Что такое плотский грех?

Увы, головы многих моих православных братьев и сестер полны религиозных мифов, суеверий и нелепостей!
Между тем, отцы Церкви благословляют всех христиан бороться с заблуждениями и суевериями.
А значит и меня. 

Вот одно из таковых, весьма распространенных заблуждений: плоть наша - враг наш, источник греха, грязи и мерзости.
Увы, это большая глупость!
Пахнущая богохульством и ересью.

Некогда были еретики-флагелланты –  католики, которые считали, что лучший способ избавиться от греха – наказать своё грешное тело.
По всей Европе большие группы людей собирались вместе, чтобы наносить самим себе удары бичом.
В 1349 году они прибыли в Лондон и устроили настоящий спектакль очищения: у каждого в правой руке был бич с тремя хвостами.
У каждого хвоста был узел, а из середины его иногда торчали острые гвозди.
Они шли нагишом один за другим и хлестали себя этими бичами по окровавленным телам.
Однако, в том же году Папа Климент VI издал папскую буллу против флагеллантов.
То есть даже католики, будучи еретиками, уяснили глупость обвинения плоти во всех грехах.

За еретическую веру в якобы грешную плоть по Правилам Православной Церкви христианин в древности должен был понести наказание (покаяние и лишение Причастия на определенный срок).

Откуда взялась эта ненависть к животному, в которое мы ныне одеты - к плоти?
Этот миф родился, в частности, из неверного толкования послания апостола Павла (Гал. 5:17):
"Плоть бо похотствует на Духа, Дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите" (церковно-славянский).
Перевод: "Ибо плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы".

Вот правильное, не мифологическое толкование этих строк отцами Церкви.



1. Свт. Феофан Затворник


Наши толковники, все - слова: "Да не яже хощете, сия творите",  - прямо так и разумеют, как внушение, чтоб верующие не исполняли пожеланий плоти и строго противились им.
Святой Златоуст говорит:
«Апостол указал здесь на борьбу злых и добрых помыслов. Но хотеть и не хотеть - есть дело души. Потому он и говорит: сия же друг другу противятся, - чтобы ты не дозволял душе ходить в злых ее пожеланиях.
Он сказал сие как наставник и учитель, возбуждая страх».
Блаженный Феодорит пишет:
«Плотию называет Апостол наклонность воли к худшему; духом же - обитающую благодать; потому что она руководствует душу к лучшему.
Как же возможно препобедить плотские страсти?
Да не яже хощете, сия творите.
Не следуйте неуместным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содействующую благодать Духа».


2. Блж. Феофилакт Болгарский


На основании этих слов манихеи и все подобного рода еретики говорят, что человек состоит из двух противоположных сущностей и что апостол подтверждает это настоящими словами.
Но нет: он рассуждает не о сущности, но плотью называет земные помыслы, беспечные и беззаботные, а не тело.
И духом называет духовные помыслы, а не душу.
Земные помыслы, говорит он, противятся духовным, а духовные - земным.
Итак, он признает борьбу злых и добрых помыслов, но не тела и души.
Ибо желать и не желать есть дело рассуждающей души.
Прибавляет же: не то делаете, что хотели бы, потому что и тело содействует душе, а не противится, и душа держится тела и все терпит, чтобы не оставить его, и оторванная от него, скорбит.
Какие же они после этого противники, когда имеют такую связь друг с другом?



3. Свт. Иоанн Златоуст


Тело принадлежит к числу вещей не движущих, а движимых, не действующих, а которыми действуют; так как же, в таком случае, оно желает?
Желание, без сомнения, принадлежит душе, а не телу…
Как же Павел говорит: плоть желает противного духу?
Плотью он обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю; например, когда говорит: вы не по плоти живете, а по духу (Рим. 8:9).
И еще: живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8:8).

Итак, что же?
Следует убивать плоть?
Но сам сказавший это разве не был облечен плотью?
Такие внушения - дело не плоти, а диавола, так как он был человекоубийца от начала (Ин. 8:44).

О чем же, в таком случае, говорит апостол?
Плотью он называет здесь помысел земной, легкомысленный и нерадивый, а в помысле виновато не тело, но беспечная душа.
Ведь тело есть только орудие; от орудия же никто не отвращается и не ненавидит его; а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло.
Мы ненавидим и наказываем не меч, а человекоубийцу.

Но, скажет кто-нибудь, называть грехи души именем плоти именно и значит обвинять тело.
Я же признаю, что хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна.
В самом деле, то, что ниже хорошего, и само хорошо, тогда как худое не ниже хорошего, но совершенно противоположно ему…
С другой стороны, именем плоти Писание называет обыкновенно и таинства, и всю Церковь, называя ее телом Христовым (Кол. 1:18)…
Если же апостол говорит: плоть желает противного духу, то говорит о двух противоположных видах помыслов - о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело.
Если бы эти последние находились во взаимной вражде, то они истребили бы друг друга, как вода истребляет огонь, как тьма - свет.

Если же душа заботится о теле и проявляет по отношению к нему великое попечение, и весьма многое претерпевает, чтобы только не расстаться с ним, и сопротивляется, когда ее хотят с ним разлучить; если, в свою очередь, и тело служит ей, и доставляет ей много познаний, и само приспособлено к ее деятельности, - то как они могут быть противными и враждебными друг другу?




ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Итак, плоть наша имеет лишь нужды: в еде (голод), в питье (жажду), в тепле, в воздухе и иные.
Ничего, кроме нужд, у нее нет.
Если не удовлетворять нужды плоти - умрем.

Наши желания, стремления, мечтания, мысли и помыслы, чувства, склонности - у души.
Нижнюю часть души мы именуем сердцем, здесь живут чувства, стремления, склонности (вспомним: "Сердцу не прикажешь!").
Верхнюю - ум, здесь бродят помыслы, мечты - одиночные, парами или целыми стадами.
Иногда мысли (помыслы) подобны молодым скачущим коням (вспомним: "Мои мысли - мои скакуны!").
Иногда они - как туман или дождь.
Если в небесах ума нашего сияет Солнце правды - Христос Бог, то душа светла и чиста.

А что насчет дна её?
Души наши весьма глубоки - это бездна.
Бездна, в которой таит себя преисподняя, со времен падения Адама и Евы.


Рецензии