Бухарский принц в роли марсианского революционера
Часть третья
фото 1. Портрет Н.Церетелли кисти немецкого художника-экспрессиониста Макса Бекмана. Картина находится в Гарвардском художественном музее, США.
В МХТ с 1913 по 1916 годы актерская карьера Н.Церетелли не задалась. Красочно об этом безвременьи Н.Церетелли выразился в автобиографии: «кричал «хоп-хоп» за кулисами в четвертом акте «Трех сестер». Как уже было отмечено, режиссер В.Висковский открыл Н.Церетелли как киноактера. В 1915 году Н.Церетелли снялся в двух фильмах В.Висковского: «Сильнее смерти» и «Елена Павловна и Сережка» в главной роли. А также у других режиссеров в фильмах «Вернулось счастье» и «Хвала безумию». Все эти фильмы в буре революций, гражданской войны и отсутствия архивного хранения не сохранились. В 1916 году Н.Церетелли сыграл в 12 фильмах. Такова была производительность немого кино. И это не рекорд. И.Мозжухин в 1915 году участвовал в 20 кинопостановках. До революции И.Мозжухина очень любил снимать Я.Протазанов. В феврале 1920 года коллектив кинотоварищества И.Ермольева с И.Мозжухиным и Я.Протазановым в рядах отчалил от берегов Крыма на греческом судне «Пантера». И в Париже Я.Протазанов продолжал снимать И.Мозжухина в своих фильмах. И только после возвращения Я.Протазанова из эмиграции в СССР в кадр попал бухарский принц. И.Мозжухин, внук крепостного крестьянина, порвал все связи с новой властью в СССР, почти все его родственники были репрессированы в 1938 году.
фото 2. В.Холодная в роли И.Чернецкой, дамы полусвета, и Н.Церетелли в роли М.Рудницкого в фильме «Шахматы жизни» режиссера А.Уральского. Открытка 1916 года. Источник: Госкаталог РФ. Местонахождение: Государственный центральный музей кино.
Все фильмы 1916 года, в которых снимался Н.Церетелли, были мелодрамами. Все они сохранились только в постерах, фотографиях и журнальных отзывах кинокритиков. В трех из них Н.Церетелли снялся у режиссера А.Уральского. Любопытно должна смотреться снятая им мелодрама «Шахматы жизни» о перерождении падшей женщины (по роману А.Мар «Шах и мат»), где партнершей Н.Церетелли выступала Вера Холодная. Фильм А.Уральского «За право первой ночи» с Н.Церетелли был экранизацией рассказа А.Чехова «В море». В мелодраме «В семь часов» того же режиссера Н.Церетелли снимался вместе с уже упоминавшейся «его гипотетической невестой» Ириной Строганской. Незамысловатая мелодрама, полюбившаяся первым кинозрителям. Гимназист Костя (Н.Церетелли) влюбился в замужнюю женщину (И.Строганская) и зовет ее на свидание в парк ровно в семь часов. Журнал «Сине-фоно» рассказывал о фильме: «Буду ждать с часами в руках. Если не придете – умру». Письмо попало в руки мужа. И он, не колеблясь, перевел часы на 15 минут. Елена опоздала, и юноша покончил с собой, унося в могилу последнюю надежду молодой женщины на счастье и радость жизни…»
И.Строганская писала в мемуарах: «Костя смотрит на свои часы, понимает, что она не придет, вынимает из кармана револьвер и убивает себя в тот момент, когда в аллее появляется его любимая. Последний кадр: Костя в гробу. Я, вся в черном, в траурной шляпе с крепом, пришла с ним проститься. Муж с усмешкой следит за каждым моим движением.
Несмотря на банальность сюжета, в зрительном зале раздаются всхлипывания, мелькают носовые платки… Особенно горько плакала мать Церетелли. Его брат Борис потом объяснял мне: “Понимаете, все у нас считают Вас невестой Николая. Вот мама и боится, как бы с ним не случилась такая же беда”. Бориса расстреляли дзержинцы в 1920 году. Во время революции и гражданской войны было уже не до кино. Киноиндустрия рухнула.
В 1918 году режиссер А.Уральский эмигрировал, снимал фильмы в Италии и Франции.
Трижды в 1916 году Н.Церетелли снимал режиссер М.Доронин. Возможно, это были слабые банальные мелодрамы с такими коммерческими названиями, как «И раб дерзнул», «Цветы неба и земли», «Есть ли счастье на свете сильнее любви», но в пару к Н.Церетелли М.Доронин стабильно ставил актрису М.Рутц. Эта миловидная и, к сожалению, малоизвестная актриса не эмигрировала из СССР, но даже просоветские немые фильмы 1926 года с ее участием не сохранились. Так и осталась она в кино «загадочной М.Рутц». Но были ведь какие-то причины у М.Доронина приглашать М.Рутц в партнерши к Н.Церетелли? В художественной интуиции М.Доронину не откажешь. Он был хорошим актером и режиссером. К тому же Н.Церетелли заразил его восточной темой. В 1927 году на студии Узбекгоскино М.Доронин снял фильм «Вторая жена» по сценарию Лолахон Сейфуллиной (настоящее имя — Лидия Осиповна Сайфуллина) и одной из первых киносценаристок УзССР Валентины Собберей. Отец ее — Марцеллий (Марк) Феликсович Собберей владел до революции одним из лучших книжных магазинов Туркестана и издавал на свой страх и риск первые книги никому не известных ташкентских поэтов: П.Поршакова, Л.Порошина, А.Ширяевца (А.Ширяевец потом прославился, но рано ушел из жизни). Фильм «Вторая жена» — значительный для истории кино Узбекистана. В нем снимались Р.Мессерер, мать балерины М.Плисецкой, М.Гринева, жена ташкентского поэта А.Балагина. Сам М.Доронин великолепно играл в фильме роль злобного одноглазого гомосексуалиста Садыкбая с «красноречивой» в немом фильме сценой танца бачи. Наверное, впервые в СССР авторы подняли тему ЛГБТ. Обладая острым режиссерским зрением, М.Доронин не смог пройти мимо узбекского музея искусств, разместившегося в бывшем дворце великого князя Н.К.Искандер-Романова, и включил документальные кадры из музея в свой фильм.
Также трижды в 1916 году Н.Церетелли снимал режиссер А.Волков в мелодрамах «Зеленый паук», «Злые духи» (экранизация бульварного романа Е.Нагродской) и «Ничтожные» по модному в те годы роману Е.Нагродской «Борьба микробов». «Зеленый паук» удостоился благосклонной критики, Н.Церетелли опять играл в паре с М.Рутц. В 1920 году А.Волков также перебрался из Крыма в Европу, снимал во Франции, Германии и Италии. Любимым актером за рубежом у него стал И.Мозжухин.
фото 3. Актер Н.Церетелли. Литография немецкого художника-экспрессиониста Макса Бекмана.
При такой продуктивности киноактер волей-неволей получает всероссийскую известность и уже становится как бы стыдно «кричать хоп-хоп за кулисами» по системе К.Станиславского. Весной 1916 года Н.Церетелли ушел из МХТ. Изначально мечты Н.Церетелли об актерской карьере в МХТ были ошибкой для типажа с марсианской наднациональной внешностью. Что ему мог предложить МХТ в пьесах А.Чехова и М.Горького? Оставались только роль пажа Алискана в драме А.Блока «Роза и крест» и роль Сахара в пьесе М.Метерлинка «Синяя птица». На репетициях пьесы «Роза и крест» присутствовал сам А.Блок, и Н.Церетелли вел с ним беседы. Постановка не была осуществлена. В конце июня А.Таиров пригласил Н.Церетелли в труппу Камерного театра и предложил готовить главную роль в спектакле «Фамира Кифаред».
А.Коонен в книге «Страницы жизни» пишет: «Пришел Николай Церетелли. Это имя сейчас как-то ушло в тень, а между тем в годы, когда Церетелли играл в Камерном театре, он был одним из любимейших актеров Москвы. Такие его роли, как Фамира Кифаред, король Арлекин, Морис Саксонский в «Адриенне Лекуврер», Мараскин в «Жирофле-Жирофля», Ибсен в «Любовь под вязами», вспоминают до сих пор те, кто видел его на сцене. Церетелли пришел к нам потому, что Камерный театр был ему творчески и душевно близок. Он был моим неизменным партнером в течение многих лет. Мы были большими друзьями, я любила его не только как партнера, с которым мне легко было играть, но очень ценила его как товарища, ценила его большое внимание и заботу.
Церетелли обладал прекрасными внешними данными: красивое лицо, гибкое, пластичное тело, большой голос своеобразного тембра — то мягкий, певучий, то с каким-то резким, металлическим звучанием. Он был сыном бухарского принца, внуком эмира бухарского, а свою фамилию получил от отчима. В облике Церетелли очень чувствовался восток. В одних ролях он этим мастерски пользовался, в других — искусно преодолевал».
В 1923 году Камерный театр А.Таирова отправился в гастрольное турне по Германии,Франции и Италии. Это был триумф режиссера и, конечно же, всех актеров. Гастроли растянулись на семь месяцев. Н.Церетелли писал в своей автобиографии: «Не могу забыть двух вечеров моего большого душевного волнения, это — вечер премьеры «Федры» в Париже 9-го марта 1923 года, вечер громадного и неподдельного успеха Камерного театра, и вечер 10-летнего юбилея Камерного театра, вечер чествования в Государственном Большом театре 29 декабря 1924 года».
После возвращения из Европы Н.Церетелли перехватил Я.Протазанов в свой кинопроект «Аэлита». Затем случился первый уход Н.Церетелли из Камерного театра на один сезон. Режиссеры К.Эггерт и К.Сварожич пригласили его на роль Руделико в пьесе А.Луначарского «Поджигатели», которую ставили в Государственном Новом Драматическом театре. К.Эггерт, как и Н.Церетелли, начинал в МХТ, а затем перешел в Камерный театр А.Таирова. Он также снимался в фильме «Аэлита», играл роль Тускуба, властителя Марса, и плотно сотрудничал с киностудией «Межрабпом-Русь» в качестве режиссера, сценариста и актера. К.Сварожич — это близкий друг Н.Церетелли еще со времен театральных курсов Адашева, затем он, как и его друзья, служил в МХТ и перешел в Камерный театр А.Таирова.
фото 4. Н.Церетелли, актриса Н.Розенель и ее супруг — нарком просвещения РСФСР А.Луначарский.
Почему К.Эггерт и К.Сварожич выбрали пьесу наркома просвещения А.Луначарского, да еще и пригласили на главную роль своего друга? Ответ на поверхности — нарком просвещения А.Луначарский заведовал в новом государстве всей культурой. Это был не худший вариант «крышевания», выражаясь на современном жаргоне, для непролетарского искусства и его представителей. А.Луначарский поддерживал дружеские отношения с А.Таировым, А.Коонен и с самим Н.Церетелли. Авторитетный народный комиссар фактически покрывал буржуазный с точки зрения агитпропа ЦК театр А.Таирова и актеров с подозрительными по мнению чекистов анкетами. После «марсианского революционера» Н.Церетелли был призван друзьями для роли революционера в выдуманной А.Луначарским стране Белославии. И, кажется, К.Эггерт с К.Сварожичем имели ввиду некую политическую реабилитацию бухарского принца перед пролетарским официозом, приглашая его на роль белославского революционера. Так сказать, спасали друга.
(Продолжение в четвертой части.)
Свидетельство о публикации №225010301511