Максимов (дедушка актера со стороны матери) был уже потомственным почетным гражданином столицы, одним из руководителей Петербургского кредитного общества и дослужился до чина действительного статского советника, что соответствовало генерал-майору в армии. Единокровная сестра матери актера, дочь купца И.М.Максимова от второй жены, Мария Ивановна Максимова, стала доктором исторических наук, профессором, специалистом по истории античного искусства и античного Причерноморья. Следовательно, она была тетей «марсианского революционера», актера Н.Церетелли. Как видим, М.И.Максимова была коллегой папиролога Г.Ф.Церетели, и она,
действительно, дружила с ним и состояла в многолетней переписке. Племянница Софьи Церетели и, соответственно, двоюродная сестра актера — Мария Владимировна Максимова, по второму мужу Карамзина, эмигрантская поэтесса. О стихах М.Карамзиной в эмиграции одобрительно отзывались И.Бунин, В.Ходасевич и Г.Адамович. М.Карамзина и ее муж штабс-ротмистр 5-го гусарского Александрийского полка Василий Карамзин из рода историографа Н.М.Карамзина в 1939 году проживали в буржуазной Эстонии и далее, согласно вектору исторического развития, оказались в Эстонской ССР. После начала Великой Отечественной войны В.Карамзина расстреляли, а поэтессу с тремя детьми выслали в Нарымский округ, где она в 1942 году умерла от голода и болезней, пережив на полгода своего двоюродного брата, актера Н.Церетелли.
 
Отец актера, бек Кермине — Мир Саид Мансур скончался от ран в марте 1918 года в Кермине во время «колесовского похода». В явочном порядке без одобрения «центра» ташкентцы под руководством председателя Туркестанского совнаркома железнодорожника Ф.И.Колесова запланировали ликвидировать суверенитет Бухарского эмирата, но все, что удалось колесовцам, так это захватить Кермине и смертельно ранить бека Мир Саид Мансура. Существует версия, что супруга Мир Саид Мансура Софья Церетели в это время также находилась в Кермине с тремя малолетними детьми. Имущество бека Кермине было расхищено. Царствующий бухарский эмир Саидалимхан выплатил вдове 100000 рублей на обзаведение и 200000 рублей в счет понесенного ущерба. Чисто логически можно предположить, что вдова бека Кермине через несколько лет после этих событий опять вышла замуж за филолога Г.Ф.Церетели, вторично овдовев в 1938 году уже в Тбилиси. В личном плане она была довольно несчастной женщиной, оба ее мужа ушли из жизни не по естественным причинам, ей пришлось пережить всех своих семерых детей. Памятником ей остались переводы книг философа Д.Юма.
 
фото 4. Юный Николай Церетелли в Бухарском эмирате в гостях у бабушки. Скан из телефильма М.Левитина «Ящик с игрушками».
 
С детских лет Николай тянулся к театру, в имении на Волге, где прошло его детство, игры вращались вокруг театральных действ. Актрисой также стала его младшая сестра Любовь Мансур. Она обучалась в школе Камерного театра, и затем была принята в труппу. К сожалению, Л.Мансур безвременно скончалась в возрасте 32-х лет.
 
Первым увлечением Н.Церетелли был оперный театр, и он решил стать оперным певцом. Порыв не нашел отклика в сердцах родителей, мать мечтала о юридической карьере сына, а отец — об офицерской. Однажды, катаясь на лодке, Николай сильно простудился, у него пропали слух и голос. На певческом будущем пришлось поставить крест. После трех операций слух вернулся, а певческий голос пропал. В 1912 году Н.Церетелли поступил в частную драматическую школу на паях А.И.Адашева, официально называвшуюся Курсами драмы Адашева. Весной 1912 года в Москве гастролировал Немецкий театр во главе с известным режиссером М.Рейнхардтом. Берлинцы представляли спектакль «Царь Эдип», и М.Рейнхардт решил занять учеников школы А.И.Адашева в массовых сценах. М.Рейнхардт заметил экзотическую внешность Н.Церетелли и пригласил его в гастрольную поездку по Европе с участием в пантомиме «Сумурун» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи». Н.Церетелли побывал с Немецким театром в Вене, Мюнхене и Париже. Роль была небольшой, но Н.Церетелли выходил на сцену с ведущими немецкими актерами, уже получившими европейскую известность. В школе А.И.Адашева парижские гастроли Н.Церетелли зачли и перевели его на второй курс. В следующем году Н.Церетелли приняли в МХТ, но Курсы драмы Адашева со скандалом закрылись, и специальное образование Н.Церетелли оказалось неоконченным. Н.Церетелли считал себя учеником актрисы МХТ и театрального педагога из школы А.И.Адашева Н.Н.Литовцевой (это супруга В.И.Качалова, ее правнучка О.Б.Любимова является в настоящее время министром культуры РФ).
 
(Продолжение в третьей части.)
 


Рецензии