Бухарский принц в роли марсианского революционера
Часть четвертая. Окончание.
фото 1. Н.Церетелли (третий справа) и К.Сварожич (пятый справа) с участниками художественной самодеятельности Беднодемьяновска.1930 год. В этом городе в 1937 году скончался К.Сварожич. Источник: Госкаталог.ру
Пока А.Луначарский заведовал всей культурой страны советов, его пьесы шли на ура в столичных и провинциальных театрах. Газета «Известия», которую редактировал друг А.Луначарского Ю.Стеклов (Нахамкис) 28 февраля 1924 года писала: «В воскресенье 24 февраля в Академическом Малом театре состоялось чтение новой пьесы тов. А. В. Луначарского «Поджигатели». Фабула развертывается на фоне коммунистического движения в одном из юго-западных государств и изобилует большой динамикой действия и мастерски написанными персонажами. Пьеса имела очень большой успех у многочисленной аудитории и признана одним из наиболее ярких в сценическом отношении произведений автора».
Честно говоря, пьеса «Поджигатели» — ходульная агитка. Но обратите внимание: вождь революции уже умер. И на политическую сцену выдвигаются новые действующие лица. В журнале пролетарских писателей «На посту» Л.Авербах в это же время разнес «Поджигателей» в пух и прах: «Невольная рецензия вместо письма в редакцию» («На посту», 1924, № 1[5]) о пьесе Луначарского «Поджигатели». А Л.Авербах это кто? Это человек, который будет делать погоду в пролетарской литературе в последующие десять лет. Он же — племянник Свердлова, зять В.Д.Бонч-Бруевича, брат жены Г.Ягоды.
А.Луначарский не забывал бухарского принца даже тогда, когда наркомовское кресло под ним стало пошатываться под ударами Л.Авербаха и его соратников. В 1927 году Н.Церетелли получил роль худоожника Христофорова в фильме «Яд», снятом режиссером Е.Ивановым-Барковым. Это была экранизация одноименной пьесы А.Луначарского. Фильм частично сохранился и было бы интересно его посмотреть. Здесь уже А.Луначарский предвидел некоторые актуальные темы послеленинского этапа истории СССР: и лабораторию ядов под кураторством Г.Ягоды и неожиданные смерти некоторых партийных руководителей, и грядущую шпиономанию. По сюжету фильма в СССР прибывает иностранный шпион с целью отравления крупных советских работников и вербует исполнителя. Своего рода основа сценария для будущего судебного процесса по «делу Объединенного право-троцкистского блока»» в марте 1938 года, когда на скамье подсудимых рядом с Г.Ягодой, Н.Рыковым, Н.Бухариным и узбекистанскими партийными деятелями И.Зеленским, В.Ивановым, А.Икрамовым, Ф.Ходжаевым, оказались врачи Л.Левин, И.Казаков и Д.Плетнев. Последние обвинялись в отравлении Горького, В.Куйбышева, Р.Менжинского.
В 1929 году А.Луначарский становится всего лишь представителем старой ленинской гвардии. Его убрали с поста наркома просвещения. Как видим, дата совпала с началом сталинской бюрократической революции, когда радикально был решен вопрос с Троцким, а вскоре и со всеми его стронниками. А.Луначарского отодвигают на малозначительные посты, более похожие на почетную ссылку. В 1933 году А.Луначарского назначили полпредом в Испанию, но по пути в поезде его поразила коварная стенокардия, пришлось труп возвращать в СССР, кремировать и урну с прахом устанавливать в Кремлевской стене.
Можно, конечно, по делу критиковать пьесы А.Луначарского и особенно его страсть латинизировать все сущие наречия на просторах нашей необъятной Родины, не исключая и великого и могучего языка межнационального общения, но вот по отношению к своему другу Н.Церетелли он оставался безупречно честным. Именно А.Луначарский заметил у бухарского принца страсть к коллекционированию редких народных самобытных игрушек. Из гастрольных поездок и путешествий Н.Церетелли неизменно привозил деревянные и глиняные игрушки, сделанные деревенскими мастерами. Со временем хобби у страстных коллекционеров всегда перерастает в квалифицированную специализацию. Так произошло и с Н.Церетелли. Он перерос свое увлечение, стал незаурядным знатоком деревенской игрушки и был готов написать по этой теме книгу.
Стоит напомнить интересный факт из актерской биографии Н.Церетелли: еще в 1917 году он сыграл роль Деревянного солдатика в пантомиме «Ящик с игрушками» на музыку К.Дебюсси в постановке А.Таирова в Камерном театре. Возможно тогда уже Н.Церетелли почувствовал живую душу игрушки и постепенно начала складываться коллекция его игрушечных раритетов. По совету А.Луначарского он начал писать книгу «Русская крестьянская игрушка». Предисловие к его труду написал сам бывший нарком. Наверное, А.Луначарский подобрал неслучайное издательство для публикации труда Н.Церетелли. Это было издательство Academia, которым в этот период руководил еще один представитель старой ленинской гвардии Л.Каменев, политическая карьера которого уже была на излете к этому времени. Красиво и со вкусом оформленная книга вышла в издательстве Academia в 1933 году. Но в таком окружении сталинских врагов книга не могла принести автору славу и популярность в новой исторической реальности. Как сказал бы злейший враг А.Луначарского М.Булгаков: «Товарищ писатель, время вашей славы еще не наступило».
фото 2. Скан из книги Н.Церетелли «Русская крестьянская игрушка». Козел с серебряными рогами, олень с золотыми рогами в виде «пятиярусной тиары», по выражению Н.Церетелли, и баран. Работы гончара Л.Зоткина из села Абашево. Будучи в Беднодемьяновске, Н.Церетелли ездил в село Абашево, которое находится неподалеку, и встречался с мастером Л.Зоткиным.
После выхода труда Н.Церетелли в свет стало очевидным, что это одно из наиболее полных исследований истории русской крестьянской игрушки. Отдельные главы книги были посвящены традиционным и авангардистским игрушкам, агрессивным военно-историческим миниатюрам и благостно-миролюбивым творениям, анималистике и кукольным плодам труда с религиозным подтекстом, трещоткам, пищалкам, погремушкам и прочим звуковым безделушкам, а также динамическим шедеврам далекого безбатареечного прошлого. Н.Церетелли одним из первых обратился к теме городского влияния на крестьянскую игрушку, а также привел в книге любопытные сведения о фактуре игрушек и производственных материалах.
Сейчас, почти через век, выяснилась парадоксальная несправедливость в сохранении творческого наследия для истории профессиональных достижений актера и материальных результатов его увлечения крестьянской игрушкой. Сохранилось только несколько немых фильмов с его участием, остальные — безвозвратно утеряны. О них повествуют газетно-журнальные рецензии, фотографии и открытки. А театральные постановки в то время еще не запечатлевали на пленку. Контрастирует с этими утратами книга Н.Церетелли «Русская крестьянская игрушка», она жива и очень высоко котируется среди библиофилов и специалистов. Чудом сохранился в вихре исторических событий и войн церетеллиевский «ящик с игрушками». Через много лет его приобрел московский коллекционер греческого происхождения Г.Костаки. По свидетельству искусствоведа и историка искусства Е.Муриной коллекцию старинных игрушек Н.Церетелли музеи отказывались приобретать и в конце 60-х годов прошлого века Г.Костаки купил это собрание, потому что целостность уникального собрания уже начала нарушаться, и ценные экспонаты распродавались. Тем самым Г.Костаки спас коллекцию игрушек Н.Церетелли. Перед отъездом в Грецию в 1977 году Г.Костаки подарил коллекцию игрушек Н.Церетелли СССР, и сейчас она находится в фондах Музея-заповедника «Царицыно».
фото 3. Н.В.Анзимирова. Портрет актера Н.М.Церетелли в роли Мориса Саксонского в спектакле "Адриенна Лекуврер" в постановке А.Я.Таирова в Московском Камерном театре. 1928 год. Местонахождение: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина.
Вернемся к канве биографии Н.Церетелли. По окончании эпохи А.Луначарского «ушла крыша» буржуазного театра и непролетарских актеров. Началось постепенное закручивание гаек. На таировцев власти стали косо поглядывать. А судьба бедолаг без партийной опеки и вовсе была незавидной. Друга Н.Церетелли актера и режиссера К.Сварожича в 1934 году послали копать Беломорканал. На зоне оценили его актерский и режиссерский талант, назначив главным режиссером Центрального театра Беломорканала в Медвежьегорске. В 1937 году его освободили с подорванным здоровьем, и вскоре он скончался. Второго друга Костю — К.Эггерта арестовали в 1938 году и приговорили к 15 годам заключения, но он продолжал бороться, и срок скостили до восьми лет. В лагерях он работал режиссером, освободился в 1946 году и сумел вернуться в кино и театр.
Н.Церетелли стал пробовать свои силы на режиссерском поприще, в 1929-1934 годах он работал режиссером в Театре оперетты. Участвовал в постановках опер «Русалка» и «Богема» в Большом театре, выступал как эстрадный чтец. Подобно К.Сварожичу и К.Эггерту его не репрессировали, но после убийства С.Кирова в 1934 году представителям бывших эксплуататорских сословий в разной степени «тонкости» намекнули о нежелательности их присутствия в столице пролетарского государства. С этого времени Н.Церетелли трудится режиссером в провинциальных драмтеатрах страны: в Калинине, Могилеве, Минске и Костроме. В Минске совместно с Д.Орловым Н.Церетелли поставил «Анну Каренину» по роману Л.Толстого и играл в этой постановке роль Вронского. В 1940 году Н.Церетелли принимают в труппу Ленинградского театра комедии, где он запомнился ролью Камило в «Валенсианской вдове» Лопе де Веги.
Но в следующем году началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года Ленинград был блокирован немецкими и финскими войсками. Для ленинградцев наступили голодные времена. Усилиями главного режиссера Ленинградского театра комедии Н.Акимова актеров удалось эвакуировать в декабре 1941 года на «большую землю». Здоровье Н.Церетелли уже к этому времени значительно пошатнулось, в самолет его несли на носилках. В Кирове Н.Церетелли госпитализировали, но он находился в последней стадии истощения и 6 февраля 1942 года скончался.
Свидетельство о публикации №225010301517