Аве Мария

 Скрипка - инструмент солирующий. Обычно, она как королева выступает в сопровождении  свиты: это может быть аккомпанемент оркестра, рояля, или любого другого инструмента. Очень хороша скрипка в сочетании с гитарой! Вариантов не счесть.  На четырёх тонких струнах, под нажимом смычка, то страстно, то нежно, льётся голос хрупкой скрипки, поддерживаемый и обогащенный красками аккомпанемента.  И для меня, с семилетнего возраста привыкшей выводить на скрипке мелодию –  она была главным действующим лицом.
Её величество, Мелодия! Её можно петь. Можно играть на любом инструменте. И всегда она будет узнаваема и любима.
А вот аккомпанемент - вы уж простите меня – казался вторичным. Ведь и без него можно обойтись, в случае, если нет аккомпаниатора на рояли, гитаре, аккордеоне или оркестра.
 
 Позже пришло понимание, что одинокий голос моей скрипки только выигрывал  в окружении других голосов. Музыка становилась богаче, насыщенней, ярче.
В огромной музыкальной библиотеке произведений для скрипки,  «Сонаты и Партиты» Иоганна Себастьяна Баха стоят особняком. Они были написаны для скрипки соло, и в своей богатой аккордами гармонии самодостаточны.

 Играя мелодию на скрипке, я, в детском невежестве своём, никогда не сомневалась в том, что композиторы вначале сочиняют мелодию, а уж потом подбирают к ней «аккомпанемент», как мы это делали на уроках в классе по гармонии, где надо было гармонизировать мелодию, то есть, дописать к ней аккорды. Возможно, так и есть? Не знаю. Всё зависит от автора сочиняемого произведения.

 Всем известно, что гениальный Моцарт не успел полностью написать своё последнее творение – «Реквием». Достоверно известно, что ему удалось полностью написать лишь первую половину «Реквиема». Остальное дописал его ученик Зюсмайер. При этом, в Секвенции Dies Irae Моцарт выписал вокальные голоса, сделал некоторые пометки, но полная инструментовка отсутствовала.
Значит, моя догадка имеет право на жизнь.

 Каково же однажды было моё удивление, когда я  услышала хорошо знакомые арпеджио* без солирующей темы, знаменитой и горячо мною любимой! Я так ясно слышала мелодию в переливах фортепианных голосов, и всё ждала: ну когда же, когда вступит сама мелодия «Аве Марии»? Разве можно исполнять одно только «сопровождение» без мелодии?

 Прости меня, великий Иоганн Себастьян Бах! Ведь это звучала твоя Прелюдия номер 1 из «Хорошо Темперированного Клавира».
 Прелюдия и Фуга До мажор были написаны Бахом на Евангельский текст Благовещения архангелом Гавриилом Деве Марии о предстоящем зачатии от Святого Духа. Это сочинение идет под первым номером (что символично) и возглавляет величайшее творение фортепианного искусства. 1 том «Хорошо темперированного клавира» состоит из 24 прелюдий и фуг и был написан Бахом ещё в 1722 году. Бетховен называл его «своей музыкальной Библией».
 
 Примечательно, что этот клавир был написан Бахом для способной обучающейся музыке молодёжи и для музыкального развлечения людям владеющим инструментом. Вряд ли для концертного исполнения. Но с тех пор исполнение одного или нескольких Прелюдий и Фуг до сих пор входит в обязательную программу обучения пианиста. Более того, Прелюдии и Фуги часто звучат в концертном исполнении, завораживая слушателей своей красотой.

 Особую любовь и всеобщее признание за свою изысканность, простоту и светлую напевность, получила Первая Прелюдия до мажор, причём не только среди музыкантов, но и у широкого круга любителей музыки.  Лёгкие переливчатые арпеджио вызывают ассоциации с живописными изображениями ангелов, играющих на лютне и передают ангельский свет, чистоту и надежду.
 
 Интересная судьба ожидала это прославленное произведение. Можно сказать, что свершилось чудо, давшее новую жизнь Первой Прелюдии, сохранив при этом свою предтечу.
Прошло 130 лет.

 В один из дней 1852 года, развлекая публику в гостиной французского пианиста Пьера Циммермана, молодой композитор Шарль Гуно играл Прелюдию до мажор Баха и решил сымпровизировать, отважившись доиграть мелодию к уже известной прелюдии. 
Гуно гениально услышал мелодию в арпеджиях Прелюдии. Слушатели были в восторге! И с этого момента начинается загадочная часть дальнейшей истории произведения.

 "Удивительно, - пишет Павел Бугров, - и то, что прелюдия Баха, являясь оконченным произведением, которое не нуждается в продолжении, при звучании мелодии досочинённой Гуно становится единым целым с ней и вместе они представляют собой такое цельное звучание, что невозможно догадаться, что эти два произведения были написаны разными композиторами, да ещё и в столь разные эпохи."

 Существует две версии превращения мимолётной импровизации в музыкальную запись. По одной из них, понравившуюся импровизацию записал и переложил для скрипки и небольшого хора его будущий тесть, пианист Пьер-Жозеф Циммерман.
 По другой – из этого удачного сочетания прелюдии Баха и импровизации Шарлем Гуно была оформлена пьеса – мотет – для скрипки или виолончели, которая была названа «Размышления над прелюдией Баха до мажор».

 Изданная в 1853 году, первая инструментальная пьеса быстро стала известной. Она исполнялась в салонах, звучала по завершении многих концертов и очень полюбилась публике. Позже ему пришла мысль сделать вокальный вариант. Но первоначальный текст был другой. В том же году композитор положил лирическое стихотворение французского поэта Альфонса де Ламартина на свою мелодию.  Оказалось, что пьеса превосходно подходит для вокального исполнения.

 Через семь лет после появления мелодии, в 1859 году, новая пьеса в соавторстве двух композиторов была положена на молитву Ave Maria на латыни и была опубликована в Париже издательством Heugel под названием M;lodie religieuse adapt;e au 1er pr;lude de J.S. Bach.
 И уже 24 мая 1859 года знаменитая мадам Каролина Миолан-Карвальо (Caroline Miolan-Carvalho) впервые исполнила «Аве Мария» Шарля Гуно (Charles Gounod) перед широкой публикой. И тогда же вышла знаменитая опера Гуно «Фауст».

 К сожалению, остаётся загадкой, кому пришла гениальная идея использовать слова молитвы Ave Maria на латинском языке.  Хотя, не без основания можно предположить, что это был сам Шарль Гуно. В 1843–1848 годы он работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения и даже начал помышлять о духовной карьере. Но позже, в результате сложной внутренней борьбы, отказался от намерений принять духовный сан  и посвятил себя искусству.

 «Аве Мария» Баха-Гуно навсегда осталась драгоценной жемчужиной в перечне гениальных произведений автора оперы «Фауст».

* арпеджио – звуки аккорда, берущиеся последовательно один за другим.
**мотет – вокальное многоголосное произведение полифонического склада.


Рецензии
Здравствуйте, Ада! Благодарю Вас за интересное эссе, которое чуточку расширило мои скудные познания классической музыки. Скрипка входит в круг инструментов, которые я люблю слушать. У меня была неплохая коллекция виниловых джазовых пластинок и я обожал слушать Стефана Грапелли с другими музыкантами, особенно, нравился его совместный концерт с Иегудой Менухиным. Кстати, скрипке я посвяти рассказ "Волшебная скрипка" http://proza.ru/2016/02/18/1966

С уважением и пожеланием всего самого доброго,

Владимир Пастернак   06.01.2025 18:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за прочтение моего эссе и комментарий к нему.
Слушать Стефана Грапелли люблю, великолепный был скрипач! Думаю, Вы слышали его игру с Джанго Рейнхардтом. Особенно мне нравится Minor Swing в их исполнении.
С удовольствием освежу свою память и прослушаю Грапелли с Иегудой Менухином. Не знала, что Менухин тоже увлекался джазом.
С уважением и пожеланиями добра,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   06.01.2025 23:32   Заявить о нарушении
Я не была уверена, что можно в своей публикации поместить линк на музыкальное произведение. Возможно, Вы слышали Прелюдию Баха, о которой идёт речь в моём эссе. На всякий случай помещаю здесь линк на неё.
Бах 1Прелюдия http://m.youtube.com/watch?v=2FedYdHJ-vI&t=124s&pp=2AF8kAIB

С уважением и теплом,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   07.01.2025 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.