сто лет оркестру полиции Израиля для газеты
Израиль - исторически молодое государство с древней и славной историей. Приятно и парадоксально, что его старейший музыкальный коллектив, отметивший в 2021 году свой столетний юбилей, подведомствен не министерству культуры, не филармонии, не какому-либо театру. Это - оркестр полиции Израиля.
В 1921 году тогдашняя британская палестинская полиция создала небольшой духовой коллектив. Первым его дирижёром стал капитан Обери Сильвер. Во время арабских беспорядков в Иерусалиме в 1938 году он был ранен в результате взрыва гранаты. Его сменил Нафтали Грибов, именем которого названа одна из репетиционных студий оркестра.
После провозглашения Государства Израиль музыканты сменили погоны, но оркестр сохранился. Несколько оркестрантов погибли в Войне за Независимость...
Сегодня мы беседуем с недавним руководителем оркестра Михаилом Гуревичем.
Михаил Гуревич - автор многих обработок популярных классических произведений, а также фантазий на темы израильских композиторов и мировых классиков, выпускник кафедры духовых инструментов Ленинградского института культуры. До репатриации работал в оркестре Ленинградского театра музыкальной комедии, затем - восемь лет в сценическом оркестре Мариинского театра. В Израиле - с 1990 года. Сразу после приезда, буквально на второй день, начал работать в Тель-Авивском симфоническом оркестре, за что благодарен своим друзьям, которые привели его на прослушивание. А с 2004-го он стал заместителем дирижера Оркестра полиции, позднее возглавив этот коллектив.
Мы говорили с Михаилом Гуревичем о музыке вообще и о «музыкальной полиции» в частности.
- Сегодняшний Оркестр полиции Израиля, - рассказывает Михаил, - состоит из профессиональных музыкантов с высшим и средним музыкальным образованием. Большинство - выходцы из стран СНГ. Многие из них являются выпускниками известных консерваторий, имеют опыт работы в различных симфонических и духовых оркестрах. Среди них есть лауреаты различных конкурсов музыкантов-исполнителей.
При этом мы – работники полиции. Как и все полицейские, мы проходили курсы специальной подготовки, принимали присягу. Поэтому иногда, в дни праздников или крупных мероприятий, нас направляют на усиление нарядов полиции, где оркестрантам приходится выполнять обязанности обычных полицейских.
Есть ещё такое понятие как «кав кедми» (в буквальном переводе – передовая линия), когда участник оркестра направляется на работу в полицию на более длительное время. Так что, как поется в песне из известного советского сериала, «наша служба и опасна, и трудна». Без всякой натяжки!
- Ваш музыкальный коллектив – один из наиболее востребованных в Израиле?
- У нас концерты или участие в мероприятиях – практически ежедневно. Даже затрудняюсь их перечислить. Прежде всего это церемониальная служба. Вручение верительных грамот послам зарубежных стран в резиденции Президента Израиля. Обслуживание праздников и торжеств нашей полиции. Участие во всех мероприятиях, посвящённых знаменательным датам нашей страны. Мы очень часто выступаем в школах, много концертов даем в домах престарелых. Участвовали в фестивалях - как в Израиле, так и за рубежом. Мы - частые гости в доме президента страны во время приема зарубежных гостей. Бывают и вечера памяти погибших полицейских и пограничников, на которые всегда приглашаются члены их семей.
Кстати, согласно уставу, всякий раз, когда перед сотрудниками полиции выступает министр внутренней безопасности или генеральный инспектор, их выступления предваряет особый звуковой сигнал. Подаём его, конечно же, мы, музыканты.
- Не новый вопрос: какова роль дирижёра в музыкальном коллективе. Насколько она значима? Похожа ли она на роль полицейского в обществе?
- Начнём с того, что дирижёр отвечает за единое художественное воспроизведение всеми музыкантами того или иного музыкального сочинения. Трактовка любого опуса – работа тонкая, филигранная, со многими нюансами. Тридцать или более, - да тут не в числе дело! - участников оркестра никогда не договорятся обо всех музыкальных деталях. Основная задача дирижёра — организовать слаженное воплощение замысла композитора оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть много), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления инструментов.
Во время исполнения произведения дирижёр жестами обозначает своеобразную схему – "сетку", которая даёт музыкантам представление о точном моменте звучания. Таким образом, благодаря дирижёру коллектив оркестра работает как единое целое, где каждый слышит и понимает звучание другого, а не просто играет написанные в партии ноты.
Есть ещё один важный момент. Концертные залы бывают очень разные. И сцены тоже не похожи одна на другую. И акустика везде своя. В некоторых залах музыканты не слышат друг друга или слышат не то, что реально играется, а то, что долетело до конца зрительного зала и эхом вернулось! И тут особенно важно, чтобы музыканты смотрели на дирижёра, - по его жестам они точно поймут, что происходит в музыкальной ткани исполняемого произведения. Точнее, в каком моменте исполнения все они находятся.
В конечном итоге, складывается трактовка музыкального произведения – и за неё несёт ответственность именно дирижёр.
Репертуар нашего оркестра чрезвычайно широк. Он включает произведения и композиторов-классиков, и современных израильских авторов, и джазовые сочинения. В подборку на диске вошли и новые обработки, и известные популярные произведения.
- И в заключение беседы расскажите о каких-либо курьёзах, которыми наверняка богата жизнь музыканта,,,
- Курьёзов было много, всех не упомнишь… Впрочем, один я помню отчетливо. Однажды наш оркестр выступал в одном из социально неблагополучных городских районов, где полицейские одновременно проводили операцию по задержанию наркоторговцев, используя нас в роли своего рода отвлекающего прикрытия. Люди слушали музыку, все расслабились, в том числе и преступники, и тут-то наши коллеги их и повязали. Вот так! Почти как в фильме «Ликвидация».
Не раз случались особые ситуации, которые курьезными не назовешь. Например, на одном из наших концертов в доме престарелых города Петах-Тиквы раздалась сирена тревоги. Это было во время обострения ситуации с «Хамасом» - Израиль проводил операцию «Несокрушимая скала». Надо было спуститься в бомбоубежище. В Израиле привыкли к таким ситуациям. Никакой паники. И мы, и зрители спустились. После отмены тревоги мы вернулись на сцену, концерт продолжился… Всё прошло великолепно! Концерт завершился с большим успехом, как говорится, «на ура!» - несмотря на то, что публика была возбуждена. Возможно, красота и искусство помогут спасти этот мир!
Борис Турчинский
Свидетельство о публикации №225010301526