Всё началось с Мольера

Совершенство его Мольера  пьес задело многие умы, и в конце концов он стал для меня огромным открытием. Я перечитала почти все его пьесы — нигде нет слабых мест или скуки.
И вот я оказалась у Михаила Булгакова. Меня удивило и порадовало, что Булгаков посвятил две книги Мольеру, подробно изучая не только его пьесы, но и историю его жизни. А вот Пушкину Булгаков посвятил всего одну пьесу — "Последние дни". Однако сам Пушкин в этой пьесе практически отсутствует; он появляется лишь в финале, когда его, смертельно раненого, приносят в его квартиру. Почему Пушкина почти  нет.? Это заставляет задуматься.            Пушкин жил в обществе, где женщина чаще всего отводилась роль бессловесной, покорной фигуры. В его произведениях, например, Татьяна из "Евгения Онегина" олицетворяет идеал женской верности и самоотречения. Однако этот образ резко контрастирует с героинями Мольера, свободными в своём выборе и смело отстаивающими свои взгляды на жизнь, любовь и общество.
Мольер провозглашал, что любовь — это дитя свободы. Для его героинь брак не был преградой для истинных чувств. Это смелое утверждение звучало революционно в XVII веке, и даже сейчас оно вдохновляет.  У Мольера ясно сказано, что брак не должен ограничивать предпочтения женщины, и её душа вольна выбирать того, кого она любит. Законный муж не должен быть преградой для счастья. И это чувство, любовь, возвышает женщину, делает её прекрасной и более привлекательной, что в итоге очаровывает окружающих, в том числе царя.
Наталья, по сути, стала Первой леди империи. Она находилась на такой высоте, что уже не обращала внимания на сплетни мелких людей.
Есть мнение, что Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, чтобы защитить честь жены. Но Наталья вовсе не чувствовала себя оскорблённой, и конфликт разворачивался главным образом в голове самого Пушкина, травмируя его эгоцентризм.
Никакие богатства мира не могут заменить любовь. Наталья расцвела, став ещё более привлекательной. В пьесе Булгакова Наталья ясно говорит, Ах она  сегодня не видела Дантеса и жизнь кажется невыносимой без его общества.
  Если взглянуть шире, культурное развитие России XIX века значительно уступало Западной Европе. Женщины России, за редкими исключениями, такими как жёны декабристов, оставались заложницами своей среды. Их образы в литературе часто ограничивались клише или комическими типажами, как у Гоголя. В отличие от этого, женщины Мольера сияют как личности, свободные, яркие и полные энергии.
Интересно также отметить, что Мольер был независим в своём творчестве, тогда как Пушкин, связанный государственной службой, часто оказывался под гнётом власти. Его юношеский "Ода вольности" сменился зрелым "Клеветникам России", в котором он поддерживал имперскую политику. Это, несомненно, отражает его внутреннюю борьбу и разочарование.
Мольер, напротив, с молодости следовал своему призванию, избрав путь бродячего актёра. Его пьесы не просто развлекали, но и воспитывали общество, пробуждая в людях добрые чувства и указывая на недостатки общества.
Подводя итог, Мольер и Пушкин — два выдающихся автора, два гения своих эпох. Однако их взгляды на женщину и общество резко различаются. Мольер провозглашал свободу и равенство, тогда как Пушкин, оставаясь в рамках своей эпохи, во многом поддерживал традиционные ценности. И всё же, их творчество продолжает вдохновлять и сегодня, заставляя нас задумываться о вечных вопросах любви, свободы и человеческого достоинства.


Рецензии